МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное автономНОЕ образовательное
учреждение высшего образования
«Новосибирский НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
государственный университет»
(нОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, НГУ)
Экономический
Кафедра моделирования и управления промышленным производством
38.04.02 Менеджмент
Стратегическое управление
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Ермолаева Дарья Сергеевна
Совершенствование методики перевода бизнес-процессов на аутсорсинг
«К защите допущен» Научный руководитель
Заведующий кафедрой, к. э. н., доцент
д. э. н., профессор доцент, ЭФ НГУ
Титов В. В./………….. Прищенко Е. А./………...
«……»………………20…г. «……»………………20…г.
Дата защиты: «……»………………20…г.
Новосибирск, 2017
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Аутсорсинг: теория и практика 5
1.1Обзор подходов к определению понятия аутсорсинга 5
1.2Обзор основных классификаций аутсорсинга 11
1.3Обзор преимуществ и недостатков аутсорсинга 14
1.4Проблемы и тенденции российского рынка аутсорсинга 16
Глава 2. Методические аспекты использования аутосрсинга 21
2.1 Обзор существующих методик принятия решения о внедрении аутсорсинга 22
2.2 Анализ моделей отбора аутсорсера 29
2.3 Обзор основных подходов к оценке аутсорсинга 33
2.4 Совершенствование методики принятия решения о внедрении аутсорсинга 38
Глава 3. Оценка и анализ эффективности применения аутсорсинга на примере компании ОАО «Х-Телеком» 47
3.1 Обоснование решения о передаче процесса на аутсорсинг и выбор аутсорсера 47
3.2 Оценка экономической целесообразности передачи процесса «Управление эксплуатацией и обслуживание сети» на аутсорсинг 52
3.3Анализ внутренних и внешних возможностей и угроз использования аутсорсинга 56
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Введение
Аутсорсинг является важнейшей тенденцией современной экономики. Рыночные условия дают возможность использовать преимущества аутсорсинга во многих сферах деятельности предприятия. Так, например, на аутсорсинг передаются учетные функции предприятия, ИТ-поддержка, управленческие функции, набор персонала и др. К тому же, благодаря аутсорсингу компании могут достичь дополнительных конкурентных преимуществ, поскольку при передаче вспомогательных процессов внешним исполнителям, предприятие может сосредоточиться на основных видах деятельности. При этом руководству компании крайне важно правильно определить подход к оценке достоинств аутсорсинга, так как успех принятого решения зависит от способности подстраиваться к изменяющимся требованиям рынка, а также экономической и политической ситуации в стране и мире.
Актуальность темы объясняется тем, что рынок аутсорсинга, который очень популярен за рубежом, сегодня динамично развивается и в нашей стране и регулярно представляет вниманию новые и необычные продукты. Но, не смотря на это, большинство российских компаний не спешат передавать свой бизнес в руки сторонних организаций и все еще предпочитают выполнять максимальное количество процессов своими силами.
Актуальными также представляются вопросы методологии использования аутсорсинга, в том числе оценки эффективности его применения.
Степень разработанности темы. Вопросы развития аутсорсинга нашли свое отражение в трудах таких исследователей как: Т.А. Алимова, Б.А. Аникин, В.Д. Билинкис, А.Н. Добронравов, Б.В. Дука, С.О. Календжян, Ю.Ю. Курсова, В.Б. Кушниров; А.Н. Шеянова, Ф.Н. Филина и др.
Этой проблематике посвящены значимые исследования зарубежных исследователей, таких как: С. Баден-Фуллер, Ж-Л .Бравар, Дж. Валстром, П. Готтшальк, К. Кетлер, К. Кросс, Дж. Куинн, Р. Морган, Д. Таргет, Б. Хант, Дж.Б. Хейвуд, Дж. Хенри и др.
Проблемы методологии оценки эффективности аутсорсинга проанализированы в работах Е. В. Давыдкина, И. Д. Котлярова, А. Х. Курбанова, Д.З. Кутуевой, И. С. Мухина, Д.Ю. Муравьева, Ю.А. Полянского, М.И. Троицкого и др.
Библиометрический анализ публикаций, которые отражены в Научной электронной библиотеке elibrary.ru, свидетельствует о возросшем интересе специалистов в области эффективности перевода бизнес-процессов на аутсорсинг. С 1997 по 2001 год удалось обнаружить всего две работы, содержащие ключевое слово «аутсорсинг», 128 работ с ключевым словом «бизнес-процесс», а фраза «эффективность аутсорсинга» не была найдена вовсе. За период с 2012 по 2017 год было найдено уже 3409 публикаций, посвященных аутсорсингу, 19830 публикаций, имеющих термин «бизнес процесс» и 409 публикаций, посвященных эффективности аутсорсинга.
Согласно JEL Classification в электронной библиографии EconLit, аутсорсинг представлен классификациями L22 «Firm Organization and Market Structure» и L24 «Contracting Out; Joint Ventures; Technology Licensing».
Но, не смотря на то, что отдельные теоретические аспекты аутсорсинга исследованы достаточно глубоко, проблемной и мало исследованной областью остаются вопросы, связанные с методикой оценки эффективности аутсорсинга. Это и определило цели и задачи данной диссертационной работы
Цель работы состоит в совершенствовании методики принятия решения об использовании аутсорсинга и оценке эффективности перевода бизнес-процесса на аутсорсинг.
Для решения поставленной цели потребовалось решение следующих задач, обусловивших структуру работы:
провести сравнительный обзор подходов к определению понятия аутсорсинга и основных классификаций аутсорсинга;
раскрыть особенности, определить проблемы и перспективы отечественного рынка аутсорсинга;
проанализировать существующие методы оценки эффективности внедрения и принятия решения об использовании аутсорсинга;
разработать модифицированную методику принятия решения о внедрении и использовании аутсорсинга, включающую процедуру отбора бизнес-процессов и двухфазный алгоритм принятия решения о переводе бизнес-процессов на аутсорсинг;
провести анализ эффективности перевода на аутсорсинг вспомогательного процесса на примере телекоммуникационной компании ОАО «Х-Телеком».
Объектом исследования являются процессы оказания услуг аутсорсинга как фактор эффективного развития предприятия в современной экономике.
Предметом исследования являются методы и инструменты оценки эффективности использования аутсорсинга на предприятии.
Объектом наблюдения является предприятие телекоммуникационной области ОАО «Х-Телеком».
Содержание диссертации соответствует паспорту специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» с областью исследования 10.11. «Процесс управления организацией, её отдельными подсистемами и функциями. Целеполагание и планирование в управлении организацией. Контроль, мониторинг и бенчмаркинг. Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений. Управление проектом. Управление знаниями. Риск-менеджмент. Управление производством. Современные производственные системы».
Методы исследования. Исследование проведено с помощью общенаучных методов познания: анализа, синтеза, аналогии, а также с помощью прикладных экономико-статистические методов. В работе используется метод экспертных оценок.
Научная новизна работы состоит в разработке модифицированной методики перевода бизнес-процессов на аутсорсинг. Данная модификация основывается на усовершенствовании существующей методики и включает разработку дополнительных этапов в процедуре принятия решения об использовании аутсорсинга, а также составление алгоритма принятия решения.
Объем и структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Основной текст диссертационной работы изложен на 69 страницах.
Первая глава исследования содержит сравнительный анализ определений понятия аутсорсинга, обзор основных классификаций аутсорсинга, анализ преимуществ и недостатков и основных факторов перехода на аутсорсинг, а также выделение перспектив и проблем рынка аутсорсинга в России.
Вторая глава рассматривает основные методики отбора бизнес-процессов, переводимых на аутсорсинг, основные модели выбора компаниями потенциальных аутсорсеров и наиболее известные методы оценки целесообразности и экономической эффективности аутсорсинга. Также в данной главе проведен анализ рассмотренных методик и разработана модифицированная методика принятия решения об использовании аутсорсинга.
Третья глава содержит анализ и оценку эффективности применения аутсорсинга на примере передачи компанией ОАО «Х-Телеком» на аутсорсинг вспомогательного бизнес-процесса «Управление эксплуатацией и обслуживание сети» проектно-строительной компании ООО «М-Сети».
|