Министерство образования и науки РТ
Отдел образования исполкома
Азнакаевского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества г. Азнакаево
Утверждена решением педсовета ЦДТ
«____» _______________ 2008 г.
Программа дополнительного образования детей спортивно-технического направления
«Юный инспектор движения»
Возраст обучающихся: 9 - 11 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала:
педагог дополнительного
образования Шайдуллина
Лейсан Ринатовна
г. Азнакаево, 2012 г.
I раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Отряды юных инспекторов (ЮИД) - добровольные объединения школьников, создаются для изучения и усовершенствования овладеваемых ими знаний Правил дорожного движения. Их деятельность носит как социальную, так и личностную значимость. Социальная значимость работы отрядов ЮИД заключается в стабилизации и улучшения состояния с детскими дорожно-транспортными происшествиями, а также вовлечение подрастающего поколения в общественно-полезную деятельность. Личностная значимость заключается в том, что результаты деятельности отрядов ЮИД способствуют дальнейшему продвижению подростка в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии, обеспечивают его раннюю профессиональную ориентацию.
С каждым годом увеличивающееся количество автотранспорта на дорогах и улицах подвергает опасности жизни наших детей. Создание объединения «Юный инспектор движения», способствующий развитию и обучению отрядов ЮИД при школах, является актуальным на сегодняшний день. С их помощью пропагандируются не только правила безопасного поведения на улицах и дорогах среди дошкольников, младших школьников и сверстников, но и физической культуры, здорового образа жизни.
Создание отрядов ЮИД и обучение ребят в объединении способствует закреплению у них уже имеющихся начальных знаний, а главное подробному изучению Правил дорожного движения и освоению навыков безопасного поведения на дорогах. Задача педагога научить понимать и выполнять требования правил безопасного движения, помочь детям стать более осведомленными об опасностях на дорогах, их причинах и следствиях, сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения, воспитать высокую культуру участника дорожного движения.
Участие отрядов ЮИД в различных конкурсах и играх развивает чувство коллективизма и ответственности в команде, а также стремление к победе.
Занятия рекомендуется проводить в кабинете, оборудованном соответствующими стендами и пособиями, плакатами, макетами улиц и дорог с моделями автомобилей на магнитах, с проектором для демонстрации учебных диафильмов и диапозитивов (либо видеофильмов).
Рекомендуется при проведении практических занятий по теме «Первая медицинская помощь при ДТП» иметь хорошо оснащенную аптечку для привития практических навыков наложения повязок, шин, для наглядного изучения лекарственных препаратов и проведения сердечно-легочной реанимации. Целью педагога является не только теоретическое изучение основ само- и взаимопомощи на дорогах при дорожно-транспортных происшествиях, но и практическое умение ребят применять при необходимости в любой обстановке эти знания по оказанию первой медицинской помощи для сохранения жизни и здоровья пострадавшего до прибытия мед. персонала.
Программа также предполагает ознакомление с основными положениями страхования жизни.
Объединению необходимо поддерживать связь с ОГИБДД, администрациями школ и классными руководителями классов для достижения более успешных результатов в работе. Обучающихся объединения «Юный инспектор движения» целесообразно привлекать к проведению классных часов в школе, внеклассных мероприятиях, к шефской работе в дошкольных учреждениях Совместно с ОГИБДД участвовать в рейдах по выявлению нарушителей при переходе улиц учащимися у школ.
При наличии в городе автогородка рекомендуется проводить практические занятия с распределением ролей (пешеходы, водители, регулировщик и др.), подготовить к прохождению велотрассы и спортивно-технических этапов по условиям о конкурсе-соревновании «Безопасное колесо». Необходимо провести занятия по устройству велотехники, а также практические виды работ (сборке-разборке частей велосипеда на время, его ремонту). Если готовый автогородок отсутствует, то разметки и поэтапные эстафетные задания можно начертить и установить временно на стадионе города или школы.
В отряды юных инспекторов могут входить дети в возрасте 9 - 11 лет (согласно Положения о конкурсе-соревновании «Безопасное колесо»).
Программа предполагает обучение из расчета 4 часа в неделю.
Контрольно-измерительный материал для проверки знаний учащихся объединения «Юный инспектор движения»
научно-технического отдела ЦДТ
На начало учебного года
Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на них и безопасного ее перехода
Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам, сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках
Где и как можно кататься на велосипеде
Подавать сигналы поворота правой и левой рукой при езде на велосипеде
1 четверть
Обязанности пешехода
Обязанности пассажира
ДТП. Виды, помощь.
2 четверть
Железнодорожные переезды
Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Сигналы регулировщика.
3 четверть
Улицы и дороги.
Велосипед и мототранспорт.
Билеты по ПДД.
4 четверть
Первая медицинская помощь
Страхование жизни
Билеты «Эрудит»
Фигурное вождение велосипеда
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Тема
|
Формы контроля
|
Обязанности пешехода, пассажира.
|
Викторина «Где можно и где нельзя играть. Мы — пассажиры»
|
ДТП.
|
Урок-зачет
|
Железнодорожные переезды.
|
Игра-соревнование «Дартс-555».
|
Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Сигналы регулировщика.
|
Интеллектуальная игра-соревнование «Шоссе светофорных наук»
|
Улицы и дороги.
|
Игра-путешествие по ПДД «Волшебный автобус».
|
Велосипед и мототранспорт.
|
Урок-зачет
|
Работа с билетами по ПДД.
|
Клуб внимательных пешеходов в гостях у Пети Светофорова.
Игра-конкурс по ПДД «Азбука пешехода».
|
Первая медицинская помощь.
|
Урок-зачет
|
Страхование жизни.
|
Урок-зачет
|
Эрудит.
|
Игра по ПДД «Интеллектуальный футбол»
|
Фигурное вождение велосипеда.
|
Конкурс
|
II раздел
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Тема
|
Всего часов
|
Теор.
|
Практ.
|
1.
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
|
2.
|
Обязанности пешехода, пассажира. ДТП.
|
22
|
8
|
14
|
3.
|
Железнодорожные переезды.
|
4
|
2
|
2
|
4.
|
Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Сигналы регулировщика
|
6
|
4
|
2
|
5.
|
Улицы и дороги.
|
14
|
6
|
8
|
6.
|
Велосипед и мототранспорт.
|
4
|
4
|
|
7.
|
Работа с билетами по ПДД.
|
28
|
16
|
12
|
8.
|
Первая медицинская помощь.
|
20
|
2
|
18
|
9.
|
Страхование жизни.
|
2
|
2
|
|
10.
|
Эрудит.
|
14
|
2
|
12
|
11.
|
Фигурное вождение велосипеда.
|
2
|
|
2
|
12.
|
Конкурсы. Викторины.
|
20
|
|
20
|
13
|
Районный конкурс «Безопасное колесо».
|
4
|
4
|
|
14.
|
Заключительное занятие.
|
2
|
|
|
|
Всего:
|
144
|
52
|
92
|
III раздел
ПРОГРАММА
1. Вводное занятие. Положение ЮИД.
Знакомство с группой, анкетирование, составление расписания. Сообщение необходимого учебно-материального обеспечения. Ознакомление с Положением ЮИД, сообщение плана работы, программы обучения, целей и задач, видов деятельности.
2. История автотранспорта. Виды автотранспорта. Обязанности пешехода, водителя, пассажира. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)
Из истории ПДД. История автотранспорта, развитие автотранспортной промышленности. Виды автотранспорта, в т.ч. на загородных дорогах сельскохозяйственная, специальная, гужевой транспорт, перегон скота). Выявление знаний обучающихся по ПДД, викторина-опрос «Как ты знаешь правила движения?». Правила пешеходов. Перевозка пассажиров и грузов, правила поведения пассажиров в общественном и грузовом транспорте. Перевозка пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. Обязанности пешеходов, велосипедистов, водителей и пассажиров, их ответственность за нарушения ПДД, последствия. Дорожно-транспортные происшествия. «Ты – очевидец»: поведение участников и очевидцев ДТП.
3. Железнодорожные переезды.
Железнодорожный переезд, как опасный участок пути. Правила проезда автотранспорта и пересечения пешеходом железнодорожные путей, дорожные знаки, ограничения. Правила поведения пассажиров на вокзалах и в поездах.
4. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Сигналы регулировщика.
Организация и регулирование дорожного движения. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Виды светофоров: трехсекционные, с дополнительными секциями, для реверсивного движения, специальные для трамваев, поездов, пешеходные светофоры. Сигналы регулировщика, ситуативные задачи.
Практическая работа. Разыгрывание ситуаций с распределением ролей: регулировщик, пешеход, автотранспорт. Решение ситуативных задач. 5. Улицы и дороги.
Элементы дорог, элементы улиц. Дорожная разметка. Скорость движения транспортных средств, тормозной путь, дистанция. Одностороннее и двустороннее движение. Встречный путь, разъезд, обгон. Опасные участки пути. Реверсивное движение. Расположение автотранспорта средств на проезжей части, парковка. Сигналы водителей транспортных средств, в т.ч. на загородных дорогах, на мото- и велотранспорте. Движение по дорогам групп людей. Организованная пешая и автоколонна. Правила движения пешеходов на загородных дорогах. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Движение пешехода, везущего сани, тележку и т.п. Прогон скота. Просмотр и обсуждение диафильмов, плакатов. Ситуативные задачи.
Практическая работа. Решение ситуативных задач с использованием магнитной доски и макетов автотранспорта.
6. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Семь групп знаков: запрещающие, предупреждающие, знаки приоритета, предписывающие, знаки сервиса, информационно-указательные, знаки дополнительной информации (таблички). Движение пешеходов по улицам и дорогам с учетом дорожных знаков. Ситуативные задачи, игры с использованием дорожных знаков, индивидуальные и групповые задания (название знака, правильная установка на макете улиц и дорог, движение автомобилей по знакам и т.д.). Контрольная работа по дорожным знакам.
Практическая работа. Решение ситуативных задач, проверка названий дорожных знаков и их возможное местоположение на макете улиц. Контрольная работа по теме «Дорожные знаки». Зачет по разделу.
7. Велосипед и мототранспорт.
Устройство, снаряжение, проверка технического состояния (технический осмотр), техобслуживание. Снятие и установка частей велосипеда (сборка- разборка) на время. Виды неисправностей, причины их возникновения, методы устранения, ремонт. Неисправности, при которых эксплуатация велосипеда запрещена. Мотовелосипед, мопед, мотоцикл, мотороллер. Правила пользования. Перевозка пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. Движение пешехода, ведущего велосипед руками. Дополнительные требования к движению велосипедистов, правила проезда нерегулируемых перекрестков, пешеходных переходов и др. ситуации.
Практическая работа. Проверка теоретических знаний материальной части велосипеда и практических умений по устранению его неисправностей (при наличии велосипеда, пригодного для сборки-разборки). Обучающиеся должны показать знания основных видов неисправности велосипеда, причины их возникновения и методы устранения, а также указать неисправности, при которых запрещена эксплуатация. Контрольные теоретические вопросы. Выполнение практического задания:
-установка колес и цепи (45сек);
установка переднего колеса (20 сек);
установка педали (20 сек.);
-закрепление руля (15 сек.);
-закрепление ручного тормоза (15 сек.);
закрепление крыльев (20 сек);
выявление и устранение неисправности на велосипеде;
разборка и сборка задней (передней) оси велосипеда;
8. Работа с билетами по ПДД. Игровые задачи.
Проверка знаний по ПДД проводится по экзаменационным билетам, предназначенным для подготовки водителей категории «В». Создание игровых ситуативных задач с использование магнитной доски с макетами автотранспорта. Ролевые игры.
Практическая работа. Решение экзаменационных билетов,
предназначенных для подготовки водителей категории «В» с обсуждением ошибок и ситуаций. Творческие задания на придумывание своих ситуативных задач с использованием макета улицы, магнитной доски с макетами автотранспорта и дорожных знаков. Ролевые игры.
9. Первая медицинская помощь.
Травмы, ушибы, переломы (наложение шин, транспортировка). Использование подручных средств. Раны и способы их обработки. Кровотечения (венозное, артериальное, капиллярное) и приемы его остановки, правила наложения жгута. Ранение груди, живота, конечностей. Виды повязок и способы их наложения. Ожог термический (3 степени). Боли в сердце. Обморок, стресс. Сердечно-легочная реанимация (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца). Отравление. Поражение глаз. Сотрясение мозга. С давление конечностей. Переохлаждение и отморожение. Аптечка (обезболивающие, дезинфицирующие, сердечно-сосудистые и др. фармацевтические средства). Способы и приемы транспортировки пострадавшего. Зачетное занятие.
Практическая работа. Наложение повязок, жгута, шин при различных видах перелома. Способы и приемы транспортировки пострадавшего. «Обработка ран. Практика выполнения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Проверка знаний по названиям лекарственных средств, и в каких случаях применяются. Отработка навыков при заданных условиях (травмах и поражениях), использование при этом необходимых средств из дорожной аптечки. Письменная контрольная работа по билетам или по вариантам. Зачет по разделу.
10. Страхование от несчастных случаев.
Принципы и основы страхования детей от несчастных случаев, существующие виды страхования различного вида имущества (например, автотранспорта), жизни и здоровья человека, порядок получения страховых выплат. Страховые компании региона.
11. Фигурное вождение велосипеда. Велотрасса. Автогородок.
Проверка умений управлять велосипедом в экстремальных условиях
(фигурное вождение велосипеда, велотрасса) проводится на специально оборудованной трассе, включающей в себя расположенные друг от друга на расстоянии трёх метров препятствия (если в городе нет постоянной велотрассы и автогородка, то они временно оборудуются на стадионе города или школы). Обучающиеся должны научиться в течение определенного времени проехать по автогородку, продемонстрировав при этом умение ориентироваться в ситуациях, приближенных к реальным условиям дорожного движения (проехать через несколько контрольных пунктов, соблюдая требования дорожных знаков, разметки и т.п.).
Практическая работа. Фигурное вождение и велотрасса включает следующие виды препятствий:
ворота с подвижными стойками;
«восьмерка»;
перевоз предмета со стойки на стойку левой рукой;
коридор из длинных и коротких досок;
слалом с неодинаково расставленными кеглями,
слалом между воротами (шайбами) «змейка»
скачек (проезд через препятствие передним колесом велосипеда);
проезд через песок;
«крыльцо» (проезд кольцевого участка пути с ограниченными диаметрами внутреннего и наружного кругов);
качели;
проезд доски с пильчатой поверхностью;
«мостик»;
проезд прямого участка на велосипеде на время.
Проезд по Автогородку в течение определенного времени, не совершив ошибок:
•Не пропустить контрольный пункт
•Учитывать сигнал светофора
•Не выезжать на полосу встречного движения
•Соблюдать правила очередности проезда
•Выполнение требований жестов регулировщика
•Выполнение требований дорожных знаков или разметки
•Не нарушать другие правила дорожного движения.
12. Конкурсы, викторины
В игровой форме проверяются знания, умения и навыки обучающихся по всему пройденному материалу (командные, индивидуальные).
Практическая работа. Участие в викторинах, игровых конкурсах. Игра-конкурс по ПДД «Светофор», «О, счастливчик» и др. Конкурс рисунков «Дети и улица».
13. Участие в мероприятиях по ПДД.
Работа по пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах. Практическая творческая работа. Совместное написание сценариев и выступления в детских садах и классных часах в младших классах. Участие в мероприятиях по ПДД в школах и детских внешкольных объединениях. Выпуск газет и «Молний» с освещением состояния аварийности района, города, республики.
14. Рейды, экскурсии.
Экскурсия по городу проводится с целью наблюдения, где именно установлены дорожные знаки какие правила движения при этом необходимо выполнять. Изучается разметка дорог, направление движения (одностороннее, двустороннее) и т.д.
Практическая работа. Обсуждение причины установления дорожных знаков на данном участке дороги. Проверка правил дорожного движения на данном маршруте с учётом всех дорожных знаков, знаков дополнительной информации, дорожной разметки.
Экскурсия в ГИБДД с целью ознакомления с работой инспекторов (профессиональное ориентирование).
Рейды. Патрульная деятельность отряда ЮИД осуществляется только по договорённости с ГИБДД и в сопровождении их сотрудников в целях предотвращения нарушений ПДД со стороны детей и подростков.
Практическая работа. Патрулирование и рейды на оживленных участках улиц и перекрестках, дежурство у перекрестков улиц в микрорайоне школы. Выпуск «молний» по результатам патруля и рейдов. Информирование педагогов и родителей о нарушениях ПДД учениками школ.
15. Заключительное занятие. Общий зачет.
Обобщение знаний. Подведение итогов. Контрольный зачет. Практическая работа. Письменный зачет (контрольная работа по вариантам или по билетам) и групповые задания. Выбор наисильнейших (теория и практика) в команду из 4 человек (2 девочки и 2 мальчика) для участия в конкурсе-соревновании «Безопасное колесо».
16. Районные соревнования «Безопасное колесо»
Конкурс соревнование «Безопасное колесо» между отрядами ЮИД города и района включает в себя спортивно-технические, творческие и теоретические этапы. Условия проведения и конкретное содержание каждого этапа утверждаются организационным комитетом конкурса-соревнования. Правила соревнований, порядок проведения, систему подсчета баллов и штрафных очков, доводит до участников главная судейская коллегия в день заезда на общем собрании. Все члены команд должны участвовать в шести основных (обязательных) и трех дополнительных видах соревнований. Основные виды соревнований:
«Знатоки правил дорожного движения» по экзаменационным билетам для водителей категории «В».
«Фигурное вождение велосипеда»;«Автогородок»
«Знание велотехники»
«Оказание первой доврачебной помощи»
Дополнительные виды соревнований:
«Велоэстафета» (выявление физической и спортивно-технической подготовки).
«Юный пропагандист» (проверка артистических способностей агитбригады).
Выступление проводится по определенной тематике. Учитываются: доходчивость и уровень раскрытия темы, воспитательная направленность, артистичность, уровень активизации слушателей (зала), музыкальное и художественное оформление.
«Дети и дорога» (проверка художественных способностей: эмблемы, статьи, рисунки и др.)
Подготовка команды к республиканским соревнованиям «Безопасное колесо».
Команда-победитель (отрядов ЮИД одной из школ города) направляется для участия в республиканских соревнованиях. Место проведения определяется организационным комитетом республики. Подготовка отряда: подведение итогов районного соревнования, учет и исправление ошибок, повторение и обобщение пройденного, составление и репетиция сценария «визитки», разучивание песен по ПДД.
IV раздел
ЛИТЕРАТУРА
И.М.Ахметзянов, Ф.М.Шакиров «Основы само- и взаимопомощи на дорогах» Казань, НПО «Медикосервис», 1998 г.
Г.Б. Громовский, Л.A. Ерусалимская «Правила дорожного движения РФ». Изменения и дополнения, введенные в действие с 1 апреля 2001 г.
Н.А. Извекова «Правила дорожного движения» (учебное пособие) М «Просвещение» 1982г.
«Инструкция по оказанию первой медицинской помощи» М. ЗАО «Издательство НЦ ЭН АС» 1999г.
«Правила дорожного движения – 99» М. Кино-издательское предприятие «Аверс», 1999г.
«Пешеход на дороге» Обучающий минимум по ПДД. Фонд безопасного дорожного движения ОГИБДД УВД г. Альметьевска, 2002 г.
Правила страхования жизни. № 23 (редакция с учетом изменений письмом от 26.03.96г.) ОАО РОСЕОССТРАХ.
Правила индивидуального страхования от несчастных случаев» № 26 от 05.04.95г. САО «Росгосстрах – Татарстан».
Правила добровольного страхования автомототранспортных средств № 45 от 24.09Т97г. САО «Росгосстрах – Татарстан».
В.Э.Рублях «Правила дорожного движения» Учебное пособие для учащихся 7-8 классов М. «Прсвещение», 1979г.
Серия плакатов по ПДД. «Художник» Ленинград, 1969 г.
Типовое положение о конкурсе-соревновании «Безопасное колесо». Мин. Образования РТ, УЕ ЕИБДД МВД РТ.
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «В» М.: «Рецепт-Холдинг», 1999г
|