ТЕМА: «Проектная деятельность по физике как средство обучения и воспитания школьникана ступени основной и старшей школы».
Содержание
Введение………………………………………………………………………4.
Глава I.Теоретическое исследование проектной деятельности как средство обучения и воспитания школьника.
1.1. Исследование проблемы метода проектов как средство обучения и воспитания школьника………………………………………………..9
1.2. Специфика проектной деятельности по физики……………….15
1.3.Показатели обучения и воспитания школьника через проектную деятельность……………………………………………………………………….20
Глава II. Реализация педагогических условий в осуществлении проектной деятельности по физике как средство обучения и воспитания школьникаступени основной и старшей школы.
2.1.Актуализация обучающего и воспитательного потенциала содержания школьного курса «Физика»………………………………………..26
2.2. Осуществление комплексной взаимосвязи урочной и внеурочной работы в проектной деятельности……………………..................31
2.3. Обеспечение ценностного взаимодействия учителей и учеников…………………………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………….49
Литература………………………………………………………………….50
Приложения…………………………………………………………………54
Введение
Актуальность
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и основного среднего образования (ФГОС ООО и ОСО) ставят задачи формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий, которые обеспечат их умение учиться, а также способности к будущему профессиональному саморазвитию и совершенствованию. Это может быть достигнуто при осознанном постижении школьниками различного социального опыта. Образовательные стандарты, внося определенные изменения в систему школьного образования, способствуют формированию такой модели образовательного пространства школы, которая включает в себя организацию урочной и внеурочной деятельности с опорой на государственный и социальный заказ.
В Законе об образовании РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. говорится о том, что среднее общее образование направлено на «…дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, …подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [160]. В результате использования новых образовательных программ, спроектированных на основе требований образовательного стандарта, к личностными результатами обучающихся относятся их готовность и способность к саморазвитию, мотивированность к познанию и обучению, ценностно-смысловые установки, которые должны отражать индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, а также развитость основ их гражданской идентичности.
Чего наши дети, воспитанники ждут от учителя? — Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учитьне просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого, по всей видимости, учителя и методисты должны предлагать задания на практическое использование школьных знаний. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?
Необходимо искать новые пути по внедрениюв учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящимирепродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степеньсамостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливаетистинное учение со стороны учащихся, расширяет сферу субъективности впроцессесамоопределения, творчества и конкретного участия».
Решить проблему снижения интереса обучающихся к физике, мотивации к будущемупрофессиональному саморазвитию, совершенствованию и самоопределению поможет исследование влияния потенциала различных средств и методов практико-ориентированного обучения, в том числе физике через проектную деятельность, на сложноорганизованную духовную природу человека.
Именно проектная деятельность предоставляет обширные возможности обучающемуся для становления профессионального самоопределения, а учебный проект может выступать «мощным» средством, направленным на развитие его творческогопотенциала, самовыражение, самореализацию.
Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме и обобщение педагогического опыта обозначили необходимость учета гуманизации образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:
1.Взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
2.Обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации учащегося как личности;
3.Принципа коллективного труда;
4.Осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;
5.Использования личностно-ориентированного обучения.
Объект исследования: проектная деятельность в школьном образовании.
Предмет исследования: процессы обучения и воспитания школьника через проектную деятельность по физике.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, при которых проектная деятельность по физике выступает как средство обучения и воспитания школьника.
Гипотеза исследования: применение проектной деятельности по физике как средство обучения и воспитания в школьном образовании будет осуществляться с большей эффективностью, если:
актуализирован обучающий и воспитательный потенциал содержания школьного курса «Физика»;
осуществленакомплексная взаимосвязь урочной и внеурочной работы в проектной деятельности;
обеспечено ценностное взаимодействие учителей и учеников.
Задачи:
Уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования.
Описать современное понимание проектной деятельности на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения и обобщения педагогического опыта.
Определить особенности обучения и воспитания школьника через проектную деятельность по физике в основной и старшей школе.
Разработать варианты использования проектной деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Подготовить методические рекомендации для учителей школ по применению проектной деятельности как средства обучения и воспитания школьника.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
теоретические положения
А.Г. Асмолова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,
В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В.В. Рубцова, Д. Б. Эльконина о системно-деятельностном подходе к обучению,
В.В. Гузеева об интегральных технологиях обучения,
А.Н. Крутского о психодидактике и новых технологиях в преподавании физики,
Е.С. Полат и Г.К. Селевко о новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся.
Становление системы опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы (теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, опытВ.Д.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Элькона по развивающему обучению.
Новизна
1. Уточнено содержание понятия «проектной деятельности как средства обучения и воспитания школьника». Это позволяет гармонично дополнить традиционную классно-урочную систему, как новую технологию обучения, более тесно связанную с жизнью, практикой, стимулирующую учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
2.Определена специфика проектной деятельности по физике в школьном образовании. Специфика проектной деятельности обучающихся значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
3. Выявлены показатели обучения и воспитания школьника через проектную деятельность по физике, сформированы следующие компетенции:
Рефлексивные умения
Поисковые (исследовательские) умения
Умения и навыки работы в сотрудничестве
d.Коммуникативные умения
e.Презентационные умения и навыки
Теоретическая значимость
Исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогическое представление о теории и практики применения метода проектов.
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия, при которых проектная деятельность по физике выступает как средство обучения и воспитания школьника.
Практическая значимость
Выявлены показатели обучения и воспитания школьника через проектную деятельность по физике.
Подготовлены методические рекомендации для учителей школ по применению проектной деятельности как средства обучения и воспитания школьника.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В логике проведенного исследования педагогическими условиями внедрения проектной деятельности по физике как средство обучения и воспитания школьника на ступени основной и старшей школы выступают:
- актуализация обучающего и воспитательного потенциала содержания школьного курса «Физика»;
- осуществление комплексной взаимосвязи урочной и внеурочной работы в проектной деятельности школьников на ступени основной и старшей школы;
- обеспечение ценностного взаимодействия учителей и учеников.
2. Актуализация обучающего и воспитательного потенциала содержания школьного курса «Физика» заключается в том, что проектная деятельность предоставляет обширные возможности обучающемуся для становления профессионального самоопределения, а учебный проект может выступать «мощным» средством, направленным на развитие его творческогопотенциала, самовыражение, самореализацию.
3. Осуществление комплексной взаимосвязи урочной и внеурочной работы в проектной деятельности школьников на ступени основной и старшей школы направлено на качественное совершенствование процессов обучения и воспитания в основной и старшей школе.
4. Обеспечение ценностного взаимодействия учителей и учеников предполагает усиление диалогического характера процесса обучения .Совместная деятельность ученика и учителя, в ходе работы над проектом, дает ребенку возможность не только закрепить и усовершенствовать уже имеющиеся знания, но и освоить новые.
.
Глава I.Теоретическое исследование проектной деятельности как средство обучения и воспитания школьника.
1.1. Исследование проблемы метода проектов как средство обучения и воспитания школьника.
Метод проектов, получивший достаточно широкое распространение в современном образовательном процессе, имеет давнюю историю. Его Родина – Соединенные Штаты Америки. Возникнув во второй половине XIXв. в сельскохозяйственных школах, он был позднее перенесен в общеобразовательную систему. Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-идеалист, автор и вдохновитель метода проектов. Он ставил своей целью сделать жизнь ребенка интересной, насыщенной творческим трудом и искусством созидания. Для этого Дьюи предлагал «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [1. С. 420].
Знания и опыт ребенок должен был приобретать в ходе исследования проблемной, обучающей среды, изготовления различных схем, макетов, производства опытов. Джон Дьюи искал способы приобретения знания, сообразные природе детского познания, пытаясь перестроить современное ему школьное обучение в школьную систему, путем «делания» [1. С. 58].
Как и любой педагогический метод, метод Дьюи имел свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести активную, творческую позицию ребенка, связь обучения с жизнью, быстрота и реальность достигнутых результатов. Но нельзя все познать через практическую деятельность. Бытовое познание, как известно, возникает через практику, но при этом не предполагает формирование научного познания. Содержательная сторона деятельности остается без соответствующего понимания.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям ХердКилпатрик продолжил разработку метода проектов. Он предложил следующую педагогическую систему обучения:
Отсутствие классно-урочной системы;
Отсутствие заранее подготовленной учебной программы;
Программа обучения формируется в ходе совместной деятельности учителя и ученика;
Ученик самостоятельно выбирает вид и тематику деятельности [2. С. 24].
Таким образом, проект – это любая деятельность, выполненная детьми самостоятельно по интересующей их теме в данный, краткосрочный момент времени. Соответственно, главный плюс метода Килпатрика состоит в возвышенном гуманизме по отношению к ученику. Ученик имеет возможность выбирать для изучения то, что интересно ему. Однако, общеизвестно, что без заранее определенной программы обучения и ожидаемого результата, педагог не сможет оценить успешность, как своей деятельности, так и деятельности ученика. Более того, отсутствие классно-урочной системы означает отсутствие учета возрастных особенностей учащихся, что в совокупности делает обучение по предложенной системе неэффективным.
Метод проектов продолжал развиваться и применяться педагогами разных стран. Американский профессор Колингс разработал более подробную характеристику метода проектов и подразделил их на четыре группы:
«Экскурсионные проекты» - изучение проблемы, связанной с окружающей природой и общественной жизнью;
«Проекты игр» - детские занятия, целью которых является участие в групповой деятельности: различные игры, танцы, театральные постановки;
«Повествовательные проекты» - они разрабатывались детьми, у которых была цель «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: устной, письменной и т.д.;
«Конструктивные проекты» - нацелены на создание конкретного полезного продукта» [1. С. 63].
В начале XXв. метод проектов стал применяться в России. В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев, С.Т. Шацкий успешно использовали метод проектов в образовательном процессе. По их мнению, метод проектов вносит разнообразие в учебную работу, стимулирует развитие творческого мышления, способствует воспитанию у учащихся инициативности и коллективизма, развивает интерес к учению. Однако советское правительство рассматривало этот вопрос иначе. 05.09. 1931г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе», которое запрещало применение метода проектов в образовательном процессе[3. С. 15]. Метод проектов был забыт более чем на 60 лет.
Тем не менее, в начале 90-х гг. XXв. метод проектов был возрожден в отечественной системе обучения. Это было связано с двумя неразрывными образовательными процессами: с одной стороны, началось активное реформирование образования по европейским стандартам, отказ от многих догматов советской системы обучения; с другой – началось широкое внедрение информационных технологий в процесс обучения.
Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению.Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, Проблема проектной деятельности школьников в условиях школьного образования является новой.Она рассматривалась со стороны педагогических закономерностей (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.) и методических особенностей (Н.Л. Бронников, И.И Колесниченко, Г.И. Кругликов, З.В. Литова, П.С. Самородский, Г.В. Пичугина, М.В, Хохлова и др.).
На современном этапе развития образования, с точки зрения компетентностного подхода к обучению, школа, прежде всего, должна научить ребенка решать такие проблемы в сфере учебной деятельности, как: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.[29] Все эти проблемы позволяет решить проектная деятельность учащихся. Метод проектовкак один из методов обучения, в настоящее время является одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника. Учебный проект помогает раскрыть и реализовать творческие способности ребенка. Дети от природы любопытны и полны желания учиться, потому необходимо максимально инициировать и стимулировать их активность. « Целевая установка проектной технологии в том, что окружающая жизнь-это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения» [29,с2,]
Анализ научно-методической литературы показывает, что проектная деятельность в настоящее время является прерогативой средних общеобразовательных учреждений. Сегодня образовательный процесс можно и нужно строить относительно интересов и потребностей ребенка. Какие именно интересы ребенка следует учитывать? Помимо, сугубо индивидуальных –это интересы, обусловленные возрастным развитием. Эльконин говорил, что современное состояние детства- это сложная фиксация в социально-культурных формах истории происхождения детства. Наиболее трудным для прямого формирования личности является подростковый возраст. Механизм мотивации и предмет мотивации в подростковом возрасте описывается многими авторами по разному. « …, т. е. практически все сходятся в признании того, что стержнем возраста является становление идентичности, т. е. становление собственного целостного «я». Формально термин «идентичность» ввел в научный обиход Э.Эриксон, теорию которого называют социопсихоанализом. Однако независимо от научной парадигмы большинство исследователей сходятся в признании структурообразующей роли процесса самоопределения для понимания содержания подросткового возраста.»[33,с50]
Э. Эриксон считал подростковый период «нормативным кризисом идентичности», периодом, когда подросток наиболее интенсивно ищет свою собственную целостность.
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже в развитии мышления в подростковом возрасте выделяет стадию формальных операций- маневрирование между реальностью и возможностью. Важнейшей характеристикой стадии формальных операций является способность проецировать себя в будущее, думать как могло бы быть.
Формальные операции характеризуются 4 признаками:
1-интероспективное мышление (мысль о мысли)
2-абстрактное мышление выход за границы от реального к возможному)
3-логическое мышление(умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы)
4-гипотетическое мышление (умение формулировать и доказывать гипотезы) [33,с50]
Таким образом, подросток выстраивает связь между своим действиями и возможностями, т. е. подросток позиционирует себя в окружающем мире. « Подростковый возраст, таким образом, есть период поиска пространства удовлетворения в сфере полагания себя (через свое действие) в пространство возможностей его осуществления.»[35]
Таким образом мотивированной для подростка является ситуация в которой строится отношение «действие-форма результата», результат, строго говоря, не важен. Важна связь действия с результатом. «Деятельность, в которой происходит испытание связи действия и его последствий, мы называем проектной»[33,с53]
Стратегической целью проектной деятельности становится освоение учащимися ряда общеучебных навыков, предметных знаний, специфических учебных умений, формирование у них универсальных компетентностей.[33] Образование должно решать не только образовательные задачи, но и задачи развития подростков. В традиционном обучении задача развития самого подростка решается крайне слабо или не решается совсем. Обучение в форме проектной деятельности решает в первую очередь задачу развития и профессионального самоопределения подростка, ответственность за результаты обучения ложится на самого подростка. К. Н, Поливанова в своей работе «Проектная деятельность школьников» говорила о том, что в подростковом возрасте ребенок строит свою собственную субъективность как субъективность авторства, т. е. он замышляет и осуществляет собственное действие. Получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел. «Образовательная практика, таким образом, проектируя условия полноценной реализации данного возраста, должна быть ориентирована на создание условий для развертывания полного цикла авторского действия, т. е. на построение проектной деятельности в средней школе.»[33,с69]
Все вышесказанное свидетельствует о том, что проектная деятельность важна и нужна подросткам, она помогает решить психологическую, социальную, образовательную задачи.
Для учителя метод проектов представляет собой инструмент, дидактическое средство в обучении и развитии детей, учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы
Метод проектов, пройдя длительную историю своего развития, на современном этапе образовательного процесса проявил определенные достоинства и недостатки, что необходимо учитывать педагогу при использовании в практической деятельности.
Таблица1. Достоинства и проблемы применения метода проектов.
-
Достоинства метода
|
Проблемы применения
метода
|
Развитие критического мышления
|
Чрезмерное увлечение Интернет-ресурсами, простое «скачивание» информации без ее анализа. Фрагментарность изученной темы: нет целостной картины, которая присутствует при традиционном объяснении темы учителем.
|
Повышение познавательного интереса
|
Слишком частое применение приводит к снижению познавательного интереса, теряется новизна исследования, наблюдается шаблонность проектов
|
Формирование навыков самостоятельной работы
|
Нельзя использовать при прохождении сложных тем, в противном случае нарушается принцип посильности обучения
|
Формирование навыков работы в группе
|
В классах с низким уровнем развития коллектива возможно развитие конфликтов между учащимися
|
Создание ситуации успеха ученика
|
Проблема ответственности учащихся: учащиеся с низкой познавательной активностью часто не справляются с подготовкой проекта
|
Метод проектов – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Нужно обратить внимание на тот факт, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков.
Что такое учебный проект с точки зрения ученика и учителя? Это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Для ученика – это возможность раскрыть свой творческий потенциал. Деятельность, которая позволяет раскрыть себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу. Для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать умения и навыки проектирования.
Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей.
Учебный проект – это относительно новый вид школьной работы, который позволяет развивать специфические проектные умения: – распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы; – определить перспективу и спланировать необходимые шаги (в том числе смотивировать других людей на участие в своем проекте); – найти и привлечь нужные ресурсы; – точно реализовать имеющийся план, а при необходимости, оперативно внести в него обоснованные изменения; – оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки, чтобы избежать их в будущем; – осуществить презентацию результата своей работы.
К какому выводу должен прийти педагог, внедряя метод проектов в своей повседневной педагогической практике? Нельзя перегружать учащихся проектами, желательно, чтобы учащийся готовил не больше 2-3 проектов в год.
Дифференцированный подход при применении метода проектов позволит облегчить задачу подготовки проекта учащимися с разным уровнем познавательной активности и интеллектуальных способностей.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, метод проектов претерпел определенную эволюцию и из исключительного новаторского метода перешел в разряд широко применяемых педагогических методов, как в отечественном, так и в зарубежном образовании.
Но, только учитывая ошибки прошлых лет, зная достоинства и недостатки метода проектов, педагог сможет использовать его как эффективное дидактическое средство.
|