Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы»

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы»


НазваниеПояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы»
страница1/45
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 63 г. Томска,






УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МАДОУ №63

__________ /О.Г.Малаховская /

Педагогический совет

Протокол № 3 от 31.03.2016


АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –

ДЕТСКОГО САДА №63 Г.ТОМСКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
составлена на основе

ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

Томск 2016г.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка


  • Цели и задачи реализации «Программы»

  • Принципы и подходы к формированию «Программы»

Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы» Планируемые результаты освоения «Программы»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Введение в раздел

Первая ступень обучения. Младший дошкольный возраст

Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи Направления логопедической работы на первой ступени обучения

  • Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения

  • Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Игра

Ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с природными материалами

  • Представления о мире людей и рукотворных материалах

  • Безопасное поведение в быту, социуме, природе

  • Труд

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Конструктивные игры и конструирование

  • Преставления о себе и об окружающем природном мире

  • Элементарные математические представления Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Изобразительное творчество

Рисование

Лепка

Аппликация

  • Музыка

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура

  • Представления о здоровом образе жизни и гигиене


Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи Направления логопедической работы на второй ступени обучения

  • Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения

  • Основной этап логопедической работы на второй ступени обучения Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Игра

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с природными материалами
Подвижные игры с использованием полифункционального игрового оборудования

  • Представления о мире людей и рукотворных материалах

  • Безопасное поведение в быту, социуме, природе

  • Труд


Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Конструирование

  • Преставления о себе и об окружающем природном мире

  • Элементарные математические представления Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Изобразительное творчество Рисование

Лепка

Аппликация

  • Музыка

Образовательная область «Физическоеразвитие»

  • Физическая культура

  • Представления о здоровом образе жизни и гигиене


Третья ступень обучения.
Старший дошкольный возраст

Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи Направления логопедической работы на третьей ступени обучения

  • Подготовительный этап логопедической работы на третьей ступени обучения

  • Основной этап логопедической работы на третьей ступени обучения Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Игра

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с природными материалами

  • Представления о мире людей и рукотворных материалах

  • Безопасное поведение в быту, социуме, природе

  • Труд

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Конструирование

  • Преставления о себе и об окружающем природном мире

  • Элементарные математические представления Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Изобразительное творчество Рисование

Лепка

Аппликация

  • Музыка

Образовательная область «Физическоеразвитие»

  • Физическая культура

  • Представления о здоровом образе жизни и гигиене


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Первая ступень обучения. Младший дошкольный возраст

Примерный перечень игр и игровых упражнений Примерный перечень детского литературного материала Примерный перечень иллюстративного материала

Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства Примерный перечень музыкального материала Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст

Примерный перечень игр и игровых упражнений Примерный перечень детского литературного материала Примерный перечень иллюстративного материала

Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства Примерный перечень музыкального материала Третья ступень обучения. Старший дошкольный возраст

Примерный перечень игр и игровых упражнений Примерный перечень детского литературного материала Примерный перечень иллюстративного материала

Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства Примерный перечень музыкального материала

Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды

Список рекомендуемой литературы Сведения об авторах

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для организации работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 3-х до 7-8-ми лет (Дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации)1.

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья2.

«Программа» содержит материал для организации коррекционноразвивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе ФГОС ДО разработана предлагаемая «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

  • на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

  • на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

«Программа» включает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»

Цель реализации «Программы» — проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.

«Программа» разрабатывалась как адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, поэтому ее целесообразно использовать как основу для организации коррекционно-образовательного процесса при тяжелом нарушении речи у детей, а также в ходе проектирования индивидуальных коррекционных программ. Однако гибкие базисные универсальные программы могут найти и более широкое применение в практике психологопедагогической коррекции.

Задачи «Программы»:

  • помочь специалистам дошкольного образования в психологопедагогическом изучении детей с речевыми расстройствами;

  • способствовать общему развитию дошкольников с ТРН, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

  • способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований. Ответственность за реализацию «Программы» полностью возлагается на администрацию дошкольной организации (заведующего, старшего воспитателя), психолого-медико-педагогический консилиум и попечительский совет родителей.

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

  2. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  3. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

  4. возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

  5. специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:

  1. преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;

  2. разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество организации с семьями;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

~

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). — Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).


ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы»

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы...
Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка. Общие положения
Цели и задачи реализации программы Принципы и подходы к формированию программы

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы...
Цели и задачи программы

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка 1 Цели и задачи реализации Программы 2 Принципы...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации рабочей программы...
Организационный раздел 37 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 37

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1...
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации программы 4 1...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconЦелевой раздел программы. Пояснительная записка. 1 Цели, задачи реализации...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка
Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка
Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» Принципы...
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с тнр

Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» iconПояснительная записка 1 Цели и задачи реализации программы 2 Принципы...
Значимые для разработки и реализации программы характеристики (возрастные и индивидуальные особенности воспитанников)


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск