Скачать 2.53 Mb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» На правах рукописи АНЗИНА Татьяна Игоревна ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный руководитель : доктор педагогических наук, доцент Крупченко А.К. Москва - 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Начало XXI века человечество встретило глобализацией и интеграцией мировой экономики, расширением межкультурных и межнациональных связей, высокой мобильностью населения. Возросшие транспортные, финансовые и социальные возможности повлекли за собой бурное развитие индустрии туризма и связанной с ней сферой гостеприимства, специфика которой заключается в такой нематериальной деятельности, как удовлетворение потребностей клиентов. Гостиничные и ресторанные предприятия стремятся быть привлекательными для потребителей за счет уникальности своего имиджа и эффективности работы персонала, что, в свою очередь, поддерживается корпоративной культурой компании. Под корпоративной культурой предприятия гостеприимства здесь понимается система ценностей и поведенческих норм, разделяемых всеми членами организации, созданных с целью поддержания её конкурентоспособности. Существование и развитие корпоративной культуры предприятия гостеприимства обеспечиваются сотрудниками, способными к продуктивной деятельности в корпорации и обладающими такими профессиональными и личностными качествами, как понимание и принятие ценностей компании; умение работать в команде; центрированность на клиенте; способность к эффективному общению в любой ситуации, в том числе на иностранном языке, то есть владеющими корпоративной компетенцией. Однако исследования ряда ученых (О.Березкина, О.Васильченко, В.В.Кузнецов, Т.Б.Сергеева, Т.А.Сорвина, Джон Р.Уокер и др.), наблюдения за деятельностью специалистов в корпорациях, результаты проводимых на предприятиях тренингов по формированию команды и личностному росту показывают, что молодые специалисты испытывают трудности при осуществлении адекватного выбора стратегий корпоративного поведения, а также средств их реализации, исходя из поставленных производственных задач и фактора адресата. Все это говорит о целесообразности формирования в процессе профессионального образования в вузе способности будущих специалистов индустрии гостеприимства работать в коллективах корпораций. В современных условиях высшее образование (ВО) регламентируется перечнем необходимых компетенций и поддерживающих технологий компетентностного подхода согласно положениям Болонской Декларации, новой редакции Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273–ФЗ от 2014 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы, Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), Основным профессиональным образовательным программам (ОПОП) вузов. Сопоставительный анализ корпоративных кодексов предприятий индустрии гостеприимства, публикаций менеджеров по работе с персоналом отелей и ресторанов, профессиональных стандартов к основным должностям работников туристской индустрии и требований ФГОС ВО к результатам освоения дисциплин укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) 43.0.00 «Сервис и туризм» показал, что такие востребованные корпоративной культурой предприятий гостеприимства профессиональные и личностные качества сотрудника, как нравственное отношение к клиентам, готовность к ротации в команде и знание основ её формирования, заинтересованность в привлекательности имиджа компании, способность к общению на родном и иностранном языках и др., недостаточно четко отражаются в перечне компетенций ФГОС ВО, что затрудняет реализацию задач федеральных нормативных документов по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Проведенный анализ позволил выявить ряд противоречий между:
Указанные противоречия обусловили проблему теоретического обоснования и практического формирования корпоративной компетенции у студентов УГСН «Сервис и туризм» в процессе профессионального образования в вузе. Актуальность проблемы определила тему исследования «Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе». Цель исследования – обоснование и разработка педагогической модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства. Объект исследования – процесс подготовки обучающихся по УГСН «Сервис и туризм» в вузе. Предмет исследования – формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе. Гипотеза состоит в предположении, что формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе будет успешным, если
Выдвинутая гипотеза требует решения следующих задач:
Теоретико–методологическую базу исследования составили:
Для решения поставленных теоретических и практических задач применялись следующие методы исследования: сопоставительный анализ отечественной и зарубежной философской, психолого–педагогической и социологической литературы по проблемам личностного и профессионального самоопределения, методик обучения иностранным языкам, а также анализ исследований лингводидактики и профессиональной лингводидактики; изучение документов органов управления образованием, нормативных актов Минобрнауки и Минтруда РФ, отечественных и зарубежных профессиональных и образовательных стандартов; европейской рамки квалификаций, проектов национальных рамок квалификаций России, Франции и Швейцарии; наблюдение, интервьюирование, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение опыта, методы самоконтроля, опытно–экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и результативный этапы), регистрация и обработка данных; сбор статистического материала, анализ количественных и качественных результатов исследования. Опытно–экспериментальная база исследования: Российский государственный торгово–экономический университет (РГТЭУ) и Российский экономический университет (РЭУ) им. Г.В.Плеханова. В исследовании участвовало 150 студентов из следующих вузов: РГТЭУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, Московского государственного института индустрии туризма (МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича). Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (теоретико-поисковый) (2009 – 2010 гг.) – изучение и анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, первичный сбор информации по теме исследования, анализ разнообразных подходов к исследованию, определение объекта и предмета исследования, его целей и задач, выдвижение гипотезы, планирование опытно–экспериментальной работы. Второй этап (опытно-экспериментальный) (2011 – 2012 гг.) – построение модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства, разработка дидактического материала для проведения опытно–экспериментального обучения: написание пособия «Французский язык для профессиональных целей», рабочей программы дисциплины вариативной части «Профессиональный иностранный (французский) язык» для направлений подготовки 43.03.01 «Сервис», 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело». Опытно-экспериментальная проверка модели формирования корпоративной компетенции специалистов индустрии гостеприимства в курсе дисциплин «Профессиональная этика и этикет», «Коммуникационный менеджмент», «Организационное поведение», «Корпоративная и социальная ответственность», «Психологический практикум», «Сервисная деятельность» и опытное обучение по программам «Профессиональный иностранный язык», «Этика делового общения на иностранном языке» в РГТЭУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова. Третий этап (итоговый) (2013 – 2015 гг.) – обобщение результатов опытно–экспериментальной работы, оформление диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
На защиту выносятся следующие положения:
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора в РГТЭУ на базе кафедры иностранных языков и речевой коммуникации и в РЭУ им. Г.В.Плеханова на базе кафедр иностранного языка и делового общения, гостиничного и туристического бизнеса. Теоретические положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), на заседаниях кафедры иностранных языков и речевой коммуникации РГТЭУ, на международных и межвузовских научно–практических конференциях АПКиППРО, РГТЭУ, РМАТ, МГИИТ, Минского государственного лингвистического университета. |
Курсовая работа по дисциплине: «Организация производства и обслуживания... ... |
Перечень вопросов к зачету по всему курсу Сущность индустрии гостеприимства. Соотношение понятий «индустрия туризма» и «индустрия гостеприимства» |
||
Формирование портфеля корпоративной социальной деятельности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Фгбоу во «ргутис» Филиал фгбоу во «ргутиС» в г. Махачкале «утверждаю» Цель реализации программы – получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности... |
||
Программа дисциплины «Управление организацией сферы услуг» для направления080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент... |
Положение о проведении Премии Свердловской области в сфере гостеприимства... «Уральская Звезда 2016» Премия в сфере индустрии гостеприимства, организованная по соревновательному принципу, среди средств размещения... |
||
Программа начального общего образования муниципального общеобразовательного... ... |
Формирование единого информационного пространства техникума как необходимое... Северного региона, которая является одним из определяющих факторов качественной реализации требований Федеральных государственных... |
||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи |
Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение... Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности приготовлению... |
||
Курсовая работа по дисциплине «маркетинг услуг гостеприимства» Государственное образовательное учереждение высшего профессионального образования |
О корпоративной компьютерной сети Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»... |
||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... ... |
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... ... |
||
Теоретические основы стимулирования сбыта на предприятиях индустрии гостеприимства ... |
«Высшая школа экономики» Факультет менеджмента (Москва) Санкт-Петербургский... Актуальность создания магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», цели программы... |
Поиск |