Скачать 0.62 Mb.
|
Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБУДО СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г. Программа «Начальное техническое моделирование» направлена на развитие интереса детей к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей и предполагает в дальнейшем продолжение обучения в объединениях технического моделирования. Предлагаемая программа дополнительного образования детей модифицированная, составлена на основе опыта работы в творческом объединении «Начальное техническое моделирование». Направленность программы научно-техническая. Начальное техническое моделирование — это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений. Программа рассчитана на 1год обучения и адресована учащимся 7-11 лет. Формы работы: групповая и индивидуально – групповая. Режим занятий: 1 год обучения – 136 ч., по 2 часа 2 раза в неделю. Число детей, обучающееся в одной группе: минимальное – 7 чел., максимальное – 12 чел. Программа предусматривает часы практических и теоретических занятий. Теоретическая часть программы знакомит учащихся с необходимыми сведениями о материалах и инструментах, графическими знаниями и технологиями. При реализации практической части программы у младших школьников формируется умение самостоятельно ориентироваться в любой работе. Развиваются двигательные умения и навыки работы с наиболее распространенными материалами и инструментами. Развивается пространственное воображение, мыслительная деятельность. Развивается творческая инициатива, самостоятельность, конструкторская смекалка. Создаются условия для развития творческих способностей учащихся. Методы работы: словесные, практические, наглядные, самостоятельная работа, проблемно – поисковые. Настоящая программа разработана с учётом особенностей занятий объединения начального технического моделирования, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания, где больше внимания уделяется техническому моделированию всевозможной техники, выпиливанию, где есть простые в изготовлении работы. С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. В раннем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио- и электрифицированными игрушками. В процессе игры у детей возникает множество вопросов: а как устроена машинка, а почему движется корабль, как сделать похожую игрушку... Все эти вопросы и приводят детей к увлечению техническим моделированием и конструированием. Программа представляет собой организацию кружковой деятельности детей, направлена на приобщение детей к познавательной деятельности, к труду, на развитие человеческих ценностей: взаимовыручки, товарищеской поддержки, воспитание чувства патриотизма к своей Родине, к родному краю. Актуальность предлагаемой программы в том, что объединение начального технического моделирования являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству. Программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях объединения начального технического моделирования. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Интерес детей к технике поддерживается и средствами массовой информации. Они в доступной и увлекательной форме знакомят младших школьников с историей техники, её настоящим и будущим. Первые шаги младших школьников в конструкторско-технологической деятельности имеют то преимущество, что здесь можно более гибко откликнуться на потребности и интересы детей. Очень важно и то, что, совершенствуя и накапливая общетрудовые умения, можно благотворно влиять на формирование характера ребёнка. Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый учащийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Данная программа оригинальна тем, что обучение по ней, даёт возможность учащимся в дальнейшем выбрать и определиться на конкретном направлении деятельности т. е. перейти в объединения узкой направленности: моделирование транспортной техники, авиамодельный, космическая техника, автотрассовый моделизм, судомодельный, радиоэлектроники, робототехники, танковый биатлон и т.д. Новизна программы В основу программы положено развитие творческих способностей детей через включение игровых технологий на занятиях по техническому творчеству, что заметно отличает её от типовых. Изюминка дополнительного образования и состоит в том, что все его программы не транслируются сверху по типу единого государственного стандарта, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются учащимся по выбору, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Основное направление работы объединения – привлечение младших школьников к изготовлению технических игрушек и вовлечение их в активные технические игры, конкурсы, соревнования, с целью формирования у них увлеченности трудом, интереса к технике и развитие элементов творчества. При подборе методов работы с детьми следует отдавать предпочтение методам и приемам не просто обучающим, но стимулирующим и развивающим самостоятельность учащихся, стремление их к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем. Учитывая индивидуальные особенности и интересы учащихся, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей, и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Отличительной особенностью данной программы является введение раздела «Развивающие игры» с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которые приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. С целью оздоровления детей и приобретения хорошей подвижности кисти рук, ее гибкости, на всех занятиях проводятся пальчиковые упражнения. Для сплочения детского коллектива проводятся занятия-праздники и в каникулярное время - массовые мероприятия разной направленности. Игровая деятельность младших школьников, кроме решения учебных задач, способствует воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе, приобщению к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Для успешного решения цели и поставленных задач программы «Начальное техническое моделирование» на всех занятиях необходимо создавать психологически благоприятный микроклимат, творческую атмосферу и установить доверительные отношения с каждым учащимся. В этом и заключается педагогическая целесообразность программы. Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся через начально-техническое моделирование. В программе учтены знания и умения учащихся младших классов, которые они получают по предметам в школе, и на которые надо опираться в процессе занятий начальным техническим моделированием. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический материал и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Объекты практической работы подбираются в начале года фронтально, а по пришествие 3-4 месяцев работы, индивидуально. Особое внимание в работе объединения уделяется графической грамотности учащихся. Первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем учатся работать по чертежам. Уделено внимание тому, чтобы дети знали и правильно употребляли технические термины. В объединении у детей расширяется познавательный интерес к технике, развиваются технические наклонности, формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. Учатся работать на сверлильном и шлифовальном станках. В объединении создаются технические модели, с которыми проходят игры и соревнования. При создании игротеки уделено внимание познавательным и развивающим играм, которые требуют умения думать, размышлять, прививают навыки логического мышления (сравнение, анализ, вывод и т.д.). В зависимости от конкретных местных условий, материалов и интересов учащихся, педагог может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать отдельные темы или вносить новые. Допустимо включение в перечень конструкций или моделей, не предусмотренных в данной программе, но соответствующих той или иной теме программы. Задачи: 1. Образовательные задачи:
2. Воспитательные задачи:
3. Развивающие задачи.
4. Здоровьесберегающие задачи:
Программа предоставляет педагогу широкие возможности для развития творческих способностей детей (выбор моделей, подбор инструментов, материала, технологического процесса, приемов работы и т. д.) Проведение внеклассной работы: экскурсии, технические игры, викторины, соревнования, разгадывание загадок и ребусов. Всё это способствует решению поставленных задач. Развивая познавательный интерес учащихся к современной технике и достижениям науки, воспитывают культуру, волевые и нравственные качества, учат моделировать, развивая при этом конструкторские способности детей. Особое внимание уделяется качеству изготовления поделок, их эстетическому оформлению, для этого используются не только фломастеры и краски, но и аппликация из цветной бумаги. Педагог поясняет учащимся, что на современном самолете, автомобиле, корабле нет не нужных деталей и украшений: форма, цвет машины всегда соответствует ее назначению. В результате освоения программы «Начальное техническое моделирование» учащиеся будут знать и понимать: Знать:
Уметь:
Прогнозируемые результаты образовательного процесса При обучении по данной программе педагог достигает следующих результатов:
Учебно - тематический план
|
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание... |
Программа кружка «Багги: моделирование и конструирование» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Верхнеуслонского муниципального района рт «Дом... |
||
Программа деятельности муниципального автономного образовательного... Наименование программы: Программа деятельности маоу до «Центр дополнительного образования» |
Программа соответствует целям и задачам учреждения дополнительного... Волейбол” предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного... |
||
Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Автомотолюбители» Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования... |
Программа дисциплины «Онтологическое моделирование» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Онтологическое моделирование», учебных ассистентов и студентов направления... |
||
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Радиолюбитель» Управление образования муниципального района Туймазинский район муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования |
Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного... Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации |
||
Программа дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей» Программа может использоваться для проведения занятий со школьниками в рамках дополнительного образования, а также для классных часов... |
Рабочая программа по виду дополнительного профессионального образования... Центр дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки |
||
Начальное общее образование – первый уровень общего образования В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным |
Программа разработана на основе методик: Н. А. Бабаев, О. К. Гаевский,... ... |
||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фея Элина и ее друзья» Негосударственное учреждение дополнительного образования Учебно-методический центр «Квалитет» |
Программа дополнительного образования детей художественно-эстетического... Автономное учреждение дополнительного образования муниципального образования заводоуковский городской округ «центр развития детей... |
||
Программа дополнительного образования Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |
Программа (образовательные программы) муниципального бюджетного образовательного... Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования и обеспечение гарантий получения качественного образования,... |
Поиск |