Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Скачать 0.65 Mb.
Название Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
страница 1/5
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3   4   5
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

«Учимся играя»
Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Авторы-составители:

Зайцева С.В., руководитель структурного подразделения

Жулина Т.И., учитель-логопед

Алексеева З.М., воспитатель

с. Челно-Вершины

2015 год
Пояснительная записка
Программа «Учимся играя» направлена на коррекцию имеющихся нарушений речевого развития, предупреждение сопутствующих нарушений и предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с нарушениями речи.

Актуальность

Своевременное овладение правильной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных навыков. Развитие внимания, памяти, мыслительной, речевой деятельности ребенка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития, невозможного без отсутствия хотя бы одного из данных компонентов.

В последние десятилетия в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается резкое увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии. Наибольший удельный вес в патологиях развития среди дошкольников имеют нарушения речи. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. В норме, к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. У многих детей, в силу ряда причин (нарушения анатомического строения речевого аппарата, функциональная незрелость речевых зон головного мозга, недостаточная сформированность произвольных движений и т.д.), этот процесс задерживается. Общее недоразвитие речи затрудняет общение, способствует возникновению таких психологических особенностей, как замкнутость, робость, нерешительность, приводит к снижению мыслительной активности, недоразвитию ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и скоординированность движений. Сами собой нарушения речи не исправляются. Перед педагогами встает необходимость создания благоприятных условий, правильной организации образовательной деятельности и выбор тех направлений коррекционно-развивающей работы, которые бы способствовали исправлению или минимизированию имеющихся нарушений и могли предупредить появление сопутствующих нарушений развития.

Педагогическая целесообразность

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования послужило также толчком к переосмыслению содержания и формы работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и с нарушениями речи. При построении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать все линии развития ребенка, следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на речевые нарушения, но и на развитие психомоторной сферы, социально-коммуникативной и познавательной деятельности. Все выше перечисленные аспекты легли в основу при создании Программы. Внедрение данного направления (Программы) в коррекционный процесс способствует созданию благоприятной для развития ребенка с ОНР среды и достижению планируемых результатов.

Новизна

Большинство существующих программ для работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, направлены на коррекцию ведущего дефекта. Учитывая это, на базе детского сада была разработана программа «Учимся играя», которая реализуется в рамках кружка. Разработанный цикл занятий основан на организации комплекса логоритмических упражнений с использованием элементов кинезиологической гимнастики.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речевых и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых нарушений: от фонетико-фонематических нарушений речи до тяжелых речевых дефектов, когда у ребенка нарушено сразу нескольких систем родного языка: фонематические процессы, звуко-слоговая структура, объем словаря, грамматика.

Кинезеологические упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма. Успешному развитию ребенка способствует учет функциональной ассиметрии полушарий головного мозга и организация образовательной деятельности в соответствии с динамикой развития головного мозга. Функциональная ассиметрия распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Необходимым условием развития интеллектуально-познавательной и речевой активности является полноценное развитие межполушарного взаимодействия посредством включения в образовательную деятельность кинезиологических упражнений.

Таким образом, включение в логоритмику кинезеологических упражнений будет способствовать развитию межполушарного взаимодействия, а значит развивать моторную, познавательную, мыслительную и речевые деятельности, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи в целом.

Цели Программы

Обеспечение продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса (дети, педагоги), ориентированного на повышение эффективности работы по коррекции психоречевых нарушений у старших дошкольников с ОНР. через повышение двигательной активности и развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи

Педагоги

Дети

1. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей.
2.Построение комплексно-тематической модели коррекционно-развивающего процесса.
3.Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, и физического развития детей.

4.Интеграция образовательных областей в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

1. Развитие речевой, мыслительной и двигательной сфер, памяти, внимания.

2. Развитие ручной и артикуляционной моторики, координации речи и движения.

3. Повышение двигательной активности и развитие межполушарного взаимодействия

4. Развитие эмоциональности, музыкальных качеств (чувство ритма, фонематического слуха).

5. Развитие коммуникативных навыков


Отличительные особенности построения Программы

Содержание Программы соответствует основным требованиям ФГОС ДО, а также положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Содержание выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает познавательно-речевое, физическое, социально-личностное развитие детей в возрасте 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание Программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость:

- от простого к сложному;

- систематичность;

- доступность;

- повторяемость материала;

- научная обоснованность и практическая применяемость;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

В Программе отражена интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа обеспечивает комплексно-тематическое построение образовательного процесса, что соответствует ФГОС ДО.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников старшей логопедической группы.

Срок реализации – 1учебный год.

Общее количество часов – 37 часов (из них 2 занятия - итоговые).

Периодичность проведения – 1 раз в неделю (вторая половина дня).

Продолжительность – 20 мин.

Нормы наполнения групп – 13 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса - групповая.

Ожидаемые результаты:

1. К концу учебного года у детей старшей логопедической группы должно быть практически сформировано:

- фонематическое восприятие, чувство ритма;

- правильное произношение в свободной речи поставленных звуков;

- слоговое оформление трехсложных слов;

- грамматически правильное построение самостоятельных высказываний в соответствии с языковыми и возрастными нормами;

- элементарные графо-моторные навыки.

2. Дети должны свободно и легко выполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.

3. У детей должен повысится уровень развития ВПФ: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.

4. Дети в общении должны быть более раскрепощенными, эмоциональными, легко идти на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми.

Диагностический инструментарий:

- диагностика уровня развития ВПФ Д. Векслер;

- диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста И. Смирнова.;

- диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет Денисова Н.Д.;

- речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста Крупенчук О.И.;

- экспресс диагностика Фатековой Т.А;

- сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов;

Формы подведения итогов реализации Программы

Инсценированная постановка русской народной сказки – 2 раза в течение учебного года (январь, май).

 

Учебно-тематический план


занятия

Тема

Цель

Кол-во

часов

сентябрь

1

«Детский сад»

Развитие межполушарного взаимодействия, формирование речевого дыхания и умения согласовывать речь и движения.

1

2.

«Светофория»

Развитие внимания, мышления, координации движений, обшей моторики

1

3.

«Собираем урожай»

Развитие мозговой деятельности, темпа движений, ритма, общей и мелкой моторики.

1

4.

«В сад осенний мы пошли»

Формирование речевого дыхания, произвольности поведения и самоконтроля

1

октябрь

5.

«Грибное лукошко»


Развитие коммуникативных навыков и фонематического слуха

1

6.

«В лес осенний мы пойдем»

Развитие межполушарного взаимодействия, умения соотносить темп музыки с движением.

1

7.

«Летят перелетные птицы»

Развитие межполушарного взаимодействия

1

8.

«Лесные звери»

Развитие рефлексии – умение реагировать на неправильную речь, чувства ритма, фонематического слуха.

1

ноябрь

9.

«Мы идем гулять»

Развитие межполушарного взаимодействия, коммуникативных навыков, произвольности поведения и самоконтроля.

1

10.

«Игрушки»

Развитие умения распределять мышечный тонус, оптико-пространственные ощущения, активизация работы стволовых отделов мозга.

1

11.

«Путешествие в Страну фантазии»

Развитие мозговой деятельности, отработка выразительности мимики, пластики, речи.

1

12.

«Забытые игрушки»

Развивать межполушарное взаимодействие, подражательность и изобретательность деятельности с элементами творчества.

1

декабрь

13.

«Зима»

Развивать межполушарное взаимодействие и регуляцию дыхания.

1

14.

«Зимние забавы»

Развивать умение воздействовать на биологически активные точки для стимуляции мозговой деятельности, координацию речи и движения.

1

15.

«Бал сказок»

Развивать межполушарное взаимодействие, регуляцию мышечного тонуса, координацию движений, фантазию.


1

16.

«Новогодний хоровод»

Развитие навыков самоконтроля, интонационной выразительности, просодических компонентов речи. Стимуляция мозговой деятельности.

1


Я

17.

«Зимующие птицы»

Развитие общей произвольной моторики, согласованности речи с движениями, активизация мозговой деятельности.

1

н

18.

Инсценирование сказки «Теремок»

Совершенствование речедвигательных умений и навыков.

1

В

А

Р

Ь


19.

«Зима в лесу»

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, коррекция моторных отклонений.

1

20.

«Зимнее подворье»

Развитие межполушарного взаимодействия и общей произвольной моторики, коррекция звукопроизношения.

1

февраль

21.

«Терем-теремок»

Развитие речевого дыхания, мышечного тонуса, самоконтроля, регуляция мозговой деятельности.

1

22.

«В гостях у снеговика Тимошки»

Активизация работы стволовых отделов мозга, регуляция дыхания, развитие артикуляционной моторики.

1

23.

«Бравые солдаты»

Развитие межполушарного взаимодействия Психомышечная тренировка с фиксацией напряжения ног.

1

24.

«Венский стул»

Активизация мозговой деятельности. Развитие внимания, речевых функций.

1

март

25.

«Мамин день»

Развитие межполушарного взаимодействия, артикуляционного аппарата, координации речи с движением.

1

26.

«Грачи прилетели»

Стимулирование мозговой активности, совершенствование пластики, согласованности речи с движением.

1

27.

«Где мы были, мы не скажем»

Активизация работы мозга. Развивать подражательные движения, воображение, фантазию, память.

1

28.

«Капитошка»

Рaзвитие чувствa ритмa, темпa движений, речевого дыхания, коррекция звукопроизношения.

1

апрель

29.

«Весна идет, весне дорогу»

Рaзвитие речевого дыхания, межполушарного взаимодействия, темпо-ритмической стороны речи.

1

30.

«Все работы хороши»

Развитие кинестетических ощущения, мелкой моторики, мозговой деятельности.

1

31.

«Тайна подводного мира»

Развитие согласованности речи и движения. Регуляция дыхания.

1

32.

«Транспорт»

Развитие зрительно-двигательных координаций, общей моторики, межполушарного взаимодействия.

1

май

33.

«Волшебный мир насекомых»

Развитие темпо-ритмических движений, гибкости, межполушарного взаимодействия.

1

34.

«Сеяли мы, сеяли»

Регуляция дыхания, стимуляция работы мозга, активизация речевых функций

1

35.

«Части тела»

Регулирование мышечного тонуса, дыхания. Стимуляция мозговой деятельности. Самоконтроля.

1

36.

«Спасем Витаминку»

Рaзвитие межполушарного взаимодействия и закрепление навыков ЗОЖ.

1




37.

Инсценирование сказки «Репка»

Совершенствование речедвигательных умений и навыков.

1

ВСЕГО ЧАСОВ

37

  1   2   3   4   5

Похожие:

Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по...
«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Пояснительная записка
Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших...
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у...
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon «Влияние театрализованных игр на формирование интонационной выразительности...
Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование»
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon «Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием
Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon «Формирование словесного творчества у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Охватывает всего ребенка, многих его личностных качеств. От ребенка требуется активная работа всех психических процессов (воображения,...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая...
Фактический адрес: 623101, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Емлина, 6 «Б»
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями...
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск