Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….…….2
Русский язык (1-9 класс)………………………………………………………………6
Литературное чтение (1-4 класс)……………………………………………………..28
Литература (5-9 класс)…………………………………………………………………28
Иностранный язык (8-9 класс) ……………………………………………………....44
Математика (1-9 класс)………………………………………………………….....….54
Информатика, ИКТ (8-9 класс)…………………………………………………….....72
Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4 класс)……………………...76
История (7-9 класс)………………………………………………………………..…..84
Обществознание (включая экономику и право) (8-9 класс)……………………….97
География (6-9 класс)……………………………………………………………… .100
Природоведение (5 класс)……………………………………………………………116
Биология (6-9 класс)………………………………………………………………….120
Музыка (1-4 классы)………………………………………………………………….132
Изобразительное искусство (1-9 классы)……………………………..……………143
Искусство (музыка и ИЗО) (5-9 класс) …………………………………………… 154
Технология (1-9 класс)………………………………………………………..….…..177
Ручной труд (1-4 класс)……………………………………………………….177
Столярное дело (7-9 класс)……………………………………………….…..204
Швейное дело (7-9 класс)…………………………………………………….242
Сельскохозяйственный труд (5-7 класс)……………………………………266
Физическая культура (1-9 класс)……………………………………………………324
Основы религиозных культур и светской этики (4 класс)…………………….…347
Социально – бытовая ориентировка (5-9 класс)……………………………….….352
Основы физики (8-9 класс)……………………………………………………….…377
Основы химии (8-9 класс)………………………………………………………..…380
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа КГБОУ «Тинская общеобразовательная школа-интернат» составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Письмо Министерства образования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
Содержание программы выстроено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, под. ред. В.В.Воронковой.- М.: Просвещение,2013г.; 5-9 класс в 2-х сб./ под. ред. В.В.Воронковой.-М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2011г.,2012г.
Адаптированная основная образовательная программа построена на основе следующих дидактических принципов:
Воспитывающего характера обучения;
Практической направленности обучения;
Доступности обучения;
Индивидуального и дифференцированного подхода;
Коррекционно – развивающего обучения;
Расширения социальных связей;
Интегрированного обучения.
Программа предназначена для обучения детей с умственной отсталостью легкой степени, учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития.
Программа направлена на разносторонне развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы составляют 9 лет.
Целью образовательной деятельности является максимально возможное всестороннее развитие и социальная адаптация обучающихся в современном обществе, готовность к трудовой деятельности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания программ;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, стране, семье;
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие обучающихся, формирование здорового образа жизни;
развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся.
Условия реализации образовательной программы.
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое дефектологическое образование. Обучение учащихся по предметам, включенным в адаптированную основную образовательную программу, осуществляют учителя. Коррекцию речевых недостатков и формирование основы для овладения навыками коммуникации осуществляют совместно учитель – логопед, учитель и воспитатель класса. Максимальную коррекцию познавательных процессов осуществляет учитель-дефектолог. Оказывают содействие психическому здоровью, образовательным интересам, коррекции затруднений в личностном развитии педагог – психолог.
Образовательное учреждение располагает необходимым набором помещений (учебные кабинеты, кабинет педагога - психолога, дефектолога, логопеда, медицинский блок, мастерские для занятий технологией и т.д.), материально – технической базой, обеспечивающей образовательную деятельность и соответствующую действующим правилам и нормам безопасности.
Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе учреждения, предусматривает максимально возможное формирование компетенций учащихся в соответствии с задачами данной адаптированной основной образовательной программы. Обучение имеет практическую направленность.
Содержание обучения.
Первый этап: 1 – 4 классы.
На этом этапе общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической задачей специального обучения;
Основными задачами начального обучения детей являются:
Обеспечение элементарного начального образования. Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счету, элементарному труду.
Создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка.
Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики.
Развитие речи, исправление речевых недостатков.
Воспитание положительного отношения к трудовой деятельности.
Включение детей в коллектив школы, участие в школьных мероприятиях.
Образовательные области включают следующие предметы:
- литературное чтение;
- русский язык;
- математика;
- окружающий мир (человек, природа, общество);
- музыка;
- изобразительное искусство;
- физическая культура;
- технология;
- основы религиозных культур и светской этики
Раздел «Коррекционная работа» представлен следующими компонентами: обязательные индивидуальные и групповые занятия по выбору, логопедические занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Целью коррекционных занятий является эмоционально – волевое развитие, развитие коммуникативных функций, развитие высших психических функций, закрепление адаптивных навыков, а также укрепление здоровья и основ здорового образа жизни учащихся.
Второй этап (5 – 9 классы).
В 5 – 9 классах осуществляется обучение основным общеобразовательным предметам и профессионально-трудовое обучение, при этом ставится целью социально-трудовая и бытовая адаптация и реабилитация умственно отсталых обучающихся.
Основными задачами обучения детей на этом этапе являются:
Обеспечение базового уровня общеобразовательных знаний и умений, необходимого для социальной адаптации учащихся;
Обеспечение коррекции развития детей с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Образовательные области включают следующие предметы:
- литература;
- русский язык;
- иностранный язык;
- математика;
- информатика, ИКТ;
- история;
- обществознание (включая экономику и право);
- география;
- биология;
- природоведение;
- искусство (музыка и изо);
- физическая культура;
- технология
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения представлен следующими компонентами:
-технология;
- социально – бытовая ориентировка;
- основы физики;
- основы химии.
Раздел «Коррекционная работа» представлен следующими компонентами: технология, логопедические занятия.
Основными условиями развития обучающихся являются:
учет возрастных особенностей;
развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.
Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Даная образовательная программа содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.
Содержание обучения на каждом этапе строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию, преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы.
Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую, коррекционную направленность. Учреждение готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.
В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение в школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Для учащихся, которые в силу своих психофизических особенностей не осваивают адаптированную основную образовательную программу, разрабатываются адаптированные образовательные программы. Эти программы являются персональным маршрутом реализации личностного потенциала учащихся. Адаптированная образовательная программа составляется на основе комплексной психолого – педагогической диагностики специалистами, сопровождающими развитие ребенка (учителем – дефектологом, учителем- логопедом, педагогом – психологом, социальным педагогом), учителем, воспитателем класса и направлена на максимально возможную включенность учащихся в образовательный процесс с учетом выявленных положительных сторон личности ребенка, потенциальных возможностей развития, которые являются опорой коррекционно – развивающей работы.
Достижения обучающихся оцениваются с точки зрения выполнения адаптированных основных образовательных программ, учитывается динамика продвижения обучающихся в освоении программы, учитывается мера старательности, настойчивости, труда.
Стимулирующий характер текущей оценки – важнейшая часть учебно – воспитательного процесса, коррекционной работы, направленной на освоение основ учебной деятельности, формирование позитивного отношения к школе.
Адаптированная основная образовательная программа носит рамочный, открытый характер и задает перспективу возможного, а не перечень необходимого.
РУССКИЙ ЯЗЫК (1– 9 КЛАССЫ)
Пояснительная записка.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи обучения русскому языку:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), грамматика, правописание и развитие речи (2—9 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Со второго класса начинается изучение грамматики и правописания.
|