Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций
Департамент «Медиапрозводство и креативные индустрии»
Магистерская программа «Менеджмент в СМИ»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему:
«Сравнительный анализ детских телеканалов в России и Германии»
Студент группы № 743ж
Шохина Н.В.
Руководитель магистерской диссертации
к.п.н, профессор, Шариков А.В.
Москва, 2013 г.
Содержание:
Введение 3
Телевидение назвали любимцем XX века. Его роль в жизни людей трудно переоценить. Оно снабжает аудиторию новой информацией, знакомит с известными и малоизвестными людьми, предлагает образцы поведения, которым та стремится соответствовать, формирует новые потребности, показывает пути удовлетворения желаний. Для большинства российских людей сегодня эфирное телевещание – общедоступный источник информации. Детская аудитория не исключение: телевидение стало неотъемлемой частью жизни современных детей. Оно вызывает интерес, даже малышей, и оказывает на них, по мнению психологов, существенное влияние. Чтобы усилить позитивное развивающее воздействие, многие современные телепрограммы строятся с учетом научных исследований детской психологии. 3
Тема детского телевидения является актуальной на сегодняшнее время. Развитие, информирование, воспитание и образование детей всегда остро обсуждается в обществе. Телевидение – это один из инструментов воспитания детей. 3
Глава 1. Феномен детского телевидения 11
1.1 Типология и функции детского телевидения 11
1.2. Аудитория детского телевидения 15
1.3 Психологические основы детского телевидения 23
Глава 2. Краткая история детского телевидения в России и Германии 40
2.1 Становление и развитие детского телевидения в СССР и России 42
2.2 Становление и развитие детского телевидения в Германии 60
Глава 3. Детские телеканалы России и Германии: современное состояние 78
3.1.Детские телеканалы в современной России 78
3.2. Законодательное регулирование телевидения в России и Германии по защите детей и подростков 94
3.3. Сравнительный анализ двух телеканалов «Карусель» (Россия) и «KI.KA» (Германия) 104
Заключение 122
Список используемой литературы: 125
Введение
Телевидение назвали любимцем XX века. Его роль в жизни людей трудно переоценить. Оно снабжает аудиторию новой информацией, знакомит с известными и малоизвестными людьми, предлагает образцы поведения, которым та стремится соответствовать, формирует новые потребности, показывает пути удовлетворения желаний. Для большинства российских людей сегодня эфирное телевещание – общедоступный источник информации. Детская аудитория не исключение: телевидение стало неотъемлемой частью жизни современных детей. Оно вызывает интерес, даже малышей, и оказывает на них, по мнению психологов1, существенное влияние. Чтобы усилить позитивное развивающее воздействие, многие современные телепрограммы строятся с учетом научных исследований детской психологии.
Тема детского телевидения является актуальной на сегодняшнее время. Развитие, информирование, воспитание и образование детей всегда остро обсуждается в обществе. Телевидение – это один из инструментов воспитания детей.
В России проживает 29839 тысяч человек в возрасте от 0 до 18 лет2. О популярности телевидения у Россиян говорят измерения TNS. В среднем объем телесмотрения за один день составляет 3 часа 40 минут3. Дети, особенно дошкольного возраста, находясь рядом со своими родителями, также участвуют в просмотре тех или иных телевизионных передач. Дети смотрят не только детские передачи.
Благодаря, опубликованному годовому отчету по детскому телевидению4 мы можем говорить о том, что дети недалеко ушли от взрослых по количеству часов потраченных на просмотр телевизора. «В 2011 году каждый ребенок в возрасте от 4 до 14 лет на просмотр телепрограмм в среднем тратил 2 час. 10 мин. ежедневно». 5
Естественно, в связи с этим, мы можем говорить о том, что дети в России активно потребляют телевизионный контент. Поэтому изучению существующего детского телевидения стоит уделить особое внимание.
Изучение рынка детских телеканалов одна из наиболее перспективных тем. Большое внимание детскому телевидению уделяет государство. В 2010 году был создан телеканал «Карусель», который вошел в первый мультиплекс цифрового телевидения России. Государство предпринимает меры по защите детей от негативного контента на телевидении. В сентябре 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Детское телевидение в России сейчас переживает подъем: появляются специализированные каналы для детей, которые 24 часа в день демонстрируют телевизионные программы, фильмы, мультфильмы. Подготовка передач для детей осуществляется под контролем детских психологов, растет возможность интерактивности для юных телезрителей. Главная особенность современных детских телеканалов в том, что они в свою сетку вещания включают программы, как и для самых маленьких, так и для детей подросткового возраста.
Телевидение для детей в Германии существует уже более пяти десятилетий. За все это время структура и оформление детских программ существенно изменилось. После появления в 1980-х годах частных телевизионных компаний, конкуренция между отдельными каналами возрастает. Дети теперь не просто обычные зрители. Они становятся покупателями, следовательно, интерес к программам для детей резко возрастает6. Сегодня 90% домохозяйств в Германии имеют хотя бы один телевизор7. Половина из них имеет кабельное или спутниковое телевидение. 29% процентов детей, проживающих в семьях, имеют собственный телевизор и могут самостоятельно принимать решения о просматриваемых программах.8
Научная новизна курсовой работы заключается в том, что такого рода сравнительный анализ проводится впервые. Ранее в научных трудах не сравнивалась детские телеканалы России и Германии.
В своей работе мы попытаемся наиболее полно раскрыть исторические периоды в развитии детского телевидения. А также представим современные детские телеканалы. Сравним два ведущих детских телеканала России и Германии «Карусель» и «KI.KA».
Объект исследования – детские телевидение России и Германии.
Предмет исследования – тенденции развития детских телеканалов России и Германии.
Цель исследования – провести сравнительный анализ существующих детских телеканалов России и Германии.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить ключевые моменты, полезные для осуществления данного исследования.
Исходя из этого, мы определили конкретные задачи данного исследования:
рассмотреть историю детского телевидения России и Германии;
выделить основные периоды в истории развития детского телевидения в России и Германии;
изучение литературы по теме исследования;
изучение законодательства, регулирующее детское телевидение в России и Германии (законы, постановления правительства, указы президента и др.);
рассмотреть современные детские телеканалы России и Германии.
Теоретическая база сложилась из нескольких теорий:
Теория и история телевидения: Егоров В.В9., Кузнецов Г.В10., Цвик В.Л.11 и др.
Теория и история детского телевидения: Галочкина А.Г12., Когатько А.Г13., Юровский А.Я.14 и др.
Теория детской аудитории: Баженова Л.М.,15 Собкин В.С.,16 Цымбаленко С.Б.,17 Шариков А.В., 18 Щеглова С.Н.19
Возрастная психология: Выготский Л.С20., Эльконин Д.Б21., Эриксон Э. Х.22 и др.
Эмпирическая база представляет собой:
документы и публикации по детскому телевидению;
архивные видеозаписи детских программ;
сайты, посвященные детским программам и телеканалам в России и Германии;
экспертное интервью (Ермилов А.Е., Ермолаева О.Я., Ковалева Е.А., Кравченко Л.П., Соколова Е.С., Цымбаленко С.Б., Черняева Т.К., Шевелев Г.А.);
статистические данные по детскому телевидению.
Материал, собранный по истории и современному состоянию детского телевидения России и Германии можно использовать в качестве учебного материала для студентов кафедры журналистики. Производители программ для детей могут опираться на полученные в ходе исследования данные. Все выше изложенное составляет практическую значимость нашей дипломной работы.
Гипотезы:
История и периодизация детского телевидения, как в России, так и в Германии неразрывно связана с состоянием общества и развитием этих стран;
Историю детского телевидения России и Германии можно разделить на три периода:
до Второй мировой войны;
1945-1990 гг. Разделение Германии на ГДР и ФРГ, детское телевидение в СССР;
1990-2010 гг. Объединение ФРГ и ГДР, распад СССР, телевидение России.
Современные детские телеканалы Германии более дифференцированы, чем детские телеканалы в России.
При написании дипломной работы мы использовали различные методы.
Теоретические: сравнительный метод; историко-генетический метод, историко-хронологический метод, историко-типологический метод, анализ научной литературы, документов и публикаций, периодизация.
Эмпирические: анализ документов и публикаций, изучение архивных видеозаписей, размещенных в интернете, экспертное интервью.
Апробация работы
Основные результаты работы по изучению детского телевидения были изложены автором в трех выступлениях на научных конференциях и в двух соответствующих публикациях тезисов. Выступления состоялись на следующих конференциях:
Основные результаты работы по изучению детского телевидения были изложены автором в трех выступлениях на научных конференциях и в двух соответствующих публикациях тезисов. Выступления состоялись на следующих конференциях:
XI международная конференция студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета «Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи», Санкт-Петербург, 5-7 марта 2012 г. Сообщение на тему: «Современное состояние детских телеканалов России и Германии».
X международная конференция студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета «Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи», Санкт-Петербург, 3-5 марта 2011 г. Сообщение на тему: «Особенности развития детского телевидения на современном этапе».
XI ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов «Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения». Секция: «Дети и подростки в контексте медиакоммуникаций: актуальные проблемы», Москва, 16 марта 2013 г. Сообщение на тему: «Обзор детских телеканалов России: контент и аудитория».
По материалам выступлений были опубликованы тезисы:
Шохина Н.В. Современное состояние детских телеканалов России и Германии // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: материалы XI международной конференции студентов и аспирантов (5-7 марта 2012 года) / Под ред. М.А. Бережной; сост. А. Березовская. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. – С.224-226.
Шохина Н.В. Особенности развития детского телевидения на современном этапе // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: материалы X международной конференции студентов и аспирантов (3-5 марта 2011 года) / Под ред. Б.Я. Мисонжникова; сост. О.А. Никитина. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. – С. 266-267.
Основное содержание работы
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении сформулированы цели и основные задачи работы, обоснована актуальность тематики исследований, изложены научная новизна и практическая значимость полученных результатов. В первой главе нашей работы посвященной феномену детского телевидения, мы рассмотрели понятие детского телевидения, провели типологию детских телеканалов, основываясь на нескольких теориях по типологии телевизионных программ, представленных Свитич Л.Г.23, Кузнецовым Г.В.24, Юровским А.Я25. рассмотрели функции телевидения и переложили их на детское телевидение. Основываясь на социологических исследованиях, мы проанализировали, какие программы, и телеканалы являются наиболее востребованными у детей и подростков. Мы обратились к теории и практике психологической науки. Кратко представили основных ученых занимающихся возрастной периодизацией. Выбрали базовую для исследования периодизацию детского развития. Предоставили психологические особенности детского развития на разных возрастных этапах жизни. Основываясь на исследовании Баженовой Л.М., Собкина В.С.,26 Шарикова А.В.27, рассмотрели возрастную периодизацию телевизионных предпочтений.
Во второй главе мы рассмотрели историю детского телевидения России и Германии, начиная с 1930-х годов.
В третий главе мы рассмотрели все телеканалы, которые в настоящее время осуществляют свое вещание в России и Германии. Отметили законы, касающиеся детского телевидения, которые сейчас имеют силу. Сравнили два ведущих детских телеканала России и Германии «Карусель» и «KI.KA».
|