«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок»


Скачать 1.21 Mb.
Название «Проект: Здоровая семья здоровый ребенок»
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
МАДОУ №218  "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению  развития воспитанников".

Тема «Проект: Здоровая семья – здоровый ребенок»

Выполнила: воспитатель

Девяткина Анна Андреевна

г.Кемерово

15.05.-09.06.2017г.

"Здоровая семья - здоровый ребёнок"

В проекте представлен практический материал по оздоровлению воспитанников, тематическое планирование оздоровительно-образовательной деятельности, игровые упражнения, план работы с родителями, консультации, рекомендации. Проект может быть рекомендован воспитателям, родителям.

Содержание

Паспорт проекта……………………………………………………………...

3

Актуальность проекта……………………………………………………….

7

Новизна проекта……………………………………………………………...

10

Этапы реализации проекта…………………………………………………..

11

Ожидаемые результаты……………………………………………………...

13

Целевая группа проекта……………………………………………………..

14

Список литературы…………………………………………………………..

18

Приложения:




Приложение № 1 Ежедневная профилактическая работа…………………

19

Приложение № 2 Беседы с детьми………………………………………….

35

Приложение № 3 Непосредственно – образовательная деятельность……

48

Приложение № 4 Работа с родителями……………………………………..

65

Приложение № 5. Совместная деятельность родителей и детей…………

78


Паспорт проекта
«Безусловно, личный пример

является важнейшим фактором.

Недаром говорят: «Ребенок учится

тому, что видит у себя в дому»


Наименование проекта

«Здоровая семья – здоровый ребенок!»

Основные разработчики проекта

Девяткина А.А. – воспитатель МАДОУ № 218 «В гостях у сказки»

Цель и задачи проекта

Цель: формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • дать представление о значимости здорового образа жизни.

  • расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

  • способствовать созданию активной позиции родителей в формировании привычки к здоровому образу жизни.




Сроки и этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный (сентябрь)

2 этап Основной (октябрь – март)

3 этап Заключительный (апрель – май)

Перечень основных мероприятий

Ежедневная профилактическая работа

  • Профилактическая гимнастика (для глаз, упражнение на осанку и плоскостопия, дыхания).

  • Гимнастика пробуждения « Дорожка здоровья».

  • Воздушное контрастное закаливание

Беседы с детьми

  • Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»

  • Беседа о здоровье, о чистоте. «Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций»

  • «Наши верные друзья»

  • «О видах спорта»

  • «Полезные и вредные привычки»

Непосредственная образовательная деятельность:

  • «Мой веселый звонкий мяч»

  • «Быть здоровым»

Игры:

  • Сюжетно- ролевая игра: «Аптека»

  • Дидактические игры

  • Подвижные игры на воздухе «Цветные машины», «Набрось кольцо» и т.д.

  • Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

  • Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки)

  • Чтение произведений о здоровье К.Чуковского «Мойдодыр», «За маму, за папу».

  • Выставка рисунков о спорте

В работе с родителями:

  • План работы с родителями

  • Анкетирование

Консультации:

  • «Движение – это жизнь!»;

  • «Здоровье ребенка в наших руках»;

  • «Профилактика плоскостопия и сколиоза у детей дошкольного возраста»;

  • «Правильное питание детей»

  • Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»

Совместная деятельность родителей и детей:

  • Фотовыставка «Путешествие в страну здоровья»

  • «Семья - здоровый образ жизни!»

  • Праздник «В стране здоровья»

  • Спортивный праздник «Папа – мама, я спортивная семья»




Исполнители проекта и основных мероприятий

воспитатель, дети, родители.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Участие в проекте поможет детям:

  • осознать понятие «здоровья» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

  • освоить подвижные игры – игры которые лечат.

  • снизить уровень заболеваемости.

Родители, приняв участие в совместной работе – участие в выставках рисунков, оформление стенд - газет, организации досугов имеют возможность проникнуться самой жизнью ребенка, стать участником его жизни, понять его проблемы, помочь ребенку понять родителя, воспитателя и окружение. Главный результат проекта будет заключаться в том, что родители будут, не только вовлечены воспитательно-образовательный процесс, но и научатся делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.

Результат проекта – Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья.

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • Подготовка выступления

по проблеме на педсовете.

Целевая группа проекта

Дети, родители.


Актуальность
«Здоровье и счастье наших детей

во многом зависят от постановки

физической культуры в детском

саду и семье …»

Н.М. Амосов.

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. По мнению Н. А. Ноткиной, М. М. Антроповой и С. В. Поповой, в понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности получения положительных эмоций. По мнению Л.В. Байбородовой, А.С. Галанова, Т.Н. Дороновой и др., физическое развитие детей является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их семейный статус, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи. Поэтому решение проблемы развития и здоровья детей – задача общегосударственная. Последние годы, как ученые, так и педагоги, работающие с дошкольниками, активно ищут эффективные пути физического совершенствования дошкольников. Сегодня существует насущная необходимость в научно обоснованных подходах выявления проблем дошкольников и поиске путей воспитания здорового, гармонично развитого ребенка.

Многие исследователи (А.А. Антонов, Л.Н. Волошина, Д.И. Гасанова,

В.М. Немеровский, Т.И. Осокина, Э.Я. Степаненкова и др.) констатируют тот факт, что оздоровление дошкольников является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Т.В. Артамонова, О.И. Кокорева, А.А. Мироникова, С.О. Филиппова и др. рассматривают в своих работах особенности развития двигательных способностей дошкольников в том числе и средствами подвижных игр.

Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере общественного и семейного дошкольного воспитания. Эта ситуация касается как общества в целом, так и детей нашей группы. Состояние здоровья детей вызывает тревогу, это результат не только длительного воздействия неблагоприятных, социальных, экологических факторов, но и следствие недостаточной подготовки родителей в вопросах укрепления здоровья детей. Этот перечень можно было бы продолжить еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму. Пусть лучше посидит – спокойнее будет». Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, и непосредственного участия родителей. Известно, что главными образцами для ребенка являются его родители. Все они мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми. Но при этом существует проблема незаинтересованности родителей в организации здорового образа жизни детей. При изучении данной проблемы стало ясно, что это происходит из-за:

  • неосведомленности родителей о важности питания, прогулок, режима дня, культурно-гигиенических навыков и т.д.;

  • недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;

  • нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

  • невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Поэтому была поставлена следующая цель: формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Дать представление о значимости здорового образа жизни.

  • Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

  • Способствовать созданию активной позиции родителей в формировании привычки к здоровому образу жизни.

Гипотезой исследования явились предположения о том, что у детей и у родителей, возможно, качественно повысить представление о здоровом образе жизни при соблюдении ряда педагогических условий:

- приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы;

- включение материала по здоровому образу жизни в разные организационные формы: занятия; беседы; консультации; детско-родительские и спортивные мероприятия, развлечения, и тд.

- активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей: выполнение рекомендаций воспитателя; участие в пополнении картотеки по здоровьесбережению; оформления фотовыставки.

В ходе исследования опирались на принципы:

  • Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными методиками.

  • Принцип активности и сознательности – участие родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.



Новизна материала
В результате проектирования открыла для себя новый вид закаливания – солевое закаливание. Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механическое действие возникает в результате раздражения биологических точек на подошве. Процедура закаливания начинается с разогреванием стопы. Для этого используются массажеры для стоп, по которым малыш проходит босиком. Это могут быть обычные ребристые доски, дорожки из палочек, тканевые коврики с нашитыми пуговицами, или мешочки, набитые горохом.

На дорожке из массажных ковриков, ребенок выполняет различные упражнения для стоп: покачивание вперед-назад, ходьба на носках и пятках. После того, как стопа разогрета, малыш проходит по коврику, пропитанному солевым раствором и «топчется» на месте 1-2 минуты.  Это коврик из холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 грамм соли и 5-10 грамм йода).  Одновременно с этим выполняется упражнения для мышц рук, спины, живота. После этого ребенок переходит на сухой коврик и вытирает ступни. Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой.

Считаю интересным и возможным познакомить детей с этим методом закаливания и привлечь родителей к его изготовлению. Этот метод прост, обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний.


Этапы реализации проекта
Работа над проектом проходит в три этапа:


Этапы

Сроки

Мероприятия

Подготовительный


сентябрь


  • подбор литературы по проблеме исследования

  • анализ литературы

  • подбор тематических бесед, подвижных игр, игровых упражнений

  • диагностика

Основной


октябрь- март


  • использование гигиенических упражнений на занятиях и повседневной жизни дошкольника

  • Чтение произведений о здоровье

  • Оформление выставки рисунков о спорте

  • Развлечения и праздники

  • Консультации для родителей

  • Составление конспектов занятий

Заключительный

апрель-май

  • Оформление фотовыставки

  • Подготовка и проведение спортивного праздника



Содержание гигиенических мероприятий

  • Беседы о здоровье

  • Решение проблемных ситуаций

  • Гигиенические игры с использованием художественного слова

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Подвижные игры

  • Чтение художественных произведений

Работа по оздоровлению

  • упражнения после сна;

  • босохождение по дорожкам «здоровья»;

  • солнечные и воздушные ванны в летний период;

  • влажное, сухое растирание рукавичкой;

  • ежедневные прогулки;

Формы работы с родителями:

  • Проведение родительских консультаций;

  • Педагогические беседы с родителями по проблемам;

  • Совместные занятия для детей и родителей;

  • Организация совместных дел.

Для детей необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. их здоровье во многом зависит от их психического состояния. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Мероприятия направляют детей и родителей вести здоровый образ жизни, и помогают корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Методы исследования:

  • Анализ литературы по проблеме исследования;

  • Изучение передового педагогического опыта;

  • Педагогическое наблюдение;

  • Диагностика;

  • Составление конспектов оздоровительных занятий.


Ожидаемые результаты
Оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды — словом, учат вести здоровый образ жизни.

Мероприятия по воспитанию здорового образа жизни помогут расширить представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, сон, движение). Воспитать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

Участие в проекте поможет родителям повысить активность в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования. Наполнить жизнь детей «здоровьем» через совместное выполнение физических упражнений и подвижных игр. Сохранить и укрепить здоровье детей. Изменить отношение детей к сохранению своего здоровья.

Результат проекта – Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья. В результате выполнения проекта будет достигнуто:

Подготовка выступления по проблеме на педсовете.


Целевая группа проекта
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому необходимо через оздоровительные мероприятия прививать детям интерес к своему здоровью и его сохранению. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Особенно важно знать детям о значимости воспитания здорового образа жизни.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы эта ситуация касается как общества в целом, так и детей нашей группы. Состояние здоровья детей вызывает тревогу это результат не только длительного воздействия неблагоприятных, социальных, экологических факторов, но и следствие недостаточной подготовки родителей в вопросах укрепления здоровья детей.

Проект адресован детям средней группы, списочный состав которой 24 ребенка. Дети в основном болеют простудными заболеваниями, о чем свидетельствует показатель состояния здоровья детей.
Динамика состояния здоровья детей на 2014-2015 г.





2014

2015

поступило детей

24




из них здоровы

13




заболевания: ОРВ

нервные заболевания

11

-





Состояние здоровья детей вызывает обоснованную тревогу в нашей группе. У детей ослаблен иммунитет, часто болеют простудными заболеваниями. В результате исследования была проведена диагностика двигательной активности детей.


Подгруппы

Фамилия, имя ребенка

1 - я подгруппа
(высокой подвижности)

 Робканов Вова, Торгунаков Данил, Фоменко Данил, Азаров Слава, Галынская Лена.

21%

2 - я подгруппа
(средней подвижности)

Кайгородцева Маша, Лебедев Никита, Аксененко Полина, Ростокин Максим, Кугаков Олег, Ковалев Андрей, Мерц Женя, Иванова Кристина, Искулова Алиса.

37,5%

3 - я подгруппа
(низкой подвижности)

Подымака Вова, Чудов Артем, Максимов Данил, Черепков Ваня, Рукомасова Лера, Дырдин Никита, Кузнецов Алеша, Вербитский Артем, Дрожжин Миша, Лысенко Эля.

41,5%


1 - я подгруппа (Высокой подвижности). Очень подвижны, но не отличаются особой ловкостью и координацией движений, часто не внимательны во время выполнения физических упражнений. Импульсивны, неорганизованны, возбудимы. Не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и порой не доводят их до конца, совершают множество беспорядочных движений (покачивание, полуприседание, подпрыгивание и т.д.). Синдром дефицита внимания мешает им сосредоточиться, слушать объяснения взрослого и последовательно выполнять элементы различных видов движений.

2 -я подгруппа (Средней подвижности). Имеют хороший уровень развития физических качеств. Для них характерны разнообразная самостоятельная двигательная деятельность, насыщенная играми и упражнениями разной степени интенсивности целесообразном их чередовании. Они отличаются уравновешенным поведением, хорошим эмоциональным тонусом. Эти ребята активны, подвижны, проявляют творческие наклонности, стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно преодолеть препятствие. Однако этим детям не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, у них отмечается не достаточное владение техникой движений.

3 - я подгруппа (Низкой подвижности). Этим детям присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Часто они не уверены в своих возможностях, отказываются выполнять трудные задания. При возникновении сложностей пассивно ждут помощи со стороны воспитателя, медлительны, обидчивы.

Диагностика показала, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 21% детей, средний – 31,5%, низкий – 41,5%. Исходя из результатов диагностики была составлена диаграмма



Данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие детского организма. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, и часто болеет. Поэтому крайне важно правильно организовать оздоровительные занятия именно с детства.

Успешное решение задач по развитию физических способностей дошкольников через оздоровительные мероприятия возможно только при сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения методов и форм оздоровительной деятельности, дает возможность получить положительный результат.

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Именно поэтому, проблема взаимодействия детского сада с родителями, поиск эффективных форм и методов была, есть и будет актуальной. Особенно актуальной она становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в семье. Каждый родитель желает быть здоровым и вырастить здоровым своего ребенка. В этом наши цели сходятся. Но прежде всего в семье закладываются основы личности, сознания ребенка, модель здорового образа жизни, которую во взрослой жизни ребенок будет подсознательно реализовывать. Приступая к работе по оздоровлению отметили, что эффективность нашей оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Методические рекомендации по организации и проведению городской недели...
Настоящее положение определяет порядок и регламент проведения недели по профилактике вич и пропаганде нравственных и семейных ценностей...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Проект «В здоровом теле, здоровый дух» для детей дошкольного возраста
От состояния здоровья детей зависит во многом благополучие общества. Одно из главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье....
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Программа «здоровый ребёнок»
...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon "Студенчество 2011: здоровая культура!" и национальные соревнования...
В фестивале примут участие и российские студенты, которые смогут ближе познакомиться с культурами зарубежных стран и подружиться...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Тесты вопросы к экзамену по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»
Составить условие задачи для мальчика 6 месяцев, где ответом является: макросоматотип, дисгармоничное развитие; нпр соответствует...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Семья и Отечество в моей жизни»
«Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon «лучшая читающая семья 2016» Общие положения
Березовская центральная детская библиотека приглашает семейные команды Березовского района к участию в районном конкурсе «Лучшая...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна
Для детского библиотекаря все читатели всегда были равны. При первом знакомстве, достаточно трудно сказать в каких условиях живет...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5
Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Упражнения для развития у детей творческих способностей
Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Абляева Даяна Степанова Анастасия 9 класс
Направление: «Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан 2030»
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Книга первая
У парижа есть ребенок, а у леса – птица; птица зовется воробьем, ребенок – гаменом
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Методический сектор Мы за здоровый образ жизни информационно-методический сборник
Мы – за здоровый образ жизни : информационно-методический сборник / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва. Подосиновец,...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Проект по организации работы с родителями «это должен знать ваш ребенок»
Для родительской общественности, педагогов образовательных организаций, специалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Ребёнок должен знать
Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть ребёнок сам покажет части грузовика,...
«Проект: Здоровая семья здоровый ребенок» icon Воспитательная программа Здоровый я в здоровом мире! Разработала: воспитатель
Программа предназначена для ребят с нарушением слуха. Программа " Здоровый я в здоровом мире " разработана воспитателем 5 класса...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск