«Согласовано» «Утверждено»
Начальник Управления образования на заседании пед.совета
Альметьевского муниципального района от __08.2012г.
_________________Н.М.Хайдарова МБОУ Новосуркинская ООШ
Директор школы:____________
/Григорьева О.В./
Основная образовательная программа начального
общего образования
МБОУ «Новосуркинская основная общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
на 2011-2015 учебный год
Содержание.
1.Целевой.
1.Пояснительная записка.------------------------------------------------------------3
2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.-------------8
3.Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.------------20
2. Содержательный.
1.Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.-------------------------------------29
2.Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.-----------------------------------------------------------------------------39
3.Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.------------------------------------------41
4.Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.-------------------------------------------------------------58
5.Программа коррекционной работы.------------------------------------------------65
3.Организационный.
1.Учебный план начального общего образования.--------------------------------69
2.План внеурочной деятельности.-----------------------------------------------------80
3.Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с условиями Стандарта.------------------------------------------------84
Приложение 1
Программа отдельных учебных предметов начального образования --------89
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования для ОУ, работающих по УМК «Перспектива» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Перспектива».
Образовательная программа «Перспектива» представляет собой систему взаимосвязан-ных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функцион-ирования и развития конкретного образовательного учреждения.
Образовательная программа «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
1.Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2.Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
— программу развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
— программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу духовно-нравственного развития и воспитания.
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
— программу коррекционной работы1.
3.Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса
Организационный раздел включает:
— учебный план начального общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
- внеурочную деятельность
— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является:
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Перспектива».
Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»:
-
Достижение личностных результатов учащихся:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
«Новосуркинская основная общеообразовательная школа» - муниципальное бюджетное образовательное учреждение Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Устав утвержден от 22 августа 2011 года, № 3510, зарегистрирован Филиалом Государственной регистрационной палаты при министерстве юстиции РТ в Альметьевском районе и г. Альметьевске РТ 29 мая 2001г. Получение свидетельства о государственной аккредитации №1064 31 мая 2011г. Государственный статус учреждения - общеобразовательное учреждение, основная общеобразовательная школа. Перечень образовательных программ, прошедших государственную аккредитацию:
1.Образовательная программа начального общего образования.
2. Образовательная программа основного общего образования.
Юридический адрес школы:
423425, с.Новое Суркино,
Альметьевского района, РТ.
тел. 8 (8553) 36-53-15, факс 8 (8553) 36-53-15,
Е-mail: SNsurk.Alm@edu.tatar.ru
Директор школы: Григорьева Оксана Владимировна
Образовательная среда МБОУ «Новосуркинская ООШ» представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:
Количество обучающихся в начальной школе – 12 человек;
Исполнители Программы: Педагогический коллектив МБОУ «Новосуркинская ООШ», администрация, родительская общественность, социальные партнеры школы.
За годы функционирования и развития в школе сложился творческий коллектив учителей, родителей и учащихся. Педагогический коллектив школы отличается творчеством, открытостью, доброжелательностью, готовностью к инновациям. 6 учителей, работающих в школе - это её выпускники.
Начальная школа реализует программы комбинированного типа. Для учащихся с повышенной мотивацией проводятся дополнительные занятия педагога, также индивидуально-групповые занятия с детьми, имеющими проблемы в обучении.
Со 2 класса учащиеся изучают английский язык.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, художественно–эстетическое, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.
Родители, выбирая данную школу для образования своих детей, отмечают психологический климат, царящий в школе, дисциплину, стабильность педагогических кадров, порядок.
Дидактические системы, используемые в начальной школе, носят вариативный характер и адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, при этом доминирует деятельностный подход.
Специфика кадров МБОУ «Новосуркинская ООШ», определяется высоким уровнем профессионализма, высоким инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.
По образовательному уровню – высшее педагогическое образование имеют 1 человек (50% ).
По квалификационным категориям имеют:
первую квалификационную категорию - 1 человек
вторую квалификационную категорию – 1 человек
Учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, библиотека художественной и методической литературы). Кроме того, классы оснащены наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями.
Школа работает в условиях 6-дневной рабочей недели, кроме первых классов. Во второй половине дня проходят занятия по внеурочной деятельности. Организовано горячее одноразовое питание, которое осуществляется за счет средств родителей и денег поступающих из социальной сферы.
Прием учащихся в первый класс осуществляется по заявлению pодителей.
В школе формируются классы с постоянным составом учащихся, средняя наполняемость классов – 5 человек.
Обучение в первом классе в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной рабочей неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся в 1 классе 4 уроков и 1 день в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре –по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый.
Во 2-4 классах - уроки по 45 минут.
В школе существуют традиции чествования ветеранов ВОВ и тыла. Ежегодно устраиваются митинг в честь дня Победы, празднование Дня пожилых людей.
УМК «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой ? системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой УМК «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.)
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
|