Скачать 5.84 Mb.
|
Общая пояснительная записка по биологии для 6 – 9 классовРабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании". 2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196. 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
В связи с переходом на ФБУП 2004 года произошло изменение подхода к преподаванию биологии, что оговорено в пояснительной записке к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих стандарты первого поколения на второй ступени образования. В соответствии с приказом № 675 от 2 июля 2007 года по департаменту образования администрации Новосибирской области «Об утверждении регионального компонента в содержание общего образования» в рабочие программы внесены соответствующие дополнения: «Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности рекомендуется использовать часы для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента на протяжении всего периода обучения на второй ступени образования». (Методические рекомендации по реализации примерного базисного плана Новосибирской области (региональный компонент), Новосибирск, НИПКиПРО, 2008 год. Для реализации курса «Живая природа Новосибирской области» его модули интегрировано включены в интегрированный предмет федерального компонента «Биология». На районном методическом объединении было принято решение о введение краеведческого компонента на второй ступени образования в образовательных учреждениях перешедших на ФБУП 2004 года следующим образом: в 6 классе – 15 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 7 часов, в 9 классе – 3 часа (протокол № 9 от 15.04.2009 года), темы краеведческого направления выделяются светлым курсивным шрифтом в календарно – тематическом планировании. Региональный компонент содержания общего биологического образования является составной частью государственных образовательных программ основного образования по биологии. Основные функции регионального компонента содержания биологического образования:
Структура и содержание регионального компонента биологического основного образования определяется растительным, животным, экологическим своеобразием Новосибирской области. Реализация РК содержания общего биологического образования способствует достижению не только целей, стоящих перед базовым курсом биологии, но и специфических целей, связанных с регионом. Необходимость выделения РК содержания биологического образования связана с тем, что:
Обоснование выбора программы для 6 – 9 классов Программа соответствует современным целям обучения, целям и задачам образовательного учреждения, конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Является логическим продолжением изучения предмета «Природоведение» в 5 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся. Определяет перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Все учебники, созданные по этой программам, имеют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации и выпущены в свет Издательским центром «Вентана - Граф». Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Программа по биологии для 6-9 классов построена на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры. Цель программы 6-9 классов – развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры. Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Важнейшие особенности данной программы:
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Целью представленных практических работ является активное познание программного материала. Эти работы можно проводить на уроке при изучении соответствующей темы или сгруппировать на специально отведённых практических уроках (практикумах), предусмотренных учителем наряду с теоретическими. Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставит целью развитие у школьников экологической культуры поведения, естественнонаучного мировоззрения, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма и гражданской ответственности, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию. Изучение биологии в 6-9 классах построено с учётом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе. Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по выбору учителя. Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программ: 1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. (70 часов, 2 раза в неделю) )//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – с. 35 - 48. 2. Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс. Животные (70 часов, 2 раза в неделю)//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – с. 49-63. 3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье (72 часа, 2 раза в неделю).//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – с. 64-72. 4. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс. Основы общей биологии (68 часов, 2 часа в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – с. 73-83. Формы организации образовательного процесса: Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером. Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером. Технологии обучения: Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра). Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые работы, контрольные работы, проверочные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; уроки – зачёты; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. |
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального... Боу г. Омска «Гимназия №76», авторской программы основного общего образования по биологии Биология : 5–9 классы : программа. — М.... |
Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочая программа составлена на Латюшин В. В, Шапкин В. А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция... |
||
Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII... Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией... |
Рабочая программа по биологии для учащихся 5- 9 класса базовый уровень В (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2014 г) |
||
Программа основного общего образования по биологии 6 класс «Живой организм» Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов |
Пояснительная записка рабочая программа «химия 8, 9 классы» Рабочая программа «химия 8, 9 классы» составлена на основе нормативных документов |
||
Рабочая программа по биологии Уровень Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,... |
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с Федеральным... Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897 и Программы основного общего образования Биология 5-9 классы В. В. Пасечник,... |
||
Рабочая программа (полного) общего образования по биологии. Профильный... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... |
Рабочая программа по биологии разработана как нормативно- управленческий... Рабочая программа по биологии разработана как нормативно- управленческий документ |
||
Рабочая программа по аглийскому языку 5-9 классы Данная рабочая программа разработана для обучения английскому языку на базовом уровне в 5-9 классах мбоу «Прохоровская гимназия».... |
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы биологии» Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и достижениях... |
||
Рабочая программа «Физическая культура» 5-9 классы Учитель: Осипенко А. В Рабочая программа по физической культуре составлена для учащихся 5 9 классов общеобразовательной школы |
Рабочая программа по английскому языку 5-9 классы Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного... |
||
Рабочая программа по технологии 1-4 классы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... |
Рабочая программа по биологии уровень Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2004), программы для общеобразовательных... |
Поиск |