Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна


Скачать 1.02 Mb.
Название Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна
страница 1/9
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Дети в трудной жизненной ситуации

Методические рекомендации

для библиотекарей обслуживающих детей.
Рыбак Светлана Викторовна,

заведующий отделом методической работы

ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»
Введение

Для детского библиотекаря все читатели всегда были равны. При первом знакомстве, достаточно трудно сказать в каких условиях живет ребенок, какая у него семья. Дальнейшее общение подсказывает библиотекарю кому нужно больше внимания и участия, а кому больше самостоятельности.

В 70-80-е годы ХХ века дети с ограниченными возможностями здоровья были значительно более изолированы от общества, чем в настоящее время. Если их родители считали нужным читать им книги, то сами приходили в библиотеку или брали с собой и ребенка, но в каждой библиотеке таких детей можно было пересчитать по пальцам.

В начале 80-х годов областная детская библиотека явилась инициатором движения «Культ книги – детскому дому», воплотив свою идею оказания шефской помощи библиотекам детских домов и школ-интернатов Ростовской области в проведении трех смотров их работы, безвозмездную передачу библиотечек, предоставление воспитанникам детских домов комфортных условий для чтения и досуга в стенах детской библиотеки. В 90-х годах это движение обрело девиз «Библиотека – милосердная зона». Внимание, забота детских библиотекарей стали нужны детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время большое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: этими проблемами занимаются государственные и общественные организации, становится более распространенным инклюзивное образование. Что же может и должна сделать детская библиотека?

Современная школа выбирает пути развития таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Но достижение социальной инклюзии и преодоление дискриминации сводится не только к обеспечению соответствующего образования. Не менее важным в этом процессе будет создание безбарьерной среды, программы поддерживаемого трудоустройства, работа по изменению общественного мнения. Какой вклад могут сделать библиотекари для успешности процесса социальной инклюзии?

На базе библиотек уже создаются тьюторские центры, заключаются договоры о сотрудничестве между библиотеками и различными организациями по вопросам детства. Но в первую очередь библиотеки осуществляют информационное обеспечение.
Определение понятий

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети - инвалиды;

  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

  • дети - жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.


Детский телефон доверия

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер телефона доверия 8-800-2000-122.telefon_doveriya

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

В Ростовской области детский телефон доверия работает круглосуточно.

В каждой детской библиотеке или библиотеке, обслуживающей детей должна быть размещена информация о таком телефоне.
Индивидуальная работа

Традиционно первое знакомство с читателем проходит при записи в библиотеку. От того, как встретят ребенка в библиотеке первый раз, зависит очень многое: захочет ли он рассказывать свои впечатления, делиться мнением о том, что прочитал. С читателями всех категорий проводятся беседы: рекомендательные, о прочитанном. Если ребенок интересуется определенной темой, можно составить индивидуальный план чтения.

Все это применимо в том случае, когда ребенок проживает в семье и может посещать библиотеку.

Детям, которые по разным причинам не лишены возможности посещать библиотеку может быть предложено обслуживание на дому. В первую очередь – это дети с инвалидностью. Но с такими детьми непросто работать. Как показывает опыт наших коллег из Морозовского района Ростовской области только 10 % семей, которые воспитывают детей с инвалидностью, согласились на сотрудничество с библиотекой: им приносят книги на дом, приглашают детей с родителями на массовые мероприятия.

Библиотекари и библиографы составляют рекомендательные списки литературы для детей, родителей и педагогов.

Так ЦДБ им. А.П. Гайдара «МЦБ им. Шолохова» Аксайского района подготовила списки:

  • «Лети, лети лепесток…»: Рекомендательный список книг для детей 12-14 лет.

  • «Такие разные дети»: Рекомендательный список книг для родителей и педагогов.


Массовая работа

Детям, которые находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, адресована массовая работа библиотек.

Систематический характер приобрело сотрудничество ЦДБ г. Гуково с коррекционной школой-интернатом №11 VIII вида. 2 раза в месяц – они участники различных библиотечных мероприятий. Наиболее интересной в данном направлении оказалась «Неделя добра», проведенная совместно с учащимися МБОУ СОШ № 24 – это время, которое библиотекари полностью посвятили воспитанникам интерната. Ребята принимали активное участие в праздниках «От улыбки хмурый день светлей», «Мир для всех», отгадывали загадки, посмотрели поучительную сценку «Как медведь трубку нашел» по книге С. Михалкова.

Сотрудники детской библиотеки им. Луначарского МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС» проводят массовые мероприятия для детей и подростков, находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. А ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС» на протяжении многих лет сотрудничает с социальным приютом для детей и подростков «Дом Надежды», приглашая воспитанников на новогодние утренники, масленичные гулянья и другие праздники.

Более 10 лет тесной дружбы связывают ЦГДБ им. Н.К. Крупской МБУК г. Шахты «ЦБС» и реабилитационный центр «Добродея» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: дефектами умственного и физического развития г. Шахты.

В декабре в библиотеках Неклиновского района проходила Рождественская благотворительная акция «Передай добро», которая длится до Рождественских праздников. Работники библиотеки, читатели приносят подарки для детей с инвалидностью, детей из малообеспеченных семей и воспитанников социально-реабилитационного центра. Все подарки вручаются во время проведения мероприятий к Новому году и Рождеству.

3 декабря – Международный день инвалидов. Традиционно в этот день в детских библиотеках области проходят мероприятия.

В читальном зале отдела обслуживания детей МЦБ Неклиновского района ежегодно на праздничную программу "В кругу друзей" собираются участники объединения "Надежда" - ребята с ограниченными возможностями здоровья и попавшие в сложную жизненную ситуацию. В программе мероприятия конкурсы, игры, интерактивная викторина и беспроигрышная лотерея с призами. И, конечно же, все дети рады угощениям, которые готовят для них сотрудники библиотеки и районного общества инвалидов.

В связи с событиями на Украине во многих библиотеках Ростовской области уже ведется работа с детьми из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Творчество читателей

Во многих библиотеках, работающих с детьми, есть разнообразные творческие объединения: мягкая игрушка и народная кукла, бисероплетение и квиллинг, оригами и другие. Вне зависимости есть в библиотеке кружки или нет, но детям необходима возможность самовыражения, Библиотека может и должна проводить выставки творческих работ своих читателей, как в пространстве библиотеки, так и на сайте.
Заключение

Когда готовились данные методические рекомендации, была опубликована следующая информация: с 1 января 2015 года вступает в силу Областной закон № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". В ст. 15. гл. 5 перечислены обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, тогда гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. В этом законе уже нет понятия «трудная жизненная ситуация», но в работе библиотеки это ничего не меняет.

Для ребенка каждая жизненная ситуация сложная: сегодня это может быть «двойка» в школе или ссора с другом, а завтра развод родителей или смерть кого-то из близких. Этих понятий нет в списке трудных жизненных ситуаций, но помощь необходима. И эта помощь может прийти и из книг.

Важно чтобы библиотекарь сам много читал, знал детскую литературу, и смог почувствовать какую книгу нужно порекомендовать читателю именно сейчас.

К каждому ребенку нужен особый подход. Если не хватает знаний библиотекаря, на помощь придут специалисты социального обслуживания. В Приложении №1 приведен список учреждений социального обслуживания семьи и детей Ростовской области.

Предлагаю список литературы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для удобства названия разделов взяты определения трудных жизненных ситуаций для ребенка. Если в книге затрагиваются разные ситуации, то она повторяется в разных разделах. В каждом разделе книги собраны в подразделы «Русская литература» и «Зарубежная литература», а в каждом подразделе в алфавите авторов.

Наиболее сложным для наполнения стал раздел «Дети – жертвы насилия», в него включены несколько книг, которые в первую очередь предназначены для чтения родителям, а не детям. И если ребенок попал в такую ситуацию, то ему должны помогать близкие люди и профессиональные психологи. Список этих книг не публикуется, и может быть получен библиотекарями по запросу по электронной почте библиотеки.

В предлагаемый список вошла только часть рассказов, повестей и романов о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Приглашаю коллег дополнить список. Для этого можно присылать библиографическое описание книги и аннотацию на адрес Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной: rodbv@aaanet.ru или metod@rodb-v.ru .
Что важно знать при общении с ребенком,

имеющим отклонения в психофизическом развитии?

Инна Сергеевна Володина,

кандидат психологических наук, доцент,

заведующая кафедрой специальной и практической психологии

Педагогического института ЮФУ г. Ростова-на-Дону

Общение взрослого с ребенком, имеющим какие-либо отклонения в психофизическом развитии, практически всегда представляет проблему: трудно бывает понять, чем вызваны те или иные реакции ребенка, сложно прогнозировать его поведение. В свою очередь, неудачи в общении зачастую вызывают у взрослого чувство неудовлетворенности, эмоционального напряжения. Почему же возникают трудности в общении с таким ребенком?

Прежде чем перейти к специфическим аспектам, попробуем разобраться с некоторыми важными понятиями. В современной социальной психологии для обозначения участника ситуации проблемного общения используется термин «субъект затрудненного общения» (В.А. Лабунская). Так обозначается человек, который во время общения «демонстрирует непонимание, неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность». Важно при этом, что такой человек может не только демонстрировать, но и действительно испытывать затруднения в решении столь сложной задачи – понимании, оценке интересов, потребностей партнера (впрочем как и своих собственных). В ситуации общения для него характерны поверхностность, неадекватность, манипулятивность, стремление дистанцироваться.

Анализ причин, по которым человек становится субъектом затрудненного общения, показывает, что здесь действуют несколько факторов:

  • представления о личности субъекта затрудненного и оптимального общения, которые сложились в социальной культурной среде

  • стереотипы

  • ожидания

  • стигмы

  • низкий уровень коммуникативной компетентности

  • отсутствие навыков общения, охватывающих его разнообразные стороны

  • конфликтогенные характеристики личности

Из этого перечня видно, что в происхождении проблемного характера общения роль играют не только характеристики, присущие самому субъекту, но и особенности другой стороны – партнера по взаимодействию. Действительно, отношение к партнеру, избираемый стиль общения, характер осуществляемых действий во многом определяется существующим в нашем сознании образом партнера, как представителя определенной возрастной, социальной или культурной группы. Другими словами, ориентируясь на некоторые обобщенные характеристики, мы готовы приписывать конкретному человеку какие-либо качества и свойства и заранее воспринимаем его как трудного партнера.

Если говорить о ребенке с отклонениями в психофизическом развитии, то следует конкретизировать препятствия к адекватному восприятию личности такого ребенка (и как следствию – общению) со стороны партнера – взрослого. К ним относятся:

  • Стиль общения – в общении с другим человеком мы практически всегда придерживаемся того или иного стиля взаимодействия («говорить как с ребенком», «общаться на равных», исполнять роли «начальник-подчиненный» и пр.) в зависимости от ситуации и тех особенностей, которые мы «видим и предполагаем» в нашем партнере. Очевидно, что стили отличаются друг от друга по разным качествам: степени нашей активности в общении, репертуару используемых средств (слова и «невербальные средства» - жесты, расстояние, на котором мы находимся по отношению к партнеру и др.). В общении с ребенком с отклонениями в развитии взрослые часто используют стиль, характеристики которого говорят о доминирующей позиции взрослого, оставляя при этом мало места для активности самого ребенка (стоять над сидящим ребенком, говорить нарочито громко, придерживаться своего выбора при «имитации» заинтересованности). Еще один распространенный стиль можно условно назвать «сочувствие к бедняжке»: здесь взрослый всеми средствами демонстрирует готовность учесть (и предвидеть) все мыслимые трудности, с которыми сталкивается ребенок. В этом случае можно говорить о различных проявлениях снисходительности («я же понимаю, что тебе трудно, давай я сделаю это сам», «что бы ты не сделал – это так прекрасно!» и т.д.), особых интонациях с преувеличенной эмоциональностью – «как с маленьким». Закономерно, что ребенок с отклонениями в развитии (как и любой другой) ведет себя соответственно: не проявляет собственной инициативы, стремится получить одобрение, а не удовольствие от общения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации к планированию деятельности библиотек, обслуживающих детей на 2014 год
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации к планированию деятельности библиотек, обслуживающих детей на 2014 год
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации по организации централизованных стерилизационных...
Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, организующих и обслуживающих централизованные...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методическое сопровождение цифрового образовательного ресурса «Приключения Маши»
Пусева Светлана Викторовна, учитель-логопед муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №76»
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Тема опыта
Авторы опыта: Воронова Екатерина Викторовна, Прасолова Светлана Михайловна, воспитатели муниципального автономного дошкольного образовательного...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Отчет по работе с детьми за 2016 год Сеть библиотек, обслуживающих...
Сеть библиотек, обслуживающих детей в районе. Внутренние распорядительные документы
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных...
Нормативно-правовые основы проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации Авторский коллектив: к м. н. Федорова Т....
Методические рекомендации предназначены для специалистов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Омской...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации: интегрированное обучение детей с зпр в общеобразовательном учреждении
Гоу рмэ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения...
Методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей. Рыбак Светлана Викторовна icon Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, профсоюзных работников, организаторов и работников...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск