Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Калининграда Дворец творчества детей и молодежи «Янтарь»
Рассмотрено, обсуждено, Утверждаю
одобрено на педагогическом совет директор МАУДО
МАУДО ДТД и М «Янтарь» ДТД и М «Янтарь»
Протокол №_____ __________А.П. Толмачева
«____» __________2016г. «____» __________2016г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Общетехническое развитие подростка»
Направленность: техническая
Для детей от 6 до 16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Программу составил: Казанцев Валерий Иосифович
педагог дополнительного образования
г. Калининград
2016г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое развитие подростка» имеет техническую направленность. Программа разработана для детей от 6 до 16 лет, срок реализации - 3 года.
Цель программы:
- формирование у детей профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире.
З А Д А Ч И:
Обучающие:
Развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора.
Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертежным, столярным и слесарным инструментом, материалами, применяемыми в моделизме.
Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.
Развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Воспитательные:
Воспитание интереса к техническим специальностям, технического мышления.
Воспитание настойчивости, целеустремленности, умения доводить начатое дело до конца.
Воспитание у ребят духа коллективизма.
Развивающие:
1. Формировать интерес к творческой, экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Развить стремление к созиданию, самостоятельность, привить любовь к техническому творчеству.
3. Содействовать развитию всесторонне развитой личности.
Количество максимальной аудиторной нагрузки на одну группу:
1 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, в неделю 4 часа, в год 208 часов.
2 год обучения - занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, в неделю 4 часа, в год 312 часов.
3 год обучения - занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа, в неделю 6 часа, в год 312 часов.
Актуальность и новизна
Интерес детей и подростков к технике относится к числу наиболее постоянных, устойчивых.
Новая техника входит в жизнь современной молодежи с раннего детства. Это оказывает большое влияние на формирование интересов, склонностей и способностей. Сегодня мало дать детям определенную сумму знаний, им предстоит жить и трудиться в стремительно обновляющемся мире . В связи с быстрым развитием науки и техники от членов общества теперь требуется умение работать с новой информацией и решать постоянно возникающие задачи .Творческому развитию детей способствует использование в их обучении исследовательской деятельности.
Предполагает наличие основных этапов: постановка проблемы, ознакомление с литературой по заданной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
Система дополнительного образования является той структурой , которая направляет свою деятельность на развитие творческих талантов обучающихся.
Основной идеей данной программы является последовательное саморазвитие в ребенке способностей к творческому мышлению при наличии определенных условий, способствующих этому развитию.
Ожидаемый результат
по итогам первого года обучения
учащийся должен
Знать:
Правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования
Принципы и технологию постройки плоских и объемных моделей из бумаги и картона.
Способы применения шаблона и разверток.
Названия основных деталей и частей техники.
Уметь:
Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону и развертке.
Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия.
Работать простейшим ручным инструментом.
Ожидаемый результат
по итогам второго года обучения
учащийся должен
з н а т ь:
классы ракет;
виды парашютов, основные элементы;
правила расчета скорости и времени снижения на парашюте;
способы крепления двигателей на моделях ракет;
оборудование для запуска ракет;
принцип работы двухступенчатой ракеты;
стартовые правила;
порядок работы на старте;
техника безопасности;
правила соревнований;
у м е т ь:
изготавливать одноступенчатую ракету;
пользоваться материалом и инструментом при изготовлении
моделей двухступенчатых ракет;
собирать и оформлять модели ракет;
устанавливать двигатели на модели ракет;
оформлять техническую документацию;
изготавливать модели к выставкам и соревнованиям;
запускать модели ракет:
определять результаты;
соблюдать технику безопасности при изготовлении, транспортировке и проведении выставок и соревнований.
Ожидаемый результат
по итогам третьего года обучения
учащийся должен
з н а т ь:
Что представляет командная линия управления.
Общие сведения о радиопередатчиках .
Общие сведения о радиоприемниках.
Исполнительные устройства.
Вспомогательные устройства.
Основные требования к радиоуправляемым моделям.
у м е т ь:
Выполнить конструкцию фюзеляжа (корпуса)
Компоновать модели из Двигателей, механизмов управления, исполнительных устройств.
Настройку регулятора хода и рулевых машинок.
Учебный план
первый год обучения
№
п/п
|
Раздел программы/темы
|
Количество часов
|
Всего
|
теория
|
практика
|
1.
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
-
|
2.
|
Понятие о техническом задании и
конструировании.
|
16
|
2
|
14
|
3.
|
Способы соединения деталей и узлов
технического устройства.
|
12
|
2
|
10
|
4.
|
Двигатели.
|
4
|
2
|
2
|
5.
|
Вращательное движение.
|
20
|
2
|
18
|
6.
|
Технические расчеты.
|
20
|
2
|
|
7.
|
Технические испытания.
|
16
|
2
|
14
|
8.
|
Доводка готовых изделий.
|
20
|
-
|
20
|
9.
|
Техническая документация.
|
20
|
2
|
18
|
10.
|
Итоговая выставка работ.
|
12
|
2
|
10
|
11.
|
Заключительное занятие.
|
2
|
2
|
-
|
|
Летний период
|
|
|
|
1.
|
Внеаудиторные занятия.
|
36
|
-
|
36
|
2.
|
Самоподготовка.
|
28
|
-
|
28
|
|
И Т О Г О:
|
208
|
20
|
188
|
Учебный план
второй год обучения
№
п/п
|
Раздел программы/темы
|
Раздел программы
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное задание.
|
4
|
4
|
-
|
2.
|
Простейшие модели ракет.
|
22
|
5,5
|
16,5
|
3.
|
Парашют для моделей ракет.
|
18
|
4,5
|
13,5
|
4.
|
Модельные ракетные двигатели.
|
16
|
12
|
8
|
5.
|
Основы теории полета ракеты.
|
20
|
5
|
15
|
6.
|
Разработка и постройка модели одноступенчатой ракеты.
|
26
|
6,5
|
19,5
|
7.
|
Стартовое оборудование.
|
24
|
6
|
18
|
8.
|
Разработка и постройка модели двух-
ступенчатой ракеты.
|
32
|
8
|
24
|
9.
|
Запуск моделей ракет.
|
20
|
5
|
15
|
10.
|
Разработка и постройка моделей
космических кораблей.
|
20
|
5
|
15
|
11.
|
Организация и проведение соревнований.
|
10
|
2,5
|
7,5
|
12.
|
Заключительное занятие.
|
4
|
4
|
--
|
|
Летний период
|
|
|
|
1.
|
Внеаудиторные занятия.
|
54
|
-
|
54
|
2.
|
Самоподготовка.
|
42
|
-
|
42
|
|
И Т О Г О:
|
312
|
60
|
252
|