Функциональные разновидности языка


Скачать 0.88 Mb.
Название Функциональные разновидности языка
страница 1/9
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА

Стилистика – раздел языкознания о стилевых разновидностях языка, его

зобразительных средствах, закономерностях их функционирования и умении

использования. Стиль (лат. stylus «стержень для письма») – функциональная

разновидность языка, традиционно закрепленная за определенной сферой общественно-

социальной жизни (научной, политической, официально-деловой и др.) и характеризующаяся

специфическим набором языковых и изобразительных средств.

и

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

О СТИЛИСТИКЕ

В современном русском литературном языке обычно выделяют пять стилей: разговорный,

научный, официально-деловой, публицистический, художественный (подробнее см. в разделе

«Русский язык и его место в языковой картине мира» § «Функциональные разновидности языка»).

Каждый из стилей имеет ряд специфических характеристик, зависящих от сферы, в которой

происходит общение, и функций, которые выполняет при этом язык.

Стиль

Основная

функция

Сфера

общения

Основная

форма

речи

Типичный

вид

речи

Основной

способ

общения

научный информативная наука письменная монолог массовый,

неконтактный

официально-

деловой

информативная право письменная монолог массовый,

неконтактный

и контактный

публицистический информативная и

функция

воздействия

идеология,

политика

письменная и

устная

монолог массовый,

неконтактный

и косвенно-

контактный

разговорный обмен мыслями

и чувствами

бытовая устная диалог,

полилог

личный,

контактный

Научный, официально-деловой, публицистический называют книжными стилями. Им

противопоставлен разговорный, который используется в неофициальном повседневном общении.

Любые средства всех этих стилей могут использоваться для создания художественных образов,

так как художественная литература отражает все сферы жизни. Поэтому художественный стиль,

основная функция которого – эстетическая, занимает особое место в системе стилей: в нем все

определяется конкретными задачами, вкусом и мастерством писателя.

Специфика каждого стиля проявляется в лексике, грамматике, построении текста и др.

Разговорный стиль обслуживает сферу непринужденных отношений в семье, в

быту, а также непринужденные отношения в профессиональной сфере.

Разговорный стиль выполняет функцию общения, поэтому проявляется чаще

всего в устной форме, при непосредственном участии говорящих, т.е. в диалоге, который не

рассчитан на предварительное обдумывание. Вследствие этого одной из характерных черт

является спонтанность. Спонтанность порождает избыточность речи, т.е. полное или частичное

повторение сказанного. Кроме того, спонтанность речи ведет к образованию пауз, вызванных

подыскиванием нужного слова, поэтому нередко используются вводные слова для заполнения

пауз, а также наблюдается нарушение синтаксической конструкции.

РАЗГОВОРНЫЙ

СТИЛЬ

Для данной функциональной разновидности характерна также эмоциональность, так как

разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных черт говорящего.

Эмоциональность речи реализуется в использовании вопросительных, побудительных,

восклицательных предложений. Большую роль здесь играют внеязыковые средства: мимика,

жесты.

Книжная лексика, слова иноязычного происхождения почти отсутствуют. Широко

используются разговорная, обиходно-бытовая лексика, слова субъективной оценки, экспрессивно-

эмоционально окрашенные, иногда употребляются просторечия. Следовательно, можно говорить о

таких чертах, как экспрессивность и оценочность.

Например: читалка, зачетка, общага, работяга, секретарша…

113

Нормой в разговорном стиле признается то, что постоянно употребляется в речи носителей

литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка.

Например: Када (вм. когда) придешь в гости? о оэпическая разговорная

н

рф

Стоко (вм. столько) новостей уже. орма

Налоговая/ как пройти? синтаксическая разговорная

н (вм. Как пройти к налоговой инспекции?) орма

Доминантой разговорного стиля является сведение до минимума заботы о форме

выражения мыслей, что порождает целый ряд языковых особенностей стиля.

Уровень

языка

Языковые

средства

Примеры

Неполный тип произношения «Здрасьте»= «здравствуйте»

фонетика Интонация (быстрая смена интонаций, тембра,

темпа и т.д.)

Ты уже сде-е-лал? (удивление)

Тишина! (побуждение, раздражение)

Нейтральная конкретная общеупотребитель-

ная лексика

Одеваться, спать, стол, карандаш

Нейтральная разговорная лексика Кассирша, ножик, бухгалтерша

Номенклатурные наименования, общественно-

политические и общенаучные термины

Администрация, губернатор, бульдозер,

радиация

Эмоционально-оценочная разговорная лексика Работяга, бедняга

Стандартизованные образные средства Стоять в пробке, набить карман

Использование профессионализмов, жарго-

низмов, просторечных слов и т.д.

Крыша поехала от такого количества

информации.

лексика

Характерна развитая система способов

номинации:

- семантические стяжения с помощью

суффиксов;

- семантические стяжения с помощью

устранения определяемого;

- семантические стяжения с помощью

устранения определяющего;

- глагольные сочетания – стяжения;

- метонимии

вечерка (вечерняя газета), маршрутка

(маршрутное такси)

диплом (дипломная работа)

песок (сахарный песок), сад (детский сад)

поступить (в вуз), сдать (экзамен)

сходить на Спивакова (сходить на концерт

Спивакова), прочитать всего Достоевского

(прочитать все произведения Достоевского)

Преобладание именительного падежа имени

существительного

Там дом… Магазин…Вход справа…

Преобладание личных местоимений,

указательных местоимений, наречий, частиц

Утром мы пришли. Посидели там минут

десять… я и еще двое сотрудников. Попили

чайку. Вот. Ну и…

Отсутствие деепричастий, редкое исполь-

зование причастий

Это платье сшито или готовое купила?

Использование формы времени не в своем

значении

Там мы встретились. Стоим, смотрим друг на

друга. Еле-еле узнали.

морфология

Использование глагольных междометий Прыг, скок, бух

Короткие простые предложения Мы жили на даче. Всегда уезжали рано на

дачу. Еще у нас там собака была.

Неполные предложения (с пропуском главных

членов предложения).

- Кофейку?

- Если можно.

Использование междометных фраз. Ой ли? Ну и плут!

синтаксис

Свободный порядок слов (слова располага-

ются в порядке формирования мысли, при этом

все важное перемещается в начало

предложения.

Ну, мы, естественно, в зарплате там теряли.

Потому что образования у нас не было.

Простыми рабочими были.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров в процессе общения,

их ролевым отношениям и т.п. различают следующие жанры:

• беседа

• разговор

• рассказ

• история

• предложение

• признание

• просьба

• замечание

• совет

• письмо

• записка

• дневник

}

}

114

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем.

Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М.М.Бахтину, который

подчеркнул важность роли адресата, предвосхищения его ответной реакции. М.М.Бахтин

определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в

которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между

предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого

общения.

Беседа. Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной

стратегии, происходит:

а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников;

в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение).

При обмене мнениями по каким-либо вопросам участники выражают свою точку зрения,

руководствуясь выработанными веками приоритетами и ценностными ориентирами,

общечеловеческими абсолютными истинами и нормами жизни. Примером данного типа беседы

может быть разговор двух друзей о достоинствах того или иного направления в живописи, о

вкусах; полилог о качестве изделий.

Второй тип беседы предполагает похвалы, одобрение, комплименты, искренние признания.

Третий тип жанра беседы представляет собой общение, в котором участники снимают

эмоциональное перенапряжение, упражняются в остроумии, рассказывая анекдоты, делают

политические прогнозы, делятся своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и

истории.

Жанр беседы - это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует

стратегия солидарности во мнениях и согласия.

Разговор. В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная

стратегия. По целям общения различаются:

а) информативный разговор;

б) предписывающие разговор (просьбы, приказы, требования, советы, убеждения в чем-либо);

в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки,

обвинения).

Целенаправленность – характерная черта разговора. В разговоре первого типа инициальная

реплика свидетельствует о заинтересованности говорящего получить нужную информацию.

Главным условием успешности информативного разговора является соответствие мира знаний

адресанта и адресата. Роль лидера, участника, направляющего ход данного типа разговора, играет

спрашивающий, с короткими репликами-вопросами, переспросами, уточнениями-вопросами, а

роль «ведомого» – участник, владеющий знаниями, с репликами-ответами различной

протяженности. Важное значение имеют также коммуникативная компетенция участников

разговора, знание ими социальных норм этикета (т.е. умение говорящими выбрать уместную в

данной ситуации форму представления знаний, интерпретацию событий и фактов и т.п.).

Разговоры второго типа, как правило, происходят между участниками, имеющими разные

социально-ролевые характеристики. Мотивы разговора выявляются глаголами: прошу, требую,

советую, рекомендую, убеждаю, умоляю, приказываю, настаиваю и т. д. В конфликтном

разговоре, основанном на некооперативной стратегии и неумении говорящих соблюдать условия

успешного общения, возможны различные тактики отказа в исполнении действия и

соответственно тактики воздействия на адресата, системы угроз и наказаний. Структура данного

типа разговора определяется не только речевыми правилами введения реплик согласия или отказа,

но и поведенческими реакциями участников общения.

Разговор, направленный на выяснение отношений, имеет в своей основе некооперативную

стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки. Здесь нередко вербальной формой выражения

агрессии становится насмешка, ирония, намек.

Рассказ. Это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма

речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения –

солидарность, согласие, кооперация. Темой рассказа могут быть любые события, факт, которые

115

произошли с рассказчиком или кем-либо другим. Ход рассказа может прерываться репликами-

вопросами или репликами-оценками, на которые рассказчик отвечает с той или иной степенью

полноты.

Характерная черта жанра рассказа – целостность передаваемой информации, обеспе-

чиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант выступает в роли автора,

произвольно, со своей точки зрения, оценивает их.

Поддержка коммуникативной инициативы рассказчика и заинтересованность слушателей

может проявляться в перебивах, репликах-повторах, восклицаниях, не адресованных говорящему.

История. Этот жанр разговорной речи является по преимуществу монологической речью.

Важный фактор речи при рассказе «истории» – память. Этот фактор обусловливает структуру

повествования и содержание речи. Характерно, что истории

не включают самого адресанта как действующее лицо.

Коммуникативная цель истории – не только передача сведений о происшедших ранее

событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных

событий и фактов.

В отличие от других видов речевого общения рассказ и история относятся к запланированным

видам речи, «разрешенным» участниками коммуникативного взаимодействия.

Письмо. Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность,

которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей.

Непринужденность отношений с адресатом – главное условие переписки. Регулярность переписки

определяется рядом факторов:

а) отношениями между участниками этого вида речевого общения;

б) внешними обстоятельствами переписки;

в) актуальностью для адресата тем;

г) частотностью переписки.

Солидарность и согласие в жанре письма находят свое формальное выражение в

«формулах» приветствия и прощания.

Записка. Данный жанр письменной разговорной речи в большой

степени формируется общим миром чувства-мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и

тех же обстоятельств. Поэтому содержание записки обычно кратко; развернутое рассуждение

может заменяться одним-двумя словами, играющими роль намека. Адресат записки догадывается

и об авторах записки, и об их коммуникативной цели. Ситуативная обусловленность и близкие

отношения между адресантом и адресатом делают возможным свободное выражение и

недоговоренность.

В записке, как и в письме, возможна самопроверка адресантом способа своего выражения, хода

мыслей. Кроме того, записка, как и письмо, может представлять собой не спонтанный поток

чувства-мысли, а обработанный, списанный с черновика, вариант, в котором «смягчены»

неровности импровизации, неожиданность появления в сознании содержательных элементов

высказывания.

Дневник. Дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи,

а, следовательно, имеют все стилистические особенности текстов. Адресат текстов дневника –

«высшая инстанция ответного понимания» (в терминологии М. М. Бахтина), которая помогает

пишущему выражать свои мысли, чувства и сомнения. Стилистика дневниковых записей

обусловлена всеми ипостасями личности (Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-духовное и т.

д.); в зависимости от преобладания того или иного начала меняется характер изложения.

Дневниковые записи разделяются на два больших разряда:

а) дневники, отражающие ориентацию автора на описание дня как временного пространства

(перечисление сделанного, итог, размышления, анализ чувств и мыслей, планы и т.п.);

б) дневник – «разговор» о себе во времени, размышления о том, что волнует, своего рода «поток

сознания» с ассоциативными подтемами «главных» мыслей дня (такие дневники могут вестись

нерегулярно).

116

Сфера общения в области науки и техники требует наиболее точного,

логичного, однозначного выражения мысли, а основной формой мышления

является понятие. Поэтому доминантой научного стиля является понятийная

точность, подчеркнутая логичность речи.

Научный стиль неоднороден, в зависимости от конкретных задач и сферы использования в

нем выделяются подстили.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

подстили собственно

научный

научно-

информативный

научно-

популярный

научно-

справочный

научно-

учебный

патентный

жанры

НАУЧНЫЙ

СТИЛЬ

монография,

статья,

доклад…

реферат,

аннотация,

учебник,

очерк,

книга,

лекция…

словарь,

справочник,

каталог

учебник,

методическое

пособие,

лекция…

патентное

описание

учебное пособие…

Функциями научного стиля являются:

1) передача логической информации и доказательство ее истинности;

2) активизация логического мышления читателя (слушателя).

Общими специфическими чертами научного стиля являются отвлеченно-обобщенность и

подчеркнутая логичность изложения, а также смысловая точность (однозначность),

объективность изложения, безобразность.

Отвлеченно-обобщенность требует использования абстрактной лексики, глаголов с

обобщенным значением действия или состояния. Так как наука выражает абстрактную мысль, то и

слово должно называть не конкретный предмет, а класс однородных предметов, явлений.

Например: значение, внимание, существуют, используются, состоит…

Объективность проявляется в использовании глаголов страдательного залога, глаголов с

ослабленным лексическим значением, глаголов настоящего времени со значением постоянного

действия.

Например: выражается, употребляется, относятся…

На синтаксическом уровне объективность проявляется в прямом порядке слов, в большом

количестве «ссылочных» оборотов, в использовании безличных предложений и страдательных

пассивных конструкций.

Например: как указывает профессор, по мнению академика;

необходимо отметить, можно сделать вывод, нами отмечено;

неоднократно выражалось мнение…

Точность предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и

способностью наилучшим образом выразить сущность понятия, причем различные образные

средства для достижения точности не используются. Проявлению точности способствуют

термины, преобладание имени над глаголом, большое количество отыменных предлогов.

Логичность выражается в предварительном продумывании сообщения и в строгой

последовательности изложения. Цель любого научного сообщения – изложение научных сведений

и их доказательство. Логичность различается на уровне целого текста, на уровне отдельных его

композиционных частей, на уровне связного текста. Логичность на уровне целого текста создается

его композицией и в первую очередь развернутым, четким планом. 17 Логичность на уровне

отдельных композиционных частей и на уровне связного текста проявляется в последовательном

переходе от одной мысли к другой, в наличии средств связи между единицами. 18

Безобразность проявляется в отсутствии эмоционально окрашенной и сниженной лексики.

17 Все формулировки плана должны точно выражать мысли автора: план должен отражать какие вопросы будут

рассматриваться и как они будут рассматриваться, в каком направлении.

18

Средствами связи могут являться местоимения, прилагательные, причастия; вводные слова и предложения,

выражающие отношения между частями, указывающие на последовательность развития мысли, противительные

отношения, причинно-следственные отношения, переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Кроме того, связь

между предложениями может осуществляться путем повторения слов.

Например: данные, этот, такой, названные, большое значение, как уже говорилось, очевидно, прежде всего,

вначале, затем, во-первых, во-вторых, однако, между тем, итак, тем не менее, вследствие этого,

следовательно, кроме того, необходимо остановиться на…, значит, как видим, подводя итог ….

117

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАУЧНОМ СТИЛЕ

Уровень

языка

Языковые

средства

Примеры

Термины – точное название какого-либо

понятия определенной области науки и техники

Прецедент, пролонгировать, аналог,

парадигма, базис, реституция, оферта,

акцепт

лексика

Общенаучная лексика, книжная лексика

абстрактного значения

Функция, элемент, процесс, являться,

требуется, заключается, осмысление

Преобладание имени существительного

(частотность форм в И.п. и Р.п.)

Источники(И.п.) римского права(Р.п.) – это

способы(И.п.) выражения(Р.п.) и

закрепления(Р.п.) норм (Р.п.) права(Р.п.).

Использование абстрактных существительных

среднего рода

Количество, образование, изменение, явление,

отношение, развитие, выражение

Использование причастий и деепричастий Обладающие, характеризующиеся, сделав,

сгруппировав

Преобладание глаголов НСВ настоящего

времени

Обычай не закрепляется в письменной форме,

он живет в народной памяти, в преданиях,

ритуалах, сказаниях и устно передается из

поколения к поколению.

Использование формы 1 л. мн.ч. при указании

на автора (нередко в сочетании с местоимением

МЫ)

Мы делаем вывод, что…

морфология

Использование указательных местоимений Этот, тот, данный

Грамматически полные предложения,

повествовательные невосклицательные

предложения с прямым порядком слов.

Стилистическая норма относится к

общеязыковой как частное к общему.

Пассивные конструкции (конструкции с

возвратными глаголами и краткими

страдательными причастиями) и безличные

предложения

Языковые средства закона используются

юристом при выполнении им

профессиональных функций: при составлении

различных постановлений и обвинительных

заключений, договоров и соглашений, при

вынесении решении и приговоров. В таких

документах, как завещание, уведомление,

повестка, запрос, подписка о невыезде и т.п.,

ярко выражена функция долженствования.

Сложные предложения и осложненные

однородными, обособленными членами

предложения

Патентом называется документ,

удостоверяющий государственное признание

технического решения изобретением и

закрепляющий за лицом, которому он выдан,

исключительное право на это изобретение.

Акция привилегированная – акция, не дающая

право голоса на собрании акционеров, но

дающая право на фиксированный дивиденд,

выплачиваемый в первоочередном порядке.

синтаксис

Например, итак, таким образом, во-первых, по

мнению автора, с одной стороны

Вводные слова и конструкции

Как уже было сказано…., вначале попытаемся

проанализировать…, сказанное, разумеется, не

означает…

Разнообразные средства связи отдельных

абзацев в одно композиционное единство

Для науки характерны следующие формы коммуникации: устная и письменная; для устной

коммуникации характерны следующие жанры – доклад, лекция, дискуссия, для письменной

коммуникации – монография, учебник, статья, рецензия, реферат, тезисы.

Монографический жанр в научной речи является наиболее сложным. Эта сложность

зависит, прежде всего, от содержания текста, который распадается на целый ряд тем и подтем.

Монография рассчитана на визуальное усвоение, неоднократное прочтение, внимательное

изучение отдельных разделов. Она адресована человеку, имеющему тот же уровень

интеллектуального развития, те же интересы, что и у автора. Основная цель монографии –

118

"убедить, доказать собеседнику, что представленное в тексте содержание является истинным",

"проинформировать, что явление имеет место" и т.п.

Жанром, родственным монографии, является диссертация. Важнейшим отличием

диссертации от монографии является их форма существования: монография – печатный текст,

издаваемый для публичного прочтения; диссертация – рукописный текст, создаваемый в целях

установления авторских прав на какие-либо мысли, идеи, технологии, а также для публичного

признания автора текста достойным научной степени. Поэтому круг адресатов диссертации более

узок, ограничен, но более компетентен. Диссертация отличается от монографии большей

структурной жесткостью, композиционной четкостью.

Научная статья – самый свободный жанр, так как его параметры не ограничивают

субъекта речи ни в выборе и структурировании содержания материала, ни в логической

организации текста, ни в его развертывании, ни в выборе темы. В статье выделяется одна основная

тема, в монографии же их выступает несколько.

Общая цель учебника, учебного пособия – "научить". Эта цель является главным и

определяющим фактором, воздействующим в конечном итоге на структуру и типологию учебника

и учебного пособия в целом. Общая цель, стоящая перед автором высказывания, распадается на

ряд более мелких установок: передача, закрепление информации, побуждение к действию,

выражающемуся в понимании, усвоении и закреплении информации, облегчении восприятия.

Общая цель адресата – "научиться". Она включает в себя такие намерения, как: воспринять,

понять, запомнить, интерпретировать информацию, а также воспроизводить ее с максимальной

точностью. Учебник является книгой, помогающей адресату усвоить содержание определенного

курса; учебное пособие помогает освоить какой-либо фрагмент данного курса, спецкурс,

факультатив. Композиция учебника подчинена решению основной цели, стоящей перед автором, –

"научить, сделав содержательный материал максимально доступным для восприятия". Структура

каждого раздела, главы, параграфа учебника носит заданный характер и включает в себя

следующие элементы: квалификация, характеристика объекта, основанная на описании;

объяснение квалификации путем иллюстраций, демонстрации логического вывода знания,

основанное на сообщении и рассуждении; обобщение, выражающееся в формулировках, оценках,

представленное в доказательствах и сравнениях; комментирование содержательной части и

способов получения представленных выводов и т.п.

Аннотацию следует охарактеризовать как прямое, непосредственное описание какого-

либо текста. Ее цель – "объективно информировать о каком-либо другом тексте", поэтому и

рассматривать ее необходимо только в соотношении с ним. Композиционно аннотация

представляет собой небольшой текст, тип которого носит чаще всего описательный характер.

Реферат содержит развернутую информацию о каком-либо тексте. Композиция реферата

содержит описание (либо повествование) и умозаключение обобщающего характера. Первая часть

представляет собой аннотацию с обозначенными заранее темами, вторая его половина является

собственно описанием текста (раскрывает тему, проблемы, композицию текста, описание

основного содержания и т.п.), третья содержит заключение, выводы автора.

Рецензия по композиционным особенностям приближена к статье, но по частным

характеристикам существенно отличается от других жанров, так как ее цель – оценка значимости

какого-либо текста или группы текстов. В рецензии доминирует субъективная модальность,

которая скрывается за такими видами объективной модальности, как "верно - неверно". Любое

оценочное суждение рецензии чрезвычайно сдержанно по отношению к действительному

отношению автора текста к сообщаемому.

Специальные цели беседы, тематика часто побуждают людей переходить на

профессиональный язык, который насыщается специальными словами и выражениями. В

лингвистике введен термин для обозначения этой разновидности – «специальный язык».

Специальный язык – это естественный язык с элементами символических языков науки

(математики, информатики, лингвистики, экономики и т.д.). При этом, наряду с вербальными

(словесными) элементами, широко используются такие элементы, как самостоятельные термины,

являющиеся формульным аналогом вербального термина (например: Н 2 О), и терминоэлементы

(например: α-лучи, константа К). Кроме того, специальный язык является национальным языком с

119

тенденцией к его интернационализации 19 , т.к. термины на всех языках должны обозначать одно и

то же. Например: биржа, брокер, ипотека, бизнес и т.д.

Термин является основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка.

Термины бывают:

• общенаучные – предназначены выражать категории и понятия, принципиально и продуктивно

применимые ко всем областям научного знания,

например: система, элемент, функция, модель, программа, метод;

• межнаучные– наименования обобщенных базовых понятий, общих для всего комплекса наук,

например: приборы,

а также терминологические единицы, употребление которых в терминологиях нескольких

областей знания и практики не связано с общим объектом деятельности;

• узкоспециальные – специфические для каждой отрасли понятия, категории,

например: реферирование, методы исследования операций, эколог, генетик.

Специальный язык выполняет самые существенные функции языка:

• отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция);

• получение нового знания (когнитивная функция);

• передача специальной информации (коммуникативная функция).

Такая полифункциональная система обладает способностью к полиструктурности, чтобы

обеспечивать разные коммуникативные потребности. Так, на содержательном уровне

специальный язык распадается на конкретные профессиональные языки. Например, язык

историков существенно отличается от языка физиков, язык филологов – от языка экономистов и

т.д.

КОМПОЗИЦИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Каждая научная работа состоит из трех частей:

1) введения;

2) основной (главной) части;

3) заключения.

Во введении должны быть рассмотрены следующие вопросы:

1) важность (актуальность) для науки и практической деятельности выбранной темы;

2) степень разработанности данного вопроса в науке (здесь необходимо найти слабо изученные

или противоречивые стороны этого вопроса);

3) определение цели, задач исследования.

В главной части содержатся данные, полученные в результате исследования, их

систематизация, объяснение. Главная часть делится на главы и состоит, как правило, из трех глав.

Первая глава носит теоретический характер: определяется предмет исследования, рассматривается

история исследуемого вопроса, сопоставляются различные точки зрения ученых. В первой главе

даются констатация и опровержение. Во второй и третьей главах излагаются фактические

данные, доказывается выдвинутая автором гипотеза (тезис). Каждая глава включает в себя

несколько параграфов, которым предшествует небольшое вступление. В конце каждой главы

делается вывод. Такое оформление материала реализует основную стилевую черту – логичность.

В заключении формулируются общие выводы, могут быть высказаны предложения по

усовершенствованию решения данной проблемы. Заключение обязательно должно быть связано с

содержанием работы и не должно быть длинным.

Следует помнить, что научный текст воспринимается в направлении от частного к общему,

а создается – от общего к частному.

Предваряет каждую научную работу оглавление, в конце работы приводится список

использованной литературы.

19 Интернационализмы (лат. inter – «между», natio, nationis – «народ») – слова и выражения, которые совпадают по

своей внешней форме и лексическому значению во многих неродственных языках (не менее, чем в трех). Основную

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Функциональные разновидности языка icon Урок русского языка в 4 классе по теме Разновидности текстов- повествований: инструкция, рецепт

Функциональные разновидности языка icon Геммология и камень в архитектуре
Декоративные разновидности агатов трапповой формации западного обрамления украинского щита 8
Функциональные разновидности языка icon Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов первого...
Введение. Своеобразие английского языка. Его роль в современном мире как языка международного и межкультурного общения
Функциональные разновидности языка icon Проблемная технология на уроках английского языка в 9 классе Автор: Закирова Татьяна Валерьевна
Маоу «сош №7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми, учитель английского языка высшей квалификационной категории
Функциональные разновидности языка icon Легостинов Артём Олегович Организация и развитие военно-патриотического...
Разновидности патриотизма. Различия понятий “патриотизм”, “национализм” и “шовинизм”
Функциональные разновидности языка icon «Углубленное изучение английского языка» по направлению подготовки...
Повышение уровня культуры образования, а также культуры общения, мышления и речи. 3 Знакомство с культурой стран изучаемого языка...
Функциональные разновидности языка icon Классный час для учащихся 6-8 классов
Алкогольные напитки были известны человеку с первобытных времен. Их потребление чаще всего сопровождало различные религиозные ритуалы....
Функциональные разновидности языка icon Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Функциональные разновидности языка icon Функциональные возможности
С: Бухгалтерия автономного учреждения 8" и "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8". Продукт разработан на базе комплексного...
Функциональные разновидности языка icon Программа повышения квалификации для преподавателей русского языка...
Программа предназначена для преподавателей русского языка (в том числе как неродного), специалистов учреждений дополнительного профессионального...
Функциональные разновидности языка icon Культура речевого общения первого иностранного языка (английский язык)
Составитель: Караваева Наталья Александровна, преподаватель кафедры английского языка исгз
Функциональные разновидности языка icon Образовательная программа «Теория и история языка и языки народов...
Теоретические основы исследования эмотивности в искусствоведческом дискурсе
Функциональные разновидности языка icon Образовательная программа «Теория и история языка и языки народов...
Исследование языковой ситуации в среде ирландско-английских билингвов 34
Функциональные разновидности языка icon Должностная инструкция учителя английского языка
Учитель английского языка назначается на должность и освобождается от должности директором школы
Функциональные разновидности языка icon Инструкция по эксплуатации Техническое обслуживание
Ма (ранее использованной в автомобилях Citroen ax), тогда как остальные версии оснащались двигателями семейства xu и коробками передач...
Функциональные разновидности языка icon Природа языка и мифа в свете антропосоциогенеза
Адресуется лингвистам, филологам, антропологам, этнографам, а также всем, кто интересуется природой языка и мифа

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск