Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»


НазваниеПрограмма дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»
страница1/4
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4





Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБУДО СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.

Программа «Начальное техническое моделирование» направлена на развитие интереса детей к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством.
Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей и предполагает в дальнейшем продолжение обучения в объединениях технического моделирования.


Предлагаемая программа дополнительного образования детей модифицированная, составлена на основе опыта работы в творческом объединении «Начальное техническое моделирование».

Направленность программы научно-техническая. Начальное техническое моделирование — это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.

Программа рассчитана на 1год обучения и адресована учащимся 7-11 лет. Формы работы: групповая и индивидуально – групповая. Режим занятий: 1 год обучения – 136 ч., по 2 часа 2 раза в неделю. Число детей, обучающееся в одной группе: минимальное – 7 чел., максимальное – 12 чел.

Программа предусматривает часы практических и теоретических занятий. Теоретическая часть программы знакомит учащихся с необходимыми сведениями о материалах и инструментах, графическими знаниями и технологиями.

При реализации практической части программы у младших школьников формируется умение самостоятельно ориентироваться в любой работе. Развиваются двигательные умения и навыки работы с наиболее распространенными материалами и инструментами. Развивается пространственное воображение, мыслительная деятельность. Развивается творческая инициатива, самостоятельность, конструкторская смекалка. Создаются условия для развития творческих способностей учащихся.

Методы работы: словесные, практические, наглядные, самостоятельная работа, проблемно – поисковые.

Настоящая программа разработана с учётом особенностей занятий объединения начального технического моделирования, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания, где больше внимания уделяется техническому моделированию всевозможной техники, выпиливанию, где есть простые в изготовлении работы.

С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. В раннем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио- и электрифицированными игрушками. В процессе игры у детей возникает множество вопросов: а как устроена машинка, а почему движется корабль, как сделать похожую игрушку... Все эти вопросы и приводят детей к увлечению техническим моделированием и конструированием.

Программа представляет собой организацию кружковой деятельности детей, направлена на приобщение детей к познавательной деятельности, к труду, на развитие человеческих ценностей: взаимовыручки, товарищеской поддержки, воспитание чувства патриотизма к своей Родине, к родному краю.

Актуальность предлагаемой программы в том, что объединение начального технического моделирования являются наи­более удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству.

Программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях объединения начального технического моделирования. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Интерес детей к тех­нике поддерживается и средствами массовой информации. Они в доступной и увлека­тельной форме знакомят младших школьников с историей техники, её настоящим и бу­дущим.

Первые шаги младших школьников в конструкторско-технологической деятельности имеют то преимущество, что здесь можно более гибко откликнуться на потребности и интересы детей. Очень важно и то, что, совершенствуя и накапливая общетрудовые умения, можно благотворно влиять на формирование характера ребёнка.

Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый учащийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Данная программа оригинальна тем, что обучение по ней, даёт возможность учащимся в дальнейшем выбрать и определиться на конкретном направлении деятельности т. е. перейти в объединения узкой направленности: моделирование транспортной техники, авиамодельный, космическая техника, автотрассовый моделизм, судомодельный, радиоэлектроники, робототехники, танковый биатлон и т.д.

Новизна программы

В основу программы положено развитие творческих способностей детей через включение игровых технологий на занятиях по техническому творчеству, что заметно отличает её от типовых.

Изюминка дополнительного образования и состоит в том, что все его программы не транслируются сверху по типу единого государственного стандарта, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются учащимся по выбору, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями.

Основное направление работы объединения – привлечение младших школьников к изготовлению технических игрушек и вовлечение их в активные технические игры, конкурсы, соревнования, с целью формирования у них увлеченности трудом, интереса к технике и развитие элементов творчества.

При подборе методов работы с детьми следует отдавать предпочтение методам и приемам не просто обучающим, но стимулирующим и развивающим самостоятельность учащихся, стремление их к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем.

Учитывая индивидуальные особенности и интересы учащихся, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей, и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка.

Отличительной особенностью данной программы является введение раздела «Развивающие игры» с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которые приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

С целью оздоровления детей и приобретения хорошей подвижности кисти рук, ее гибкости, на всех занятиях проводятся пальчиковые упражнения.

Для сплочения детского коллектива проводятся занятия-праздники и в каникулярное время - массовые мероприятия разной направленности. Игровая деятельность младших школьников, кроме решения учебных задач, способствует воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе, приобщению к широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Для успешного решения цели и поставленных задач программы «Начальное техническое моделирование» на всех занятиях необходимо создавать психологически благоприятный микроклимат, творческую атмосферу и установить доверительные отношения с каждым учащимся. В этом и заключается педагогическая целесообразность программы.

Цель:

Создать условия для развития творческих способностей учащихся через начально-техническое моделирование.

В программе учтены знания и умения учащихся младших классов, которые они получают по предметам в школе, и на которые надо опираться в процессе занятий начальным техническим моделированием.

По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический ма­териал и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Объекты практической работы подбираются в начале года фрон­тально, а по пришествие 3-4 месяцев работы, индивидуально.

Особое внимание в работе объединения уделяется графической грамотности учащихся. Первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем учатся работать по чертежам.

Уделено внимание тому, чтобы дети знали и правильно употребляли технические терми­ны. В объединении у детей расширяется познавательный интерес к технике, развиваются тех­нические наклонности, формируются умения и навыки работы с различными материа­лами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. Учатся работать на сверлильном и шлифовальном станках.

В объединении создаются технические модели, с которыми проходят игры и соревно­вания. При создании игротеки уделено внимание познавательным и развивающим иг­рам, которые требуют умения думать, размышлять, прививают навыки логического мышления (сравнение, анализ, вывод и т.д.).

В зависимости от конкретных местных условий, материалов и интересов учащихся, педагог может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать отдельные темы или вносить новые. Допустимо включение в перечень конструкций или моделей, не предусмотренных в данной программе, но соответствующих той или иной теме программы.
Задачи:

1. Образовательные задачи:

  • Дать знание по графической грамоте, технических терминах, различных материалах и инструментах, о геометрических фигурах, о правилах оригами, транспортной технике, о технологии изготовления моделей.

  • Сформировать умение и навыки работы по шаблонам и трафаретам; перевода чертежей с помощью копировальной бумаги; вычерчивания, вырезания и склеивания разверток моделей и игрушек; подвижного соединения деталей; организации своего рабочего места.

2. Воспитательные задачи:

  • Привить интерес к технике и изобретательской деятельности;

  • Создать условия для воспитания правильного поведения в коллективе; воспитания воли, усидчивости, дисциплинированности, аккуратности, терпения, самостоятельности, трудолюбия, воспитание бережного отношения к материалам и инструментам; привитие эстетического вкуса.

3. Развивающие задачи.

  • Способствовать развитию творческого мышления и воображения у детей через игровую деятельность, фантазии, памяти, сообразительности, речи, развивать умение сравнивать и анализировать; развивать мелкую моторику и координированную работу обоих рук; развивать коммуникативные качества.

  • Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности через игровые технологии.

4. Здоровьесберегающие задачи:

  • Применение здоровьесберегающих технологий.


Программа предоставляет педагогу широкие возможности для развития творческих способностей детей (выбор моделей, подбор инструментов, материала, технологического процесса, приемов работы и т. д.)

Проведение внеклассной работы: экскурсии, технические игры, викторины, со­ревнования, разгадывание загадок и ребусов. Всё это способствует решению поставленных задач. Развивая познавательный интерес учащихся к современной технике и достижениям науки, воспитывают культуру, волевые и нравственные качества, учат моделировать, развивая при этом конструкторские способности детей.

Особое внимание уделяется качеству изготовления поделок, их эстетическому оформлению, для этого используются не только фломастеры и краски, но и аппликация из цветной бумаги. Педагог поясняет учащимся, что на современном самолете, автомобиле, корабле нет не нужных деталей и украшений: форма, цвет машины всегда соответствует ее назначению.
В результате освоения программы «Начальное техническое моделирование» учащиеся будут знать и понимать:

Знать:

  • Правила безопасности при работе с ручными инструментами;

  • Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для картона и бумаги;

  • Условные обозначения, применяемые при работе с чертежами и шаблонами: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

  • Понятия о контуре, силуэте, макете, шаблоне, чертёже.

  • Способы и приёмы обработки бумаги и картона, сборки макетов путём склеивания;

  • Названия и назначение ручных инструментов для обработки бумаги и картона и правила безопасного пользования ими и личной гигиены при обработке разных материалов;

  • Названия и применение специальных инструментов столяра и плотника;

  • Загадки о разных  видах техники, транспорте;

  • Отдельные произведения художественной литературы, связанные с различными видами профессий;

  • Модели самолетов и имена известнейших летчиков, особенно отечественных;

  • Принципы работы и устройство некоторых несложных технических объектов;


Уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.

  • Соблюдать правила труда и личной гигиены.

  • Пользоваться распространенными инструментами ручного труда, соблюдать пра­вила по технике безопасности;

  • Анализировать под руководством педагога изделие (определить его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).

  • Экономно размечать материалы.

  • Резать бумагу ножницами по линиям разметки.

  • Соединять детали из бумаги с помощью клея, проволоки, ниток.

  • Прочно соединять детали между собой и устойчиво крепить вращающиеся колёса;

  • Правильно выполнять технологические операции.

  • Работать творчески.

  • Изготавливать простейшие модели транспортной техники по собственному замыслу из бумаги и картона.

  • Определять основные части изготовляемых макетов и моделей и правильно произ­носить их названия;

  • Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;

  • Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (Треугольник, прямоуголь­ник, круг) и объёмные геометрические тела (куб, шар, цилиндр);

  • Составлять геометрические фигуры (из нескольких треугольников - четырёхуголь­ник, из частей круга — целый круг);



Прогнозируемые результаты образовательного процесса

При обучении по данной программе педагог достигает следующих результатов:

  • Уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики;

  • Приобретение учащимися знаний, умений и навыков в различных видах технического творчества;

  • Развитие познавательного интереса у детей через внедрение игровых технологий на занятиях;

  • Привлечение детей в технические объединения станции;

  • Формирование гражданского, патриотического чувства у детей к своей Родине;

  • Самореализация каждого учащегося через техническое творчество, конкурсы, выставки, игры, соревнования;

  • Содействие выявлению способностей детей в разных видах технического творчества;

  • Приобретение новых друзей и опыта общения со сверстниками и взрослыми людьми.


Учебно - тематический план


п/п

Название темы

Количество часов


Контроль

Всего

Теория

Практика




МОДУЛЬ 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ




90 часов

1.

Вводное занятие


2




2

Устный опрос

2.

Материалы и инструменты

4

1

3

Устный опрос уч-ся по т/б

3.

Графическая грамота

10

2

8

Устный опрос, тест

4.

Конструирование из плоских деталей

10

2

8

Конкурсы,

тест

5.

Моделирование транспортной техники

28

4

24

Устный опрос,

соревнования

6.

Изготовление подарков и сувениров к праздникам

20

2

18

Выставка, конкурс

7.

Конструирование объёмных игрушек


16

2

14

Промежуточный контроль




МОДУЛЬ 2 ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ







46 часов

8.

Выпиливание


34

4

30

Выставка,

устный опрос

9.

Технические игры и аттракционы


10

2

8

выставка

10

Заключительное занятие


2

1

1

Итоговая диагностика




Всего:


136

20

116



  1   2   3   4

Похожие:

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма кружка «Багги: моделирование и конструирование»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Верхнеуслонского муниципального района рт «Дом...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма деятельности муниципального автономного образовательного...
Наименование программы: Программа деятельности маоу до «Центр дополнительного образования»

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма соответствует целям и задачам учреждения дополнительного...
Волейбол” предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Программа дополнительного образования «Автомотолюбители»
Сют, письмом Министерства образования от 11. 12. 2006 г. Рф№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма дисциплины «Онтологическое моделирование»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Онтологическое моделирование», учебных ассистентов и студентов направления...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconОбразовательная программа дополнительного образования объединения «Радиолюбитель»
Управление образования муниципального района Туймазинский район муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного образовательного...
Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма дополнительного образования детей «коррупция и меры противодействия ей»
Программа может использоваться для проведения занятий со школьниками в рамках дополнительного образования, а также для классных часов...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconРабочая программа по виду дополнительного профессионального образования...
Центр дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconНачальное общее образование – первый уровень общего образования
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма разработана на основе методик: Н. А. Бабаев, О. К. Гаевский,...
...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Фея Элина и ее друзья»
Негосударственное учреждение дополнительного образования Учебно-методический центр «Квалитет»

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма дополнительного образования детей художественно-эстетического...
Автономное учреждение дополнительного образования муниципального образования заводоуковский городской округ «центр развития детей...

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма дополнительного образования
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» iconПрограмма (образовательные программы) муниципального бюджетного образовательного...
Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования и обеспечение гарантий получения качественного образования,...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск