Кафедра русского языка и литературы


Скачать 216.04 Kb.
Название Кафедра русского языка и литературы
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Рабочая программа,

методические указания

и контрольные задания

по курсу «Русский язык и культура речи» (для студентов заочного отделения)


ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

2008
Рекомендовано научно-методическим советом университета
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи» (для студентов заочного отделения).– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 24 с.

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи» предназначены для студентов-заочников всех специальностей. Методическая разработка включает следующие разделы: содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, образцы деловой документации, варианты контрольной работы и список литературы.


Составители: Живулина О.С., Лебедев В.К.

Рецензент: Е.Н.Петухова
© Издательство СПбГУЭФ, 2008


I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык и культура речи»




Наименование темы


Лекции

1.

Предмет и задачи курса.
Функциональные стили современного русского языка.

Орфоэпические нормы




2

2.

Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Особенности синтаксических норм




2

3.

Научный стиль речи как функционально-речевая разновидность современного русского языка.
Официально–деловой стиль как функционально-речевая разновидность современного русского языка.
Жанровая дифференциация и подбор языковых средств в публицистическом стиле.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка




2




Итого:

6



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.

Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи».

Функциональные стили современного русского языка.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Кодификация литературной нормы.

Типы словарей и справочников.

Орфоэпические нормы. Русская фонетика и интонация как феномен национальной культуры. Основные черты русского ударения. Функции ударения. Дикция.
Тема 2.

Лексические нормы. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка. Употребление заимствованных слов. Анализ новых слов и выражений, связанных с отношением к жизни и труду. Полисемия. Употребление слов в переносном значении. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Агнонимы. Тавтология и плеоназмы. Жаргон. Ненормативная лексика.

Морфологические нормы. Трудные случаи определения рода, падежа и числа имен существительных. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. Склонение собственных имен и фамилий. Трудные случаи употребления числительных: склонение составных количественных и порядковых числительных; употребление числительных с дробью; сочетание числительных три (четыре) и более с существительными; сочетание составных количественных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре с существительными, не имеющими формы единственного числа. Нормы употребления глаголов с изобилующей и дефектной парадигмой.

Особенности синтаксических норм. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Варианты норм, связанные с управлением (синонимия предлогов; дополнения в разных падежах и с разными предлогами при одном управляющем слове; нанизывание падежей).


Тема 3. Научный стиль речи как функционально-речевая разновидность современного русского языка. Сфера и условия функционирования. Подстили научной речи (академический, учебно-научный, научно-информационный, научно-деловой, научно-популярный). Языковые особенности научного стиля речи. Виды компрессии научного текста (план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, резюме).

Официально-деловой стиль как функционально-речевая разновидность современного русского языка. Сфера функционирования. Экстралингвистические особенности официального стиля. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно–методических документов. Речевой этикет в документе. Основные требования к сокращению слов и словосочетаний.

Жанровая дифференциация и подбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Выдающиеся ораторы, секреты их успехов. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

II. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1.

1) Что такое культура речи?

2) Что такое языковая норма?

3) Какие функциональные стили принято выделять в современном русском языке?

4) Чем функциональный стиль отличается от типа речи?

5) Что такое лексикография? Для чего она нужна?

6) Что такое лексикологическая компетенция?

7) Какие существуют типы словарей?

8) Что изучает орфоэпия?

9) Что такое акание и что такое икание?

10) Что имеют в виду, когда говорят о свободе и подвижности русского ударения?
Тема 2.

1) Что такое лексическое значение слова?

2) Что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и агнонимы? Приведите примеры.

3) Что такое фразеологические обороты и крылатые слова? Какова их роль в языке?

4) Что такое диалектизмы, архаизмы, историзмы и неологизмы? Какова их роль в языке?

5) В каких случаях говорят о нарушении норм словоупотребления?

6) Нужны ли современному русскому языку новые заимствования из иностранных языков? Обоснуйте свою точку зрения.

7) Допустимо ли употребление жаргона и мата? Обоснуйте свою точку зрения.

8) Что такое морфологическая норма?

9) Как определить род несклоняемого существительного?

10) Какие существительные относятся к общему роду?

11) В чем особенности склонения существительных, обозначающих названия населенных пунктов, имена и фамилии?

12) В чем заключаются основные различия в склонении количественных и порядковых числительных? Как оформляются числительные на письме?

13) Что нужно знать, чтобы верно написать окончание глагола, стоящего в настоящем времени?

14) Как образуются причастия и как деепричастия?

15) Какие синтаксические нормы нарушаются чаще других? Приведите примеры.
Тема 3.

1) В чем заключаются языковые особенности научного стиля речи?

2) В каких сферах функционируют различные подстили научной речи? Приведите примеры.

3) Каковы основные виды компрессии научного текста?

4) В каких сферах функционирует официально-деловой стиль?

5) В чем сходство и различие между языком коммерческой корреспонденции, языком дипломатии и законодательства?

6) Каковы основные требования к сокращению слов и словосочетаний?

7) Какие стили могут быть использованы в языке рекламы?

8) В чем заключаются основные требования к рекламным текстам?

9) В чем заключаются основные особенности устной публичной речи? Приведите примеры, как эти особенности проявлялись в выступлениях известных ораторов.

10) Каковы основные особенности современной речевой ситуации?

11) Связано ли искусство красноречия с нравственным обликом оратора? Обоснуйте свою точку зрения.

III. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1. Контрольная работа выполняется на компьютере или от руки аккуратным, четким почерком.
2. Студенты, фамилии которых начинаются с букв А-В, выполняют контрольную работу № 1; с букв Г-К - контрольную работу № 2; с букв Л-О контрольную работу № 3; с букв П-Я – контрольную работу № 4.

I вариант
1. Укажите примеры с грамматическими ошибками.
1) Благодаря искусству люди научились ценить красоту.

2) Чтобы получить дефицитное лекарство, я обратился к заведующей аптеки.

3) Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

4) Кондуктор напомнил, что нужно оплатить за проезд.
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Руководствуясь этой инструкцией,

1) мебель может быть собрана за два часа.

2) мы самостоятельно собрали шкаф.

3) многое прояснилось.

4) у нас освободилось много времени.

3. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова
1) Из пятиста выпускников академии в аспирантуру поступили только восемь человек.

2) Тяжелый сверток пришлось держать обеими руками.

3) Он самый старейший работник университета.

4) Деревенские женщины полощут белье в речке.
4. Какое из объяснений верно?
1) тракт – большая проезжая дорога

2) аббревиатура – неполное предложение

3) библиограф – человек, собирающий старинные книги
5. Значение какого выражения объяснено неверно?
1) корень зла – источник всех бед

2) ударить по карману – обворовать

3) под самым носом – близко, рядом

4) стоять поперек пути – мешать
6. В каком ряду во всех словах произносится звук «д’»?
1) гвоздь, сладко, подпись

2) деталь, продырявить, придуманный

3) дикий, молотьба, свадьба

4) дистанция, ходьба, лодка
7. В каком ряду слова расположены в строго алфавитном порядке?
1) рыцарь, рычаг, рычание, рьяный

2) филармония, филателия, фуфайка, футуризм

3) характеристика, хамство, футляр, циферблат

4) семья, сенатор, сенсация, сенсационный

8. В каком слове ударение на втором слоге?
1) начала

2) красивее

3) километр

4) обостренный
9. В каком слове произносится звук «о»?
1) афера

2) недоуменный

3) оседлый

4) свекла
10. Подберите хотя бы по одному синониму к помещённым ниже словам.
1) алчность

2) гуманизм

3) деликатность

4) прочность
11. Определите, какие из приведённых ниже аббревиатур склоняются.
ООН, ВАК, СОЭ, ТЭЦ, ЖСК, МИД, БАМ, МИГ, АЭС, МХАТ.
12. Напишите заявление с просьбой о приёме на работу.
13. Напишите расписку в получении денег в сумме 23568 рублей (числительные – цифрами и словами).
14. Напишите доверенность на получение денег в сумме 18990 рублей (числительные – цифрами и словами).
15. Просклоняйте числительное: 7328493 рубля.
16. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?
1) Он был круглый (невежа – невежда), ничем не интересовался.

2) Всем понравилось (демократичный – демократический) выступление известного политика.

3) Голод и страдания (обессилеть – обессилить) его.

4) В зале ожидания находилось (информативный – информационный) табло.
17. Найдите грамматико-стилистические ошибки в предложениях. Отредактируйте предложения.
1) Мать девочки, которая жила в далеком северном городе, решила приехать в Петербург и навестить дочь.

2) Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития.

3) Артист сохраняет свободу выбора приемов игры и может соразмерить силу исполнения арии главного героя сообразно характеру задуманного исполнения роли.

4) Во избежание опасности попадания новичков в деле путешествия по протокам реки рыбаки обращают их внимание на неукоснительное следование карте.

II вариант
1. Укажите примеры с грамматическими ошибками.
1) Те, кто еще не сделали доклад, будут делать его во втором семестре.

2) Мы оплатили турпутевку и отправились на экскурсию.

3) Кресло-качалка отремонтирована и выставлена на веранду.

4) Результаты опыта подтверждают наши предположения.
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Переводя текст,

1) мне был нужен словарь.

2) у меня возникло множество вопросов.

3) я встретил много новых слов.

4) у нас возник спор.
3. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова
1) В рецепте сказано, что в салат нужно добавить несколько грамм перца.

2) Необходимо действовать более решительнее.

3) Этот дом был построен в две тысячи седьмом году.

4) Рота солдат прошла, поднимая пыль, по улице.
4. Какое из объяснений неверно?
1) абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху)

2) авансцена – задняя часть сцены

3) авантюра – рискованное, сомнительное дело, начатое в расчете на случайный успех
5. Значение какого выражения объяснено неверно?
1) за глаза – тайком

2) на глазок – приблизительно

3) быть на вес золота – быть очень тяжелым

4) китайская грамота – бессмыслица, тарабарщина
6. В каком ряду во всех словах произносится звук «ј»?
1) яд, прекрасный, пять

2) переехать, стоял, семьдесят

3) йогурт, пояснить, мое

4) почтальон, съемка, примять
7. В каком ряду слова расположены в строго алфавитном порядке?
1) простота, простофиля, простор, простонародный

2) разгильдяй, разглагольствовать, разглаживать, разглашать

3) раздавить, раздарить, раздатчик, разгрузить

4) разглядывать, разглядеть, разговор, разговорник
8. В каком слове ударение на втором слоге?
1) украинский

2) алфавит

3) ждала

4) выключит
9. В каком слове произносится звук «о»?
1) шерстка

2) акушер

3) опека

4) блеф
10. Подберите хотя бы по одному синониму к помещённым ниже словам.
1) абитуриент

2) кавалерия

3) интеллект

4) земляк
11. Определите, какие из приведенных ниже аббревиатур склоняются.
РАПП, ЗАГС, СНГ, ТЮЗ, ВТЭК, НАТО, СПбГУ, БДТ, ГОУ, РЭУ
12. Напишите объяснительную записку по поводу опоздания на работу.
13. Напишите расписку в получении денег в сумме 37582 рубля (числительные – цифрами и словами).
14. Напишите доверенность на получение денег в сумме 12365 рублей (числительные – цифрами и словами).
15. Просклоняйте числительное: 5689147 книг.
16. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?
1) При переиздании произведения писатель внес немало (стилевых – стилистических) исправлений.

2) В развитии русского языка немаловажную роль играют внеязыковые (факты – факторы).

3) Коллекционеры долго искали (наследие – наследство) знаменитого живописца.

4) За последние десять лет многие деревни (обезлюдеть – обезлюдить).
17. Найдите грамматико-стилистические ошибки в предложениях. Отредактируйте предложения.
1) Картины художников-импрессионистов, которые были выставлены в Эрмитаже в феврале, вы теперь сможете увидеть только на слайдах или открытках.

2) Ответственный за проведение конференции обязан координировать и руководить работой секции.

3) Статья о фильме «Тайны Нью-Йорка» была напечатана в Америке, в 1912 году, в феврале, в номере киножурнала «Пикчер мэгэзин».

4) Во изменение порядка следования колонны байдарочников уставшие перемещались в конец колонны.

III вариант
1. Укажите примеры с грамматическими ошибками.
1) В своих пьесах автор ставит ряд вопросов, волнующих зрителей.

2) Чтобы проводить серьезный анализ состояния экономики, надо опираться на фактах.

3) В очерке журналист описывает о жизни в деревне.

4) Все, кто работает на фабрике, живут в соседнем поселке.
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Сидя в кресле,

1) лампа должна быть слева.

2) не устает спина.

3) удобно отдыхать.

4) ко мне подошла дочь.
3. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова
1) Багаж весил 32,5 килограмма.

2) Отряд партизанов вышел из окружения.

3) В нашей группе учатся двое девушек.

4) Заводу требуются опытные слесари и плотники.
4. Какое из объяснений неверно?

1) аборигены – коренные жители страны, местности

2) абсурд – нелепость, бессмыслица

3) анафема – черт, дьявол
5. Значение какого выражения объяснено неверно?
1) в кои-то веки – давно

2) от альфы до омеги – от начала до конца

3) вокруг да около – обходя суть дела

4) время от времени – от случая к случаю

6. В каком ряду во всех словах произносится звук «к»?
1) кисель, помог, композитор

2) вдруг, отклеился, раскинув

3) округлить, архипелаг, отказ

4) циркуль, копейка, вокзал
7. В каком ряду слова расположены в строго алфавитном порядке?
1) обогнать, обогнуть, обобрать, обождать,

2) обознаваться, обознаться, обозлиться, обозначать

3) огонек, огонь, огород, огородник

4) проза, прозаик, прозрение, прозорливец
8. В каком слове ударение на третьем слоге?
1) диагноз

2) жалюзи

3) хозяева

4) приобретение
9. В каком слове произносится звук «о»?
1) хребет

2) жернов

3) шедевр

4) афера
10. Подберите хотя бы по одному синониму к помещённым ниже словам.
1) аббревиатура

2) варвар

3) задира

4) наставник

11. Определите, какие из приведённых ниже аббревиатур склоняются.

ЗАГС, ООН, ТЮЗ, СОЭ, ЖСК, НАТО, БАМ, БДТ, АЭС, МГУ
12. Напишите служебную записку о необходимости закупить новое оборудование в цех по обработке дерева.
13. Напишите расписку в получении денег в сумме 43765 рублей (числительные – цифрами и словами).
14. Напишите доверенность на получение денег в сумме 28059 рублей (числительные – цифрами и словами).
15. Просклоняйте числительное: 4275934 избирателя.
16. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?
1) Люди часто не понимают (существо – сущность) происходящих событий.

2) Впечатлений от поездки осталось много, но главное – это исключительно (дружеский – дружественный) отношение к нам народа, проживающего в этой стране.

3) Ученые успешно (провести – произвести) раскопки города древних инков.

4) Практика показала, что это очень (эффективный – эффектный) метод лечения.

17. Найдите грамматико-стилистические ошибки в предложениях. Отредактируйте предложения.
1) Василий Чекрыгин – художник, современник Циолковского, который рисовал переселение людей в затерянные в космосе миры, трагически погиб в 1925 году, когда ему было всего 25 лет.

2) Мы, потомки, восторгаемся и славим ратные подвиги наших предков.

3) Декорации недавно поставленного театром спектакля продемонстрировали художественную выдумку и талант художника Большого театра российской столицы.

4) Вследствие изменения проложенного накануне курса движения байдарочной колонны мы оказалось в незнакомом протоке, вода в котором неслась с огромной скоростью.

IV вариант
1. Укажите примеры с грамматическими ошибками.
1) Вопреки правил мы сдали экзамен досрочно.

2) В окна, наполовину занесенные снегом, глядел рассвет.

3) Покупки можно оплатить наличными.

4) Меня обрадовал хороший отзыв на мою дипломную работу.
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обсуждая новую книгу,

1) собеседники не пришли к единому мнению.

2) у нас возникли воспоминания.

3) мне стало скучно.

4) у автора улучшилось настроение.

3. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова
1) Из четыреста книг мы смогли взять с собой только шестьдесят.

2) Как правило, редакторы при работе с рукописью внимательно следят за тем, чтобы в ней сохранялся авторский стиль.

3) Чемодан весил 13,5 килограммов.

4) Офицеры собрались в штабе полка.
4. Какое из объяснений (не)верно?

1) навзничь – лицом вниз

2) эскорт – военный конвой, охрана

3) аксиома – то, что требует подтверждения, доказательства
5. Значение какого выражения объяснено неверно?
1) ахиллесова пята – наиболее уязвимое место

2) стоять горой – отстаивать

3) биться головой об лед – совершать необдуманные поступки

4) тише воды, ниже травы – безобидный, кроткий
6. В каком ряду во всех словах произносится звук «х»?
1) легковесный, хирург, нахлынуть

2) слегка, мягко, хобби

3) хоккей, хриплый, хитро

4) бухгалтер, ходьба, химический
7. В каком ряду слова расположены в строго алфавитном порядке?
1) аркада, ассистент, ассистировать, аудиенция

2) археолог, археологический, асимметрия, асимметричный

3) дорожка, дорожный, дорасти, достопримечательность

4) киноактер, кинозал, кинотеатр, киножурнал
8. В каком слове ударение на первом слоге?
1) эксперт

2) каталог

3) свекла

4) квартал
9. В каком слове произносится звук «о»?
1) забредший

2) гренадер

3) желоб

4) пекло
10. Подберите хотя бы по одному синониму к помещённым ниже словам.
1) аккомпанемент

2) актуальность

3) вместимость

4) пляска
11. Определите, какие из приведённых ниже аббревиатур склоняются.
ВАК, РАПП, ТЭЦ, СНГ, МИД, СПбГУ, МИГ, МХАТ, ГОУ
12. Напишите докладную записку об аварийном состоянии помещения, где вы работаете.
13. Напишите расписку в получении денег в сумме 10987 рублей (числительные – цифрами и словами).
14. Напишите доверенность на получение денег в сумме 14850 рублей (числительные – цифрами и словами).
15. Просклоняйте числительное: 8693275 жителей.
16. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?
1) По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве его работы и (предоставленный – представленный) отчета.

2) В конце документа он поставил (подпись – роспись).

3) Эти модели после (апробирование – апробация) переданы в массовое производство.

4) В его (изобретательный – изобретательский) голове появилось неожиданное и остроумное решение этой проблемы.

17. Найдите грамматико-стилистические ошибки в предложениях. Отредактируйте предложения.
1) Музыкальное произведение литовского мастера Чюрлениса, с которым мы познакомились в его музее в Каунасе, чем-то напоминает его картины.

2) Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы.

3) Появлению героя во второй картине оперы Чайковского «Пиковая дама» в дверях балкона дома старой графини сопутствует резкая смена музыкального ритма.

4) Байдарочники, ввиду игнорирования советов рыбаков, излишней самоуверенности и отклонения от карты, долго искали выход из протоков и разливов – это были сплошные заросли, залитые водой.

IV. ОБРАЗЦЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Образец

ДОВЕРЕННОСТЬ
Я, Семенов Александр Петрович (паспорт 40 03 459862 выдан 12.05.2003 г. 31 отделом милиции Калининского района Санкт-Петербурга), доверяю Семеновой Татьяне Владимировне (паспорт 40 02 348529, выдан 11.07.2002 г. 35 отделом милиции Приморского района Санкт-Петербурга) получить в производственной фирме АЛВА причитающуюся мне заработную плату за февраль 2008 года в сумме 12659 (двенадцать тысяч шестьсот пятьдесят девять) рублей 35 копеек.
Дата Подпись


Подпись Семенова А.П. заверяю (Указывается должность и фамилия лица, заверяющего документ. Подпись. Печать).


Образец

РАСПИСКА
Дана в том, что я, Федоров Владимир Алексеевич, проживающий по адресу: 195030, Санкт-Петербург, проспект Наставников, д.39, кв.276 (паспорт 40 04 247568, выдан 17.06.2004 года 26 отделом милиции Красногвардейского района Санкт-Петербурга), получил от заместителя директора завода «Стройдеталь» Корнеева С.К. деньги в сумме 39 470 (тридцать девять тысяч четыреста семьдесят) рублей за ремонт оборудования цеха №2.
Дата Подпись
Генеральному директору

ОАО «Хрусталь»

Титову К.В.
от Тимофеева

Андрея Борисовича,

проживающего по адресу:

г. Санкт-Петербург,

Лесной пр., д.20, кв.61.


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять меня с 18 марта 2008 года на должность менеджера отдела продаж.

Дата Подпись


Директору автотранспортного

предприятия № 5

Семенову В.А.
водителя I категории

Краснова Ю.С.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить мне очередной отпуск на 28 календарных дней с 7 апреля 2008 года.

Дата Подпись


Генеральному директору

ЗАО «Спецгидравлика»

Петровскому Н.И.

от ведущего бухгалтера

Григорьевой В.М.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Смета строительства нового корпуса не была составлена к 1 марта 2008 года в связи с отсутствием проектной документации.

Дата Подпись


Зам. директора

НПО «Объектив»

Короткову Ю.С.
от зав. химической лабораторией

Алексеева А.М.

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
Лаборатория просит выделить компьютеры, необходимые для совершенствования методов исследования.
Дата Подпись

V. ЛИТЕРАТУРА
Основная


  1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2004.

  2. Культура русской речи и эффективность общения. – М.,1996.

  3. Практикум по русскому языку и культуре речи / Научный редактор И.Г. Проскурякова. – М., 2005.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2007.

  5. Русский язык и культура речи: Учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – М., 2005.

Дополнительная


  1. Акишина А.Я., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 2007.

  2. Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М., 1993.

  3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник / Под ред. И.М. Рожковой. – М., 1997.

  4. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб., 1999.

  5. Лебедев В.К. Знакомьтесь: числительное. – М.,2007.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
I. Распределение учебных часов по дисциплине.

Содержание курса …………………………………………….. 3
II. Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы …… 5
III. Контрольные работы ………………………………………… 7
IV. Образцы составления деловых документов ……………… 20
V. Литература …………………………………………………... 23


Похожие:

Кафедра русского языка и литературы icon Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская...
Кафедра русского языка и литературы icon Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А
Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках...
Кафедра русского языка и литературы icon Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся...
...
Кафедра русского языка и литературы icon Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских...
Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным...
Кафедра русского языка и литературы icon Методическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы
Кафедра русского языка и литературы icon Кафедра русского языка Учебно-исследовательские проекты школьников...
Рекомендовано к печати кафедрой русского языка Тверского государственного университета (протокол №2 от 5 октября 2016 г.)
Кафедра русского языка и литературы icon Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии...
...
Кафедра русского языка и литературы icon Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Кафедра русского языка и литературы icon Ван Хуэй Языковая специфика кулинарных рецептов китайской кухни на...
Рецензент: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и литературы
Кафедра русского языка и литературы icon Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Введение 2-3стр
Кафедра русского языка и литературы icon Учитель русского языка и литературы
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал...
Кафедра русского языка и литературы icon Резюме николаенко Елена
Брянский государственный университет им ак. И. Г. Петровского, факультет русского языка и литературы
Кафедра русского языка и литературы icon Медицинский институт кафедра русского языка
«Гуманитарный, социальный и экономический цикл», базовая (обязательная) часть цикла
Кафедра русского языка и литературы icon На уроках русского языка и литературы
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей инвалидов»
Кафедра русского языка и литературы icon Научно-методическая разработка
Средства формирования коммуникативных ууд у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Кафедра русского языка и литературы icon На уроке русского языка и литературы
Реальности времени предъявляют новые повышенные требования к профессиональной компетентности учителя

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск