Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"»
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»
Факультет экономики
Кафедра экономической теории
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему: «Анализ функционирования организации на основе жизненного цикла»
Направление экономика
Программа математические методы анализа экономики
Студент группы №1121
Семакина Т.А.
Научный руководитель
доц., к.ф.-м.н. Рассказов С.В.
Санкт-Петербург
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Выводы по первой главе: 22
Выводы по второй главе: 38
3.3Определение стадий жизненного цикла и анализ особенностей функционирования организаций. 53
Выводы по третьей главе: 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение 1. Модели жизненного цикла организаций. 65
Приложение 2. Метаописание эмпирических данных. 72
Приложение 3.Коэффициенты корреляции Спирмена параметров банков. 76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Активное развитие информационных технологий, распространенность и доступность современных средств вычислительной техники делают возможным повышение эффективности принятия управленческих решений для организаций за счет использования специализированного программного обеспечения. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о создании инструментов, методов и программных комплексов на их основе, которые помогают принимать эффективные управленческие решения, способные обеспечить выживание и развитие организации в условиях высокой конкуренции и экономической нестабильности. Последнее в совокупности с циклическим характером экономических процессов только усложняет возникающую задачу.
Одним из инструментов анализа организаций является концепция жизненного цикла. Жизненный цикл организации не обладает цикличностью в привычном понимании, а отображает процесс последовательного преобразования организации во время ее существования, указывая, что то же самое происходит и с другими аналогичными системами.
В то время как различных математических моделей жизненного цикла организации было предложено достаточно много, интересной и малоисследованной областью остается создание методов и инструментов диагностики состояния организации на их основе. Подобные разработки могут позволить узнать, на каком "уровне развития" находится организация в данный момент и даже дать рекомендации, что именно требуется изменить для перехода на следующую стадию развития, удержания организации на текущем уровне или для возвращения к нормальному функционированию, если отклонение уже произошло. Следует учесть возможную неточность использования существующих результатов, выполненных зарубежными учеными, для большинства российских организаций в силу специфики исторического развития и внутриэкономического климата страны. Можно отметить, что для реализации подобного анализа необходимо наличие достаточно большого объема доступных данных. Подобная информация существует и находится в открытом доступе для банковского сектора.
Степень разработанности проблемы. К настоящему времени существует целый ряд моделей жизненного цикла. Условно их можно разделить на два больших направления – теоретическое и эмпирическое. Одной из первых работ жизненного цикла организации считается работа М. Хайре 1959г., позднее она легла в основу многих теоретических моделей ЖЦО. В 1970х годах это направление активно развивалось, и был предложен целый ряд теоретических моделей (М.Скотт, Л.Е.Грейнер, У.Торберт, Д.Кац и Р.Л.Канн, Д.Р.Кимберли, И.Адизес и др.). В 1980-90х годах появляются эмпирические модели, к таким относят исследование Д. Миллера и П. Фризена, которое было основано на лонгитюдном анализе. В статье С.Хэнкса, К. Уотсона, И. Дженсена, Г. Чандлера 1993г. предложена эмпирическая модель на основе кросс-секционного исследования, позднее в 2003г. появилась модель Д.Лестера. Среди российских эмпирических исследований можно отметить работу Г.В.Широковой, теоретических – С.Ф.Филонович, др. Эмпирические модели в свою очередь можно разделить на те, которые учитывают при своем анализе организационные и структурные характеристики, к ним относятся модели, приведенные выше, и финансовые, к которым можно отнести модель В.Дикинсон. Среди российских ученых данным направлением занимались И.В.Ивашковская, Ю.С.Ованесова и др. Работ посвященным выделению жизненного цикла у банков относительно не много. В работах Н.В. Самоукиной и Э. П. Дувалова не строится моделей ЖЦ, но есть теоретические рассуждения про жизненный цикл российских банков, в работе А.С Глотовой рассматривается вопрос об учете фаз жизненного цикла кредитной организации в процессе выбора методов управления ликвидностью.
Объект исследования. Банки России, давшие согласие на раскрытие информации в соответствии с Указанием Банка России от 27.03.1998 №192-У (101 форма без оборотов), Письмом Банка России от 21.12.2006 №165-Т (101 форма с оборотами), либо с Письмом Банка России от 25.05.2010 № 72-Т
Предмет исследования. Жизненный цикл организации, его стадии и параметры, характеризующие функционирование организации.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка системы диагностики, позволяющей выявить стадию жизненного цикла организации и на этой основе дать обобщенную характеристику их функционирования.
В рамках данной магистерской диссертации рассмотрен следующий ряд задач, потребовавшийся для реализации поставленной цели:
Изучить предметную область,
Рассмотреть и систематизировать различные модели жизненного цикла, проанализировать методы эмпирических исследований жизненного цикла,
Разработать методологию анализа организации для выявления текущей стадии жизненного цикла, основанную на построении математической модели с использование базы данных,
Построить методы для определения количества стадий в жизненном цикле организации,
Создать программу, обрабатывающую данные, реализовать в ней разработанные методы анализа,
Сформировать исследовательскую базу данных банков,
Используя систему диагностики, выполнить анализ функционирования организации на основе жизненного цикла на примере банков.
Теоретическая и методологическая база. В работе используются аналитические методы, сочетание индукции и дедукции, системного и сравнительного анализа, количественные методы. Выделяется 3 сущности: экономическая система, организация и жизненный цикл. На развитие концепции жизненных циклов организации оказали воздействие теория экономических циклов, теория организаций, институциональная теория, теория экономического развития и роста, эволюционная теория экономических изменений. Используются подходы прикладной статистики и линейной алгебры, в том числе, методы многомерного шкалирования и кластерного анализа.
Информационная база была собрана на основе данных www.kuap.ru. Она включает в себя информацию по 1013 банкам в период с 01.02.2004 по 01.02.2014. Всего собрано 1 138 368 наблюдений по разным банкам на различные даты. Анализ данных осуществлялся при помощи программы математического моделирования Matlab с использованием системы управления реляционными базами данных Microsoft SQL Server.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 3 приложений. Общий объем выпускной квалификационной работы 74 страницы, включая 22 рисунка и 16 таблиц, библиография включает 24 наименования на 3 страницах, приложение на 12 страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
-
Понятие жизненного цикла организации
Для проведения магистерского диссертационного исследования сначала подробнее рассмотрим понятие жизненного цикла организации. Термин организация имеет множество определений. Для конкретизации в рамках данной работы будем использовать следующее: организация - это группа людей и оборудования (средств обслуживания) с заданной структурой ролей, прав и обязанностей1[1]. В то время как предприятие - часть организации с обязанностями получать и поставлять продукты и/или обслуживать договоры по соглашениям2[1].
При всем многообразии того, что принято относить к понятию "организация”, каждый раз допустимо говорить о времени её основания, которое, безусловно, существует вне зависимости от того, является ли данная дата известной. Активное заполнение рынка, увеличение числа сотрудников, рост прибыли может говорить о "росте" или "развитии" организации. Обратные явления вызывают ассоциации с ее «старением» или «увяданием». "Банкротство" и "разорение" вызовут однозначные ассоциации с прекращением существования организации. Подобными рассуждениями проводится некоторая аналогия между существованием организации во времени и жизнью. Тогда получаем, что дате основания сопоставлено рождение, а банкротству – смерть. Увеличение таких показателей, как прибыль, число клиентов, количество сотрудников, отражает рост, а их уменьшение - старение, увядание[2].
Данная идея получила свое развитие в рамках теории жизненного цикла организации (ЖЦО), которая активно развивается уже более 50 лет. Тем не менее, в теории организации до сих пор не существует единого, общепринятого определения жизненного цикла (ЖЦ). Интуитивно понятно, что в него закладывается иной смысл, чем в привычное определение цикла3. Можно встретить в качестве аргументации использования слова "цикл" то, что организации являются частью экономической среды, а, следовательно, также подвержены чередованию спадов и подъемов. В действительности, это объясняет только возможность наличия цикличности у некоторых процессов в течение жизни самой организации, а не отвечает на вопрос, почему существование организации само является "жизненным циклом". Исторически более правильна версия, что в теории организации адаптируется понятие жизненного цикла из биологии.
Подобная аналогия была впервые использована Альфредом Маршаллом[3], но само словосочетание "жизненный цикл" им не употребляется. Цикличность в биологии отражает продолжение жизни особи (можно сказать, ее повторение) в потомках, что, безусловно, в большинстве случаев не находит отображения в рамках существования организаций. Если применительно к организациям и говорить о "потомстве”, то процесс будет носить скорее итеративный, а не циклический характер. Одна организация может "переродиться" в другую только в процессе слияния, поглощения или распада, а в этих случаях жизнь новой организации может начаться с кардинально иными значениями количественных и качественных характеристик, нежели имели ее "родители". Отчасти, если продолжать аналогию с живым миром, то можно сопоставить описанному процессу филогенез. В [1] введено понятие жизненного цикла, которое легко переносится на теорию организаций, хорошо проясняя смысл, закладываемый ей в данное определение. Итак, жизненный цикл - эволюция системы, продукта, услуги, проекта или любой другой сущности созданной человеком от замысла до исчезновения4[1]. В свою очередь, это определение близко к понятию онтогенеза в биологии. Таким образом, понятие жизненного цикла в действительности не обладает цикличностью, а просто отражает процесс последовательного преобразования организации во время ее существования, указывая, что то же самое происходит и с другими аналогичными системами. При таком подходе сразу становится понятно, что ни одна организация не заинтересована пройти свой жизненный цикл до конца, и, в отличие от живых организмов, для организаций такой исход не является неизбежным.
Базовым предположением концепции жизненного цикла организации является гипотеза о том, что в течение своей жизни организации развиваются, проходя через некоторую последовательность стадий жизненного цикла. Иным словами, жизненный цикл организации представим в виде совокупности стадий развития, которые проходит организация за период своего существования. Таким образом, стадия жизненного цикла организации - одно из возможных состояний организации, характеризующееся определенными значениями набора её характеристик. Вопрос о количестве выделяемых в жизненном цикле стадий остается открытым и подробнее рассмотрен далее в работе.
Подобный подход, путем построения модели этого жизненного цикла, позволяет выделять общие тенденции присущие организациям, находящимся на текущей стадии, а также говорить о наилучших в смысле развития динамиках характеристик. Модель жизненного цикла - это связанный с жизненным циклом, набор практик и мероприятий, который может быть организован в стадии и также служить общим первоисточником для коммуникации и понимания5[1].
Суммируя вышесказанное, получим следующую ER-модель (entity-relationship model) предметной области:
Рис.1. ER-модель предметной области
Согласно нотации Питера Чена, в прямоугольниках заключены сущности, в ромбах - отношения, а атрибуты изображаются в виде овалов. Связь 1-М означает "один-ко-многим", а 1-1 - "один-к-одному".
-
Сравнительный обзор и анализ моделей жизненного цикла
Как говорилось выше, концепции жизненных циклов организации более 50 лет. Безусловно, за это время достаточно большое количество ученых занималось разработкой данной темы. Как итог появилось множество различных моделей ЖЦО, возник плюрализм в терминологии и разногласия по многим пунктам.
Сравнение некоторых наиболее распространенных моделей жизненного цикла приведено в Приложении 1.
Опираясь на Приложение 1[4,5], можно отметить, что активное развитие содержательных моделей ЖЦО можно отнести к 1970-1990гг, к концу периода помимо развития теоретических моделей появляются эмпирические модели. Также наглядно видно, что далеко не все модели имеют стадии упадка. Одним из первых стадию угасания предложил И. Адизис, после чего она уже включалась в большинство моделей. Модель Адизеса и на сегодняшний день является одной из самых известных и востребованных. Модель жизненного цикла Адизеса приведена на Рисунке 2[2].
Рис.2 Модель жизненного цикла Адизеса.
Несмотря на существенное количество моделей жизненного цикла, среди них относительно немного эмпирических моделей. Это исследования Хэнкса и др., 1993г., Широкова 2007г., которые будут подробнее рассмотрены ниже.
В связи с большим количеством разработанных моделей, интерес представляет анализ всех существующих моделей ЖЦО в совокупности. Подобное исследование [6] было проведено Джонатаном Леви6 и Беньямином Лихтенштейном7. Они, используя базу всех публикаций с 1962 г. по 2006 г., получили в результате поискового запроса 104 различных линейных модели ЖЦО. При этом в 50 работах ставилось целью возможность анализа любого предприятия, а в оставшихся 54 исследованиях - фирм конкретного типа.
В своей работе авторы приводят наиболее часто встречающиеся параметры, на основании которых исследователи предлагают строить модель и проводить анализ функционирования организации. Эти данные приведены в Таблице №1. Кроме того, авторы разбили все параметры на категории и подсчитали, в каком количестве работ рассмотрение предприятия производится на основании каждой из них. Эти данные приведены в Таблице №2.
Таб.1. Количество упоминаний параметров в моделях
Параметр
|
Категория
|
Кол-во упоминаний
|
Степень формальной системы (extent of formal systems)
|
Система (Systems)
|
52
|
Темп роста (growth rate)
|
Исходная (Outcomes)
|
50
|
Организационная структура (organization structure)
|
Структура (Org)
|
49
|
Параметр
|
Категория
|
Кол-во упоминаний
|
Характер топ-менеджмента
(nature of top-management)
|
Управленческие характеристики (Mgt characteristics)
|
48
|
Сложность (Complexity)
|
Структура
(Org sructure)
|
40
|
Возраст (age)
|
Исходная (Outcomes)
|
38
|
Степень формализации (formality of communications system)
|
Структура
(Org structure)
|
38
|
Размер (size)
|
Исходная (Outcomes)
|
36
|
Основное внимание организации (Primary focus of the organization)
|
Стратегия (Strategy)
|
36
|
Стиль управления
(Managerial style)
|
Управленческие характеристики (Mgt characteristics)
|
23
|
Участие собственника
(Owner involvement)
|
Управленческие характеристики (Mgt characteristics)
|
23
|
Ограничения, возникающие проблемы
(constraints, problems encountered)
|
Проблема (Problem)
|
22
|
Степень централизации принятия решений (Degree of centralization of decision-making)
|
Управленческие характеристики (Mgt characteristics)
|
21
|
Количество топ-менеджеров (Number of top management)
|
Управленческие характеристики (Mgt characteristics)
|
20
|
Разработка продукта и первоначального маркетинга (Product development and initial marketing)
|
Характеристики продукции (product characteristics)
|
20
|
Отношения с окружающей средой (Relationship with environment)
|
Внешние факторы (External factor)
|
19
|
Таб.2. Количество упоминаний категорий в модели
Категория
|
Кол-во моделей
|
Исходная (Outcomes)
|
74
|
Управленческие характеристики
(Mgt characteristics)
|
68
|
Структура (Org structure)
|
60
|
Стратегия (Strategy)
|
58
|
Система (Systems)
|
54
|
Проблема (Problem)
|
49
|
Характеристики процесса (process characteristics)
|
44
|
Характеристики продукции (product characteristics)
|
42
|
Кадры (staff)
|
33
|
Факторы рынка
(market factors)
|
24
|
Инновации (innovation)
|
20
|
Внешние факторы
(External factor)
|
19
|
Экономическая эффективность (profitability)
|
16
|
География (geography)
|
13
|
Культура (culture)
|
10
|
Категория
|
Кол-во моделей
|
Риски (risks)
|
9
|
Одним из наиболее спорных моментов является количество этапов, которое может пройти организация в ходе своего жизненного цикла. В этом вопросе наблюдается сильное расхождение мнений, разные авторы выделяют от 3 до 11 этапов. При этом большинство работ носят теоретический характер и не имеют строгого обоснования выбора того или иного количества этапов, на которые разбивается жизнь организации. Кроме того, сами авторы часто указывают на то, что иногда организацию нельзя отнести ни к одному из этапов, например, вследствие того, что она находится в переходном состоянии. То, как распределилось количество этапов, которое предлагали выделить авторы работ, для найденных 50 моделей, составленных для анализа любой организации, представлено ниже:
Рис.3. Распределение моделей по количеству стадий в ЖЦ
В общем числе работ о жизненных циклах организаций мало исследований посвященных жизненному циклу банка. Так в работах Н.В. Самоукиной и Э. П. Дувалова не строится моделей ЖЦ, но есть теоретические рассуждения про жизненный цикл российских банков, в работе А.С Глотовой рассматривается вопрос об учете фаз жизненного цикла кредитной организации в процессе выбора методов управления ликвидностью.
-
Эмпирические исследования жизненного цикла организаций
В теории ЖЦО можно выделить два больших направления – создание теоретических моделей и развитие эмпирических. Теоретический поход к выделению этапов жизненного цикла является исторически первым, но его продолжительное использование привело к возникновению теоретического плюрализма, отсутствию единого подхода к методологии исследования, разногласию не только по названию стадий, но даже их количеству. Необходимость решения этих проблем стала причиной того, что с середины 80-х гг., после осознания важности выработки единого подхода к методологии и обобщенной модели ЖЦО, в теории ЖЦО преобладает эмпирический подход к созданию моделей.
В качестве наиболее заметной работы стоит привести "Уточнение структуры жизненного цикла: таксономическое исследование конфигураций стадий роста в высокотехнологичных организациях" С.Хэнкса, К. Уотсона, И. Дженсена, Г. Чандлера. [7]
Рассматривая эту работу, стоит обратить внимание на то, что Хэнкс фактически впервые определяет понятие жизненного цикла, как "уникальную конфигурацию переменных, связанных с организационным контекстом и структурой". По сути именно рассмотрение ЖЦ с данной точки зрения позволяет начать использование математического аппарата в теории ЖЦО.
Хэнкс использует кластерный анализ для получения таксономии конфигураций стадий ЖЦ. Так как таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение8, то математически таксономией является древообразная структура классификаций определенного набора объектов. И в силу того, что исследование было направлено на уточнение структуры жизненного цикла, Хэнкс и др. для реализации поставленной задачи естественным образом обратились к использованию иерархических методов кластеризации. В результате чего, опираясь на исследование Glenn W. Milligan 1980г., в их работе используется агломеративный иерархический кластерный анализ Уорда.
В отечественной литературе работы, посвященные ЖЦО, в основном носят или описательный характер, или анализируют уже существующую модель. К моменту начала данного исследования публикации в России по эмпирическим моделям фактически отсутствовали. На текущий момент можно выделить лишь несколько российских эмпирических исследований. Первое – докторская диссертация Г.В.Широковой "Жизненные циклы российских предпринимательских фирм: методология исследования и основные стадии"[4], второе – Национальный институт исследований проблем предпринимательства "Жизненный цикл малого предприятия"[8]. Кроме этого, стоит отметить диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ю.С.Ованесовой «Влияние стадии жизненного цикла организаций на эффективность IPO на развивающихся рынках капитала» [5].
НИИ проблем предпринимательства не только проводит краткий обзор существующих моделей ЖЦО, но и довольно подробно описывает, хотя и не формализует, понятие "организация малого бизнеса". Они опираются на действующую российскую нормативно правовую базу, тем самым указывая на область применения получаемых результатов. Говоря о работе "Жизненный цикл малого предприятия”, следует отметить, что авторы не проводят исследований о количестве этапов жизненного цикла. Опираясь на зарубежных исследователей, занимающихся тематикой жизненного цикла предприятия с точки зрения эмпирического подхода, авторы выбирают вариант разбиения жизненного цикла организации на пять этапов: становление, рост, зрелость, возрождение, спад.
После попытки поиска необходимых данных, НИИ проблем предпринимательства приходят к выводу, "что анализ предмета настоящего исследования существенным образом затруднен отсутствием сбора и учета государственными статистическими органами данных необходимого уровня детализации. Это делает невозможным проведение комплексного анализа жизненного цикла малых предприятий на основе данных официальной статистики"[8].
Иной подход к созданию эмпирической модели предпринят в работах Г.В. Широковой. В своей основе работа в большой степени созвучна с работой Хэнкса с соавторами, несмотря на то, что автором ставятся несколько иные цели. Г.В. Широкова не формализует и не конкретизирует понятие "организация” и (в отличие от НИИ проблем предпринимательства) не производит кажущееся естественным разделение организаций на малый, средний и большой бизнес.
В своей работе Широкова Г.В. получает модель жизненного цикла российских компаний, созданных "с нуля" основателями-предпринимателями в период с 1992 по 2006 г. Эта модель состоит из 3 стадий ЖЦО. При этом выделяются следующие стадии: становление, рост, формализация. Тем самым возникает вопрос, связанный с полным отсутствием стадий, которые характеризовали бы спад или застой организации. При этом если обратиться к данным, относящимся к периоду исследования и опубликованным Федеральной налоговой службой России, то можно видеть, что в 2006 году банкротами стали около 97 тысяч компаний, в 2005 году - 110 тысяч, с большой вероятностью можно утверждать, что среди них были организации в стадии "спада".
Изначально при создании этой модели был использован агломеративный иерархический кластерный анализ Уорда. Этот метод часто применяется при обработке данных социологических опросов. Он минимизирует внутригрупповую дисперсию кластера и приводит к образованию кластеров соизмеримых размеров. Затем с увеличением анализируемой выборки агломеративный иерархический кластерный анализ Уорда заменяют анализом k-means, при этом экстраполируя результаты пилотного проекта о том, что вся выборка разделится по трем кластерам - стадиям ЖЦО, что требует дополнительного рассмотрения. При этом не приводится данных о таком принципиальном для k-means моменте, как выбросы и начальная инициализация центров кластера. Наиболее приемлемым был бы способ инициализации центров кластера из предварительно проведённого иерархического анализа. В случае же, если были использованы настройки программы SPSS (с помощью которой проводилась обработка данных) по умолчанию, то программа просто брала первые k наблюдений, содержащихся в файле, и использовала как первые кластеры. Другим не менее важным замечанием является то, что отклонение и, как следствие, смерть организации может наступить на любом этапе развития. Исходя из чего, неестественно ожидать того, что эти организации объединятся в отдельный кластер; наоборот, возникнут "единичные" отклонения-выбросы. При этом широкоизвестным недостатком немодифицированного метода k-means как раз является большая чувствительность к подобным выбросам, что происходит из-за стремления метода увеличить равномерность распределения объектов по кластерам "любой ценой”. Это также могло повлечь уменьшение адекватности модели. Кроме того, сама необходимость получения "наиболее сопоставимых по размеру кластеров "нуждается в дополнительной проверке, так как высокая смертность в начале жизни организаций, не позволяет утверждать этого. В качестве критерия "качества" кластеризации в работе Г.В. Широковой предлагается использовать псевдо-F-критерий и псевдо-t-критерий, что предполагает многомерное нормальное распределение анализируемых данных, вряд ли возможно на реальных данных. Достаточно ярким доказательством этого может служить распределение организаций по параметру "возраст". Обратившись к отчетам о работе по государственной регистрации юридических лиц [9], составляемых федеральной налоговой службой, и проанализировав записи юридических лиц, запись о которых внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (кроме юридических лиц, прекративших свою деятельность), получим следующую таблицу по обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью, приведенную в Таблице 3:
Таб. 3. Число созданных организаций на 1 января года
Год
|
Созданные (путем создания и реорганизации)
|
Из них в состоянии ликвидации
|
2003
|
290 227
|
13 581
|
2004
|
444 477
|
27 272
|
2005
|
547 229
|
29 315
|
2006
|
1 031 199
|
1 169
|
2007
|
1 450 517
|
55 864
|
2008
|
1 854 431
|
57 152
|
2009
|
2 270 124
|
67 754
|
2010
|
2 527 294
|
80 804
|
2011
|
2 785 621
|
81 940
|
2012
|
2 942 902
|
80 002
|
2013
|
3 045 631
|
74 866
|
В работе Ю.С. Ованесовой рассматривается определение жизненного цикла с финансовой точки зрения, опираясь на работы В.Дикинсон и И.Ивашковской[10], она выделяет следующую взаимосвязь между стадией жизненного цикла и знакопостоянными денежных потоков от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, приведенных в Таблице 4[5].
Таб. 4. Соответствие потоков денежных средств от разных видов деятельности стадиям жизненного цикла
Не смотря на хорошие полученные результаты: «Качество модели при определении вероятности перехода от стадии «зарождение» к стадии «рост» составляет 99,5%, а при переходе от стадии «рост» к «зрелость» - 70,9%», данная работа не лишена недостатков – в ней не уделяется внимания количеству стадий, выделяемых в жизненном цикле организации, автор опираясь на теоретические работы выбирает 4 стадии: зарождение, рост, зрелость, спад. Также, исходя из приложения 5, при анализе были оставлены параметры, для которых отвергалась гипотеза о независимости параметров.
|