Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей»

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей»


Скачать 238.53 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей»
страница1/4
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
Центр антикоррупционных исследований и инициатив

«Трансперенси Интернешнл-Р»



Программа дополнительного образования детей

«КОРРУПЦИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ»

Срок реализации программы 1 учебный год

Программа может использоваться для проведения занятий со школьниками в рамках дополнительного образования, а также для классных часов и ориентирована на обучающихся 9-11 классов.


Москва - Санкт-Петербург, 2014

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что в современной России растет потребность в формировании негативного восприятия коррупции, а также в обучении конкретным мерам противодействия. Эта задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных организаций (соответствующая обязанность предусмотрена в статье 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»). Выполнение такой задачи предполагает создание условий, в которых молодые люди будут включаться в реализацию антикоррупционной политики.

Цель настоящей программы - формирование у школьников негативного отношения к коррупции и системных представлений о мерах противодействия этому явлению.

В результате освоения программы обучающийся сможет:

  • Давать определение коррупции;

  • Характеризовать последствия коррупции;

  • Разграничивать коррупционные и некоррупционные нарушения;

  • Выработать алгоритм действий при столкновении с коррупционным нарушением;

  • Иметь представление об антикоррупционных мерах и законодательстве, которое регулирует их применение;

  • Знать о том, как гражданское общество может принимать участие в противодействии коррупции.


Основные принципы, на которых строится программа:

- Разъяснение через игру, а не проповедь;

- Развитие диалога (создание площадки, на которой каждый обучающийся имеет возможность высказывать свое мнение и предлагать темы для обсуждения и варианты решения проблем);

– Необходимость учитывать «обратную связь» от обучающихся;

- Широкое использование современных образовательных технологий и технических средств для достижения целей программы.
Место дисциплины в структуре образовательной программы

Предмет посвящен изучению коррупции как социального явления, механизмам противодействия ей и формированию негативного отношения к этому явлению. Полученные знания можно будет применять при изучении обществознания, права и истории и при выборе будущей профессии.

Преподавание предмета опирается на знания, полученные на уроках обществознания, права, истории и экономики.

Программа рассчитана на 20 аудиторных часов (10 часов теории и 10 часов практики). Вместе с тем даже занятия лекционного типа рекомендуется проводить в интерактивной форме, постоянно вовлекая слушателей в дискуссию.
Виды и формы контроля знаний

Текущий контроль - домашние задания.

Итоговый контроль - презентация проекта.
Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1. Что представляет собой коррупция, как она проявляется и к каким последствиям приводит

3

3

6

2. Международный опыт противодействия коррупции

2

2

4

3. Как государство противодействует коррупции

2

2

4

4. Как гражданское общество может участвовать в противодействии коррупции

1

1

2

5. Антикоррупционные меры

в России


2

2

4


ИТОГО


10

10

20

Содержание программы

Тема 1. Что представляет собой коррупция, как она проявляется и к каким последствиям приводит (6 часов)

Определение и признаки коррупции. Формы проявления коррупции: взяточничество, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий, фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, злоупотребление административным ресурсом, коррупционное рейдерство. Причины коррупции. Последствия коррупции.

На теоретические занятия по теме 1 отводится 3 часа. Ещё 3 часа проводятся в форме практических занятий.

Практическое занятие № 1 (1 час)

Подготовка эссе на тему: «Как оценить последствия коррупции» (выдаётся в качестве домашнего задания), на занятии организуется дискуссия на эту тему.
Практическое занятие № 2 (1 час) – ролевая игра.

Сценарий игры
Игровая ситуация:

2 девушки в возрасте 20 лет едут по Пулковскому шоссе в направлении аэропорта. Их останавливает сотрудник дорожно-патрульной службы (отец пятерых детей, зарплата которого 15 тысяч рублей), проверяет документы и просит открыть багажник. После этого машина направляется в аэропорт Пулково-1. Девушки проходят предполётный досмотр (они летят в Москву). Полицейский (молодой человек, который собирается приобрести в ипотеку квартиру) слышит разговор девушек, которые обсуждают возможность пронести багаж в самолёт без проверки.

Роли в команде:


  1. девушки в машине;

  2. сотрудник ДПС;

  3. служба безопасности аэропорта;

  4. полицейский – свидетель разговора.


Задание:


  1. Обозначьте имеющиеся в рассматриваемой ситуации предпосылки для коррупции.

  2. Опишите варианты развития событий:

- какие действия могут предпринять участники событий;

- к каким последствиям это приведет.
Практическое занятие № 3

Занятие проводится в форме решения кейсов. Ученики работают в малых группах (по 2-3 человека) и определяют в предложенных учителем кейсах форму проявления коррупции. После этого проводится групповое обсуждение. Необходимо, чтобы правильные ответы были даны обучающимися.

Пример кейса

К директору детского центра Лидии К. обратилась её знакомая Анастасия Х. с просьбой подыскать жилье молодому специалисту Ивану С., тренеру этого центра. Решив помочь своей приятельнице, директор предоставила тренеру для проживания квартиру, предназначавшуюся для внеочередного предоставления детям-сиротам. Спустя два месяца указанная квартира распоряжением главы администрации была предоставлена местной жительнице Полине Д. На протяжении двух с половиной лет директор центра скрывала от нуждающейся факт предоставления ей жилья. Вплоть до мая 2014 года в указанной квартире продолжал проживать тренер центра, передававший начальнику отдела ежемесячно по 2 тысячи рублей за фиктивный наем жилплощади.

Кейсы можно формировать на основании сообщений о коррупционных преступлениях в газетах и на сайтах правоохранительных органов.

Одно из практических занятий может также быть проведено в форме игры «Суд над коррупцией».

Игровая ситуация:

Коррупция как реальное действующее лицо присутствует в зале суда по обвинению в противоправных деяниях. Её защищает адвокат. Со стороны обвинения прокурор. В качестве свидетелей вызывают представителей общества и государства. Решение принимается с участием присяжных заседателей.

Роли:

1) судья

2) адвокат

3) прокурор

4) свидетели по группам

5) коррупция (обвиняемый)

6) присяжные заседатели
Задание:

Провести слушание по делу. Выслушать аргументы обвинения и защиты. Ознакомиться с показаниями свидетелей. Определить позицию присяжных заседателей. Предоставить последнее слово обвиняемому (коррупции). Судье с опорой на результаты разбирательства вынести решение.

Роли распределяются заранее. В качестве домашнего задания обучающиеся готовят аргументы участников процесса и выступления в суде.
Тема 2. Международный опыт противодействия коррупции (4 часа)

Стратегии противодействия коррупции: стратегия «войны», стратегия сознательной пассивности, стратегия системного устранения причин коррупции. Основные элементы антикоррупционной стратегии. Антикоррупционные реформы: опыт Сингапура, Грузии, Южной Кореи, Перу. Международные индексы, которые позволяют измерить коррупцию.

На теоретические занятия по теме 2 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий.

Практическое занятие № 1 (1 час)

Работа в малых группах: каждая группа составляет список плюсов и минусов различных антикоррупционных стратегий (25 минут), после этого проводится дискуссия об эффективности каждой из рассмотренных стратегий (результаты работы в группах необходимо визуализировать – составить схемы, таблицы).
Практическое занятие № 2 (1 час)

Ученики составляют майнд-карту (графическую схему), которая позволит разобраться в этапах подготовки Индекса восприятия коррупции (методология описывается здесь: http://www.transparency.org/files/content/pressrelease/2013_CPISourceDescription_EN.pdf).
Тема 3. Как государство противодействует коррупции (4 часа)

Органы, ответственные за реализацию антикоррупционной политики. Направления антикоррупционной политики. Антикоррупционные программы. Разработка антикоррупционного законодательства. Виды антикоррупционных мер. Предотвращение коррупции на государственной и муниципальной службе. Контроль за расходами и доходами публичных должностных лиц. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках.

На теоретические занятия по теме 3 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий.

Практическое занятие № 1 (1 час)

Обучающиеся работают в компьютерном классе с одним из следующих ресурсов:

Декларатор (http://declarator.org/) - проанализировать декларации одного должностного лица и сопоставить данные в них за несколько лет, оценив прирост имущества и задекларированные доходы.

Госзатраты (http://clearspending.ru/) – в разделе «На контроле» (http://clearspending.ru/in-control/) найти примеры контрактов с признаками неэффективного расходования бюджетных средств, выделить эти признаки, или контракты с признаками ограничения конкуренции и коррупции и определить основания, по которым заполняется реестр недобросовестных поставщиков.
Практическое занятие № 2 (1 час)

Проводится в форме деловой игры, в ходе которой разрабатывается антикоррупционная программа для школы (программа должна предусматривать конкретные антикоррупционные меры и возможности для учеников участвовать в их реализации).
Тема 4. Как гражданское общество может участвовать в противодействии коррупции (2 часа)

Что представляет собой гражданское общество. Роль общественного контроля в противодействии коррупции. Формы участия гражданского общества в противодействии коррупции: антикоррупционное образование, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная экспертиза, независимые антикоррупционные расследования. Что могут независимые СМИ в сфере противодействия коррупции.

На теоретические занятия по теме 4 отводится 1 час. Ещё 1 час проводится в форме практического занятия.

На практическое занятие рекомендуется пригласить представителей НКО или инициативных групп, участвующих в антикоррупционных проектах. Помимо презентации деятельности таких организаций целесообразно проводить тренинги, в ходе которых у обучающихся сформируются конкретные навыки, необходимые для осуществления гражданского контроля (например, по мониторингу информационной открытости органов власти, по независимым антикоррупционным расследованиям, по подготовке публикаций о коррупции в СМИ, по мониторингу государственных и муниципальных закупок и т.д.).
Тема 5. Антикоррупционные меры в России (4 часа)

Содержание национального плана и стратегии противодействия коррупции. Ограничения, касающиеся подарков для публичных должностных лиц. Мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в суде. Понятие коррупционного риска и деятельность по предотвращению коррупционных рисков. Меры по борьбе с незаконным обогащением.

На теоретические занятия по теме 5 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий.
Практическое занятие № 1

Проводится в форме дебатов (возможные темы: «Нужно ли вводить смертную казнь за коррупцию», «Существует ли коррупционный менталитет», «Можно ли исключить возможность списывания на ЕГЭ»).

Класс делится на две группы. Одни отстаивают позицию «за», а другие «против». В каждой группе выбираются спикеры. Один из учеников должен быть ведущим дебатов.

Регламент проведения дебатов

20 минут – команды готовят свои выступления, вырабатывают общую точку зрения, которую будут представлять спикеры групп.

5 минут – представление позиции группы спикером группы «За».

5 минут - представление позиции группы спикером группы «Против»
3 минуты – вопросы спикеру группы «За».

2 минуты – ответы спикера группы «За».

3 минуты - вопросы спикеру группы «Против».

2 минуты – ответы спикера группы «Против».

3 минуты – подготовка заключительного выступления команд (выступает любой представитель команды, кроме спикера)

1 минута – заключительное слово представителя команды «За».

1 минута – заключительное слово представителя команды «Против».

Подведение итогов дебатов.
Практическое занятие № 2

Проводится в форме тренинга, в результате которого вырабатывается алгоритм поведения в коррупционных ситуациях.

Проблемные ситуации для рассмотрения

1.  Сергей В. окончил автошколу в 2003 году и получил официальное свидетельство об окончании. В 2014 году он пошел в ГИБДД сдавать теоретический экзамен. Но инспектор не принял документы, потребовав предоставить справку-подтверждение об обучении в автошколе, намекнув при этом, что если будет оплачен дополнительный сбор, то можно обойтись без справки.

2. Денис П. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, собираясь продавать программное обеспечение для компьютеров. Через 2 недели после открытия в офис Дениса пришли 2 полицейских, которые сказали, что магазин будет работать только в том случае, если каждый месяц они будут получать 15 тысяч рублей на руки. По утверждению полицейских, это избавит Дениса от регулярных проверок надзорных органов.

Обсуждая ситуации в группах, школьники вырабатывают алгоритм действий в аналогичных ситуациях.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconПояснительная записка Программа дополнительного образования «Автомотолюбители»
Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconПрограмма дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»
Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconДоклад о результатах деятельности муниципального бюджетного образовательного...
Астрахани «Центр дополнительного образования детей №2» за 2013-2014 учебный год Вакуленко, в котором содержится информация о том,...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconПрограмма дополнительного образования детей художественно-эстетического...
Автономное учреждение дополнительного образования муниципального образования заводоуковский городской округ «центр развития детей...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа детского объединения «Тестопластика»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» г о г....

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «юные туристы-спасатели»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни»
...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconПрограмма дополнительного образования детей культурологического направления
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconПояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Робототехника»
Программа дополнительного образования детей «Робототехника», технической направленности, составлена в соответствии с

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по виду спорта «парусный спорт»
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по виду...
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconПрограмма дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия»
«Бумажная фантазия» предназначена для организации образовательно воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Образовательная программа предназначена для родителей обучающихся школы, специалистов учреждений дополнительного образования детей,...

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного образовательного...
Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации

Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Фея Элина и ее друзья»
Негосударственное учреждение дополнительного образования Учебно-методический центр «Квалитет»


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск