Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе


Скачать 2.53 Mb.
Название Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе
страница 1/18
Тип Автореферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
На правах рукописи

АНЗИНА Татьяна Игоревна

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Специальность 13.00.08 – Теория и методика

профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Научный руководитель :

доктор педагогических наук, доцент

Крупченко А.К.

Москва - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Корпоративная компетенция как составляющая общих и профессиональных компетенций специалиста индустрии гостеприимства




1.1. Понятие корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства

13

1.2. Содержание корпоративной компетенции специалиста индустрии гостеприимства

40

1.3. Принципы формирования корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства

64


Глава 2 Модель формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования




2.1. Построение модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе

88

2.2. Методы и средства формирования и контроля сформированности корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства

94

2.3. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства на примере дисциплины «Профессиональный иностранный (французский) язык»

138

Заключение

164

Словарь терминов

166

Список литературы

171

Приложения

185



Введение

Начало XXI века человечество встретило глобализацией и интеграцией мировой экономики, расширением межкультурных и межнациональных связей, высокой мобильностью населения. Возросшие транспортные, финансовые и социальные возможности повлекли за собой бурное развитие индустрии туризма и связанной с ней сферой гостеприимства, специфика которой заключается в такой нематериальной деятельности, как удовлетворение потребностей клиентов. Гостиничные и ресторанные предприятия стремятся быть привлекательными для потребителей за счет уникальности своего имиджа и эффективности работы персонала, что, в свою очередь, поддерживается корпоративной культурой компании.

Под корпоративной культурой предприятия гостеприимства здесь понимается система ценностей и поведенческих норм, разделяемых всеми членами организации, созданных с целью поддержания её конкурентоспособности.

Существование и развитие корпоративной культуры предприятия гостеприимства обеспечиваются сотрудниками, способными к продуктивной деятельности в корпорации и обладающими такими профессиональными и личностными качествами, как понимание и принятие ценностей компании; умение работать в команде; центрированность на клиенте; способность к эффективному общению в любой ситуации, в том числе на иностранном языке, то есть владеющими корпоративной компетенцией.

Однако исследования ряда ученых (О.Березкина, О.Васильченко, В.В.Кузнецов, Т.Б.Сергеева, Т.А.Сорвина, Джон Р.Уокер и др.), наблюдения за деятельностью специалистов в корпорациях, результаты проводимых на предприятиях тренингов по формированию команды и личностному росту показывают, что молодые специалисты испытывают трудности при осуществлении адекватного выбора стратегий корпоративного поведения, а также средств их реализации, исходя из поставленных производственных задач и фактора адресата. Все это говорит о целесообразности формирования в процессе профессионального образования в вузе способности будущих специалистов индустрии гостеприимства работать в коллективах корпораций.

В современных условиях высшее образование (ВО) регламентируется перечнем необходимых компетенций и поддерживающих технологий компетентностного подхода согласно положениям Болонской Декларации, новой редакции Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273–ФЗ от 2014 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы, Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), Основным профессиональным образовательным программам (ОПОП) вузов.

Сопоставительный анализ корпоративных кодексов предприятий индустрии гостеприимства, публикаций менеджеров по работе с персоналом отелей и ресторанов, профессиональных стандартов к основным должностям работников туристской индустрии и требований ФГОС ВО к результатам освоения дисциплин укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) 43.0.00 «Сервис и туризм» показал, что такие востребованные корпоративной культурой предприятий гостеприимства профессиональные и личностные качества сотрудника, как нравственное отношение к клиентам, готовность к ротации в команде и знание основ её формирования, заинтересованность в привлекательности имиджа компании, способность к общению на родном и иностранном языках и др., недостаточно четко отражаются в перечне компетенций ФГОС ВО, что затрудняет реализацию задач федеральных нормативных документов по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

Проведенный анализ позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью современных предприятий гостеприимства в кадрах, способных соответствовать корпоративной культуре организации и отсутствием специалистов, владеющих корпоративной компетенцией;

  • возросшим научным интересом к феномену «корпоративная компетенция» специалистов индустрии гостеприимства и недостаточно четким определением содержания данной компетенции в ФГОС ВО для УГСН «Сервис и туризм», затрудняющим формирование корпоративной компетенции в процессе профессионального образования;

  • необходимостью формирования корпоративной компетенции у студентов, обучающихся по УГСН «Сервис и туризм» и неразработанностью педагогической модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе.

Указанные противоречия обусловили проблему теоретического обоснования и практического формирования корпоративной компетенции у студентов УГСН «Сервис и туризм» в процессе профессионального образования в вузе.

Актуальность проблемы определила тему исследования «Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе».

Цель исследования – обоснование и разработка педагогической модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства.

Объект исследования – процесс подготовки обучающихся по УГСН «Сервис и туризм» в вузе.

Предмет исследования – формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе.

Гипотеза состоит в предположении, что формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе будет успешным, если

  • выявить сущность корпоративной культуры предприятий гостеприимства и требования, предъявляемые к сотрудникам;

  • провести сопоставительный анализ ФГОС ВО и потребностей работодателей с целью выявления компонентно-уровневой структуры корпоративной компетенции специалиста индустрии гостеприимства;

  • осуществить формирование корпоративной компетенции на основе педагогической модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе, устанавливающей взаимосвязь между теоретико–аналитическим (целевым), формирующим и результативным этапами обучения.

Выдвинутая гипотеза требует решения следующих задач:

  1. на основе анализа научной и специальной литературы уточнить содержание понятий корпоративная культура и корпоративная компетенция, как с позиций работодателей, так и научного сообщества с целью определения роли и места корпоративной компетенции в квалификации специалиста индустрии гостеприимства;

  2. выявить компонентно-уровневый состав корпоративной компетенции специалиста индустрии гостеприимства на основе анализа компетенций, заявленных в корпоративных кодексах предприятий гостеприимства, в ФГОС ВО, а также в ряде зарубежных профессиональных и образовательных стандартов;

  3. спроектировать педагогическую модель формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе и осуществить опытно-экспериментальную проверку реализации данной модели на примере преподавания дисциплин вариативной части ОПОП.

Теоретико–методологическую базу исследования составили:

  • психолого–педагогические исследования в области профессионализации и социализации человека (А.Г. Асмолов, К.Бланшар, М.Гоффманн–Эрве, Э.Ф.Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.Маслоу, В.Д. Шадриков, К.–Г.Юнг и др.);

  • современные положения корпоративной деятельности и корпоративной культуры (М.Армстронг, А.А.Бочарова, К.Голд, В.В. Кузнецов, А.И. Пригожин, Т.Б. Сергеева, Т.А. Сорвина, В.А. Спивак, И.С. Халитова и др.);

  • компетентностный подход в профессиональном образовании (В.И. Байденко, В.И. Блинов, И.А. Зимняя, А.Н. Лейбович, Д.МакКлелланд, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, В.Г. Ромек, А.В. Хуторской и др.);

  • принципы контекстного обучения (А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова, Н.П.Хомякова и др.);

  • технологический подход к образованию (В. П. Беспалько, В.В. Гузеев, И. А. Малинина, П.И. Образцов, В.Ю. Питюков, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др.)

  • стратегии игрового обучения (Э.Берн, Л.Л. Графова, И.А. Жучкова, Г.А. Китайгородская, А.М. Новиков, Й.Хейзинга и др.);

  • принципы профессиональной лингводидактики (М.В.Дружинина, Г.А.Краснощекова, А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов, Т.Ю. Полякова, И.И. Халеева и др.)

  • принципы синергетического подхода (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, Б.Л. Кузнецов, И.Р. Пригожин, В.С. Степин, Г. Хакен и др.).

Для решения поставленных теоретических и практических задач применялись следующие методы исследования: сопоставительный анализ отечественной и зарубежной философской, психолого–педагогической и социологической литературы по проблемам личностного и профессионального самоопределения, методик обучения иностранным языкам, а также анализ исследований лингводидактики и профессиональной лингводидактики; изучение документов органов управления образованием, нормативных актов Минобрнауки и Минтруда РФ, отечественных и зарубежных профессиональных и образовательных стандартов; европейской рамки квалификаций, проектов национальных рамок квалификаций России, Франции и Швейцарии; наблюдение, интервьюирование, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение опыта, методы самоконтроля, опытно–экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и результативный этапы), регистрация и обработка данных; сбор статистического материала, анализ количественных и качественных результатов исследования.

Опытно–экспериментальная база исследования: Российский государственный торгово–экономический университет (РГТЭУ) и Российский экономический университет (РЭУ) им. Г.В.Плеханова. В исследовании участвовало 150 студентов из следующих вузов: РГТЭУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, Московского государственного института индустрии туризма (МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича).

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (теоретико-поисковый) (2009 – 2010 гг.) – изучение и анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, первичный сбор информации по теме исследования, анализ разнообразных подходов к исследованию, определение объекта и предмета исследования, его целей и задач, выдвижение гипотезы, планирование опытно–экспериментальной работы.

Второй этап (опытно-экспериментальный) (2011 – 2012 гг.) – построение модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства, разработка дидактического материала для проведения опытно–экспериментального обучения: написание пособия «Французский язык для профессиональных целей», рабочей программы дисциплины вариативной части «Профессиональный иностранный (французский) язык» для направлений подготовки 43.03.01 «Сервис», 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело». Опытно-экспериментальная проверка модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в курсе дисциплин «Профессиональная этика и этикет», «Коммуникационный менеджмент», «Организационное поведение», «Корпоративная и социальная ответственность», «Психологический практикум», «Сервисная деятельность» и опытное обучение по программам «Профессиональный иностранный язык», «Этика делового общения на иностранном языке» в РГТЭУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Третий этап (итоговый) (2013 – 2015 гг.) – обобщение результатов опытно–экспериментальной работы, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • уточнено содержание понятия корпоративная компетенция специалиста индустрии гостеприимства, которое отвечает представлениям работодателей о сотруднике корпорации, как специалисте, способном к продуктивной деятельности в корпорации и к проявлению таких профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих укрепление и развитие корпоративной культуры предприятий гостеприимства, как способность понимать и принимать корпоративные ценности компании, способность к работе и ротации в команде, способность руководствоваться нравственными принципами при решении проблемных ситуаций, способность к центрированности на клиенте, способность осуществлять коммуникацию в любой ситуации, в том числе на иностранном языке;

  • выявлена компонентно-уровневая структура корпоративной компетенции, как совокупность ценностной, командной, клиентоцентрической и коммуникативной компетенций, формирующихся на 3-х уровнях: уровне адаптации, уровне приобретения опыта и уровне интеграции, что конкретизирует некоторые сформулированные в ФГОС ВО общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции и наполняет ОПОП вузов новым содержанием, востребованным корпоративной культурой предприятий индустрии гостеприимства;

  • спроектирована авторская педагогическая модель формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе, отражающая методологию формирования и контроля сформированности компонентов корпоративной компетенции на междисциплинарной основе, включающая в себя теоретико-аналитический (целевой), формирующий и результативный этапы обучения.

  • Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию и методику профессионального образования, расширяя и актуализируя состав компетенций специалистов индустрии гостеприимства за счет уточнения содержания корпоративной компетенции, междисциплинарная методология формирования которой основана на корреляции принципов профессионального образования, профессиональной лингводидактики и синергетики, и вводя также понятие корпоративной компетенции в сферу интересов такой отрасли педагогики, как профессиональная лингводидактика.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  • разработан методический инструментарий диагностики, формирования и оценки уровня сформированности корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства, диагностические задания которого, тесты, ролевые и деловые игры, кейс–ситуации и другие интерактивные методы, могут быть адаптированы к другим направлениям профессионального образования, предполагающим формирование корпоративной компетенции обучающихся;

  • разработан и апробирован модульный спецкурс «Иностранный (французский) язык для профессиональных целей» в качестве учебно-методического и информационного обеспечения процесса формирования корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства на примере дисциплин «Профессиональный иностранный (французский) язык», «Этика делового общения на иностранном (французском) языке», который может быть использован с целью формирования корпоративной компетенции обучающихся в рамках иноязычного профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Проведенный сопоставительный анализ требований ФГОС ВО, профессиональных стандартов к основным должностям работников туристской индустрии, требований работодателей к сотрудникам предприятия индустрии гостеприимства, корпоративных кодексов отечественных и зарубежных компаний индустрии гостеприимства, публикаций специалистов по работе с персоналом позволяет конкретизировать компетентностный состав ФГОС ВО для УГСН «Сервис и туризм» и обосновать целесообразность формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства, заключающейся в способности к продуктивной деятельности в корпорации и к проявлению профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих укрепление и развитие корпоративной культуры предприятий гостеприимства с целью поддержания их конкурентоспособности.

  2. Исследование компетенций, востребованных корпоративной культурой предприятий гостеприимства, предполагающее актуализацию и конкретизацию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-прикладных компетенций, прописанных в ФГОС ВО для УГСН «Сервис и туризм», положено в основу содержания корпоративной компетенции, которая включает следующие компоненты: ценностную компетенцию как способность понимать и принимать корпоративные ценности компании; командную компетенцию как способность к работе и ротации в команде; клиентоцентрическую компетенцию как способность к центрированности на клиенте и способность руководствоваться нравственными принципами при решении проблемных ситуаций; коммуникативную компетенцию как способность осуществлять коммуникацию в любой ситуации, в том числе на иностранном языке. Формирование компонентов корпоративной компетенции осуществляется на трех уровнях: на первом уровне адаптации, на втором уровне приобретения опыта и на третьем уровне интеграции в корпорацию.

  3. Спроектированная педагогическая модель формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе представляет собой динамичную структуру междисциплинарной методологии формирования и контроля сформированности корпоративной компетенции от теоретического и эмпирического обоснования целесообразности ее формирования, выявления содержания и оценки сформированности данной компетенции (на первом этапе) до ее опытно-экспериментальной проверки (на втором этапе) на основе реализации рабочих программ дисциплин УГСН «Сервис и туризм» на примере дисциплин вариативной части («Профессиональный иностранный язык» и «Этика делового общения на иностранном языке») при взаимодействии с рабочими программами синхронизированных дисциплин. Результативность спроектированной модели (на третьем этапе), представленная через разработанную систему оценивания уровня приобретенной корпоративной компетенции, дает основание рекомендовать ее реализацию субъектам образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора в РГТЭУ на базе кафедры иностранных языков и речевой коммуникации и в РЭУ им. Г.В.Плеханова на базе кафедр иностранного языка и делового общения, гостиничного и туристического бизнеса. Теоретические положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), на заседаниях кафедры иностранных языков и речевой коммуникации РГТЭУ, на международных и межвузовских научно–практических конференциях АПКиППРО, РГТЭУ, РМАТ, МГИИТ, Минского государственного лингвистического университета.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Курсовая работа по дисциплине: «Организация производства и обслуживания...
...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Перечень вопросов к зачету по всему курсу
Сущность индустрии гостеприимства. Соотношение понятий «индустрия туризма» и «индустрия гостеприимства»
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Формирование портфеля корпоративной социальной деятельности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Фгбоу во «ргутис» Филиал фгбоу во «ргутиС» в г. Махачкале «утверждаю»
Цель реализации программы – получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Программа дисциплины «Управление организацией сферы услуг» для направления080200....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Положение о проведении Премии Свердловской области в сфере гостеприимства...
«Уральская Звезда 2016» Премия в сфере индустрии гостеприимства, организованная по соревновательному принципу, среди средств размещения...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Программа начального общего образования муниципального общеобразовательного...
...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Формирование единого информационного пространства техникума как необходимое...
Северного региона, которая является одним из определяющих факторов качественной реализации требований Федеральных государственных...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности приготовлению...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Курсовая работа по дисциплине «маркетинг услуг гостеприимства»
Государственное образовательное учереждение высшего профессионального образования
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon О корпоративной компьютерной сети
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon Теоретические основы стимулирования сбыта на предприятиях индустрии гостеприимства
...
Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе icon «Высшая школа экономики» Факультет менеджмента (Москва) Санкт-Петербургский...
Актуальность создания магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», цели программы...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск