МБ ДОУ «Детский сад № 221»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности».
Воспитатели: Яцкова Наталья Николаевна,
Маркова Ирина Александровна
Новокузнецк 2017г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………..............................3
2. Учебно-тематическое планирование………………………………………8
3. Содержание программы…………………………………………………...14
4. Критерии, показатели и индикаторы……………………………………17
5. Диагностический инструментарий………………………………………………………………18
6. Уровни форсированности качеств………………………………………21
7. Информационно-методическое обеспечение программы……...............23
Приложение …………………………………………………………………25
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он
узнал»
В.А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка
В эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, сюжетно-ролевая игра перестала быть актуальной. У детей старшего дошкольного возраста возникает неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы (почему? зачем? как? что будет, если?) они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Наша задача-помочь детям сохранить эту активность, как основу для таких важных процессов, как самообучение, самовоспитание, саморазвитие.
Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастает интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, творческими личностями и учим их любить и беречь родную природу, смотреть на окружающий мир добрыми глазами. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Основной формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).
Детское экспериментирование-это важнейший вид поисковой деятельности и позволяет ребёнку моделировать в своём сознании карту мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность ребёнка. В процессе экспериментирования дети удовлетворяют свою потребность почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать, модель естественно- научного явления и обобщить полученные действия путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценной значимости физических явлений для человека и самого себя-на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с особенностью региона. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Старшим дошкольникам свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим и практически единственным способом познания мира.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. В этом возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель программы: Внедрение детского экспериментирования, как средство развития познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Создать условия для развития любознательности в процессе наблюдения за природными объектами и экспериментирования с ними;
- Создать условия для развития мыслительных процессов (анализ, классификация, вывод);
-Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей;
-Воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает;
-Расширять представления детей о физических свойствах и явлениях окружающего мира;
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимая взаимосвязей в природе и место человека в ней;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
-Вовлечь родителей в реализацию программы.
Основными формами реализации программных задач является:
наблюдение,
экспериментирование,
беседы,
решение проблемных ситуаций,
опыты, исследовательская деятельность.
Приёмы организации детей в процессе обучения:
работа небольшими группами;
2. создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
3. включение игровых упражнений;
4. активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
5. выполнение нетрадиционных заданий;
6. моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
— показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
— инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
— пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
— вопросы к детям.
Методы:
Наблюдение;
Эксперименты;
Анкетирование;
Конструктивные беседы;
Продуктивная деятельность;
Спортивно-экологические праздники, игры-путешествия.
Принципы и подходы к построению программы:
-Принцип последовательности. От простого к сложному. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
-Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
-Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям). Эксперимент должен отвечать условиям:
-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
-безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;
-Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
-Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
-Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
-Принцип взаимодействия с семьей.
В групповой комнате оборудована мини-лаборатория, которая представляет собой-этажерку на колёсиках, с широкими полками, на которых размещаются оборудование и материалы. Этот вариант мини-лаборатории удобен при отсутствии в группе свободного мета. Для проведения опытов используем бросовые, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики из под мороженного, йогурта, сметаны разного размера, цвета, коробки из под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, коктейльные трубочки. Для исследований в лаборатории и на прогулках понадобятся лупы, хотя бы по одной на двоих детей. В лаборатории желательно иметь микроскопы, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, фломастеры, бумага, а также хранится и оборудование для проведения исследований на улице: совочки, ёмкости и т. п. Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники учёных» (папки, тетради, альбомы). Такие дневники могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В нашей мини-лаборатории также хранятся материалы предназначены для проведения разных исследований: песок, глина, камни, семена растений, В сборе и изготовлении оборудования непосредственное участие принимают дети и родители.
2. Учебно-тематическое планирование
Месяц
|
Неделя
|
Тема
|
Цель
|
1 блок.
«Волшебница-вода»,
Сентябрь
|
1 неделя
|
Мониторин Мониторинг
|
|
|
2 неделя
|
«Плавающая рыбка
Свойства воды»
»
|
Цель: Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми
дети уже знакомы (вода прозрачная,
не имеет вкуса, запаха, форму, познакомить с новыми свойствами:
вода отталкивает мыльные жидкости.
|
|
3 неделя
|
«Вода – растворитель. Очищение воды.»
|
Цель: Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами.
|
|
4 неделя
|
«Непотопляемая бумага, бумажная крышка»
|
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем дать возможность узнать может ли воздух защитить бумагу от воды.
|
2 блок
2 блок. «Горы, камушки, песок».
Октябрь
|
1 неделя
|
«Ветер и песок»
|
Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
|
|
2 неделя
|
«Песок – природный фильтр»
|
Цель: Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
|
|
3 неделя
|
«Какими бывают камни».
|
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам Коллекция камней.
|
|
4 неделя
|
«Что такое горы? Почему разрушаются горы?»
|
Цель: Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы.
|
3 блок
«Воздух-невидимка»
Ноябрь
|
1 неделя
|
«Этот удивительный воздух»
|
Цель: Развивать познавательную активность детей. Дать представления об источниках загрязнения воздуха. Формировать у детей желание заботиться о чистоте воздуха.
|
|
2 неделя
|
«Парусные гонки»
|
Цель: Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы
|
|
3неделя
|
«Вдох – выдох»
|
Цель: Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
|
|
4 неделя
|
. «Сухой из воды»
|
Цель: Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.
|
Декабрь
4 блок
«Магнетизм»
|
1 неделя
|
«Полярное сияние»
|
СоЦель Цель: Подвести детей к пониманию, что полярное сияние-это проявление магнетических сил Земли.
|
|
2 неделя
|
«Компас»
|
Цель: Закрепить знания детей о свойствах магнита. Познакомить детей с компасом. Развивать интерес детей к экспериментированию в
|
|
3 неделя
|
«Что притягивает магнит»
|
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита. Развивать тактильную память, логическое мышление.
|
|
4 неделя
|
«Какой магнит сильнее?»
|
Цель: Расширять знания детей об измерениях Развивать естественнонаучные представления логико-математический опыт в процессе изучения сил магнитов.
|
5 блок
«Человек»
Январь
|
1 неделя
|
«Наши руки»
|
Цель: Активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.
|
|
2 неделя
|
«Что можно чувствовать кожей?»
|
Цель: Сформировать убеждения, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Учить детей самостоятельно решать проблемные ситуации в процессе исследовательской деятельности. Развивать любознательность, внимательность, находчивость.
|
|
3 неделя
|
«Слушай во все уши»
|
Цель: Познакомить детей с органом слуха-ухо. Закрепить знания детей о правилах ухода за ушами. Составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
|
|
4 неделя
|
«Как мы чувствуем запахи»
|
Цель: Познакомить детей с органом обоняния—носом. Сформировать вместе с детьми рекомендации для охраны этого важного органа. Формировать положительное отношение к процессу экспериментирования.
|
6 блок
«Дерево и почва»
Февраль
|
1 неделя
|
«Домашняя засуха»
.
|
Цель: Дать представление о том, что в земле есть вода.
|
|
2 неделя
|
«Где лучше расти»
|
Цель: Знакомство со свойствами почвы
|
|
3 неделя
|
«Посадим деревце»
|
Цель: Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему
|
|
4 неделя
|
«Магнитное поле»
|
Цель: Расширять знания детей об измерениях
Развивать естественнонаучные представления логико-математический опыт в процессе изучения сил магнитов.
|
7 блок
«Солнечная система»
Март
|
1 неделя
|
«Где ночует солнце»
|
Цель: Открытие детям способа совместного познания–рассуждение, развитие умения формулировать свои мысли, используя речь-доказательство и объяснительные формы речи, умения работать в группе; закрепление представлений детей по теме «Космос».
|
|
2 неделя 2 неделя
|
«Солнце, Земля и другие планеты»
|
Цель: Дать детям первоначальные представления о строении
Солнечной Системы о том,
что Земля уникальная планета. Развивать любознательность.
|
|
3 неделя
|
«Солнечная система»
|
Цель: Продолжить развивать детский кругозор о Солнечной системе.
|
|
4 неделя 4 неделя
|
«Этот загадочный космос»
|
Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость./
|
8 блок
«Электричество»
Апрель
|
1 неделя
|
«Ожившие волосы»
|
Цель: Познакомить детей с электричеством. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе знакомства с явлениями электричества. Объяснить возникновение молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
|
|
2 неделя
|
«Помоги Золушке»
|
Цель: Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности, развивать наблюдательность и познавательную активность, закрепить знания детей об статическом электричестве. Учить делать выводы.
|
|
3 неделя
|
«Электроприборы»
|
Цель: Развивать способность ребёнка обращаться с некоторыми электроприборами. Учить соблюдать технику безопасности при использовании электрических приборов.
|
|
4 неделя
|
«Взаимодействии и переход вещества из одного вида в другой»
|
Цель: Развивать познавательную активность, учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять представления детей о расширении тел при нагревании. Активизировать детский словарь. Продолжать закреплять правила безопасности при проведении опытов.
|
9 блок
«Свет и цвет»
Май
|
1 неделя
|
«Откуда берётся радуга»
|
Цель: Познакомить детей
со свойствами света превращаться
в радужный спектр.
Расширять представления детей
о смешении цветов, составляющих белый цвет
|
|
2 неделя 2 неделя
|
«Волшебный круг»
|
Позн
Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
|
|
3 неделя 3 неделя
|
«Свет вокруг нас»
|
Познако
Цель: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение.
|
|
Мониторинг
|
Воспитыв
|
|
|