Центр антикоррупционных исследований и инициатив
«Трансперенси Интернешнл-Р»
Программа дополнительного образования детей
«КОРРУПЦИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ»
Срок реализации программы 1 учебный год
Программа может использоваться для проведения занятий со школьниками в рамках дополнительного образования, а также для классных часов и ориентирована на обучающихся 9-11 классов.
Москва - Санкт-Петербург, 2014
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что в современной России растет потребность в формировании негативного восприятия коррупции, а также в обучении конкретным мерам противодействия. Эта задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных организаций (соответствующая обязанность предусмотрена в статье 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»). Выполнение такой задачи предполагает создание условий, в которых молодые люди будут включаться в реализацию антикоррупционной политики.
Цель настоящей программы - формирование у школьников негативного отношения к коррупции и системных представлений о мерах противодействия этому явлению.
В результате освоения программы обучающийся сможет:
Давать определение коррупции;
Характеризовать последствия коррупции;
Разграничивать коррупционные и некоррупционные нарушения;
Выработать алгоритм действий при столкновении с коррупционным нарушением;
Иметь представление об антикоррупционных мерах и законодательстве, которое регулирует их применение;
Знать о том, как гражданское общество может принимать участие в противодействии коррупции.
Основные принципы, на которых строится программа:
- Разъяснение через игру, а не проповедь;
- Развитие диалога (создание площадки, на которой каждый обучающийся имеет возможность высказывать свое мнение и предлагать темы для обсуждения и варианты решения проблем);
– Необходимость учитывать «обратную связь» от обучающихся;
- Широкое использование современных образовательных технологий и технических средств для достижения целей программы.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Предмет посвящен изучению коррупции как социального явления, механизмам противодействия ей и формированию негативного отношения к этому явлению. Полученные знания можно будет применять при изучении обществознания, права и истории и при выборе будущей профессии.
Преподавание предмета опирается на знания, полученные на уроках обществознания, права, истории и экономики.
Программа рассчитана на 20 аудиторных часов (10 часов теории и 10 часов практики). Вместе с тем даже занятия лекционного типа рекомендуется проводить в интерактивной форме, постоянно вовлекая слушателей в дискуссию.
Виды и формы контроля знаний
Текущий контроль - домашние задания.
Итоговый контроль - презентация проекта.
Учебно-тематический план
Тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
1. Что представляет собой коррупция, как она проявляется и к каким последствиям приводит
|
3
|
3
|
6
|
2. Международный опыт противодействия коррупции
|
2
|
2
|
4
|
3. Как государство противодействует коррупции
|
2
|
2
|
4
|
4. Как гражданское общество может участвовать в противодействии коррупции
|
1
|
1
|
2
|
5. Антикоррупционные меры
в России
|
2
|
2
|
4
|
ИТОГО
|
10
|
10
|
20
|
Содержание программы
Тема 1. Что представляет собой коррупция, как она проявляется и к каким последствиям приводит (6 часов)
Определение и признаки коррупции. Формы проявления коррупции: взяточничество, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий, фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, злоупотребление административным ресурсом, коррупционное рейдерство. Причины коррупции. Последствия коррупции.
На теоретические занятия по теме 1 отводится 3 часа. Ещё 3 часа проводятся в форме практических занятий.
Практическое занятие № 1 (1 час)
Подготовка эссе на тему: «Как оценить последствия коррупции» (выдаётся в качестве домашнего задания), на занятии организуется дискуссия на эту тему.
Практическое занятие № 2 (1 час) – ролевая игра.
Сценарий игры
Игровая ситуация:
2 девушки в возрасте 20 лет едут по Пулковскому шоссе в направлении аэропорта. Их останавливает сотрудник дорожно-патрульной службы (отец пятерых детей, зарплата которого 15 тысяч рублей), проверяет документы и просит открыть багажник. После этого машина направляется в аэропорт Пулково-1. Девушки проходят предполётный досмотр (они летят в Москву). Полицейский (молодой человек, который собирается приобрести в ипотеку квартиру) слышит разговор девушек, которые обсуждают возможность пронести багаж в самолёт без проверки.
Роли в команде:
девушки в машине;
сотрудник ДПС;
служба безопасности аэропорта;
полицейский – свидетель разговора.
Задание:
Обозначьте имеющиеся в рассматриваемой ситуации предпосылки для коррупции.
Опишите варианты развития событий:
- какие действия могут предпринять участники событий;
- к каким последствиям это приведет.
Практическое занятие № 3
Занятие проводится в форме решения кейсов. Ученики работают в малых группах (по 2-3 человека) и определяют в предложенных учителем кейсах форму проявления коррупции. После этого проводится групповое обсуждение. Необходимо, чтобы правильные ответы были даны обучающимися.
Пример кейса
К директору детского центра Лидии К. обратилась её знакомая Анастасия Х. с просьбой подыскать жилье молодому специалисту Ивану С., тренеру этого центра. Решив помочь своей приятельнице, директор предоставила тренеру для проживания квартиру, предназначавшуюся для внеочередного предоставления детям-сиротам. Спустя два месяца указанная квартира распоряжением главы администрации была предоставлена местной жительнице Полине Д. На протяжении двух с половиной лет директор центра скрывала от нуждающейся факт предоставления ей жилья. Вплоть до мая 2014 года в указанной квартире продолжал проживать тренер центра, передававший начальнику отдела ежемесячно по 2 тысячи рублей за фиктивный наем жилплощади.
Кейсы можно формировать на основании сообщений о коррупционных преступлениях в газетах и на сайтах правоохранительных органов.
Одно из практических занятий может также быть проведено в форме игры «Суд над коррупцией».
Игровая ситуация:
Коррупция как реальное действующее лицо присутствует в зале суда по обвинению в противоправных деяниях. Её защищает адвокат. Со стороны обвинения прокурор. В качестве свидетелей вызывают представителей общества и государства. Решение принимается с участием присяжных заседателей.
Роли:
1) судья
2) адвокат
3) прокурор
4) свидетели по группам
5) коррупция (обвиняемый)
6) присяжные заседатели
Задание:
Провести слушание по делу. Выслушать аргументы обвинения и защиты. Ознакомиться с показаниями свидетелей. Определить позицию присяжных заседателей. Предоставить последнее слово обвиняемому (коррупции). Судье с опорой на результаты разбирательства вынести решение.
Роли распределяются заранее. В качестве домашнего задания обучающиеся готовят аргументы участников процесса и выступления в суде.
Тема 2. Международный опыт противодействия коррупции (4 часа)
Стратегии противодействия коррупции: стратегия «войны», стратегия сознательной пассивности, стратегия системного устранения причин коррупции. Основные элементы антикоррупционной стратегии. Антикоррупционные реформы: опыт Сингапура, Грузии, Южной Кореи, Перу. Международные индексы, которые позволяют измерить коррупцию.
На теоретические занятия по теме 2 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий.
Практическое занятие № 1 (1 час)
Работа в малых группах: каждая группа составляет список плюсов и минусов различных антикоррупционных стратегий (25 минут), после этого проводится дискуссия об эффективности каждой из рассмотренных стратегий (результаты работы в группах необходимо визуализировать – составить схемы, таблицы).
Практическое занятие № 2 (1 час)
Ученики составляют майнд-карту (графическую схему), которая позволит разобраться в этапах подготовки Индекса восприятия коррупции (методология описывается здесь: http://www.transparency.org/files/content/pressrelease/2013_CPISourceDescription_EN.pdf).
Тема 3. Как государство противодействует коррупции (4 часа)
Органы, ответственные за реализацию антикоррупционной политики. Направления антикоррупционной политики. Антикоррупционные программы. Разработка антикоррупционного законодательства. Виды антикоррупционных мер. Предотвращение коррупции на государственной и муниципальной службе. Контроль за расходами и доходами публичных должностных лиц. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках.
На теоретические занятия по теме 3 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий.
Практическое занятие № 1 (1 час)
Обучающиеся работают в компьютерном классе с одним из следующих ресурсов:
Декларатор (http://declarator.org/) - проанализировать декларации одного должностного лица и сопоставить данные в них за несколько лет, оценив прирост имущества и задекларированные доходы.
Госзатраты (http://clearspending.ru/) – в разделе «На контроле» (http://clearspending.ru/in-control/) найти примеры контрактов с признаками неэффективного расходования бюджетных средств, выделить эти признаки, или контракты с признаками ограничения конкуренции и коррупции и определить основания, по которым заполняется реестр недобросовестных поставщиков.
Практическое занятие № 2 (1 час)
Проводится в форме деловой игры, в ходе которой разрабатывается антикоррупционная программа для школы (программа должна предусматривать конкретные антикоррупционные меры и возможности для учеников участвовать в их реализации).
Тема 4. Как гражданское общество может участвовать в противодействии коррупции (2 часа)
Что представляет собой гражданское общество. Роль общественного контроля в противодействии коррупции. Формы участия гражданского общества в противодействии коррупции: антикоррупционное образование, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная экспертиза, независимые антикоррупционные расследования. Что могут независимые СМИ в сфере противодействия коррупции.
На теоретические занятия по теме 4 отводится 1 час. Ещё 1 час проводится в форме практического занятия.
На практическое занятие рекомендуется пригласить представителей НКО или инициативных групп, участвующих в антикоррупционных проектах. Помимо презентации деятельности таких организаций целесообразно проводить тренинги, в ходе которых у обучающихся сформируются конкретные навыки, необходимые для осуществления гражданского контроля (например, по мониторингу информационной открытости органов власти, по независимым антикоррупционным расследованиям, по подготовке публикаций о коррупции в СМИ, по мониторингу государственных и муниципальных закупок и т.д.).
Тема 5. Антикоррупционные меры в России (4 часа)
Содержание национального плана и стратегии противодействия коррупции. Ограничения, касающиеся подарков для публичных должностных лиц. Мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в суде. Понятие коррупционного риска и деятельность по предотвращению коррупционных рисков. Меры по борьбе с незаконным обогащением.
На теоретические занятия по теме 5 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий.
Практическое занятие № 1
Проводится в форме дебатов (возможные темы: «Нужно ли вводить смертную казнь за коррупцию», «Существует ли коррупционный менталитет», «Можно ли исключить возможность списывания на ЕГЭ»).
Класс делится на две группы. Одни отстаивают позицию «за», а другие «против». В каждой группе выбираются спикеры. Один из учеников должен быть ведущим дебатов.
Регламент проведения дебатов
20 минут – команды готовят свои выступления, вырабатывают общую точку зрения, которую будут представлять спикеры групп.
5 минут – представление позиции группы спикером группы «За».
5 минут - представление позиции группы спикером группы «Против»
3 минуты – вопросы спикеру группы «За».
2 минуты – ответы спикера группы «За».
3 минуты - вопросы спикеру группы «Против».
2 минуты – ответы спикера группы «Против».
3 минуты – подготовка заключительного выступления команд (выступает любой представитель команды, кроме спикера)
1 минута – заключительное слово представителя команды «За».
1 минута – заключительное слово представителя команды «Против».
Подведение итогов дебатов.
Практическое занятие № 2
Проводится в форме тренинга, в результате которого вырабатывается алгоритм поведения в коррупционных ситуациях.
Проблемные ситуации для рассмотрения
1. Сергей В. окончил автошколу в 2003 году и получил официальное свидетельство об окончании. В 2014 году он пошел в ГИБДД сдавать теоретический экзамен. Но инспектор не принял документы, потребовав предоставить справку-подтверждение об обучении в автошколе, намекнув при этом, что если будет оплачен дополнительный сбор, то можно обойтись без справки.
2. Денис П. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, собираясь продавать программное обеспечение для компьютеров. Через 2 недели после открытия в офис Дениса пришли 2 полицейских, которые сказали, что магазин будет работать только в том случае, если каждый месяц они будут получать 15 тысяч рублей на руки. По утверждению полицейских, это избавит Дениса от регулярных проверок надзорных органов.
Обсуждая ситуации в группах, школьники вырабатывают алгоритм действий в аналогичных ситуациях.
|