филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 9 комбинированного вида» - «Детский сад № 28»
Юридический адрес: 623101, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Емлина, 14-Б
Фактический адрес: 623101, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Емлина, 6 «Б»
ПРИНЯТО:
на заседании Педагогического совета филиала Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 комбинированного вида» - «Детский сад № 28»
«31» августа 2017г.
Протокол № 1
|
УТВЕРЖДЕНО:
Директором Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 комбинированного вида»
О.Н. Коршуновой, приказ № 2301
от «01» августа 2017г.
|
СОГЛАСОВАНО:
на заседании Совета
родителей филиала Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 комбинированного вида» - «Детский сад № 28»
«31» августа 2017 г.
Протокол № 1
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
от 3 до 7(8) лет «МИР В ЦВЕТЕ»
срок реализации – 4 года
г. Первоуральск, 2017г.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Мир в цвете» – г. Первоуральск. – 2017г.
Составитель: Шаронова М.Г., старший воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 9», Терехина С.В, воспитатель филиала МАДОУ «Детского сада № 28».
Редактор: Бетева Н.В. - заместитель директора МАДОУ «Детский сад № 9»,
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Мир в цвете» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Мир в цвете» разработана с целью приобщить детей к изобразительному искусству, выявить и раскрыть творческие способности детей дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной программы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки дополнительной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы
3.2 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания рабочей программы
3.3 Распорядок дня
3.4. Традиционные события, праздники, мероприятия
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
|
3
3
4
5
8
11
14
14
17
18
20
21
21
21
21
41
41
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Мир в цвете» (далее по тексту Программа) – учебно-методический документ образовательного учреждения, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей от 3 до 7(8) лет в интеллектуальном развитии, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определённое изображение.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Актуальность программы заключается в следующем:
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель и задачи реализации Программы
Цель: создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов.
Задачи:
Искусствоведческие задачи (общее ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного и монументально-декоративного искусства, определение их ценности и выделение их художественно – образной структуры).
1. Формировать у детей эстетические потребности: созерцать красоту окружающего мира, отображать ее с помощью доступных художественных эталонов.
2. Способствовать приобщению детей к произведениям искусства средствами художественных эталонов, познакомить их с различными видами и жанрами искусства.
Художественно изобразительные задачи (овладение системой художественных эталонов; в результате решения данной группы задач дошкольники становятся обладателями художественно-изобразительного инструментария, позволяющего им самостоятельно создавать выразительные образы в разных видах изобразительного творчества).
1. Учить детей экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).
2. Формировать чувство цвета в различных видах изобразительного творчества.
3. Учить детей экспериментировать с формами, изучая их свойства, признаки, выразительные возможности, способствовать формообразованию.
4. Развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его частей, учить соподчинять формы для создания выразительного образа.
5. Создать условия, в которых дети могут овладеть композиционными закономерностями (композиционный центр, равновесие, симметрия и асимметрия,
6. Развивать у детей композиционные умения в различных видах изобразительного творчества.
7. Создать условия для овладения разнообразными художественными техниками (классическими и неклассическими).
8. Учить детей экспериментировать с художественными техниками в процессе работы над художественным образом.
9. Способствовать формированию у детей изобразительных, конструктивных, пластических умений в процессе работы с различными художественными материалами и инструментами.
1.1.2. Принципы Программы:
Принцип полифоничности: включение произведений различных эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс, направленный на развитие детского художественного творчества.
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет взрослым видеть внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему миру.
Принцип системности и преемственности. В процессе овладения художественными эталонами дети получают и накапливают знания, умения, навыки, впечатлениях, переживаниях, и важно, чтобы это не представляло хаотичный набор, а носило системный характер.
Принцип синкретичности. В рамках одного образовательного комплекса дети могут заниматься разными видами художественного творчества. В процессе выполнения одной работы ребенок использует разные техники и приемы.
Принцип природосообразности. Педагогические технологии должны соответствовать возрасту детей, уровню их творческого развития, этапу обучения и изучаемым темам. Этот принцип связан с принципом синсетивности, который предполагает учет особенностей каждого возрастного этапа, чтобы при освоении художественных эталоном была наибольшая восприимчивость.
Принцип индивидуальности. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями, способностями и половой принадлежностью детей.
Принцип вариативности. Использование в качестве дидактических единиц разнообразного стимулирующего материала (репродукции, эскизы, схемы, таблицы и др.). Необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов, художественных эталонов и содержания работы. На этом принципе должна быть основана и деятельность педагога, который по предлагаемому алгоритму и методическим разработкам может составлять свой модуль образовательного процесса с учетом исходных педагогических условий.
Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников. Перспективность заключается еще в том, что материал, осваиваемый детьми не только актуален в настоящем, но и предполагает дальнейшее его активное использование, поскольку образовательные комплексы построены по принципу усложнения.
Принцип содеятельности и сотворчества. Необходима совместная творческая деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями. В совместном творчестве дети учатся учитывать мнение других, оказывать другим помощь в сложных ситуациях. В совместной деятельности и творчестве становится возможным проведение коррекционных мероприятий, направленных на отработку отдельных приемов.
Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп, характер, форму организации детей, дидактический материал. Особенно если это касается работы с детьми раннего возраста. В этом возрасте внимание у детей слабое, они быстро утомляются, поэтому целесообразно делать комплекс динамичным.
Принцип толерантности. Требуется воспитывать у детей уважение к традициям других культур, народов, наций, знакомить их с мировым изобразительным и монументально-декоративным искусством.
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-развивающий подход, который предусматривает организацию образовательной деятельности с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин);
- личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог видит свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми: любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и прочее), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения по основным направлениям (которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка.
|