Методические рекомендации по организации и проведению городской недели профилактики ВИЧ и пропаганде
нравственных и семейных ценностей. «Здоровая семья».
-
Общие положения
Настоящее положение определяет порядок и регламент проведения недели по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей «Здоровая семья» (далее «Неделя»).
Городская Неделя проводится Городским методическим центром в соответствии с Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (совместное письмо Минобрнауки России от 6 октября 2005 г. и Роспотребнадзора от 4 октября 2005 г.), Концепцией профилактики психоактивных веществ в образовательной среде, (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011г. № МД-1197/06),
Цели и задачи недели
Цель: снижение рисков передачи ВИЧ среди подростков с помощью формирования нравственной позиции по отношению к семье;
Задачи:
- определить исходный уровень информированности подростков об опасности ВИЧ;
- дать обучающимся достоверную информацию о возможностях предотвращения инфицирования;
- расширить представление подростков о семье, как о значимой и позитивно влияющей составляющей частной и общественной жизни;
- проверить уровень усвоения информации.
3. Сроки проведения недели
-
Неделя по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей проводится с 01 по 05 декабря 2014 года
Информация о проведении недели будет размещена на сайте Городского методического центра.
-
Участники недели
В неделе по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей принимают участие обучающиеся старших классов средних общеобразовательных организаций, дети группы риска, педагогический коллектив и родители. Мероприятия Недели проводятся с приглашением медиков, юристов, социологов и представителей правоохранительных органов. Мероприятия Недели проводятся с учётом социально – психологической специфики отдельных классных коллективов и индивидуальных особенностей детей.
Содержание недели
5.1. Условия проведения недели по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей:
события недели должны охватывать следующие категории: педагогические работники, старшеклассники и их родители;
неделя должна быть целостной и законченной, иметь основную идею и девиз;
каждый день недели должен быть отмечен различными мероприятиями (классные часы, лекции, акции, круглые столы, диспуты, семинары).
5.2. Программа проведения недели
1 день. Открытие недели.
- сообщение обучающимся темы недели, проведение опроса и выявление уровня информированности участников о Неделе ПРИЛОЖЕНИЕ 1,
- проведение классных часов во всех классах по теме «Семейные ценности» ПРИЛОЖЕНИЕ 2,
- организация дискуссии обучающихся со специалистами межведомственных организаций по теме «Как избежать рисков заражения ВИЧ».
2 день. Проведение акции в классах: «Изобрази своё представление о семье» (по итогам вчерашнего занятия «Семейные ценности» ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Инструкция для обучающихся: возьмите плотную альбомную бумагу (размер не имеет значения) и изобразите своё представление о семье, используя следующие материалы: карандаши, фломастеры, вырезки из глянцевых журналов, ножницы, клей, скотч и др. На выполнение задания выделяется 30 минут.
Организация и проведение общешкольных дебатов с участием специалистов медицинских организаций на тему: «Как семейная нравственность в Стране может влиять на риски инфицирования населения ВИЧ, проведение акции «Как прекрасен этот мир» ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Совместное рисование и оформление выставки всеми участниками образовательного процесса).
3 день. Лекция + просмотр профилактических видеороликов http://www.spid.ru/info/informacionnie-materiali-o-vich/ «Опасность передачи и заражения ВИЧ». Или проведение круглого стола ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
(Пояснение для педагогов: материалы по профилактике ВИЧ должны подаваться обучающимся с учётом их индивидуальности, социальной активности, возраста и психических особенностей).
4 день. Пресс – конференция с приглашенным экспертом (медицинский специалист) по теме: «100 вопросов эксперту».
На пресс-конференции обучающиеся и педагоги задают вопросы специалисту межведомственных организаций и получают на них ответы. (Классному руководителю рекомендуется создать условия, при которых обучающиеся заранее подготовят вопросы эксперту).
Акция «Волна вопросов и пожеланий по теме Недели»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
5 день. Ответы на «волну вопросов и пожеланий» (ответы на которые легче ответить письменно). Закрытие Недели (дети пишут эссе о том, как прошла неделя»), проведение итогового опроса участников Недели.
6. Подведение итогов проведения Недели.
По итогам проведения недели по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей. Образовательная организация готовит информационную справку (Форма справки в приложении 2), презентацию (не более 12 слайдов) или видеоролик 1-3 мин.
6.1. Требования к видеоролику:
- видеоролик должен содержать в себе информацию о процессе проведения Недели в школе;
- длительность видеоролика не более 1-3 мин;
6.2. Требования к презентации:
- презентация должна содержать в себе информацию о процессе проведения Недели;
- размер презентации – не более 12 слайдов;
- презентацию следует выполнить в программе Microsoft Office Power Point.
Результаты проведения недели по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей рекомендуется разместить на сайте образовательной организации
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для обучающихся (1 этап) (неделя по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей)
ГОУ №______________класс_________пол (муж/жен)
Внимательно прочитайте вопросы, и выбрав один из предложенных ответов, подчеркните его.
1.Насколько ты хорошо понимаешь цель недели по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей, в чем это может помочь лично тебе?
А) Мне понятно, зачем ее проводят, понятна цель недели и почему мне в ней было бы желательно участвовать
Б) Мне понятна цель недели, но я не совсем понимаю, зачем мне надо в ней участвовать
В) Мне не совсем хорошо объяснили цель недели, и то, зачем мне в ней участвовать
Г) Цель недели мне не ясна, я мог (ла) бы не участвовать в ней
2.Насколько тебе интересно участвовать в данном мероприятии:
А) Крайне интересно
Б) Интересно
В) Немного интересно
Г) Не интересно
3. Как ты понимаешь, что такое ВИЧ и чем он может быть опасен для человека? (Напиши ответ, состоящий из нескольких предложений)
5.Поставь знак «+» в кружочек рядом с утверждением, которое считаешь верным и знак «-» рядом с утверждениями которые по твоему мнению не верны
ВИЧ передаётся через кровь, половым путём, через использованный ранее шприц
ВИЧ передаётся через поцелуи, через рукопожатие, через полотенце
Людей, инфицированных ВИЧ, лучше избегать и вообще не общаться с ними, чтобы снизить риски заражения
Сохранение основных семейных ценностей помогает снизить риски заражения ВИЧ
ВИЧ – это не болезнь – человек при заражении является носителем вируса, но сам временно ощущает себя абсолютно здоровым
Анкета для обучающихся (1 этап) (неделя по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей)
ГОУ №______________класс_________пол (муж/жен)
Внимательно прочитайте вопросы и выбрав один из предложенных ответов, подчеркните его.
1.Как ты думаешь, такие мероприятия нужно проводить в школах, насколько они актуальны?
А) Безусловно, нужно
Б) Можно проводить
В) Иногда можно и провести
Г) Нет, не обязательно
2.Насколько тебе было интересно участвовать в данном мероприятии:
А) Крайне интересно
Б) Интересно
В) Немного интересно
Г) Не интересно
3.Что более всего тебе запомнилось в этой программе, какие мероприятия
А)___________________________________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________________________________
В) ___________________________________________________________________________________________________
4.Поставь знак «+» в кружочек рядом с утверждением, которое считаешь верным и знак «-» рядом с утверждениями которые по твоему мнению не верны
ВИЧ передаётся через кровь, половым путём, через использованный ранее шприц
ВИЧ передаётся через поцелуи, через рукопожатие, через полотенце
Людей, инфицированных ВИЧ, лучше избегать и вообще не общаться с ними чтобы снизить риски заражения
Сохранение основных семейных ценностей помогает снизить риски заражения ВИЧ
ВИЧ – это не болезнь – человек при заражении является носителем вируса, но сам ощущает себя абсолютно здоровым
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1-й день. Проведение занятия (классный час) «Семейные ценности»
Краткое описание занятия.
Цель занятия
Повышение значимости семейных ценностей для участников образовательного процесса.
Задачи:
сформировать у обучающихся представление о системе семейных ценностей, развить представление о важности личного участия в формировании благополучия в семье;
сформировать у обучающихся способность находить связи между семейными ценностями и снижением рисков ВИЧ-инфицирования;
создать условия для восприятия обучающимися основных ценностей семьи (ценности, традиции), развить способность к проблемному мышлению.
1 часть (вступительная)
Педагог показывает детям видеоряд фотографий (приложенный файл), по результатам просмотра видео, обучающиеся должны определить тему занятия
После того, как дети угадывают тему урока, педагог выступает с приветственным словом, где рассказывает о том, что семья – это важная ячейка общества, которая сама и её составляющие являются большой ценностью.
«Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.»
Л.Н. Толстой
1. Вступление
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)
Упражнение «Ассоциация»
Обучающимся предлагается ответить на предложенные вопросы индивидуально, затем объединившись в группы по 7-8 человек прийти к общим ответам.
Задание:
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это название фильма, то какого…
• Если семья — это настроение, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.
Формирование понятия.
Обучающимся предлагается найти с помощью поиска в интернете различные определения слова семья и представить их на обсуждении.
Обсуждение:
Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
2 часть (основная)
Педагог даёт задание обучающимся.
Материалы: Лист ватмана, карандаши, фломастеры, глянцевые журналы, ножницы, клей.
Вам необходимо разделиться на группы (с помощью цветных кружочков) и создать «Проект семьи». С начала каждая группа работает самостоятельно
Группа №1 – Необходимо подобрать состав членов семьи и изобразить их на листе бумаги (родители, дети, дедушки, бабушки и т.д.)
Группа №2 – Следует подобрать пространство для семьи это город, дом, окружающая природа и др.
Группа №3 – Необходимо составить девиз семьи (слоган, лозунг), который будет размещён на поле семьи
Группа №4 – Необходимо подобрать список и изображения основных ценностей семьи (Любовь, тёплые взаимоотношения, игры детей, работа родителей, материальные ценности)
3 часть (заключительная)
Обучающиеся представляют результаты работы в группах и объединяют в общий «коллаж» или «схему».
Вопросы педагога:
Что вам показалось интересным в занятии?
Что нового узнали о семейных ценностях?
Что вы вынесли для себя лично на этом занятии?
Информация для педагога.
Важным требованием к специалисту, готовому к проведению данного занятия является умение применять методы и приёмы системно – деятельностного подхода в работе с классом. Условия организации занятия позволяют педагогу менять задания в соответствии с особенностями интеллекта обучающихся, эмоциональной обстановкой в классе, с возрастными особенностями, составом детей и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
2-й день. Проведение акции «Как прекрасен этот мир».
Цель акции – привлечение внимания участников образовательного процесса к семейным ценностям.
Задачи:
повысить значимость семейных ценностей для участников образовательного процесса;
развить представление участников образовательного процесса о семье как об одной из важнейших ячеек современного общества;
объединить всех членов учебного коллектива.
Ресурсы, необходимые для проведения акции: 1. Два дежурных человека, которые будут следить за порядком возле выставки (можно обучающихся старших классов) 2. Выстроенные в ряд стенды или стена с возможностью размещения на ней выставочных работ я). 3. Карандаши, маркеры, краски.
Краткое описание:
Все обучающиеся школы вносят свой вклад в одну большую выставку (Раскрашивают, добавляют предметы, рисунки, изображения людей, письменные комментарии), вывешивают свои плакаты, нарисованные на занятии «Моё представление о семье» (день 2).
(Для того, чтобы внести свой вклад в общую картину необходимо обратиться к дежурным о своём намерении и получить понравившиеся карандаши, маркеры или краски).
Оформление выставки может продолжаться целый учебный день, в конце дня подводятся итоги, делаются выводы и фотографии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
3 день. Круглый стол по пропаганде нравственных и семейных ценностей. Для обучающихся 8-11 классов.
Пояснение для педагогов: материалы по профилактике ВИЧ должны подаваться обучающимся с учётом особенностей их социальной активности, возраста и психических особенностей.
Круглый стол по пропаганде нравственных и семейных ценностей.
Цель: стимулировать активную позицию у подростков в формировании адекватного представления о семейных ценностях;
Задачи:
- выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;
- дать достоверную информацию о безопасности поведения и возможностях предотвращения инфицирования;
- мотивировать обучающихся к дальнейшему участию в профилактике данных заболеваний;
- проверить уровень усвоения информации.
План круглого стола:
1. Введение и знакомство 5 мин.
2. Выступления участников 15 мин.
4. Подведение итогов работы круглого стола 5 мин.
Зал должен быть оборудован аудио - видео аппаратурой и микрофонами.
Примерные темы выступлений участников круглого стола:
Семейные ценности и проблемы современной семьи.
Семья – фундамент гражданского общества.
Традиционная семья и современная семья, сходства и различия.
История и примеры семейных традиций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
4 день. Проведение акции «Волна вопросов и пожеланий».
Цель акции – создание дискуссионной ситуации и для участников образовательного процесса по теме нравственные и семейные ценности, профилактика ВИЧ
Задачи:
активизировать познавательную деятельность участников образовательного процесса по теме нравственность и семейные ценности;
проинформировать участников акции о возникших вопросах касающихся профилактики ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей;
способствовать объединению участников образовательного процесса в решении вопросов, связанных с профилактикой ВИЧ и пропагандой нравственных и семейных ценностей.
Ресурсы, необходимые для проведения акции: два ящика (картонных), которые будут прикреплены к стене: один ящик – «вопросы», второй ящик – «пожелания» (добрые пожелания семьям педагогов, семьям одноклассников и другим участникам Недели), стикеры (бумажные листы небольшого размера), на которые будут записываться вопросы.
Краткое описание акции:
На вопросы может отвечать педагог - психолог образовательной организации, специалист организации здравоохранения или представители внутренних органов.
Участники акции в течение всего дня пишут свои вопросы и пожелания по теме «Семейные ценности и профилактика ВИЧ» В конце дня ящики открываются, вопросы группируются по тематике, информация записывается и в виде интервью «вопрос – ответ» и выкладывается на стене. (эту акцию можно провести on-line в Интернете).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Краткая справка о проведении недели
Название организации
Название недели
Сроки проведения недели
№
|
Классы – участники профилактической «Недели»
|
Адрес сайта организации со ссылкой на информацию о поведении недели
|
Предложения организаций по совершенствованию профилактической недели
|
Краткое описание результатов проведения недели в том числе по отзывам педагогов, родителей, обучающихся
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
Всего человек приняли участие
|
|
Дата составления справки.
|