Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен»

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен»


Скачать 200.17 Kb.
НазваниеПрограмма принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен»
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЛЬХОВАТСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрена Утверждена:

и рекомендована на МО директор МКУ ДО Дом

Протокол №3 от 11.01.2016 пионеров и школьников

_________ Хижнякова Н.В.

Программа принята:

на педагогическом совете

протокол № 5 от 15.01.2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ РАДИОСПОРТСМЕН»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ

Возраст воспитанников: 10-18 лет

Срок реализации программы: 2 года


Составил программу:

педагог дополнительного образования

Пастухов Виктор Анатольевич

п. Ольховатка

2016 год

Содержание


Пояснительная записка……………………………………..…………….……… 3

Учебно-тематический план на 1-й год обучения……………………………..….8

Содержание программы первого года обучения……………………………….9

Учебно-тематический план на 2-й год обучения ……………………………………11

Содержание программы второго года обучения ………………………….… 12

Методические рекомендации………………………………………………..….. 14

Методическое обеспечение программы…………………………………………15

Материально – техническое обеспечение……………………………………….15

Литература ………….……………………………………………………………16

Пояснительная записка
Радиоспорт играет важную роль в военно-патриотическом и физическом воспитании молодежи, в подготовке юношей к службе в рядах защитников Отечества. Пройдя подготовку в радиошколах, радиоклубах ДОСААФ, радиокружках и секциях по радиоспорту, школьники постигают основы радиотехники, становятся радиотелеграфистами и радиотелефонистами, что подготавливает подростков и юношей к сознательному выбору вида деятельности, связанной с защитой Отечества, готовит к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

«… Большое разнообразие решаемых спортсменом задач способствует его гармоничному развитию и формирует такие качества как сообразительность, решительность, развивает гибкость ума, внимание, память, способность анализировать, прививает массу жизненно необходимых навыков.

Радиоспорт – это радиотехника во всем его огромном понятии и масштабе. В понятии радиоспорта входит:

- скоростная радиотелеграфия;

- спортивная радиопеленгация;

- спортивное радиоориентирование;

- работа с радиостанциями на коротких и ультракоротких волнах;

- многоборье радистов.

Словом спорт плюс техника, атлетизм и изобретательность, выносливость и ясность мысли – эти сочетания присутствуют везде, где говорят о гармоничном развитии личности, военно-патриотического воспитания молодого поколения» - сказал Э. Кренкель.
1. Радиоспорт и радиолюбительство – одно из самых интересных увлечений, оно позволяет приобрести ценные практические навыки и знания в области электро и радиотехники, а так же географии и иностранных языков, физике и физической культуре. Данная модифицированная программа составлена на основании рекомендаций, изложенных в примерном положении о любительских радиостанциях коллективного пользования в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16).

2. Целью создания программы является развитие радиоспорта в п.г.т. Ольховатка и Ольховатского района Воронежской области, а так же показать актуальность и значимость данного вида спорта в современном мире.

Задачи:

Образовательные

  • получение учащимися базовых знаний в области радиотехники и электроники, при конструировании;

  • формирование навыков практической работы по созданию и ремонту различных устройств электроники и автоматики;

  • планирование научно-практических работ, экспериментов, проведение наблюдений, измерений;

  • расширение, повторение, обобщение, систематизация знаний, полученных ранее в объединении и школе;

  • обучение работе с информационными ресурсами («Интернет», технической и справочной литературой) и навыками оформления полученных результатов

  • ознакомление с новыми элементами общенаучных и специальных знаний


Воспитательные

  • Показать роль радиосвязи в современном обществе.

  • Вовлечь в активную деятельность проведения радиосвязи на КВ и УКВ, участие в соревнованиях по СРП и СРТ школьников.

  • Совершенствовать навыки общения.

  • Сформировать культуру общения.


Развивающие

  • Развитие навыков проведения исследовательских и экспериментальных работ,

  • Развитие способностей учащихся к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;

  • Развитие воображения, творческого мышления и практических навыков выполнения научно-практических работ


Методы достижения поставленных целей и задач:


  • Личностная ориентация образовательного процесса;

  • Оптимальное сочетание теоретических и практических занятий;

  • Закрепление изученного материала с использованием радиопередающей аппаратуры

  • Широкое использование технических средств обучения при проведении как теоретических, так и практических занятий;

  • Привлечение к участию в образовательном процессе спортсменов, специалистов;

  • Участие в соревнованиях, радиоэкспедициях


3 .Отличительные особенности программы:


  • Поддержка и пропагандирование разных направлений деятельности в учреждениях дополнительного образования (а именно, коллективные радиостанции, радиоклубы и т.д., )

  • Самостоятельность и активность, как средство развития компетентности начинающих радиолюбителей.

  • Нетрадиционные формы проведения занятий (использование компьютерных ресурсов, выездные экспедиции, участие в «Полевых днях» на УКВ и КВ диапазонах и т.д., участие в очных и заочных соревнованиях по радиосвязи на КВ и УКВ, спортивной радиопеленгации, скоростной радиотелеграфии).

  • Работа с новейшими видами связи (цифровые.)

  • Работа через ИСЗ и проведение радиосвязи с МКС


4.Особенности возрастной группы детей.
1. Учебные группы комплектуются из учащихся 3-11 классов. ( возраст от 10до 18 лет.) Оптимальная численность учебной группы 5—7 человек, т.к. изучаемый предмет является технически сложным, требует тщательного соблюдения правил по технике безопасности и особо внимательного отношения к теоретической и практической части занятий со стороны учащихся и педагогов (Методические рекомендации по организации радиотехнических кружков, 2008).

2. Основной формой работы со школьниками — групповые занятия, на которых школьники получают теоретические знания и практические навыки.

В качестве формы обучения используются индивидуальная учебно-исследовательская работа детей под руководством преподавателя.

3. Деятельность радиоспортивного кружка рассчитана на двухлетнее обучение. В кружках первого года обучения ребята изучают основные правила работы в эфире, кодовые выражения и радиосвязь на русском языке. В кружках второго года обучения ребята изучают основы радиоэлектроники, правила работы цифровыми видами связи, антенны и типовую радиосвязь на английском языке.

5.Режим занятий

1. Общее количество часов

  • Для первого года обучения - 144: из них теоретических– 72часа, практических–72 часа.

  • Для второго года обучения – 144: из них теоретических– 72 часа, практических–72 часа.

2. Количество часов в неделю– 4.

3. Занятия проводятся два раза в неделю

4. Учет посещаемости ведется в журнале кружковой работы.

Допускается проведение дополнительных индивидуальных занятий по связи с участниками радиоэкспедиций без предварительного планирования
6. Прогнозируемые результаты


Учащиеся первого года обучения должны:

знать:

  • элементы радиотехнических схем, их назначение и применение

  • правила макетирования, монтажа и налаживания радиосхем

  • правила проведение радиосвязи, эксплуатации оборудования и технику безопасности при работе с ним

  • общие правила проведения соревнований по спортивной радиосвязи

    • уметь:

  • производить макетирование и монтаж радиотехнических схем по их электрическим и монтажным схемам, и налаживание по их техническому описанию

  • проводить типовую радиосвязь и двухсторонние наблюдения за работой радиостанций

  • производить обмен карточками- QSL , подтверждающими проведение радиосвязей

  • проводить радиосвязи по правилам соревнований



Учащиеся второго года обучения должны:

знать:

  • принципы построения схем и взаимодействие элементов, способы налаживания схем для достижения установленных технических характеристик

  • правила проведения радиосвязи различными видами излучения

  • правила проведения радиосвязи в молодёжных соревнованиях основные положения Регламента радиосвязи, правила проведения международных радиосвязей

  • сигналы телеграфной азбуки Морзе

  • правила проведения международных соревнований

    • уметь:

  • составить монтажную схему радиотехнического устройства, произвести её макетирование, монтаж и налаживание

  • проводить радиосвязи различными видами излучения

  • проводить международные радиосвязи и обмен карточками- QSL подтверждающими проведение радиосвязи

  • принимать на слух и передавать сигналы телеграфной азбуки Морзе

  • участвовать в соревнованиях по радиосвязи, проводимых собственными и международными радиолюбительскими организациями



Учебно-тематический план на 1-й год обучения

Таблица 1. Учебно-тематический план на 1-й год обучения


п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

2

2




2

Вопросы техники безопасности

4

4




3

Общие сведения о радиоспорте. Правила работы в эфире

22

20

2

4

Спортивная документация

10

10




5

Основы радиотехники

16

16




6

Радиоприемная и радиопередающая аппаратура

10

10




7

Антенны

10

10




8

Практическая работа в эфире

70




70

9

Заключительные занятия

2

2




Итого:




144

72

72


Содержание программы первого года обучения

Тема №1 Вводное занятие.

История радиоспорта в России. Радиоспорт военно-прикладной вид спорта.

Тема №2 Вопросы техники безопасности.

Знакомство с оборудованием коллективной радиостанции с приборами и инструментом. Правила безопасности при работе с электрооборудованием.

Тема №3 Общие сведения о радиоаппаратуре, правила работы в эфире.

Достижения радиолюбителей России. Изучение радиосвязи на русском языке. Основные правила работы в эфире. Показательные радиосвязи. Изучение международного Q-кода.

Тема №4 Спортивная документация.

Радиолюбительские дипломы. Правила оформления заявок на дипломы. Оформление отчетов за всероссийские соревнования. Оформление отчетов за международные соревнования.

Тема №5 Основы радиотехники.

Электрический ток. Электрические цепи. Приборы для измерения тока и напряжения. Распространение радиоволн. Простые схемы радиоприемных устройств. Блок-схемы радиоприемников.

Тема №6 Радиоприемная и радиопередающая аппаратура.

Основные типы радиоприемных и радиопередающих устройств. Радиостанции (трансивер) YEASU FT-897D, ICOM-7600, портативные радиостанции KENWOOD TK-8, самодельный трансивер на базе RA3AO/

Тема №7 Антенны.

Простые антенны. Антенна в виде длинного провода. Антенна диполь. Антенна квадрат. Расчет антенн. Простые приборы для постройки антенн. КСВ - метр - основной прибор для настройки антенн.
Тема №8 Практическая работа в эфире

Участие в различных соревнованиях по радиосвязи на KB и УКВ. Практическая работа в эфире на KB и УКВ любительских диапазонах.

Тема №9 Заключительные занятия.

Оформление спортивных документов. Подведение итогов.
Учебно-тематический план на 2-й год обучения Таблица 2. Учебно-тематический план на 2-й год обучения

и/и

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

2

2




2

Вопросы техники безопасности

4

4




3

Общие сведения о радиоспорте. Правила работы в эфире

6

6




4

Радиосвязь на английском языке

16

14

2

5

Цифровые виды радиосвязи

18

18




6

Радиостанции KB, УКВ

8

8




7

Категория любительских радиостанций.



4

4




8

Антенны KB и УКВ

8

8




9

Направленные антенны

6

6




10

Практическая работа в эфире

72




70

11

Заключительное занятие

2

2




Итого




144

72

72


Содержание программы второго года обучения
Тема № 1 Вводное занятие.

История радиоспорта в России. Радиоспорт военно-прикладной вид спорта.

Тема №2 Вопросы техники безопасности.

Правила техники безопасности на коллективных радиостанциях. Правила безопасности при работе с электрооборудованием.

Тема №3 Общие сведения о радиоспорте.

Достижения радиолюбителей России. Немного истории. Помощь радиолюбителей при стихийных бедствиях.

Тема №4 Радиосвязь на английском языке.

Изучение кодовых выражений используемых радиолюбителями. Изучение Q-кода. Изучение типовой радиосвязи на английском языке. Показательная радиосвязь.

На КВ и УКВ диапазонах.

Радиосвязь через ИСЗ и луну.

Радиосвязь с МКС.

Тема №5 Цифровые виды радиосвязи.

Основы цифровой радиосвязи.

Радиосвязь PSK-31 особенности.

Радиосвязь RTTY особенности.

Радиосвязь SSTV особенности.

Основные требования, предъявляемые к радиоаппаратуре для работы цифровыми видами радиосвязи. Общие привила работы с компьютерной техникой.

Тема №6 Радиостанции KB, УКВ.

Радиостанция Yaesu FT-897D ее особенности. Радиостанция ICOM -7600 ее особенности. Радиостанция на базе трансивера RA3AO ее особенности. Радиостанция KENWOOD TK-8 ее особенности. Радиостанции используемые в войсках связи.
Тема №7 Категория любительских радиостанций.

Категория любительских радиостанций. 4 вида категорий. Чем определяется квалификация радиолюбителя. Квалификационные экзамены на получение разрешения открытия радиолюбительской радиостанции либо на повышение категории.

Тема №8 Антенны KB, УКВ

Основные типы антенн. Антенна диполь ее особенности. Антенна четвертьволновой штырь ее особенности. Антенна "Delta Loop" ее особенности. Антенна Ground Plane (3-х диапазонный вертикал 7,14,21 мгГц) ее особенности. Основные приборы для настройки антенн. Антенны используемые в войсках связи. Расчет антенн. Использование компьютерных программ для расчета антенн.

Тема №9 Направленные антенны.

Антенна "волновой канал "ее особенности. Антенна квадрат ее особенности. Настройка направленных антенн. Приборы для настройки направленных антенн. КСВ- метр и ВЧ - мост как одни из основных о приборов для настройки антенн.

Тема №10Практическая работа в эфире.

Практическая работа в эфире на различных KB и УКВ диапазонах, спортивные мероприятия.

Тема № 11 Заключительное занятие.

Оформление спортивных документов, подведение итогов.

Методические рекомендации.
Основной формой проведения учебных занятий являются практические и теоретические занятия в радиоспортивном кружке. Для этого радиоспортивный кружок оборудуется средствами радиосвязи, электроизмерительными приборами, учебными пособиями по электро- и радиотехнике, любительской радиосвязи и методическими пособиями.

Педагог дополнительного образования самостоятельно решает, какие приёмы и методы применять на занятии, какую выбрать форму организации и обучения для успешного развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Теоретические занятия проводятся в виде познавательной беседы. Практические занятия организовываются с нарастанием по сложности. Во время практических работ необходимо своевременно проводить технические консультации.

При разучивании телеграфной азбуки Морзе необходимо выбрать скорость приёма, учитывая особенности изучения и различного восприятия её учащимися.

При ведении контроля эфира и наблюдения за работой радиостанций наибольшее затруднение вызывает одновременный приём и запись в аппаратный журнал (бумажный и электронный) всей принятой информации. В этом случае целесообразно для учащихся первого года обучения проводить радиосвязи попарно.

При обучении проведения радиосвязи английском языке, необходимо учитывать то, что учащиеся изучают в школах различные иностранные языки и своевременно проводить консультации по правильному произношению кодовых фраз.

С первых занятий необходимо приучить ребят к работе с технической литературой, справочниками, радиотехническими журналами и электронными источниками информации.

В процессе обучения необходимо консультироваться с районным Советом ДОСААФ, РО СРР города Воронежа.

Методическое обеспечение программы.

Оформление наглядных пособий к учебным занятиям. Подбор методической и информационной литературы по радиоспорту. Разработка положений о соревнованиях. Изготовление вспомогательного оборудования для работы в соревнованиях. Изготовление антенно-фидерных устройств.

Материально – техническое обеспечение.


  • Трансивер FT-897D

  • Трансивер RA3AO

  • Портативные радиостанции KENWOOD TK-8

  • Усилитель мощности на лампе ГК-71

  • Усилитель мощности на трех лампах 6П45С

  • Антенна Delta Loop 80м.

  • Антенна Вертикал 7, 14, 21 мгГц

  • Компьютер

  • ВЧ генератор

  • Осциллограф


Литература:

Для учителя:

  1. Закон РФ “Об образовании”;

  2. Закон РФ “О дополнительном образовании”;

  3. Конвенция ООН “О правах ребенка”;

  4. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию// Россия на пути к устойчивому развитию. - М.; РЭФИА, 1996.

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

  7. Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Дома детского творчества Заводского района города Орла».

  8. Межведомственная программа развития дополнительного образования.

  9. Устав Общероссийской общественной организации “Союз радиолюбителей России” г. Москва, 2005 г.;

  10. Федеральный закон “О связи” от 07.07.2003 г. № 126 – Ф3;

  11. Решение ГКРЧ “О выделении полос радиочастот для РЭС любительской и любительской спутниковой служб” № 05-08-04-001 от 26.09.2005 г.;

  12. “Правила соревнований по радиоспорту”, Госкомспорт России. 18.03.2003

  13. Баранов А.А. Юный радиоспортсмен. - М.: Просвещение, 1985.

  14. Баранов А.А. Юный радиоспортсмен. - М.: ДОСААФ,1973

  15. Логинов Н.А. Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций.- М.: Госсвязьнадзор,1996

  16. К. Ротхаммель Антенны. - М.: Энергия, 3-е издание,1979.

  17. З. Беньковский, Э. Липинский Любительские антенны коротких и ультракоротких волн. Выпуск 1052, М.; Радио и связь, 1983

  18. И.Л. Зельдин, В.В. Русинов КВ Антенны направленного действия, Харьков, 1992

  19. В.В. Дроздов, Любительские КВ трансиверы, Выпуск 1118,М.; Радио и связь, 1988

  20. В.И. Кравченко, Гроза защита радиоэлектронных средств. М.; Радио и связь, 1991

  21. Б.С. Иванов, В помощь радиокружку. Выпуск 1107, М.; Радио и связь, 1987

  22. В.Г. Борисов, Радиотехнический кружок и его работа, Выпуск 1061, М.; Радио и связь, 1983

  23. Б.Г. Степанов, Я.С. Лаповок, Г.Б. Ляпин Любительская радиосвязь на КВ, М.; Радио и связь, 1991

  24. А.Н. Заморока Основы любительской радиосвязи. Справочное пособие для начинающих коротковолновиков. Хабаровск,2009.

  25. John Devoldere, Mark Demeuleneere Этика и правила работы радиолюбителей в эфире,2008г.

  26. Методические рекомендации по организации радиотехнических кружков,2008

  27. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16

Для учащихся:

  1. Баранов А.А. Юный радиоспортсмен. - М.: Просвещение, 1985.

  2. Баранов А.А. Юный радиоспортсмен. - М.: ДОСААФ,1973

  3. З. Беньковский, Э. Липинский Любительские антенны коротких и ультракоротких волн. Выпуск 1052, М.; Радио и связь, 1983

  4. В.В. Дроздов, Любительские КВ трансиверы, Выпуск 1118,М.; Радио и связь, 1988

  5. Б.Г. Степанов, Я.С. Лаповок, Г.Б. Ляпин Любительская радиосвязь на КВ, М.; Радио и связь, 1991

  6. А.Н. Заморока Основы любительской радиосвязи. Справочное пособие для начинающих коротковолновиков. Хабаровск,2009.

Похожие:

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconДополнительная общеразвивающая программа «Весёлый квадрат»» Согласовано...
Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях школы для дошкольников

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconОсновная общеобразовательная программа мдоу «Детский сад №124» Принята...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconПояснительная записка дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» является авторской, адресована учащимся начальных и...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconРешение Экспертного совета, протокол №1 от «27» августа 2015 г. Дополнительная...
Дополнительная общеразвивающая программа «Теория и практика современной торговли»

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconЦентр дополнительного образовнаия детей «эрудит» принято: На заседании...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка плюс» (далее по тексту – Общеразвивающая программа) разработана в соответствии...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconОсновная образовательная программа основного общего образования на...
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования стр

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconКомплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Атлетизм» рассмотрена на заседании...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconРабочая программа по физической культуре (Базовый уровень)
Основной образовательной программе начального общего образования (принята на педагогическом совете моу софьинской сош, Протокол №1...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconПротокол Методического Совета №2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconДополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая...
Фактический адрес: 623101, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Емлина, 6 «Б»

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconОбразовательная программа кадетского класса «Юный спасатель»
«Юный спасатель»- программа формирования системы кадетского обучения в социально-педагогическом пространстве мбоу «Мезенская средняя...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconПояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое...
Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое развитие подростка» имеет техническую направленность. Программа разработана...

Программа принята: на педагогическом совете протокол №5 от 15. 01. 2016 дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «юный радиоспортсмен» iconПояснительная записка дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» имеет техническую направленность


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск