Скачать 392.65 Kb.
|
Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа имеет техническую направленность. Программа является модифицированной на базе программы "Юный картингист" (автор Слюнин Э.Г., педагог дополнительного образования Дома детского творчества Белгородской обл., г. Строитель, 2012 год). Среди технических и военно-прикладных видов спорта немаловажная роль принадлежит картингу, который прививает любовь к технике, воспитывает эмоционально-волевые качества спорстмена-водителя. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что большинство из них можно было бы избежать, если бы за рулем находились более квалифицированные водители, обладающие большими знаниями, умениями и навыками в управлении автомобилем. Техника управления картом совпадает с техникой управления настоящим автомобилем, особенно заднеприводным. Более того, лишенный подвески, обладающий большей динамикой и находящимся близко к дороге жестким сидением, карт намного ощутимее воспринимает физическое и эмоциональное состояние человека - водителя, его «чувство автомобиля и дороги». Новизна заключается в более широком подходе к процессу обучения. Работа по программе учитывает не только индивидуальные особенности обучающихся: степень первоначальной подготовки, возраст, личные интересы. Занятия в данном объединении дают возможность детям овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулирования двигателя и ходовой части, проявить конструкторские способности, овладеть приемами управления автомобилем, изучить правила дорожного движения, получить практические навыки спортивного вождения. Актуальность программы состоит в том, что продолжается автомобилизация общества, и умение управлять автомобилем становится элементом культуры. Подавляющее большинство нынешних школьников, повзрослев, рано или поздно столкнутся в своей профессиональной деятельности или в быту с необходимостью управлять автомобилем. Независимо от того, когда, в каком возрасте они будут получать удостоверение на право управления автомобилем, очень желательно, чтобы научились они ездить в раннем возрасте. Такую возможность им предоставляют занятия в объединении картингистов. Педагогическая целесообразность заключается в раскрытии индивидуальных способностей обучающихся не только в спортивно-технической сфере, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении его самооценки. Детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны. Цель программы: развитие у воспитанников способностей к спортивно-техническому творчеству, получение ими новых знаний и умений в области конструирования и вождения картов, формирование навыков и умения работы с различными инструментами и приспособлениями, а так же формирование знаний по спортивному вождению карта, по безопасности дорожного движения, поведения в различных ситуациях на дороге. Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач: Задачи первого года обучения: Обучающие: - создать условия, способствующие выявлению и развитию интереса учащегося к автоспорту (картингу), - обучить базовым знаниям по устройству карта и двигателям внутреннего сгорания, - обучить базовым правилам дорожного движения, - сформировать навыки поведения в различных ситуациях на дороге, как в роли пешехода, так и в роли водителя, - обучить вождению карта, - научить самостоятельно принимать конструкторские решения, - обучить правилам проведения соревнований по картингу. Развивающие: - развить технические способности и конструкторские умения у обучающихся, - развить умение прогнозировать дорожную обстановку и принимать правильное решение в различных ситуациях, - развить спортивное мастерство, - развить интерес у обучающихся к выбранному профилю деятельности. Воспитательные: -научить действовать коллективно в составе команды, -воспитать волевые качества, такие как собранность, настойчивость, -выработать стремление к достижению высоких спортивных результатов. Задачи второго года обучения: Обучающие: - дать более углубленные знания по устройству карта и двигателя внутреннего сгорания, а также принципам работы ДВС, - обучить правилам дорожного движения более детально не только как пешехода, но и в качестве водителя, - обучить воспитанников спортивному вождению карта, - научить самостоятельно принимать тактические решения по обгону соперников, - обучить правилам и сигнализации флагов спортивных соревнований. Развивающие: - развивать технические способности и конструкторские умения, связанные с расчетом и изготовлением деталей, сборкой и отладкой карта, - совершенствовать умение прогнозировать дорожную обстановку и принимать правильное решение в различных дорожных ситуациях, - совершенствовать (развить) спортивное мастерство. Воспитательные: - воспитать спортсмена-картингиста, - создавать условия для самоопределения учащихся в профессиональном выборе, - воспитать стремление к достижению высоких спортивных результатов. Отличительные особенности данной программы от уже существующих. Выделено большее количество учебных часов на занятия по учебному и спортивному вождению на трассе. Уделяется большое внимание теоретическим и практическим занятиям по изучению основ ПДД и БД. Кроме того, расширены возрастные рамки для обучающихся. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, составляет от 7 до 14 лет. Дети подросткового возраста характеризуются рядом психофизиологических особенностей, способствующих успешному развитию технических способностей: - наблюдательность; - достаточно развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к практической задаче, в учете свойств и возможностей материалов, в хорошем планировании умственных операций; - достаточно развитое пространственное воображение; - большая любознательность; - общая активность мысли; - настойчивость в поисках, умение не опускать руки при неудаче, упорство в борьбе за поставленную цель. В данном объединении преобладают разновозрастные группы. Деятельность разновозрастных детских коллективов дает высокие результаты, потому что в ее основе лежит особое общение детей. Во время работы в группах разновозрастного состава всегда найдется старший, который сможет помочь разобраться в деталях изучаемой темы, и у младшего есть возможность получить поддержку и одобрение. При взаимодействии старшего и младшего большое значение имеет взаимообучение. Срок реализации программы составляет 2 года. Программа предусматривает постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение мастерства обучающихся. Первый год обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с картом, правилами ПДД. Второй год обучения направлен на базовую подготовку обучающихся, а именно: более детальное знакомство с предлагаемыми видами деятельности, конструирование и починка карта; подробное изучение ПДД; спортивное вождение карта; участие в соревнованиях. Формы и режим занятия. Формы проведения занятий делятся на: - групповые – для всей группы, посвященные обсуждению общих практических и теоретических вопросов; - подгрупповые – дифференцированные занятия по подгруппам (3-4 чел.) для приобретения практических навыков вождения; - индивидуальные консультации в рамках подгрупповых занятий. Режим занятия во время практических занятий на трассе включает в себя следующие моменты: - организационный (сбор всех учащихся, переодевание в спортивную экипировку, выбор шлема и защиты), - осмотр трассы (для выбора наилучшей траектории прохождения поворотов и выбора скорости), - прогрев картов и проверка всех рабочих узлов (рулевая система, тормозная система, топливо в баках и т.д.), - вождение, - выявление допущенных ошибок, поиск их решения, - конец занятий (уборка картов на стоянку, переодевание). Режим занятия во время теоретических занятий в помещении (лекция): - организационный момент (сбор всех учащихся, переодевание в сменную форму), - вводная часть (краткий рассказ о том, чем будем заниматься), - опрос по пройденному материалу, - лекция, - отдых (перемена перед опросом), - ответы на вопросы (вопросы по пройденному материалу к преподавателю от учащихся и, наоборот, для усвоения пройденного материала), - конец занятия (переодевание, проветривание помещения). Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально-технической базы и контингента обучающихся. Количество детей в группе - 15 человек. Желающие обучаться в объединении «Картинг-спорт» и успешно прошедшие тест на наличие первоначальной подготовки (Приложени 2) могут быть зачислены в группы 2 года обучения. Воспитанники 1 года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов в год составляет 160 часов. Обучающиеся 2 года занимаются 1 раз в неделю 2 часа (2 раза по 45 минут с перерывом 15 минут) и 1 раз в неделю 3 часа (3 раза по 45 минут с перерывом 15 минут). Общее количество часов в год составляет 200 часов. Занятия по теории и практике проводятся на территории ОП № 11 колледжа связи № 54. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. По окончании первого года обучения обучающиеся будут знать: - правила техники безопасности при работе в мастерской, при техническом обслуживании и вождении техники, при использовании инструмента, - основы ПДД и правила поведения на дорогах и трассе вождения, - основы теории устройства картов, существующие виды шасси и двигатели, устанавливаемые на шасси картов, - характеристики и свойства используемых материалов, горюче-смазочных и лакокрасочных материалов. Будут уметь: - управлять картом, - применять полученные знания по конструированию на практике при создании простых конструкций. К концу второго года обучения обучающиеся будут знать: - основные понятия и термины автоспорта (приложение №1), - классификацию спортивных картов, - базовые основы спортивного вождения, - теорию обгона. Будут уметь: - пользоваться различными инструментами, - владеть приемами обработки различных материалов, - применять на практике основы ПДД, - участвовать в соревнованиях. Подведение итогов по результатам освоения программы может проводиться в виде опросов, тестирования, решения задач по правилам дорожного движения, соревнования. Примерное тестирование и способы определения их результативности приведены в приложении №2 и приложении №3. Учебно - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения.
Содержание программы первого года обучения.
Теория. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Организационные вопросы. План и порядок работы объединения. Экскурсия по территории и зданию ОП № 11 колледжа связи № 54. Методы и приемы: беседа, демонстрация, тестирование, инструктаж. Дидактический материал: плакаты, схемы. Оборудование: технические средства обучения (ТСО), дорожные знаки, плакаты. Форма подведения итогов: опрос, практическое задание.
Теория. Техника безопасности. Меры безопасности, связанные с выполнением слесарных, сверлильных работ. Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием картов, экипировка и одежда обучающихся, состояние их здоровья и самочувствия. Форма проведения занятия: вводное. Методы и приемы: беседа, инструктаж. Дидактический материал: инструкции. Оборудование: плакаты. Форма подведения итогов: опрос, практическое задание. |
Пояснительная записка Учебно-тематический план 1-го года обучения Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
Пояснительная записка с. 1-5 Учебно-тематический план 1-3 года обучения с. 6-8 Крючок и спицы в умелых руках способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые |
||
Календарно тематический план 1 года обучения календарно тематический... Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление.... |
Пояснительная записка Учебно-тематический план 1 года обучения Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно только суметь раскрыть их и развивать |
||
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Подготовка спортсменов-гонщиков на начальной... |
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Подготовка спортсменов-гонщиков на начальной... |
||
Анкета «Удовлетворённость детей занятиями в творческом объединении»... Пояснительная записка Учебно-тематический план и содержание программы первого года обучения |
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Картинг» (автор Стариков К. Г., педагог... |
||
Пояснительная записка 5 3 Учебно-тематический план 19 4 Содержание изучаемого курса 32 Консультация для родителей на тему «О целесообразности обучения английскому языку в дошкольном возрасте» |
Пояснительная записка 2 Цели и задачи 4 Учебно-тематический план первого года обучения 9 Робототехника, которая является эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, математики и... |
||
Учебно-тематический план Пояснительная записка |
Учебный план полного курса обучения учебно-тематический план первого года обучения Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы |
||
Учебно-тематический план 8 1 Учебно-тематический план первого года для возраста 10-12 лет 8 Особенно востребованными сейчас стали профессии инженерно-технической направленности. Процессы обучения и воспитания не сами по себе... |
Учебно-тематический план 1-го года обучения № |
||
Пояснительная записка 3 Учебно-тематический план ознакомительного модуля, 1 год обучения У россиян появилось больше возможностей для путешествий, экскурсий, занятий туризмом. Существует большое количество туристических... |
Программа «Экспериментальное конструирование» Учебно-тематический план 1-го года обучения стр |
Поиск |