СОГЛАСОВАНА:
Протокол педагогического совета
№ 6 от «06» июля 2016 года
|
|
УТВЕРЖДЕНА:
Приказ директора
№ 274-Д от «06» июля 2016 года
|
Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия
Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей школьного возраста
с умственной отсталостью
«ВСЕ В МОИХ РУКАХ»
Возраст детей: 7-18 лет
Срок реализации: 4 года
Авторы-составители:
Заместитель директора по УВР: Зольникова И.Ю.
Методист: Кушнарева Т.С.
г. Абакан, 2016
Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………..……Стр. 3
1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы дополнительного образования ………………………………………………………………Стр. 3
2. Принципы реализации дополнительного образования детей …………………………..Стр. 4
3. Цели и задачи……………………………………………………………………………….Стр. 6
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ГБУ РХ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ТЕРЕМОК».....…………………………………………………………………....................Стр. 6
1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования……………………………………………............................Стр. 6
2. Содержание и организация образовательной деятельности в системе дополнительного образования…………………………………………………………………………………....Стр. 7
3. Коррекционно-развивающий блок……………….............................................................Стр. 9
3.1. Социальное развитие…………………………………………………..................Стр. 9
3.2. Речевое развитие ……………………………………………………………...... Стр.11
3.3. Познавательное развитие ……………………………………………………......Стр.13
3.4. Сенсорное развитие ……………………………………………………………...Стр.15
4. Блок внеурочной деятельности……………………………………………………………Стр.17
4.1. Домоводство………………………………………………………………………Стр.17
4.2. Столярное дело…………………………………………………………………...Стр.19
4.3. Керамика и мелкая пластика…………………………………………………….Стр.21
4.4. Физическое развитие…………………………………………………………….Стр.22
4.5. Музыкальное развитие ………………………………………………………….Стр.25
4.6. Хореография……………………………………………………………………...Стр.27
4.7. Курс элементарной компьютерной грамотности……………………………...Стр.30
4.8. Формирование продуктивных видов деятельности…………………………...Стр.32
5. Учебный план………………………………………………………………………………………Стр.33
6. Учебный график……………………………………………………………………………………Стр.34
7. Мониторинг выполнения образовательной программы………………………………………...Стр.36
8. Учебно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса…….Стр.37
9. Материально-техническое обеспечение …………………………………………….Стр.37
III. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ…………………………………………………....Стр.42
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...Стр.43
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность и педагогическая целесообразность
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного школьного обучения.
В современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании; выступает гарантом поддержки, детей – инвалидов. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Дополнительное образование в доме-интернате основано на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь воспитанникам с умственной отсталостью максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, посредством реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, познавательном, речевом, эмоциональном и физическом совершенствовании, формирование трудовых навыков, обеспечение их адаптации к жизни в обществе.
Дополнительное образование воспитанников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Многие дополнительные образовательные программы являются прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности воспитанников за пределами времени, отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в доме-интернате действуют творческие воспитательские кружки, спортивные мероприятия, соответствующие многообразию интересов воспитанников. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.
Участие воспитанников в творческих мероприятиях позволяет каждому ребенку с умственной отсталостью реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость детей во внеурочной деятельности способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия детей разного возраста и сплочения на этой основе в единый коллектив.
Структурно дополнительное образование в доме-интернате представлено двумя основными объемными блоками: коррекционно-развивающим и внеурочным, в которых осуществляется все многообразие доступных воспитанникам видов деятельности.
2. Принципы
При организации дополнительного образования воспитанников дом-интернат опирается на следующие приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь могут заниматься дети – с отклонениями в развитии. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования.
2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт).
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
4. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет воспитанникам и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного образования детей способствует обогащению образовательной среды.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существую такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни, например, «Школьное издательство", "Школьный музей (школа юного экскурсовода", "Умелые руки ", "Начальная военная подготовка" и др.
9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
10. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
11. Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) воспитанники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество воспитанников (или коллектива воспитанников) и педагогов.
13. Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество воспитанников разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных группах ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
14. Принцип поддержки инициативности и активности
Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний воспитанников.
15. Принцип открытости системы.
Совместная работа дома-интерната, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования Республики Хакасия направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанниками в возрасте от 7 до 18 лет с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и адресована специалистам, педагогам дома-интерната, участвующим в развитии, обучении и воспитании детей школьного возраста в учреждениях социального обеспечения: учителям-дефектологам, учителям - логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, инструкторам по труду.
3. Цели и задачи
Основная цель дополнительного образования детей с умственной отсталостью – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и досуговой деятельности в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в доме-интернате, позволяющую создать условия для полной занятости воспитанников.
2. Охватить максимальное количество воспитанников дополнительным образованием.
3. Сформировать условия для успешности воспитанников.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные коррекционно-развивающие программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие запросам воспитанников.
6. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.
7. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования в доме-интернате.
|