Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плотавская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
Согласовано
Руководитель МО
_________ Ковалева А.Н.
Протокол от
«____»___________2015 г.
№__
|
Утверждено
на заседании
педагогического совета
Протокол от
«____»____________2015 г.
№__
|
Введено
в действие приказом по МКОУ «Плотавская средняя общеобразовательная школа»
Приказ от «___» ______2015 г.
№__
директор школы
_____________ А.В.Тарарина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
I квалификационной категории
Ковалевой Аллы
Николаевны
по учебному курсу
«Биология»
(адаптированная программа)
6 класс
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос» 2011г.).
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома и hi в школьном уголке природы;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Тематика курса
В 6 классе программа призвана дать обучающимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.
Для проведения занятий по биологии используются соответствующее оборудование и наглядные пособия: измерительные приборы и различная химическая посуда, которые требуются для демонстрации опытов, образцы полезных ископаемых, различных почв, а также таблицы и раздаточный материал.
Межпредметные связи
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов природоведения 5 класса и биологии 6 класса, в ходе которых изучаются основные знания о неживой природе; формируются представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
Коррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания
Развитие самостоятельности, аккуратности
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
СОДЕРЖАНИЕ
Природа (9ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.
Вода (12ч)
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть, испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Растворение соли, сахара в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Определение текучести воды.
Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух (14ч)
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха..Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).
Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.
Упругость воздуха.
4. Воздух — плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.
6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно
го — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени
свечи.
Полезные ископаемые (17ч)
Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства..Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).
Почва (13ч)
Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух..Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы..Песчаные и глинистые почвы..Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать (сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика..Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
3.Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Список использованных источников и литературы
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.
Романов, И.В., Петросова, Р.А. Учебник Биология. 6 кл. для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2013. – 141 с.
Календарно – тематическое планирование
6 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Дата
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Оборудование
|
Словарь
|
Коррекционная работа
|
план
|
факт
|
|
|
1
(1)
|
Введение
|
|
|
Развитие наглядно-образного мышления.
|
РАЗДЕЛ 1. Природа (9ч)
|
|
|
1
(2)
|
Мир вокруг нас
|
Видеофильм
|
природа
|
Развитие зрительного восприятия.
|
|
|
2
(3)
|
Живая и неживая природа. Явления природы
|
Табл. «Живая и неживая природа»
|
изделия
|
|
|
3
(4)
|
Тела и вещества
|
Иллюстрация тел природы
|
тела, вещества
|
Развитие устойчивого внимания
|
|
|
4
(5)
|
Превращение веществ
|
Иллюстрация тел природы
|
твердые, жидкие, газообразные тела
|
Коррекция речевой деятельности
|
|
|
5
(6)
|
Форма и величина Земли
|
|
планета, глобус
|
Коррекция познавательной деятельности
|
|
|
6
(7)
|
Смена дня и ночи
|
Презентация
|
|
Коррекция речевой деятельности
|
|
|
7
(8)
|
Смена времен года
|
Интерактивные модели смены дня и ночи, времен года
|
|
Развитие зрительного восприятия.
|
|
|
8
(9)
|
Экскурсия « Природа осенью»
|
|
|
Повышать интерес к предмету.
|
|
|
9
(10)
|
Обобщение по разделу «Природа»
|
|
|
Развитие познавательных интересов.
|
|
|