ПРИНЯТА
решением педагогического совета
МОУ «Аладьинская школа»
протокол № 5 от 29.05.2015 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:
______________ А.А.Еремина
Приказ № 77 от 15.06.2015 г.
|
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального общеобразовательного учреждения
«Аладьинская школа»
Аладьино
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
|
1.1. Пояснительная записка
|
|
1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
|
|
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты, работа с текстом, формирование ИКТ - компетенции)
|
|
1.2.2. Русский язык
|
|
1.2.3. Литературное чтение
|
|
1.2.4. Английский язык
|
|
1.2.5. Математика и информатика
|
|
1.2.6. Окружающий мир
|
|
1.2.7. Изобразительное искусство
|
|
1.2.8. Музыка
|
|
1.2.9. Технология
|
|
1.2.10. Физическая культура
|
|
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
|
|
1.3.1. Оценка личностных результатов
|
|
1.3.2. Оценка метапредметных результатов
|
|
1.3.3. Оценка предметных результатов
|
|
1.3.4. Портфолио ученика
|
|
1.3.5. Итоговая оценка выпускника
|
|
2. Содержательный раздел
|
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
|
|
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
|
2.2.1. Русский язык
|
|
2.2.2. Литературное чтение
|
|
2.2.3. Английский язык
|
|
2.2.4. Математика и информатика
|
|
2.2.5. Окружающий мир
|
|
2.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
|
2.2.7. Изобразительное искусство
|
|
2.2.8. Музыка
|
|
2.2.9. Технология
|
|
2.2.10. Физическая культура
|
|
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
|
|
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
|
|
3. Организационный раздел
|
3.1. Базисный учебный план начального общего образования
|
|
3.2. План внеурочной деятельности
|
|
3.3. Система условий реализации основной образовательной
программы
|
|
3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы
|
|
3.3.2. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
|
|
3.3.3. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
|
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования муниципального общеобразовательного учреждения «Аладьинская школа» (далее – школа), рассмотрена и принята педагогическим советом школы.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями ст.14,15 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации школой основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
• обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа учитывает возрастные особенности младших школьников и опирается на планируемые в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования результаты.
Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет), являются:
смена ведущей деятельности ребёнка — переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (при сохранении значимости игровой, на базе которой развиваются учебные навыки и компетентности);
формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать свою учебную деятельность, осуществлять её контроль и оценку);
выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
усиление роли самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности (формируется на основе оценки его «значимыми другими», которыми являются, прежде всего, взрослые, особенно учитель).
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Основными субъектами образовательного процесса являются учащиеся, родители (путём участия в родительском комитете), педагоги, общественность (через участие в Управляющем и Попечительском советах школы).
Для достижения планируемых результатов ООП НОО определяет использование в образовательном процессе следующих технологий и форм:
Технологии:
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- оценивание учебных успехов учащихся.
Формы:
- урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
- учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;
- консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
- внеурочные занятия и внеучебные формы организации образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (кружки, секции, клубы по интересам, конкурсы, олимпиады, конференции, марафоны, акции, предметные недели, выставки, мастерские эстафеты, экскурсии).
Целью образования, происходящего в форме учебной и внеурочной деятельности, является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Данный этап образования ставит перед собой следующие стратегические цели:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
формирование у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; опыта осуществления различных видов деятельности;
создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
помощь школьникам в овладении основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
приобретение каждым ребенком опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности;
становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества.
Нормативный срок освоения программы – 4 года.
|