Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников


Название Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников
страница 1/24
Тип Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




НАУЧН0-ИССЛЕД0ВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ АКАДИМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

на правах рукописи

УСОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Специальность 13.00.02 -методика преподавания литературы

Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук




Москва - 1989





Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. Кинообразование как составная часть современного

педагогического процесса …...5

1 ГЛАВА. Теоретико-методологические основы кинообразования……….. ..20

1.1. Кинообразование как многоаспектное понятие, выявляющее
полифункциональнш возможности экранных искусств в

ду­ховном развитии общества …20

1.2. Структурный состав теории кинообразования …34

1.3. Потенции кинообразования как средства духовного воспи­-
тания личности на основе развития восприятия простран-­
ственно-временной формы повествования (по материалам
развития кинематографа I896-I9I7 гг.) …45.

1.4. Потенции кинообразования как отрасли педагогической науки
о закономерностях, формах и методах виспитания личности
и коллектива средствами экранного искусства (на материа­-
ле кинематографа 20-х годов) …54.

1.5. Потенции кинообразования как метода формирования аудио-­
визуального восприятия (на материале киноискусства
30-50-х годов) …82.

1.6. Модель, кинообразования по результатам развития киноис-­
кусства 20-х-50-х годов …96.

2 ГЛАВА. Содержание, формы и методы приобщения к киноискус­-
ству в советской педагогике 60-80-х годов .104.

2.1. Кинообразование и педагогика 60-80-х годов .104.

2.2. Проблемы формирования и использования знаний о киноис­кусстве в учебно-воспитательном процессе школы 60-х годов /урок литературы - кинофакультатив - киноклуб/……………………………………… 109.

2.3. Проблема формирования целостного восприятия кино ….112.

2.4. Принцип изучения поэтики кино в комплексе с художест-­
венно-творческой деятельностью, учащихся .. 116
2.5. Принцип изучения теории и истории кино в комплексе с

идейно-политическим воспитанием учащихся. 120.

2.6. Метод развития киновосприятия в практике анализа идейно-
художественной структуры фильма . 123.

2.7. Формы и методы использования киноискусства в воспита­-
нии учащихся на базе школьных, общеэкранных и специа-­
лизированных детских кинотеатров. 131.

2.8. Задачи формирования аудиовизуальной культуры на стыке
художественного творчества и восприятия в педагогике
70-80-х годов ..143.

3 ГЛАВА. Аудиовизуальная грамотность как условие реализа­-
ции задач кинообразования 160.

З.1. Уровни восприятия фильма старшеклассниками … 161

3.2. Особенности мышления старшеклассников, в момент воспри­-
ятия художестве иной структуры фильма. … 172

3.3. Особенности восприятия кинематографического времени

и пространства ……. 180.

  1. Примерная модель восприятия структуры звукозритель­-
    ного образа .184.

  2. Перцептивные действия в процессе аудиовизуального
    восприятия ..193.

  3. Методика формирования аудиовизуальной грамотности.
    Первый этап - рассмотрение последовательности раз­-
    вития кинообраза …196

3..7. Второй этап - освоение понятия кинообраза, его структуры
на основе сопоставления с художественным образом
в других видах искусства …. 212

3.8. Заключительный этап эксперимента по формирование

аудиовизуальной грамотности старшеклассников. 229.

4 ГЛАВА. Анализ идейно-художественной концепции фильма

как завершающий этап процесса кинообразования……….238.

4.1. Особенности анализа фильма старшеклассниками…… 239

4.2. Экспериментальная методика анализа идейно-художествен­-
ной концепции фильма……………………………………………………………. 246.


4.3. Содержание экспериментальной работы по формированию

навыков анализа художественной структуры фильма………….. 252.

4.4. Система вступительных слов перед просмотром…………………………………….255

4.5. Система вопросов для обсуждения, анализа идейно-
эстетической концепции фильма……………………………………… 267.


4.6. Принцип анализа идейно-эстетической концепции фильма............ ………………279.

4.7. Возможности анализа идейно-эстетической концепции филь­ма в формировании мировоззрения уч ащихся………………………………………………………. 28 5.

4.8. Восприятие времени, социальной действительности,

запечатленных в фильме……………………………………………… 287.

4.9. Рассмотрение авторского мировоззрения в кинематографи­-
ческой интерпретации литературного первоисточника………..293.


4.10. Осмысление истории и современности в практике

анализа художественной структуры фильма…………………..298.

4.11. Осмысление философских, нравственных вопросов

бы­тия при анализе полифонического строя фильма…………….. 305.

4.12. Модель аудиовизуальной культуры в системе идейно-эстетического воспитания учащихся 1-10 классов /по материалам Тушинского эксперимента в г.Москве/…………………………………………………………….. ……316.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………… 325.

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………337

ВВЕДЕНИЕ. КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

СОВРЕМЕННОГО ЩЦАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Всестороннее развитие человека на этапе качественно нового состояния нашего общества непосредственно связано с проблемой эстетического воспита­ния и художественного развития, использования искусства в реше­нии новых социальных задач: воспитание человека, способного самостояте­льно строить современное общество, его культуры, морали на основе эстетических, художественных, философских дости­жений человечества, формирование граждански активной личности /11, 90-92/.

В практике соврдаэнной общеобразовательной школы перечислен­ные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостато­чно: на эстетическое воспитание и художественное развитие уча­щихся младшего и среднего школьного возраста ориентированы то­лько уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же обща­ются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основ­ном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телеви­дением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагопри­ятна для развития общего художественного уровня, культуры, чи­тательских вкусов, интересов к художественной литературе. Как свидетельствуют социологические исследования НИИ художественно­го воспитания АПН СССР, самые низкие показатели художественного развития имеют школьники, которые называют среди своих любимых видов искусства только кино или кино в сочетании с эстрадной музыкой. И в то же время у старшеклассников, сочетающих любовь к кино с интересами к другим видам искусства, показатели общего
художественного уровня вше, чем у школьников, предпочитающих только традиционные искусства /253,98/. Исследователями установ­лена положительная взаимосвязь вжюкого уровня кинопредпочтений с сенсорной культурой школнников, с чувством художественного стиля в области литературы, изобразительного искусства, театра. Практический опыт учителей, преподавателей педагогических инсти­тутов Кургана, Калинина, Воронежа, Ленинграда, Москвы, Таллина, Киева, Армавира, Алма-Аты и других городов свидетельствует об эф­фективности использования киноискусства в преподавании литерату­ры, в гуманизапии и гуманитаризации учебно-воспитательного про­цесса.

Однако сегодня в массовой общеобразовательной школе отсутст­вует целенаправленное педагогическое руководство интересами и по­требностями учащихся в области экранных искусств, нет установки на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Не разработаны теория и методика использования кино, телевидения, ввдео в эстетическом воспитании и художественном развитии подра­стающего поколения. По данным периодических опросов при Москов­ском городском институте усовершенствования учителей, большая часть педагогов использует кино как элементарное средство нагляд­ной агитации, не зная о багатейших перцептивных возможностях эк­ранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно ре­шить проблему эстетического воспитания и художественного развития. Школьные учителя, как правило, не знают, что развитие киновоспри­ятия способно одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств - литературы, музыки, живописи, театра.

В результате самые популярные, широко доступные экранный ис- кусства, оказавшись за пределами учебно-воспитательного процесса, превратились для значительной части школьников в основную форму досуговой деятельности, ориентированную прежде всего на развлече­ние. Следует иметь в виду, что активное утверждение сегодня бы-

товой видеозаписывающей аппаратуры в ближайшем будущем принесет в жизнь нашего общества, в частности школьного кинозрителя, пе­дагогически неконтролируемое, легко распространяемое видеокас-сетное кино, способное нести в развлекательной форме ремеслен­ные поделки, пропагандировать в завуалированной форме кинопове­ствования низкопробные стереотипы и аморализм.

Единственный выход из этой ситуации - целенаправленное вос­питание художественного вкуса, развитого интереса к экранным ис­кусствам у школьников всех возрастных групп. По мнению специали-ство, система эстетической информации в экранных искусствах при­обретает в настоящее время универсальные признаки естественного языка, вплоть до непосредственного двустороннего общения /243, 198/.. Умение воспринимать этот язык - условие дальнейшего эмоци­онально-интеллектуального развития современного человека.

Наша общеобразовательная школа не учитывает эту социокультур­ную ситуацию и не подготовлена к решению воспитательных задач в условиях видеореволюции.

Следует отметить, что о кинообразовании довольно определенно говорилось в начале 80-х годов /11, 12/: повысить роль кино в воспитании подрастающего поколения, последовательно и целенаправленно использовать воз­можности эстетического и педагогического воздействия кино, рас­пространить лучший опыт работы по кинообразованию учащихся (11, 2). Но вышеназванная программа осталась нереализованной по причи­нам теоретико-методологической неразработанности проблем кино­образования. Не было определено реальное положение кинообразо­вания в воспитательном процессе учебных заведений, не были под­готовлены педагогические кадры. Учебно-методическая литература упрощенно трактовала проблему киновосприятия, игнорируя специ­фику воздействия пространственно-временной формы повествования на юного зрителя. Известное высказывание В.И.Ленина о кино как

ом массовом искусстве, доступном всем зрителям /6/, воспри­нималось учителями, методистами на уровне аксиоматического утвер­ждения. Доступность в данном случае понималась как элементарное восприятие формы киноповествования, не требующее специального развития. А это означало, что названная проблема кинообразования, по существу, не являлась проблемой, если фильм и зритель не ну­ждались в посреднике /педагоге, кинокритике/, развивающем куль­туру общения в экранными искусствами.

Следствием подобной точки зрения явилось невольное заблужде­ние: художественные потенции экранных искусств рассматривались как реально участвующие в воспитательном пропессе. Безусловно, «кино и телевидение оказывают глубокое воздействие на мировоззре­ние, всестороннее развитие юных граждан» /11, 2/, но только в опре­деленных условиях: при наличии развитых эстетических ориентации и потребностей в области экранных искусств, умений эмоционально воспринимать и самостоятельно оценивать идейно-художественную концепцию фильма.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется не­обходимостью введения методически и теоретически обоснованного кинообразования в учебно-воспитательном процессе как средства интеграции опыта общения школьников с традиционными видами ис­кусства, как унифицированного способа освоения эстетической ин­формации, поступающей к школьнику по многоканальной системе ау­диовизуальной коммуникации.

Проблема исследования - создание целостной системы кинообразования, которая может вооружить школьника идейно-худо­жественными критериями самостоятельного отбора аудиовизуальной информации, поступающей к нему по различным коммуникативным ка­налам.

Существующее в научной литературе определения кинообразования отражают особенности функционирования, воспитательного воздействия

кино, телевидения, видео и отношения к ним школьников. В боль­шинстве работ советских исследователей кинообразование рассмат­ривается как составная часть общей системы педагогического воздействия, как часть работы по эстетическому воспитанию, как сре­дство эмоционального, гармоничного развития современного человека (И.В.Вайсфельд, В.А.Разумный, О.А.Баранов, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, Ю.М.Рабинович, Г.С.Лабковская).

В других публикациях отмечается, что кинообразование имеет конкретные цели: приобщение к киноискусству, освоение его языко­вых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномышле­ния, формирование ценностного отношения к кино, организация ху­дожественного опыта /Е.В.Горбулина, Н.С.Горнипкая, И.Н.Гращенкова, Р.Я.Гузман, В.Г.Маранпман, Г.А.Поличко, С.Н.Пензин, Л.Д.Полторак, С.М.Одинцова и др./. Решение данных задач, по мнению киноведов, педагогов, активизирует процесс социализации личности школьника при использовании метода общения на основе киноискусства и позво­ляет учащимся через мир ценностей этичеких, культурных, социаль­ных освоить нравственный и гражданский опыт, уточнить свои жиз­ненные позиции, отношние к труду и обществу.

При рассмотрении исследований зарубежных ученых /Югославия, Польша, Германия, Швейцария/, посвященных современным принципам кино­образования, заметно многообразие преследуемых целей и задач: формирование избирательных критериев, выработка самостоятельно­го мышления, критичекого отношения к действительности, запечат­ленной в фильме, активизация воздействия кино как средства массо­вой коммуникации в ряде других видов - радио, телевидение, печать, формирование восприятия искусства кино, воспитание грамотного зрителя /М.Врабец, Я.Коблевска-Врублова, И.Бодаг, Б.Мери/.

Ученые Великобритании, Франции, Швейцарии,Финляндии предлага­ют различные варианты воспитания и образования средствами экран-

ных искусств: изучение школьниками механизмов восприятия средств массовой коммуникации, анализ визуального кодирования самими уча­щимися, развитие у школьников понимания особенностей функциониро­вания средств массовых коммуникаций, использования выразительных средств и пр. /Л.Мастерман, А.Г.Дал, С.Минкинен, Э.Пьер, Э.Норден-стренг, Ж.Берже/.

Анализ различных программ, методик, моделей кинообразования позволил определить предмет исследования - художественно-педагогические возможности киноискусства в учебно-воспитательном процессе, установить его ц ель - определение структуры, соде­ржания, форм и методов кинообразования учащихся.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1/изу-чить практический опыт и теорию использования кино как простран­ственно-временного искусства в формировании гармонично развитой личности школьника, 2/определить потенциальные возможности воздей­ствия художественно-игрового кинематографа на учащихся и его роль в учебно-воспитательном процессе, З/разработать содержание, прин­ципы и методы использонния киноискусства в идейно-эстетическом воспитании школьников на различных возрастных этапах, 4/гипоте­тически определить объем знаний о киноискусстве, умения и навы­ки анализа, эстетической опенкиоценки идейно-художественного содержа­ния фильма, 5/построить общую модель и методику кино образования учащихся 1-10-х классов.

Исследование проводилось на протяжении четырнадцати лет.

I. 1974-1978 гг. Изучение взаимодействия киноискусства, кинопеда­гогики, кинообразования в советской педагогике 20-70-х годов. Построение и апробация на экспериментальных занятиях в школах Москвы /91, 1140/ первоначальной модели кинообразования учащих­ся 8—10 классов.

П. 1978-I980 гг.: l/разработка программы и опытно-экспериментальной

модели кинообразования учащихся I—10 классов, 2/апробация, корректировка программы кинообразования, методики разви­тия аудиовизуальной грамотности в работе с учителями Алма-Аты /семинар при городском ИУУ/, Москвы /семинар при городском ИУУ/.

Ш. 1980-I985 гг.: l/проведение эксперимента по теме «Идейно-эстетическое образовани воспитание учащихся 1-10 классов средст­вами киноискусства» в тридцати школах Москвы совместно с Город­ским отделом народного образования, МГИУУ, Советом по кинообразованию в школе и вузе Союза кинематографистов СССР, МГПИ: апробация программы кинообразования, подготовка учите­лей 1-10 классов на постоянно действующем семинаре МГИУУ, разработка методических рекомендаций для организации кинопросмотров и обсуждения фильмов на специальных классных часах; руководите­ли семинаров - сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР: Захарова E.A./l-3 кл./, Рудалев В.М., Жаринов Е.В./4-6 кл./, Усов Ю.Н. /7-8, 9-10 кл./; общее руководство осуществлялось Усо­вым Ю.Н.; 2/ апробация разработанной программы кинообразования, методики сообщения знании об экранных искусствах, анализа филь­ма с учителями литературы на семинаре Республиканского ИУУ Эс­тонской ССР /Таллин, 1981-1983 гг. и со студентами МГПИ на отделении кинообразования факультета общественных про­фессий 1983-1986 гг. /совм. с З.С.Смелковой/.

IY. 1986-I988 гг.: обработка, анализ экспериментального мате­риала, подготовка окончательного варианта программы и методики кинообразования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Рабочая программа по предмету «Английский язык»
Иностранный язык стал в полной мере знаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon «Проектная деятельность по физике как средство обучения и воспитания...
I. Теоретическое исследование проектной деятельности как средство обучения и воспитания школьника
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Образования и науки самарской области межрегиональная научно-практическая...
Межрегиональная научно-практическая конференция среда образовательного учреждения как средство воспитания
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Пояснительная записка 3-10
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Solutions
На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как...
Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна, так как они являются составной частью...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Дипломная работа по фонетике английского языка Фразеологические единицы...
Ii. Фразеологические единицы как средство формирования устно-речевых умений школьников
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Программа научно-методической конференции «Проблемы духовно-нравственного...
Пятые Открытые городские чтения «у крюкова канала». Двухдневная конференция: 20. 04. 2012 научно-методическая «Проблемы духовно-нравственного...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Утверждено
Усиления пропаганды и популяризации бальных спортивных танцев, как важного средства физического и эстетического воспитания
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Согласовано
Усиления пропаганды и популяризации бальных спортивных танцев, как важного средства физического и эстетического воспитания
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Отчет о работе гкоу дод «Республиканский дворец творчества детей и молодежи»
Реализует программы духовно-нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности. Дополнительное...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №4 «ласточка» города армянск республики крым
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Аналитический отчет о деятельности гкоу дод «Республиканский дворец творчества детей и молодежи»
Реализует программы духовно-нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности. Дополнительное...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития...
Планируемые результаты освоения Программы
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon Программа воспитания школьников на 2012-2016 годы гбоу сош №69 Калининский...
Основание: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08. 11. 2011 №1534 «о программе по созданию условий для воспитания школьников...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon «Игра – драматизация как средство воспитания правовой культуры»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск