Скачать 0.65 Mb.
|
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Учимся играя» Возраст детей: 5-6 лет Срок реализации программы: 1 год Авторы-составители: Зайцева С.В., руководитель структурного подразделения Жулина Т.И., учитель-логопед Алексеева З.М., воспитатель с. Челно-Вершины 2015 год Пояснительная записка Программа «Учимся играя» направлена на коррекцию имеющихся нарушений речевого развития, предупреждение сопутствующих нарушений и предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с нарушениями речи. Актуальность Своевременное овладение правильной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных навыков. Развитие внимания, памяти, мыслительной, речевой деятельности ребенка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития, невозможного без отсутствия хотя бы одного из данных компонентов. В последние десятилетия в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается резкое увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии. Наибольший удельный вес в патологиях развития среди дошкольников имеют нарушения речи. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. В норме, к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. У многих детей, в силу ряда причин (нарушения анатомического строения речевого аппарата, функциональная незрелость речевых зон головного мозга, недостаточная сформированность произвольных движений и т.д.), этот процесс задерживается. Общее недоразвитие речи затрудняет общение, способствует возникновению таких психологических особенностей, как замкнутость, робость, нерешительность, приводит к снижению мыслительной активности, недоразвитию ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и скоординированность движений. Сами собой нарушения речи не исправляются. Перед педагогами встает необходимость создания благоприятных условий, правильной организации образовательной деятельности и выбор тех направлений коррекционно-развивающей работы, которые бы способствовали исправлению или минимизированию имеющихся нарушений и могли предупредить появление сопутствующих нарушений развития. Педагогическая целесообразность Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования послужило также толчком к переосмыслению содержания и формы работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и с нарушениями речи. При построении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать все линии развития ребенка, следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на речевые нарушения, но и на развитие психомоторной сферы, социально-коммуникативной и познавательной деятельности. Все выше перечисленные аспекты легли в основу при создании Программы. Внедрение данного направления (Программы) в коррекционный процесс способствует созданию благоприятной для развития ребенка с ОНР среды и достижению планируемых результатов. Новизна Большинство существующих программ для работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, направлены на коррекцию ведущего дефекта. Учитывая это, на базе детского сада была разработана программа «Учимся играя», которая реализуется в рамках кружка. Разработанный цикл занятий основан на организации комплекса логоритмических упражнений с использованием элементов кинезиологической гимнастики. Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речевых и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых нарушений: от фонетико-фонематических нарушений речи до тяжелых речевых дефектов, когда у ребенка нарушено сразу нескольких систем родного языка: фонематические процессы, звуко-слоговая структура, объем словаря, грамматика. Кинезеологические упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма. Успешному развитию ребенка способствует учет функциональной ассиметрии полушарий головного мозга и организация образовательной деятельности в соответствии с динамикой развития головного мозга. Функциональная ассиметрия распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Необходимым условием развития интеллектуально-познавательной и речевой активности является полноценное развитие межполушарного взаимодействия посредством включения в образовательную деятельность кинезиологических упражнений. Таким образом, включение в логоритмику кинезеологических упражнений будет способствовать развитию межполушарного взаимодействия, а значит развивать моторную, познавательную, мыслительную и речевые деятельности, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи в целом. Цели Программы Обеспечение продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса (дети, педагоги), ориентированного на повышение эффективности работы по коррекции психоречевых нарушений у старших дошкольников с ОНР. через повышение двигательной активности и развитие межполушарного взаимодействия. Задачи
Отличительные особенности построения Программы Содержание Программы соответствует основным требованиям ФГОС ДО, а также положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Содержание выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает познавательно-речевое, физическое, социально-личностное развитие детей в возрасте 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание Программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость: - от простого к сложному; - систематичность; - доступность; - повторяемость материала; - научная обоснованность и практическая применяемость; - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. В Программе отражена интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; Программа обеспечивает комплексно-тематическое построение образовательного процесса, что соответствует ФГОС ДО. Организационные условия реализации программы: Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников старшей логопедической группы. Срок реализации – 1учебный год. Общее количество часов – 37 часов (из них 2 занятия - итоговые). Периодичность проведения – 1 раз в неделю (вторая половина дня). Продолжительность – 20 мин. Нормы наполнения групп – 13 детей. Форма организации учебно-воспитательного процесса - групповая. Ожидаемые результаты: 1. К концу учебного года у детей старшей логопедической группы должно быть практически сформировано: - фонематическое восприятие, чувство ритма; - правильное произношение в свободной речи поставленных звуков; - слоговое оформление трехсложных слов; - грамматически правильное построение самостоятельных высказываний в соответствии с языковыми и возрастными нормами; - элементарные графо-моторные навыки. 2. Дети должны свободно и легко выполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы. 3. У детей должен повысится уровень развития ВПФ: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления. 4. Дети в общении должны быть более раскрепощенными, эмоциональными, легко идти на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Диагностический инструментарий: - диагностика уровня развития ВПФ Д. Векслер; - диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста И. Смирнова.; - диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет Денисова Н.Д.; - речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста Крупенчук О.И.; - экспресс диагностика Фатековой Т.А; - сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; Формы подведения итогов реализации Программы Инсценированная постановка русской народной сказки – 2 раза в течение учебного года (январь, май). Учебно-тематический план
|
Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по... «Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием... |
Пояснительная записка Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим... |
||
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших... Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего... |
Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у... Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,... |
||
Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы... Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности... |
«Влияние театрализованных игр на формирование интонационной выразительности... Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование» |
||
1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности |
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа... Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи |
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого... |
||
«Формирование словесного творчества у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Охватывает всего ребенка, многих его личностных качеств. От ребенка требуется активная работа всех психических процессов (воображения,... |
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая... Фактический адрес: 623101, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Емлина, 6 «Б» |
||
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями... |
||
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией |
Поиск |