Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брылинская средняя общеобразовательная школа»
Каргапольского района Курганской области
Обобщение опыта работы по теме
Применение современных образовательных технологий
на уроках русского языка и литературы
Саютина Светлана Владимировна
1.
|
Общие сведения
|
|
Населённый пункт
|
С. Брылино Каргапольский район Курганская область
|
|
Дата рождения
|
05.11.1969 год
|
2.
|
Работа
|
|
Образование
|
Высшее педагогическое, Шадринский государственный педагогический институт
|
|
Место работы
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брылинская средняя общеобразовательная школа» Каргапольского района Курганской области
|
|
Занимаемая должность
|
Учитель русского языка и литературы
|
|
Преподаваемые предметы
|
Русский язык, литература
|
|
Образовательные программы и учебники
|
Перечень УМК:
1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. -37-е изд. – М.: Просвещение, 2010
2. Литература. 5 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях. Ч . 1 / Т.Ф .Курдюмова, Н.А. Дёмидова, Е. Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- М: Дрофа, 2008. Ч. 2./ Т.Ф .Курдюмова, Н.А. Дёмидова, Е. Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- М: Дрофа, 2008.
3. Литература. 8 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях. Ч . 1 / Т.Ф .Курдюмова, Н.А. Дёмидова, Е. Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- М: Дрофа, 2008. Ч. 2./ Т.Ф .Курдюмова, Н.А. Дёмидова, Е. Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- М: Дрофа, 2008.
4. Литература. 11 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях. Ч . 1 / Т.Ф .Курдюмова, Н.А. Дёмидова, Е. Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- М: Дрофа, 2008. Ч. 2./ Т.Ф .Курдюмова, Н.А. Дёмидова, Е. Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- М: Дрофа, 2008.
5. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
|
|
Классное руководство в настоящее время
|
Нет
|
|
Общий трудовой и педагогический стаж
|
23
|
|
Квалификационная категория
|
Высшая
|
3.
|
Семья
|
|
Семейное положение
|
Замужем
|
|
Дети
|
Дочь Ольга , 22 года
|
4.
|
Досуг
|
|
Хобби
|
Хедмейк
|
|
Спортивные увлечения
|
Лыжный спорт
|
5.
|
Профессиональные ценности
|
|
Педагогическое кредо
|
Дорога в тысячу миль начинается с одного шага.
Лао-Цзы
|
|
Профессиональные и личностные ценности
|
Добросовестность, пунктуальность, креативность.
|
|
Юмористический случай из педагогической практики
|
Встречаю выпускника, он рад нашей встрече. Мы улыбаемся друг другу. Он искренне говорит:
- Светлана Владимировна, мне всегда нравилась Ваша улыбка, Вы даже «2» ставили, улыбаясь. Но какая страшная у Вас улыбка на нашей фотографии с выпускного!
|
|
Жизненный девиз
|
Хочешь быть непохожим на других – оставайся самим собой!
|
I. Актуальность и новизна опыта.
1. Обучение русскому языку и литературе является приоритетным в педагогической системе. Введение в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта потребовало в первую очередь новых форм и методов в просвещении.
Использование в педагогической практике с 2008 года таких технологий, как исследование, кейс - технологии, работа над темой самообразования «Основы исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы», проведение бинарных уроков и педагогических мастерских - подготовило благодатную почву для внедрения в образовательный процесс проектно-исследовательской технологии.
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
Метод проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и затем был перенесён в общеобразовательную школу. Основоположником педагогического метода проектов является Джордж Дьюи, американский философ–прогматик, психолог и педагог. С начала 20 века обрёл популярность в американских школах. Американцы называли метод проектов – «наш метод школьной работы». Тогда же была предложена первая классификация учебных проектов:
- «проекты игр»
-«экскурсионные проекты»
- «повествовательные проекты»
- «конструктивные проекты»
Проектная методика внедрялась в отечественную школу на рубеже 1910 -20-х г.г. Однако этот опыт не дал положительных результатов, т.к. проблема не была достаточно исследована.
Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой, по-прежнему остаётся дискуссионным.
Практика работы отечественных школ рубежа 20-21 в.в. показывает, что проект не вписывается в урок продолжительностью 40-45 минут.
Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени.
Проектная деятельность школьников широко освещена проректором по учебной работе ИПК и ПРО Курганской области Баитовой Н.И., проректором по науке и инновационной деятельности, доктором педагогических наук, профессором Криволаповой Н.А., по мнению которых, « на смену традиционной технологии обучения в школе должно прийти обучение нового типа, основной задачей которого будет не столько приобретение определённой суммы знаний, сколько интеллектуальное развитие ребёнка, формирование самостоятельно приобретать знания, учебно-исследовательских умений и навыков».(Н.А. Криволапова. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся/ИПК и ПРО Курганской области.- Курган, 2002.-44.)
Приступая к реализации проектной деятельности, я и мои обучающиеся уже достаточно хорошо владели технологией составления опорных схем-конспектов (методическая система В.Ф. Шаталова). Работа в данном направлении мною систематизирована и представлена в редакционный совет ГАОУ ДПО «ИРОСТ» г. Кургана.
Опорные схемы- конспекты помогли нам преодолеть проблемы при освоении проектно-исследовательской работы. Если учитель готов отказаться от ритма, заданного классно-урочной системой, то метод проектов для него может стать ведущим методом обучения. Проектно – исследовательская работа соединяет в себе технологию проекта и ученического исследования.
Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование различных ключевых компетенций учащихся.
Задачи :
1. Формирование умений осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
2.Овладение навыками самостоятельной работы.
3. Овладение навыками работы в сотрудничестве.
4.Развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков.
Внедрение данной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий учащихся. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В ОУ созданы условия для внедрения в образовательный процесс проектно-исследовательской технологии: ПК, мультимедиапроектор, программы Power Point, Microsoft Word, компьютерные диски «Библиотека школьника», «Хрестоматия школьника», «Русская литература», «Фраза», «Репетитор» и другие, выход в интернет, фонд школьной библиотеки, архивные материалы – всё это позволяет проводить исследования по определённой теме.
Анкетирование учащихся показывает неподдельный интерес к выполнению проектно- исследовательских работ.
К приоритетам данной технологии учащиеся относят:
- самостоятельность решения,
- творческий подход,
- собственный вклад в изучение того или иного вопроса,
- работа с Интернет – ресурсами.
Хочется заметить, что с одинаковым увлечением занимаются проектно-исследовательской деятельностью как мальчики, так и девочки; как ученики со средними способностями, так и с высоким уровнем учебной мотивации. Каждый выбирает тему по своим способностям и интересам, а работая над ней, раскрывает себя с новой стороны.
Проектно-исследовательская технология успешно реализуется в рамках урочной и внеклассной работы, так как учащиеся имеют возможность создавать проектно-исследовательскую работу как по теме, определённой учителем, так и по теме, которая вызывает интерес учащегося, но не имеет прямого отношения к предмету. Так, например, ученик 8 класса, увлекающийся жанрами японского искусства, выполнил проектно- исследовательскую работу на тему «Аниме - разновидность японского искусства». Возможность свободного выбора темы для работы способствует самореализации учащихся, самовыражению, развитию интереса к данной технологии, повышению учебной и познавательной мотивации.
Практика показывает, что применение данной технологии способствует эффективному обучению учащихся. Дети приобретают навыки бесконфликтного общения работы в группе, навыки выявления проблемы и пути её разрешения, знают структуру проектно- исследовательской работы, умеют правильно презентовать выполненную работу. Кроме того, раскрывается творческий потенциал учащихся, способность к саморазвитию.
Наверное, мне повезло: ученики и их родители – мои единомышленники. В результате у нас нет проблем с определением тем исследовательских работ. Систематическая работа над этимологией слов на уроках русского языка подсказала тему ученических исследований: « История одного фразеологизма», «Что в имени моём?», уроки литературы по изучению устного народного творчества определили такие темы, как «Особенности стиля А.Л. Окуловских» (сказочник – самородок с. Брылино), «Образ Снегурочки на страницах фольклора и художественных произведений», при изучении творчества А.С. Пушкина – «Образ оружия на страницах повести «Капитанская дочка», «Образ Емельяна Пугачёва на страницах повести А.С. Пушкина и документальной литературы». Планирование занятий курса регионального компонента «Литература и искусство родного края» предусматривает исследовательские работы на основе краеведческого материала. Так, учащимися проведены исследования по темам: «История развития кирпичного дела в селе Брылино», «История музейного экспоната» и другие.
В зависимости от темы проектно - исследовательские работы могут быть как краткосрочными (от 2-х до 4-х уроков), так и долгосрочными (до 4-х месяцев). Но каким бы ни был по продолжительности проект, он, несомненно, требует дополнительного времени. В этом мне помогают занятия кружка «Юный исследователь». Два часа кружковой работы в неделю – источник дополнительного времени, источник дополнительного общения с учащимися за рамками урока. В практике кружковой работы руководствуюсь самостоятельно составленной программой.
Проектно – исследовательская работа может выполняться как одним учеником, так и группой. При групповой работе необходимо распределение ролей с учётом индивидуальных способностей и желания участников проекта.
Основные этапы проектно-исследовательской работы.
Основные этапы работы
|
Задачи каждого этапа
|
Деятельность учащихся
|
Разработка проектного задания
|
Определение темы, постановка целей, выдвижение гипотезы, актуальность темы;
|
Уточняют информацию, обсуждают, обдумывают задание, формулируют задачи.
|
|
Определение источников информации.
|
|
Разработка проекта
|
Сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта работы, выполнение работы.
|
Самостоятельная работа с информацией, анализ, выполнение исследований, работа над проектом, оформление проекта
|
Оценка результата
|
Анализ выполнения работы, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ поставленной цели и выдвинутой гипотезы.
|
Участвуют в анализе работы и самооценке.
|
Защита проекта
|
Подготовка доклада, объяснение полученных результатов. Защита работы.
|
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результата.
|
Рефлексия
|
Оценка, взаимооценка, самооценка.
|
Заполняют анкету рейтинговой оценки
|
Каждая проектная работа имеет конечный продукт, формы которого разнообразны. В нашей практике имеется стендовый доклад, учебный буклет, презентация.
Защита работ происходит на школьной научно-практической конференции, в которой принимают участие не только учащиеся, но и их родители. Победители школьной конференции представляют свои работы на районных научно – практических конференциях,
являются участниками второго этапа областной краеведческой конференции «Отечество».
Методическая копилка содержит следующий перечень проектно- исследовательских работ:
Учебные проекты при изучении творчества А.П. Чехова: «Образ Раневской, «Образ Лопахина»
«История одного фразеологизма»
«Особенности народных примет жителей села Брылино»
«История музейного экспоната»
«Особенности стиля произведений А.Л. Окуловских»
«Этапы развития кирпичного завода в селе Брылино»
« Народные ремёсла жителей села Брылино. Ковроткачество»
«Анализ динамики численности и структуры учащихся школы»
«Изучение генеалогического древа семьи Черепановых»
«Изучение родословной семьи Бояркиных»
«Детектив как жанр художественной литературы»
«Образ Снегурочки на страницах фольклора и художественных произведений»
«Образ Емельяна Пугачёва на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Образ оружия на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Аниме- жанр японского искусства».
Все работы систематизированы и представлены в 2-х сборниках «Мои первые исследования»
Мониторинг участия учащихся в проектно-исследовательской деятельности.
Мониторинг участия школьников во внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
|
Год
|
Количество учащихся
|
Охват учащихся
|
Результат
|
Элективный курс«Тайны литературного творчества: изобразительно-выразительные средства русского языка»
|
2012
2013
|
2
2
|
100%
100%
|
- Областной конкурс сочинений «России верные сыны»
- Областной конкурс сочинений «Горжусь Зауральем своим, что было, есть и будет!»
- Районный Конкурс сочинений «Вклад твоей семьи в победу в ВОВ» (1 место)
|
Курс по выбору «Орфография. Развитие речи»
|
2011
|
8
|
100%
|
Успеваемость -100% качество знаний учащихся по русскому зыку
50 %
|
Кружки«Диалог»
«Юный исследователь»
|
2010
2011
2012
2013
|
10
12
10
12
|
59%
71%
63%
75%
|
Исследовательские работы учащихся
Оформление стендового доклада, 2 место в районной научно-практической конференции
|
Предметная неделя:
- Урок – исследование
по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова
- мини-конференция «Интересные уроки»
- Урок-мастерская по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Петербург на страницах романа Ф.М Достоевского»
|
2011
2012
2013
|
9
5
2
|
100%
31,25%
100%
|
100% успеваемость, качество знаний учащихся по литературе 67%
Успеваемость 100%, качество знаний учащихся по литературе 74%
100% успеваемость, качество знаний учащихся по литературе 81,25%
|
II. Учебная деятельность.
Результат участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях.
Учебный год
|
Название
мероприятия
|
Статус мероприятия
(муниципальный, региональный, федеральный, международный)
|
Ф.И.О.
обучающегося
|
Результат
участия
|
2010-2013
|
Конкурс «Русский медвежонок. Языкознание для всех»
|
Международный
|
2011- 5 ч.
2012 –12 ч.
2013- 9 ч.
|
Сертификат участника
(выполнение 89,59%)
|
2010 г.
|
Второй этап областной краеведческой конференции «Отечество»
|
Региональный
|
Копытова К., Черепанова Т.
|
Свидетельство участника конкурса исследовательских работ в рамках краеведческой конференции, посвящённой Году Учителя
|
2010 г.
|
Конкурс «Я помню, я горжусь!»
|
Всероссийский
|
Черепанова Т. ,
Крюков И., Бояркин Р.
|
Благодарственные письма Культурного центра Вооружённых сил РФ (г. Москва)
|
2010 г
|
Детский экологический форум «Зелёная планета
|
Региональный
|
Копытова К., Черепанова Т.,
Павлова С.
|
Грамота ГлавУО Курганской области ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей»
|
2010
|
Школьная научно – практическая конференция
|
|
Черепанова Т. ,
Крюков И.,
Павлов М. ,
Копытова К.
|
1 место
2 место
|
2011
|
Школьная научно – практическая конференция
|
|
Черепанов А.
Бояркин Р.
|
1 место
2 место
|
2010 год
|
Научно – практическая конференция Чашинского ТШО «Мои первые исследования»
|
Муниципальный
|
Черепанова Т.,
Копытова К.
|
Свидетельство участника научно – практической конференции
|
2013
|
Районная научно-практическая конференция
|
Муниципальный
|
Черепанов А.,
Бояркин Р.
|
2 место
Свидетельство участника
|
2011
|
Литературный конкурс «Мир прекрасен и широк, а для сердца всё же Зауральский уголок мне родней, дороже!»
|
Региональный
|
Серёдкина Л.
|
Благодарственное письмо от управления ФС по надзору в сфере природопользования по Курганской области
|
2011
|
Краеведческая конференция «Отечество» (номинация «Летопись села)
|
Региональный
|
Бояркин Р., Черепанов А.
|
Свидетельство участника конкурса исследовательских работ в рамках краеведческой конференции, посвящённой Году Учителя
(19 б. из 30 б.)
|
2010
|
Детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвящённый великомученику Георгию Победоносцу, в номинации «Литературное творчество»
|
Всероссийский
|
Бояркин Р.,
Черепанов А.,
Патракеев В.
|
Грамота оргкомитета конкурса
|
2013 год
|
Областной конкурс сочинений «России верные сыны»
|
Региональный
|
Богданова К. (11 кл.)
|
Участие
|
2013
|
Областной конкурс сочинений «Горжусь Зауральем своим, что было, есть и будет!»
|
Региональный
|
Копытова К. (10 кл.)
|
Грамота, публикация в районной газете
|
2013
|
Районный конкурс сочинений «Вклад твоей семьи в победу в ВОВ»
|
Муниципальный
|
Краснова К.,
Копытова К.
|
3 место
1 место
|
2013
|
Районный конкурс чтецов «Сердце помнит»
|
Муниципальный
|
Краснова К.
|
Участие, школьный сертификат участника
|
2011
|
Районный конкурс фотографий «Я живу в Зауралье»
|
Муниципальный
|
Саютина О.
|
Диплом участника Отдела по работе с молодёжью администрации Каргапольского района
|
Результаты районных предметных олимпиад
2011 год- 2 место по русскому языку – Черепанова Т.( 9 кл.)
2013 год-призёр олимпиады по словесности – Черепанов А.(7 кл.)
Результаты государственной итоговой аттестации
Учебный год
|
класс
|
Кол-во учащихся
|
Успеваемость учащихся
|
Средний бал по итогам экзаменов
|
2009 -2010
|
11 класс
|
8
|
100%
|
59,8 балла
|
2011 -2012
|
9 (русский язык в новой форме)
|
7
|
100%
|
28, 2 балла
|
2012- 2013
|
11 класс
|
2
|
100%
|
74 балла
|
2013 г.- золотой медалист (Богданова Ксения, русский язык - 92 балла).
III. Научно-методическая работа
Педагогический опыт – это мастерство педагога, обеспечивающее успешность в обучении и воспитании учащихся, в самосовершенствовании самого учителя. За время педагогической деятельности определён свой стиль преподавания.
3.1. Теоретическое представление собственного педагогического опыта
Год
|
Название
мероприятия
|
Статус мероприятия
(муниципальный, региональный, федеральный, международный)
|
Наименование публикации
|
Выходные данные
|
2008
|
Научно-практическая конференция
|
Региональный
|
«Роль классного руководителя в организации исследовательской деятельности обучающихся по краеведению»
|
Курган ИПКиПРО, 2008 г.
|
2009
|
Научно-практическая конференция
|
Региональный
|
Ценностные ориентации обучающихся в современной школе
|
Курган ИПКиПРО, 2009г.
|
2009
|
Конференция
|
ТШО
|
«Исследовательская деятельность на уроках краеведения»
|
С.Чаши Каргапольского района, 2009
|
2011
|
5-ые областные потанинские чтения
|
Региональный
|
«Потенциал произведений В.Ф. Потанина в семейном воспитании»
|
ГАОУ ДПО «ИРОСТ» Курган,2011 г.
|
|