Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный Центр дополнительного образования детей»
Принята на Методическом совете
Протокол № ______
От «______» ___________________ г.
| Утверждено
Директор
____________ Данилина Н.В.
Приказ № ____ от «_____» _______ г.
|
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат»
Возраст детей: 10-13 лет
Срок реализации программы: 3 года
Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым Сергеем Вячеславовичем
г. Кировск
2011 г.
Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на базе МКОУ «Суховская основная общеобразовательная школа» Кировского муниципального района.
Актуальность программы.
Сегодня военно-патриотическое воспитание российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в условиях реформирования общества и его военной организации, а так же в сфере образования. Настоящая программа соответствует Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание, формы и методы реализации программы определяют такие базовые национальные ценности российского общества как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность. Реализация программы способствует решению таких социальных проблем, как:
занятость подростков общественно-полезной деятельностью;
воспитание социально-значимых качеств личности;
овладение навыками и культурой безопасной жизнедеятельности;
обеспечение преемственности общественных ценностей;
получение знаний по начальной военной подготовке.
Педагогическая целесообразность программы достигается путем включения в ее содержание нескольких направлений военно-патриотического воспитания. Обуславливается это тем, что патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно.
Настоящая программа включает в себя следующие направления военно-патриотического воспитания.
Направление первое - активная подготовка детей к проведению праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания, посильное их участие за могилами - памятниками героям.
Второе направление - физическая культура - состоит, прежде всего, в выработке навыков здорового образа жизни, в развитии у ребят чувства обязательности занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. Формируется представление об общественной полезности занятий физкультурой и спортом, пробуждается интерес к этой деятельности, развивающей силу, ловкость, быстроту, выносливость и другие качества, важные для последующей подготовки к труду и защите Родины.
Следующее направление военно-патриотического воспитания школьников – военно-техническое. Оно заключается в формировании и развитии начальных понятий и представлений о роли и значении военной техники и оружия, как средств защиты Родины от врагов, понимания того, что мастерство владения оружием и военной техникой является обязательным условием выполнения военного долга.
Перечисленные направления военно-патриотического воспитания в содержании программы представлены в следующих разделах:
Правила дорожного движения
Р.Х.Б.З. (радиоактивные химические бактериальные заражения)
Физическая подготовка
Медико-санитарная подготовка
Страницы истории
Пожарная безопасность
Строевая подготовка
Огневая подготовка
Ориентирование
Цель программы: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи программы
Обучающие:
сформировать интерес обучающихся к физической культуре и спорту, туризму, военному делу, истории Великой Отечественной войны.
сформировать начальные знания, умения и навыки в области ГО, безопасности жизнедеятельности и военной подготовки;
совершенствовать навыки действия в экстремальных условиях во время дорожно-транспортных происшествий и при пожарах;
познакомить с традициями, атрибутами и ритуалами Вооруженных Сил РФ, подготовке к службе в армии.
Воспитательные:
воспитать у обучающихся патриотизм и любовь к своему Отечеству;
воспитать чувство гордости и уважения к ветеранам;
воспитать дисциплинированность, чувства коллективизма, ответственности друг за друга, уважения к окружающим;
воспитать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа и военной истории Ленинградской области, Отечества.
Развивающие:
развить у обучающихся физические и морально-волевые качества: выносливость, стойкость, дисциплину, ответственность, честь, достоинство, великодушие, справедливость как характерные черты юного патриота, необходимые для несения службы в Вооруженных Силах РФ и полноценной реализации себя в дальнейшей жизни.
содействовать формированию активной гражданской позиции.
Реализация программы осуществляется в соответствии со следующими принципами деятельности: принцип добровольности; принцип взаимодействия; принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей; принцип преемственности; принцип самостоятельности; принцип ответственности; принцип равноправия и сотрудничества; принцип гласности; принцип коллективности.
Отличительные особенности программы заключаются в ее реализации на базе МКОУ «Суховская основная общеобразовательная школа» Кировского муниципального района как составляющей программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, а также программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательном учреждении. Тем самым, осуществляется организация социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе социально-педагогического партнерства с учреждением дополнительного образования детей – «Районным Центром дополнительного образования детей».
Возраст детей: 10-13 лет
Сроки реализации программы: 3 года
Формы и режим занятий.
Формы занятий: учебное занятие, тренировка, экскурсия, занятие – игра, конкурс.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Предметные:
освоение систематических знаний в области начальной военной подготовки;
преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний о здоровом образе жизни; основах гражданской обороны; оказания первой медицинской помощи; безопасной жизнедеятельности, видах экстремальных ситуаций, их особенностях; истории родного края, ВОВ, Вооруженных Сил РФ; действиях в экстремальных условиях во время дорожно - транспортных происшествий и при пожарах.
Метапредметные:
ориентация в содержании теоретических понятий военно-прикладной области (в пределах программы) и использование их при выполнении заданий;
выполнение особых действий, сообразных специфике конкретных экстремальных ситуаций;
повышенная экстремальная устойчивость для безопасного выхода из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья.
Личностные:
осознание мотивов образовательной деятельности, определение ее цели и задач;
сформированные представления о себе как о гражданине своей страны;
сформированная гражданская позиция (уважительное отношение к закону и правопорядку, личная ответственность, готовность что-то сделать для своей страны);
ориентация в правах и обязанностях как члена коллектива;
выполнение возложенных должностных обязанностей;
выполнение заданий по инструкции педагога;
руководство группой при выполнении учебной, творческой задачи;
участие в групповой работе в качестве исполнителя;
формирование ценности человеческой жизни (отсутствии вредных привычек, значимость здорового образа жизни, следование здоровому образу жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям)
Формами оценки результатов реализации программы являются: практические занятия, беседа, устный опрос, наблюдение, конкурсы, зачеты. Планируемые результаты освоения программы по годам обучения К концу первого года обучения учащиеся приобретают следующие знания и умения:
Знания:
права, обязанности и ответственность всех участников движения.
виды ОМП и их поражающие факторы;
РВСН и средства ПВО;
сигналы оповещения при применении ОМП;
устройство противогаза и респиратора;
техника бега, метание гранаты и преодоления полосы препятствий,
понятие травма, травматический шок;
правила наложения повязок, признаки термического поражения, электротравмы, отравления и укуса животных;
поражающие факторы ОМП;
средства индивидуальной защиты;
историю родного края и Великой Отечественной войны;
воинские звания и знаки различия;
структуру войск РФ;
правила пожарной безопасности при пользовании бытовыми электроприборами;
условные обозначения на плане эвакуации;
первичные средства пожаротушения;
режим работы боевого расчета пожарных и их экипировку;
историю строевого шага, строевые команды;
ПТБ при стрельбе из пневматического оружия, устройство винтовки ИЖ-38;
условные обозначения карты, ПТБ при прохождении турполосы, способы страховки и самостраховки.
Умения:
эксплуатировать и обслуживать велосипед, навыки фигурного вождения велосипеда;
изготавливать ватно-марлевую повязку;
накладывать повязки и оказывать ПМП при различных видах травм;
использовать первичные средства пожаротушения;
выполнять строевые команды на месте и в движении;
стрелять по мишени из положения «лежа», «стоя», «с колена»;
ориентироваться на местности, двигаться по заданному маршруту, преодолевать турполосу.
К концу второго года обучения учащиеся приобретают следующие знания и умения:
Знания:
общие положения ПДД;
дорожные знаки;
сигналы светофора и регулировщика;
дорожную разметку и правила проезда перекрестков;
поражающие факторы ОМП, СИЗ, историю РВСН;
технику бега, метания гранаты и преодоления полосы препятствий, ПТБ;
виды травм, ПМП при всех травмах, комплектование санитарной сумки, виды повязок;
историю ВОВ, крупнейшие сражения, блокаду Ленинграда, маршалов Победы;
причины пожаров, порядок вызова пожарной охраны, поражающие факторы огня, первичные средства пожаротушения, правила пользования огнетушителем и правила пожарной безопасности в быту;
историю строевого шага, строевые команды;
ПТБ при стрельбе из пневматического оружия;
устройство винтовки ИЖ-38С, ИЖ-61, пистолета ИЖ-53;
технику ведения стрельбы из положения «лежа», «стоя», «с колена»;
условные обозначения карты, ПТБ при прохождении турполосы, способы страховки и самостраховки
Умения:
ориентироваться на местности, двигаться по заданному маршруту, преодолевать турполосу;
решение экзаменационных карт категории А и В;
действовать в составе отделения при вспышке ядерного взрыва, преодолевать участок химического заражения, проводить частичную санобработку, действовать в составе отделения на участке зараженной местности;
оказывать ПМП при всех видах травм, комплектовать санитарную сумки, накладывать все виды изученных повязок;
использовать первичные средства пожаротушения, огнетушитель;
уметь развертывать рукав и преодолевать полосу препятствий;
выполнять строевые команды, двигаться строем, отдавать честь на месте и в движении
К концу третьего года обучения учащиеся приобретают следующие знания и умения:
Знания:
общие положения ПДД;
дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожную разметку и правила проезда перекрестков;
комплектование автомобильной аптечки;
поражающие факторы ОМП, СИЗ, историю РВСН;
технику бега, метания гранаты и преодоления полосы препятствий, ПТБ;
виды травм, ПМП при всех травмах, комплектование санитарной сумки, виды повязок;
историю ВОВ, крупнейшие сражения;
причины пожаров, порядок вызова пожарной охраны, поражающие факторы огня, первичные средства пожаротушения, правила пользования огнетушителем и правила пожарной безопасности в быту, устройство мотопомпы;
историю российских парадов;
ПТБ при стрельбе из пневматического оружия;
устройство винтовки ИЖ-38С, ИЖ-61, пистолета ИЖ-53;
технику ведения стрельбы из положения «лежа», «с колена»;
условные обозначения карты, ПТБ при прохождении турполосы, способы страховки и самостраховки;
способы устройства и разведения костра;
способы маскировки и ведения наблюдения.
Умения:
ориентироваться на местности, двигаться по заданному маршруту, преодолевать турполосу;
преодолевать естественные препятствия при помощи подручных средств;
транспортировать пострадавшего;
уметь двигаться на лыжах в составе отделения;
решение экзаменационных карт категории А и В;
действовать в составе отделения при вспышке ядерного взрыва на участке зараженной местности;
оказывать ПМП при всех видах травм, комплектовать санитарную сумки, накладывать все виды изученных повязок;
использовать первичные средства пожаротушения, огнетушитель;
уметь разворачивать мотопомпу;
уметь развертывать рукав и преодолевать полосу препятствий;
выполнять строевые команды, двигаться строем, отдавать честь на месте и в движении;
представлять боевое знамя.
Учебно-тематический план программы
№ п/п
|
Наименование разделов
| 1-й год обучения
|
| 2-й год обучения
| 3-й год обучения
| Общее кол-во часов
| Теория
| Практика
| Общее кол-во часов
| Теория
| Практика
| Общее кол-во часов
| Теория
| Практика
| 1.
| Правила дорожного движения
| 19
| 8
| 11
| 25
| 12
| 13
| 32
| 4
| 28
| 2.
| Р.Х.Б.З. (радиохимическая бактериологическая защита)
| 22
| 16
| 6
| 24
| 8
| 16
| 22
| 6
| 16
| 3.
| Физическая подготовка
| 19
| 3
| 16
| 19
| 3
| 16
| 28
| 6
| 22
| 4.
| Медико-санитарная подготовка
| 20
| 10
| 10
| 22
| 7
| 15
| 17
| 3
| 14
| 5.
| Страницы истории
| 28
| 14
| 14
| 23
| 12
| 11
| 18
| 4
| 14
| 6.
| Пожарная безопасность
| 30
| 12
| 18
| 21
| 9
| 12
| 19
| 7
| 12
| 7.
| Строевая подготовка
| 20
| 2
| 18
| 22
| 4
| 18
| 16
|
| 16
| 8.
| Огневая подготовка
| 28
| 14
| 14
| 30
| 13
| 17
| 31
| 5
| 26
| 9.
| Ориентирование
| 24
| 8
| 16
| 24
| 9
| 15
| 27
| 3
| 24
| 10.
| Школьная военно-спортивная игра «Зарница»
| 2
|
| 2
| 2
|
| 2
| 2
|
| 2
| 11.
| Районная военно-спортивная игра «Зарница»
| 4
|
| 4
| 4
|
| 4
| 4
|
| 4
|
| Итого:
| 216
| 87
| 129
| 216
| 77
| 139
| 216
| 38
| 178
| |