АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
образования ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №1 города Заозерного
на 2016 – 2017 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2
2.АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 5
2.1.Целевой раздел 5
68.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6
935.1.1.Речевая коммуникация 40
940.1.1.Произношение 40
945.1.1.Фонематическое восприятие 40
950.1.1.Навыки языкового анализа 40
955.1.1.Лексика 41
960.1.1.Грамматический строй 41
965.1.1.Связная речь 42
970.1.1.Чтение 42
984.1.1.Письмо 43
1213.1.1.Оценка « 2» 52
2.2.Содержательный раздел 57
1377.I-IV классы 58
1402.V-IX классы 60
1414.Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов 60
1426.Обучение грамоте 62
1440.Практические грамматические упражнения и развитие речи 62
1455.Чтение и развитие речи 63
1462.Речевая практика 64
1506.МАТЕМАТИКА
Пояснительная записка 66
1542.МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА Пояснительная записка 68
1586.Безопасное поведение 70
1598.МУЗЫКА 71
1599. I-V классы
Пояснительная записка 71
1616.Элементы музыкальной грамоты 73
1623.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
I-V классы
Пояснительная записка 73
1625.Основные задачи изучения предмета: 73
1627.Примерное содержание предмета 74
1670.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Пояснительная записка 77
1709.Работа с глиной и пластилином 81
1711.Работа с природными материалами 81
1714.Работа с бумагой 81
1738.Работа с древесными материалами 82
1744.Работа металлом 83
1752.Работа с металлоконструктором 83
1755.Комбинированные работы с разными материалами 83
1758.V-IX классы
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка 83
1790.Деловое письмо 85
1801.МАТЕМАТИКА
Пояснительная записка 86
1851.ИНФОРМАТИКА (VII-IX классы) 88
1852.Пояснительная записка 88
1858.ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (V-VI классы) 88
1859.Пояснительная записка 88
1882.Введение 90
1884.Вселенная 90
1888.Наш дом — Земля 90
1915.Вода 91
1951.Человек 93
1961.БИОЛОГИЯ
Пояснительная записка 93
1974.РАСТЕНИЯ 94
1975.Введение 94
1990.Растения леса 95
2004.Комнатные растения 95
2012.Цветочно-декоративные растения 96
2016.Растения поля 96
2022.Овощные растения 96
2031.Растения сада 96
2036.ЖИВОТНЫЕ 96
2037.Введение 96
2042.Беспозвоночные животные 97
2059.Позвоночные животные 97
2132.ЧЕЛОВЕК 100
2133.Введение 100
2137.Опора и движение
Скелет человека 100
2151.Кровообращение 100
2160.Дыхание 101
2170.Питание и пищеварение 101
2181.Выделение 101
2187.Размножение и развитие 102
2197.Покровы тела 102
2204.Нервная система 102
2210.Органы чувств 102
2218.ГЕОГРАФИЯ
Пояснительная записка 103
2226.Начальный курс физической географии 103
2234.География России 104
2239.География материков и океанов 104
2242.Государства Евразии 104
2245.ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Пояснительная записка 104
2248.Личная гигиена и здоровье 105
2261.Охрана здоровья 105
2269.Жилище 105
2297.Питание 107
2317.Транспорт 108
2325.Средства связи 108
2335.Предприятия, организации, учреждения 109
2339.Семья 109
2348.МИР ИСТОРИИ
Пояснительная записка 109
2351.Введение 110
2370.История Древнего мира 110
2411.История человеческого общества 112
2443.Введение в историю 113
2447.Русь в IX – I половине XII века 114
2458.Россия в XVI – XVII веках 114
2464.Россия в XVIII веке 114
2469.Россия в первой половине XIX века 115
2481.Россия в 1917-1921 годах 115
2492.1941-1945 годов 116
2509.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Пояснительная записка 118
2568.ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД Пояснительная записка 120
2574.Примерное содержание 121
2582.ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
Логопедические занятия 122
2589.Психокоррекционные занятия 122
2596.Ритмика 122
2631. 1 класс- 4 классы: 125
2632.5-9 классы: 125
2634.1 класс- 4 классы: 125
2635.5-9 классы: 125
2637.1 класс- 4 классы: 125
2638.5-9 классы: 125
2640.Основные направления духовно-нравственного развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 125
2690.I класс-IV классы: 129
2693.V-IX классы: 129
2697.I класс-IV классы: 129
2700.V-IX классы: 129
2704.I класс-IV классы: 130
2708.V-IX классы: 130
2714.I класс-IV классы: 130
2717.V-IX классы: 130
2891.сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; 133
2892.сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; 133
2893.дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье; 133
2894.сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе; 133
2895.научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать свое здоровье; 133
2896.сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; 134
2897.сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; 134
2898.обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях; 134
2899.сформировать навыки позитивного общения; 134
2900.научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; 134
2901.сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. 134
2905.создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации; 134
2906.организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся; 134
2907.организация физкультурнооздоровительной работы; 134
2908.организация работы с родителями (законными представителями); 134
2909.организация просветительской и методическая работа с педагогами и специалистами. 134
2.2.5.Программа коррекционной работы 136
2941.Цель коррекционной работы 136
2982.Основные направления и формы организации внеурочной деятельности 140
2.3.Организационный раздел 142
3009.2.3.1. Учебный план 142
3905.Финансовые условия реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы 154
3914.Материально-технические условия реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы 155
-
общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее — АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее — АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается ОО в соответствии со Стандартом и с учетом АООП с привлечением органов самоуправления - управляющего совета, обеспечивающего государственно-общественный характер управления ОО.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах и индивидуально, при этом в организации создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования, что дает возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
— принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП образовательной ОО (далее — ОО), а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
|