Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание технического творчества детей в соответствии с Образовательной программой Муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества.
Программа разработана в 2004 году и обновлена в 2016 году в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.
Новизна Программы заключается в том, что содержание Программы не только расширяет представления учащихся о технике, знакомит с историей возникновения технических изобретений, с именами выдающихся конструкторов и ученых, но и даёт элементарные навыки в области математики, геометрии, физики, трудового обучения в доступной и увлекательной форме.
Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.
Актуальность Программы заключается в том, что в новых социально-экономических условиях развитие технического творчества рассматривается как возможность ускорения социально-экономического развития страны. Начальное техническое моделирование – одно из направлений детского технического творчества. Моделирование может рассматриваться в различных плоскостях, в зависимости от вида модели, её масштаба и функционального назначения. В настоящее среди детей угасает интерес к техническому моделированию и конструированию моделей из разных материалов, поэтому остается востребованным техническое творчество. Изготовление интересных моделей предполагает значительные возможности для развития способностей детей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.
Актуальность Программы заключается так же в ее практической значимости. Занимаясь техническим моделированием, младшие школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки.
Начальное техническое моделирование – это своеобразный компас на дороге технического творчества, который не определяет конечную цель, не говорит, куда и как идти, он указывает только направление движения, задает правильный вектор.
Дополнительное образование технической направленности детей имеет значительные образовательные возможности, обеспечение доступности этой направленности для детей с разным уровнем материального обеспечения.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников – специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д.
Цель Программы – создание условий для развития творческих способностей средствами технической деятельности.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
обучающих:
познакомить учащихся с различными материалами, используемыми в начальном техническом моделировании;
обучить приемам и навыкам технического моделирования;
сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству;
развивающих:
развивать у детей элементы изобретательности художественного воображения, технического мышления и творческой инициативы;
развивать глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
воспитательных:
воспитывать у детей чувство гражданственности, стремление к здоровому образу жизни;
способствовать воспитанию высокой культуры общения.
Отличие Программы в том, что её содержание нацелено на развитие творческого потенциала младших школьников, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.
Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста от 8 до 11 лет. При разработке Программы учитывались возрастные особенности учащихся.
Возраст с 8 до 11 лет определяется как младший школьный возраст. Характерная особенность детей этого возрастного периода- ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Как правило, дети этого возраста отличаются бодростью, жизнерадостностью. Восприятие на этом уровне развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Численный состав групп объединений и продолжительность занятий в них зависят от санитарно-гигиенических норм, возраста учащихся, содержания Программы и исходит из психофизиологической целесообразности условий работы и составляет:
для 1-го года обучения – не менее15 человек,
для 2 го года обучения – не менее 12 человек,
для 3-го года обучения – не менее 10 человек.
Набор осуществляется самозаписью, а так же на основании Договора о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и МУДО ДДТ по организации внеурочной деятельности детей начального школьного возраста в рамках требований ФГОС НОО.
Срок реализации программы - 3 года. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 2 академических часа для первого (8-9 лет) и второго года обучения (9-10 лет)- 144 часа, 3 занятия в неделю по 2 академических часа для третьего года обучения (10-11 лет)- 216 часов. Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями 10 мин.
Формы и режим занятий
Обучение по Программе очное. Основной организационной формой в ходе реализации является занятие. Эта форма обеспечивает организационную четкость и непрерывность процесса обучения. Знание педагогом индивидуальных особенностей воспитанников позволяет эффективно использовать влияние коллектива на учебную деятельность каждого учащегося. Неоспоримым преимуществом занятия является возможность соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы занятий: традиционные, нетрадиционные, соревнования, выставки, конкурсы, экскурсии и т.д.
Ожидаемые результаты
В конце 1-го года обучения учащиеся должны
знать:
первоначальные графические понятия;
технико-технологические свойства бумаги и картона;
способы и приемы измерений;
способы и приемы изготовления изделий из разных материалов (бумага, картон, ткань);
технику безопасной работы по начальному техническому моделированию;
уметь:
составлять простейшие эскизы
качественно выполнять сгибы картона и бумаги;
выполнять разметку деталей на разных материалах карандашом или мелом;
вырезать детали различных конфигураций из разных материалов (бумага, картон, ткань);
выполнять отверстия на поверхности деталей разными инструментами (ножницы, шило, игла);
склеивать бумагу и картон различными способами с использованием разных клеящих материалов;
выполнять окрашивание деталей изделия красящими материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши);
обрабатывать поверхность и края ткани простыми ручными швами: «вперед иголку», «строчка», «двойной шов», «вперед иголку», «через край», «тамбурный», «стебельчатый»;
содержать в порядке рабочее место.
В конце 2-го года обучения учащиеся должны
знать:
терминологию при чтении специальной литературы;
свойства различных материалов;
виды соединения и способы их крепления;
возможности разных инструментов при изготовлении изделий из различных материалов;
технику безопасности;
уметь:
использовать в практической деятельности по техническому моделированию грамотную терминологию;
пользоваться специализированной литературой;
самостоятельно осуществлять выбор модели и планировать её изготовление;
самостоятельно выполнять изготовление отдельных деталей модели и их монтаж;
устранять недостатки в изделии;
использовать знания, полученные на других занятиях, в практической деятельности по техническому моделированию.
В конце 3-го года обучения учащиеся должны
знать:
условные обозначения на графическом изображении;
способы увеличения и уменьшения изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади;
начальные сведения об основных звеньях электрической цепи, о проводниках и изоляторах, способах их соединения;
уметь:
читать технические рисунки, эскизы и разметки;
устанавливать подвижные колёса, блоки, гусеницы и т.д.;
создавать рисунки, шаблоны (в т. ч. при помощи компьютерных технологий);
изготавливать простейшие модели с пусковыми устройствами;
устанавливать на ранее изготовленные модели лампочки, выключатели и переключатели;
экономить материал, бережно относиться к инструментам и приспособлениям.
Способы определения результативности ожидаемых результатов
В конце каждого учебного года проводится фиксация достижений учащихся. В качестве оценки творческой деятельности детей по данной программе используются:
самостоятельная практическая работа,
выставка,
опрос,
тестирование,
собеседование.
Динамика их творческого развития отслеживается с помощью карточки учета результативности обучения учащихся (приложение 1).
В конце первого и второго годов обучения проводится промежуточная аттестация (приложение 2). В завершение курса обучения учащимся предлагается тестирование и самостоятельная практическая работа. Завершается курс обучения по программе «Начальное техническое моделирование» итоговой аттестацией согласно протоколу (приложение 3).
Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности или многопрофильных учреждениях дополнительного образования.
Программа вариативна возможны изменения и дополнения в учебные планы каждого года обучения.
Учебный план 1–го года обучения
№
п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
-
|
2
|
2
|
Инструменты, материалы
|
4
|
2
|
2
|
3
|
Графическая работа
|
4
|
2
|
2
|
4
|
НТМ с элементами художественного конструирования
|
14
|
4
|
10
|
5
|
Конструирование из плоских деталей
|
16
|
2
|
14
|
6
|
Конструирование из объёмных деталей
|
22
|
2
|
20
|
7
|
Основы архитектурного дизайна
|
18
|
2
|
16
|
8
|
Макетирование и театрализация кукольных спектаклей
|
18
|
2
|
16
|
9
|
Изготовление игрушек – сувениров
|
22
|
4
|
18
|
10
|
Техническое моделирование на свободную тему
|
14
|
2
|
12
|
11
|
Экскурсии
|
8
|
8
|
-
|
12
|
Заключительное занятие
|
2
|
2
|
-
|
Итого:
|
144
|
32
|
112
|
|