Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


Скачать 0.75 Mb.
Название Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
страница 1/5
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5
Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 33
УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

ЦРР детский сад № 33

_________________/Г.Г. Шалашова/

Приказ № ___ от «___»_____2014 г.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей дошкольного возраста

«От звука к слову»
Авторский коллектив:

Шалашова Г.Г.- заведующий МБДОУ

ЦРР детского сада № 33,

Вершинина В.И. - заместитель заведующего

по ВМР МБДОУ ЦРР детского сада № 33,

Полякова Ю.В.– старший воспитатель

МБДОУ ЦРР детского сада № 33,

Шуткова Т.М. – воспитатель

МБДОУ ЦРР детского сада № 33.

Принята на заседании Педагогического совета 29.05.2014г.

Протокол № 7

г. Нижний Новгород

2014
Кружок по развитию речи «От звука к слову» имеет познавательно –коммуникативную направленность

Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013г. направлена на речевое развитие воспитанников и разработана в соответствии со ст. 2 п.9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Данная программа разработана с учётом особенностей работы в системе дополнительного образования и современных требований к уровню подготовленности детей к школе на основе изученного и обобщённого опыта работы Ушаковой О.С., Струниной Е.М, Волчковой В.Н., Степановой Н.В., Фесюковой Л.Б., Куликовской Т.А., Кыласовой Л.Е., Гусаровой Н.Н., Управителевой Л.В., Марцинкевич Г.Ф., Юрчишиной В.Д., Крыловой О.Н., Самсоновой Л.Ю.

Программа рассчитана на детей от 4 до 6 лет и основывается на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие.

Особенностью данной программы является реализация в учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:

- развития связной речи;

- расширение словарного запаса:

- формирование грамматического строя речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- знакомство с художественной литературой (сказками);

- подготовка к обучению грамоте;

- приобщение к нормам речевого этикета.

Перечисленные компоненты речевого развития определяют содержание изучаемого курса.

Целевые установки программы ориентированы на:

- общее речевое развитие детей в возрасте от 4 до 6 лет

- формирование познавательной активности дошкольников

- формирование учебной мотивации

- воспитание самостоятельности, культуры речи и общения

Срок реализации программы – 2 года. Занятия проводятся с детьми средней, старшей групп во второй половине дня два раза в неделю в течение 8 месяцев учебного года (с октября по май). Первый год обучения - дети 4 -5 лет, второй год обучения — дети 5 - 6 лет. Наполняемость группы не более 12 человек.

Длительность одного занятия составляет:

- Средняя группа – 20 минут

- Старшая группа – 25 минут

За один образовательный цикл проводится 64 занятия.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

Занятия проходят по определённой теме в соответствии с учебно-тематическим планом.

В образовательном процессе используются традиционные и современные дидактические методы и приёмы обучения, активные методы обучения (АМО): словесные, наглядные (в том числе метод мнемотехники), практические (игровые); данные методы и приёмы используются в комплексе, с учётом возрастных психологических особенностей дошкольников.

Весь учебный материал подаётся через игру, как основную деятельность в развитии личности ребёнка дошкольного возраста. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно — ролевые (творческие). Содержание игрового сюжета в упражнениях позволяет повысить интерес детей к занятиям и одновременно решать задачи познавательного и развивающего характера. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных учёных, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия. При проведении игр учитываются речевые и двигательные возможности детей.

Формой подведения итогов является открытое занятие в каждой возрастной группе, формой контроля – текущий контроль (систематическое повторение пройденного материала), промежуточный контроль (обобщающие занятия по теме), итоговый контроль (итоговое занятие, игры).

Прогнозируемый результат

В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.

По окончании обучения ребенок будет

знать:

- нормы и правила речевого этикета,

- произведения художественной литературы.

уметь:

- внимательно слушать педагога,

- действовать по предложенному плану,

- выполнять поставленную задачу,

- правильно оценивать результаты своей деятельности.

иметь представление:

- о звуковом анализе и синтезе,

- о культуре речи и общения.
Специфика программы

Данная программа включает в себя не только комплекс задач речевого развития (развития связной речи, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, знакомство с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте, приобщение к нормам речевого этикета), но также направлена на развитие познавательной активности и улучшение дыхательной системы дошкольников (дыхательная гимнастика).
Учебный план на два года обучения



Циклы занятий


Количество занятий

1 год

2 год

1.

Развитие речи:

- развитие связной речи, расширение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- воспитание норм речевого этикета

32

32

2.

Знакомство с художественной литературой (сказками)

32

-

3.

Подготовка к обучению грамоте

-

32




Итого:

64

64


Первый год обучения (4 - 5 лет)

Возрастные особенности психического развития. Основные достижения связаны с развитием игровой деятельности, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения ( формируется оригинальность и произвольность), развитием памяти ( начинает складываться произвольное запоминание), внимания ( увеличивается устойчивость внимания), познавательной мотивации (изменяется содержание общения ребёнка со взрослым), речи. Речь становится предметом активности детей. Ребёнок удачно имитирует голоса животных, интонационно выделяет речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Цели первого года обучения: активизация словаря, формирование опыта социального взаимодействия.

Задачи первого года обучения:

1. Развитие связной речи:

- развивать речевую активность через диалогическую речь;

- выработать умение слушать и понимать обращённую к ребёнку речь, понятно отвечать на вопросы и задавать их;

- формировать умение участвовать в ролевых играх;

- учить составлять описательные рассказы ( предметы, картинки, игрушки).

2. Расширение словарного запаса:

- познакомить с обобщающими понятиями;

-развивать умение сравнивать и группировать предметы по общим признакам;

- развивать наблюдательность и любознательность.

3. Формирование грамматического строя речи:

-развивать умение употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;

- развивать умение грамматически правильно строить предложения.

4. Воспитание звуковой культуры речи:

- формировать навыки правильного произношения звуков;

- развивать слуховое внимание;

- формировать выразительность речи.

5. Знакомство с художественной литературой (сказками):

- вырабатывать навыки совместного слушания;

- знакомить со сказками;

- развивать образное мышление;

- формировать умение инсценировать сказки по ролям;

- воспитывать интерес к художественному слову.

6. Воспитание норм речевого этикета:

- познакомить с вежливыми формами общения;

- познакомить с правилами поведения со сверстниками и со старшими;

- воспитывать терпимость, доброжелательное отношение к людям
Тематический план по развитию речи

Первый год обучения


Месяц

Тема

Содержание

Коли-чество заня- тий

Форма контро-ля

Октябрь

«Осень»

«Огород. Овощи»


«Сад. Фрукты»


«Лес. Грибы. Ягоды»

Ознакомление с существенными признаками сезона, знакомство с названиями осенних месяцев. Расширение словаря за счёт глаголов, качественных прилагательных. Образование существительных множественного числа и с уменьшительно - ласкательным суффиксом. Формирование умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений.

Расширение представлений об овощах, месте их произрастания. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе; Употребление простых предлогов в

речи.

Упражнение в произнесении гласных звуков [а],[у],[о],[и]
Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания. Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде и числе. Формирование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений. Развитие общей и мелкой моторики.
Расширение представлений о грибах и лесных ягодах. Расширение словаря за счёт глаголов, качественных прилагательных. Образование существительных множественного числа и с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Работа над употреблением простых предлогов, над выразительностью речи. Развитие слухового внимания, фонематического слуха, силу голоса.

1

1


1

1

Беседы с детьми

Тесто-вые

задания
Тесто-вые

задания


Тесто-вые

задания

Ноябрь

«Перелёт-ные птицы»


«Одеж-да»
«Обувь»

«Мебель»

Расширение и закрепление знаний признаков весны. Формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Образование существительных с суффиксами -ат, -ят. Составление простых предложений с опорой на картинки. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия.
Расширение представлений об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. Активизация словаря по теме, работа над темпом и ритмом речи. Развитие мелкой моторики.
Расширение представлений об обуви, её назначении, деталях, из которых она состоит. Образование формы родительного падежа имён существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление предложения из трёх слов по сюжетным картинкам. Активизация словаря по теме.
Расширение представлений о мебели, её назначении, частях, из которых она состоит. Употребление существительных в родительном падеже со значением отсутствия, предложно - падежные конструкции с простыми предлогами; развитие речевого слуха, силы голоса.

1

1

1

1

Беседа с детьми

Декабрь

«Кухня. Посуда»


«Зима»
«Зимую-щие птицы»

«Новый год. Елка»

Расширение представлений о посуде, её назначении, частях, из которых она состоит. Употребление существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. Повторение за взрослым описательный рассказ, состоящий из трёх простых предложений. Выполнение словесной инструкции, согласование речи с движениями.
Расширение представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Различение и употребление простых предлогов в речи. Активизация словаря по теме.
Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Образование имен существительных в форме единственного числа родительного падежа. Повторение рассказа, состоящего из трёх простых предложений. Повторение рассказа-описания после пересказа взрослым, со зрительной опорой. Развитие диалогической речи, умения отвечать на вопросы, речевого слуха, памяти.
Формирование представлений о новогоднем празднике. Употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах. Образование существительных множественного числа и с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

1

1
1

1

Обобщающее занятие по теме

Тесто-вые задания

Беседа с детьми

Январь

«Зимние забавы»
«Домаш-ние птицы»

«Домаш -ние животные и их детены-ши»
«Дикие животные и их детены-ши»

Уточнение представлений о зиме и зимних развлечениях. Развитие диалогической речи. Пересказ своими словами основной смысл стихотворения. Составление описательного рассказа.
Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Образование имен существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов от звукоподражаний. Активизация словаря по теме. Координация речи с речи с движением.
Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни. Образование и употребление имен существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, предложно- падежные конструкции. Развитие слухового внимания, фонематического слуха, силу голоса.
Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Образование и употребление имен существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят и с уменьшительно — ласкательными суффиксами. Употребление глаголов; координация речи с движением. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

1

1

1

1

Тесто-вые задания


Беседа с детьми

Февраль

«Транс-порт»
«Профес-сии на транс-порте»


«Папин празд-ник»
«Игруш-ки»


Формирование представлений о транспорте, его назначении. Употребление в речи предложно-падежных конструкций. Уточнение глагольного словаря по теме. Координация речи с движениями.
Закрепление представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Употребление в речи обобщающего значения «профессии». Образование и употребление имён существительных в винительном и творительном падежах. Ответ на вопросы полной, грамматически правильно оформленной фразой. Классификация понятий.
Формирование представлений об армии, о родах войск. Расширение словаря за счёт имён существительных, наречий — антонимов. Использование в речи предложно - падежных конструкций. Координация речи с движениями.
Уточнение представлений об игрушках, материалах, из которых они сделаны. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Развитие речевого общения, диалогической речи; общей моторики.


1

1

1
1

Проблемные и игровые ситуа-ции

Тесто-вые задания

Проблемные и игровые ситуа-ции


Март

«Мамин празд-ник»


«Весна пришла»

«Первые весенние цветы»

«Комнат-ные расте-ния»

Формирование представлений о женском празднике 8 Марта. Расширение словаря за счёт словосочетаний. Изменение по падежам слово «мама». Составление рассказа о маме из трёх простых предложений. Развитие диалогической речи, слухового внимания.
Расширение представлений о ранней весне и её признаках, о смене времён года, весенних месяцах. Обогащение глагольного словаря по теме. Ответы развернутыми фразами на вопросы при рассматривании сюжетной картины. Развитие мелкой моторики.
Расширение представлений о ранней весне и её признаках, первых весенних цветах. Закрепление знаний о смене времён года, о весенних месяцах. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление распространённых предложений при рассматривании сюжетной картины. Работа над темпом и ритмом речи, интонационной выразительностью.
Расширение представлений о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними. Расширение глагольного словаря. Употребление простых предлогов, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Координация речи с движениями.

1

1


1

1

Беседа с детьми

Тесто-вые задания

Апрель

«Дикие животные весной»

«Домаш-ние животные весной»

«Насеко-мые»

«Труд в огороде и в саду»

Расширение представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни и повадках весной. Образование имен существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление рассказа-описания о диких животных по образцу, согласовывая слова между собой в логической последовательности. Развитие зрительного восприятия.
Расширение представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни. Образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, предложно-падежных конструкций. Активизация словаря по теме.
Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Расширение словарного запаса по теме. Образованию и употреблению в речи существительных и прилагательных в косвенных падежах, простых предлогов, глагольных форм, согласованию числительных с существительными.
Составление рассказа по сюжетной картине. Развитие монологической речи, умение договариваться между собой (кто начинает рассказ, кто продолжает, кто заканчивает). Активизация в речи глаголов настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа. Употребление существительных множественного числа родительного падежа. Образование прилагательных от существительных. Ритмичное сочетание движения и речи.

1

1

1


1

Прблем-ные ситуа-ции


Беседа с детьми


Май

«Разно-цветная сказка»
«День рождения куклы Маши»

«Цветы»

«Лето»


Развитие диалогической и монологической речи детей. Подведение к самостоятельному продолжению сказки, начатой педагогом. Образование слов при помощи суффиксов. Работа над чётким произношением слов и фраз.
Развитие диалогической речи. Составление небольших описательных рассказов по игрушке, о предмете. Употребление в речи сложных форм предложения. Образование однокоренных существительных. Называние предметов быта и их назначение, подбор слов поздравления.
Уточнение и расширение представлений детей о цветах. Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия.
Уточнение и расширение знаний о летнем сезоне. Обогащение глагольного словаря по теме. Развитие диалогической речи. Составление предложений о лете с опорой на картинки.

1


1

1
1

Игровые ситуа-ции

Тесто-вые задания

Тесто-вые задания







Итого:

32 уч.

часа


  1   2   3   4   5

Похожие:

Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Отдел образования чкаловского района муниципальное бюджетное дошкольное...
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида №503
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Департамент образования комитет по социальной политике и культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №185
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Великого Новгорода Комитет по образованию Администрации Великого...
Целевой раздел
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Администрация комитет по социальной политике и культуре департамент образования (до кспк)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №74 находится в здании, построенном по типовому...
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Департамент образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №48 г. Томска
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Об утверждении правил благоустройства города нижнего новгорода
На основании Федерального закона от 06. 10. 2003 n 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",...
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Доклад о результатах деятельности 2014 2015 учебный год. Муниципальное...
Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Геолог»
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Нижнего новгорода решение
Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования города Нижнего Новгорода
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Рабочая программа кружка 2015 Составитель: Рыбенко Наталья Алексеевна,...
Консультант: Пинтусова Ольга Сергеевна, старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Одуванчик» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Отчет по результатам самообследования за 2017-2018 учебный год Муниципальное...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №125» введено в эксплуатацию в 13 декабря 2013 года
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon К приказу управления образования От 03. 06. 2015 г. №01-04/433
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31»
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Рабочая программа образовательной программы дошкольного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №463
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Отчет о самообследовании муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №301 общеразвивающего вида октябрьского района городского...
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Образовательная программа дошкольного образования принято на заседании
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №37
Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Методическая разработка на тему: «В гостях у сказки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального образования Каневской район

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск