Скачать 2.52 Mb.
|
Управление Образования администрации Сегежского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур II категории г.Сегежи Утверждаю: Утверждено педагогическим советом Заведующий МДОУ - детского сада № 20 г. Сегежи « 11 » мая 2011 г. Саксонова Э.В. ___________________ Протокол № 1 М.п. Программа физкультурно-оздоровительной направленности детей с 1 года до 7 лет в условиях ДОУ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА /приложение к Основной Общеобразовательной программе дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур/ срок реализации 6 лет Шелег Татьяна Алексеевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, педагогический стаж 30 лет Сегежа, 2011 Содержание: I. Пояснительная записка………………………………………………….……………3 1. Актуальность………………………………………………………………..…..…....3 2. Концепция программы……………………………………………………………… 4 3. Основные принципы здоровьесберегающих технологий………………………….5 4. Условия реализации программы…………………………………………………….6 4.1 Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение………….……6 4.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………....…...9 4.3 Социальное партнерство……………………………………………………….9 4.4 Оснащенность помещений……………………………………………………10 4.5 Возраст и условия набора детей……………………………………...…...….11 5. Цель программы……………………………………………………………...…..…..11 6. Задачи............................................................................................................................11 7. Направления здровьесбергающей деятельности……………….….……………... 12 8. Ожидаемые результаты……………………………………….…..……………..…. 13 II. Информационно-аналитический раздел………………..…………………………14 III. Работа с детьми……………………………………………………..………….......18 1. Диагностический комплекс обследования детей…………………………………18 2. Организация полноценного питания………………………………………………19 3. Система эффективного закаливания……………………………………………....20 4. Организация рациональной двигательной активности…………………………..26 5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей………....32 6. Создание представлений о здоровом образе жизни……………………………....40 7. Применение психологических и психопрофилактических средств и методов....42 8. Коррекционно-педагогическая работа с детьми………………………………….48 9. Лечебно-профилактическая работа………………………………………………..49 10. Летнеоздоровительные мероприятия………………………………………….....58 IV. Работа с педагогами……………………………………………………………….58 V. Работа с родителями………………………………………………………………..61 VI Мониторинг…………………………………………………………………………64 VII . Заключение………………………………………………………………………..68 VIII.. Список литературы………………………………………………………….…..69 IX. Приложения…………………………………………………………………….….75 I. Пояснительная записка
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Среди хронической патологии дошкольников основное место занимают заболевания костно-мышечной системы, высокий процент часто болеющих детей, растет количество детей с аллергическими проявлениями. Вместе с тем, по прежнему наблюдается «перекос» основных общеобразовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Работая в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, мы также стремимся к поднятию качества дошкольного образования, через обновление содержания, введение современных комплексных и парциальных программ. Даже строго следуя новых требованиям СанПиНа о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Разрабатывая программу «Здоровье с детства», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми, включающая в том числе и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое развитие, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания образовательно-воспитательного процесса должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. Программа является результатом изучения специальных медико-педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта оздоровительно-профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах:
4.1 Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение Нормативно-правовая база: Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегательной деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции:
Научно-методическое обеспечение: 1.Развитие детей раннего возраста:
2. Психологическое сопровождение:
2006
дошкольного и младшего школьного возраста». Н.Н. Ефименко, 1999.
Лакоценин С.С.
4.2 Кадровое обеспечение Ведущая роль в организации воспитательно-образовательной деятельности детского сада, обеспечении условий, необходимых для оптимального развития ребенка дошкольника принадлежит педагогам. В штатное расписание ДОУ включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию программы физкультурно-оздоровительной направленности: старшая медицинская сестра, физиомедсестра и медсестра по массажу, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, преподаватель хореографии, воспитатель изо и театральной деятельности, воспитатели. Данный состав специалистов позволяет обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности ДОУ к ее реализации. 4.3 Социальное партнерство МДОУ тесно взаимодействует с учреждениями социума:
консультирование.
дошкольников.
Мероприятий - этнографическая программа о быте и культуре Выгозерья на базе ДОУ.
имеющих нарушения в развитии.
4.4 Оснащенность помещений Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
Состояние материально - технической базы соответствует требованиям техники безопасности, санитарно – гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта. Санитарно-гигиенические нормативы выполняются согласно СанПиН 2.4.1.2660-10. Наполняемость групп в норме. Согласно п. 1.9. в МДОУ имеется санитарно-гигиеническое заключение комплексной проверки Роспотребнадзора от 04. 2008 года о соответствии МДОУ санитарным правилам и нормам. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в детском саду соблюдаются: В ДОУ создана безопасная среда: закрепленная мебель, отсутствие ядовитых и колючих растений; соблюдается режим проветривания, влажной уборки; правильное хранение различных материалов, медикаментов, моющих средств. Выполняются требования к естественному и искусственному освещению, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, к санитарному содержанию помещений. Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться В перспективе. - оборудование автогородка на площадке, веранд для прогулок в дождливую погоду. - пополнение развивающей среды в группах по организации двигательной активности. - приобретение мебели, соответствующей ростовым показателям ребенка. - оснащение стационарным оборудованием прогулочных участков для игр детей. 4.5 Возраст и условия набора детей В МДОУ принимаются дети в возрасте от 1 года до 7 лет на основании медицинского заключения /наличие медицинской карты/ о возможности посещения дошкольного учреждения. Порядок комплектования групп определяется Учредителем в соответствии с Типовым Положением о дошкольном учреждении. Руководитель учреждения самостоятельно осуществляет регистрацию детей для приема в учреждение. Прием заявлений производится с 1 марта по 31 августа текущего года. Комплектование групп на новый учебный год производится в сроки на 1 сентября, в остальное время проводится доукомплектование учреждения в соответствии с установленными нормативами. Санаторные группы комплектуются врачом-фтизиатром по медицинским показаниям. В летнее время МДОУ работает в соответствии с графиком учредителя. |
Основная образовательная программа мкоу дорогинская средняя Организация физкультурно-оздоровительной работы, двигательные режимы, двигательная деятельность ребенка, комплексная система физкультурно-оздоровительной... |
Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной... Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в городе москве 6 |
||
Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной... Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства |
Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной... Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства |
||
Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной... Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства |
Протокол №4 от «05» Дополнительная образовательная программа по художественной гимнастике физкультурно-спортивной направленности |
||
Организаторы Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением |
Рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную... Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам по физической культуре, методистам для организации физкультурно-оздоровительной... |
||
Методические рекомендации по применению системы оплаты труда работников... Санкт-Петербурга», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01. 11. 2005 №1675 «О системе оплаты труда работников учреждений... |
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа физкультурно-спортивной направленности Вооружённые Силы. Одним из негативных последствий радикальных изменений в экономике, социальных отношениях и в идеологии стал кризис... |
||
Приказ №340 от «31» августа 2017 г. Годовой план муниципального бюджетного... Совершенствовать сложившуюся в доу систему физкультурно-оздоровительной работы по укреплению здоровья воспитанников |
Программа разработана на основе директивных и нормативных документов,... Программа предназначена для тренеров преподавателей, педагогов и руководителей дополнительного образования физкультурно-спортивной... |
||
Основание для проведения контрольного мероприятия Проверки целевого и эффективного использования средств районного бюджета, выделенных в 2008-2009 годах на проведение спортивных мероприятий... |
О методике определения штатной численности работников государственных... В целях упорядочения штатной численности работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, подведомственных... |
||
Отчет о проведении физкультурно оздоровительной и спортивно массовой... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа |
Инструкция для участника: Структура работы Работа состоит из 10 блоков разной тематической направленности (7 блоков общероссийской направленности, 3 блока Приморской региональной... |
Поиск |