ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Начальная военная подготовка»
Направленность программы –
Военно-патриотическая
Срок реализации программы – 3 года
Возраст обучающихся, на которых
рассчитана программа – 13-15 лет
Уровень программы - базовый
Педагог, реализующий программу:
Киселев Алексей Робертович
Щебетов Иван Юрьевич
Рабочая программа разработана на основе:
1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. М.: Воениздат, 2008 – 526 с.
2. Подготовка разведчика. Тарас А., Заруцкий Ф. – Минск.: Харвест, 1998 – 605 с.
3. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985 – 630 с.
4. Пневматическое оружие. Дворкин А.Д. – М.: 2001 – 168 с.
5. Справочник по спортивной стрельбе. Бозержан Ж. – Росто – на Дону, «Феникс», 2006 – 189 с.
6. Учебник сержанта мотострелковых войск.-М.: Воениздат, 1989- 239 с.
7. На службе Отечеству – М.: Воениздат, 1997 – 318 с.
8. Основы рукопашного боя. Иванов С., Касьянов Г.– М.: Терра спорт, 1998 – 367 с.
9. Шаг – маятник. Иванов – Катанский С.А. – М.: Фаир – Пресс, 2002 – 528 с.
10. Русский кулачный бой. Шатунов М.В. - М.: Терра – Книжный клуб, 1999 – 224 с.
11. Начальная военная подготовка. Науменко Ю.А. – М.: Просвещение, 1985 – 256 с.
12. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке. Штыкало Ф.Е. – М.: Просвещение, 1981 – 240 с.
13. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. – М.: Воениздат, 1991 - 255 с.
14. Руководство по автомату Калашникова и пулемету Калашникова. – М.: Воениздат, 1984 – 215 с.
15. Военная топография. Псарев А.А., Коваленко А.Н. – М.: Воениздат, 1986 – 383 с.
16. Гражданская оборона. Костров А.М. – М.: Просвещение, 1991 – 64 с.
17. Медико-санитарная подготовка учащихся. – М.: Просвещение, 1988 – 112 с.
18. Наставление по физической подготовке в Советской армии и Военно-морском флоте. М.: Воениздат, 1987 – 319 с. 24
Москва, 2016 год
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Обще военная подготовка должна быть тесно связана с воинским воспитанием. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию у кадет беззаветной преданности Отечеству, выработке у них высокого создания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе.
Обучение кадет по обще военной подготовке организуется и проводится в соответствии с требованиями приказов МО РФ, общевоинских Уставов ВС РФ, наставлении курса стрельб, с положением о кадетском классе и настоящей программой.
Обще военная подготовка в кадетском классе проводится с целью обеспечения готовности стать на защиту Отечества, привития высоких моральных и волевых качеств, формирования и развития у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе.
Главная задача обще военной подготовки кадетов состоит в том, чтобы ознакомить с их будущей профессией (ввести в специальность) и организацией учебно-воспитательного процесса в ВУЗах МО РФ, дать учащимся необходимые знания и выработать навыки их действий как солдат в современном общевойсковом бою, закалить обучаемых физически и воспитать у них веру и убежденность в правильности выбранного жизненного пути.
Данная программа рассчитана на 3 год обучения и предназначена для учащихся 7 кл. I – год обучения; 8кл – 2 год, 9кл – 3 год
Занятия проводятся 3часов в неделю в 7 кл, 2 часа в неделю в 8 и 9 кл.
Основная подготовка кадетов осуществляется согласно настоящей учебной программе.
В ходе подготовки кадеты изучают основные положения общевоинских уставов, элементов строевой подготовки, правила стрельбы из стрелкового оружия, способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта. Содержания и порядок выполнения приемов армейского рукопашного боя, приемы само страховки. Признаки, указывающие на изменение погоды, сигналы бедствия, разновидности костров, способы приготовления и хранения продуктов питания. Действия как солдата в современном общевойсковом бою, умение обращаться со средствами индивидуальной защиты, правила оказания первой медицинской помощи.
В процессе обучения каждый кадет должен научиться пользоваться огнестрельным оружием (пневматическая винтовка, автомат Калашникова) и выполнить начальное упражнение стрельб из данного вида оружия. Обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы с оружием и без оружия. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту. Выполнять предусмотренные программой упражнения, приемы армейского рукопашного боя. Добывать и очищать воду, добывать огонь, оборудовать укрытие от непогоды, добывать пищу.
Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности. Во время трёхгодичной общевойсковой подготовки кадетов педагогами школы, продолжается изучение морально-психологических, физических, организаторских и других качеств обучаемых, которые учитываются при окончательном выборе для поступления в то или иное высшее военно-учебное заведение.
Планирование обще военной подготовки осуществляется в соответствии с требованиями данной программы. Оно должно обеспечивать полное и качественное ее выполнение, комплексное изучение всех разделов программы, а также изучение соответствующих тем в тесной связи с другими предметами обучения.
Для закрепления знаний и навыков по обще военной подготовке на завершающем этапе первого года обучения проводится 3-х дневный пеший поход.
В целях предупреждения несчастных случаев, травматизма на занятиях доводятся до обучаемых необходимые требования безопасности. Лично проверяются безопасные условия для проведения занятий, перед занятиями обязательно убедиться, как обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности, в ходе занятий контролируется соблюдение требований обучаемыми.
Модель выпускника кадетского класса:
Личность с высоким уровнем самосознания, деятельность которой направлена на самосовершенствование;
Личность с развитыми потребностями в знаниях, умениях, способностях, занимающаяся самосознанием;
Личность свободная, обладающая чувствами собственного достоинства, ответственности, гражданственности, сознающая свои права и права других людей;
Личность гуманная с развитыми чувствами милосердия, доброты, с коммуникативными особенностями, любви ко всему живому;
Физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является участие и результаты кадетов в муниципальных и городских научно – практических конференциях, муниципальных соревнованиях, посвященных “Дню защитников Отечества”, параде кадетских классов, посвященному Дню Победы, первенство на «Лучший кадетский класс города Москвы».
Учебно-тематический план обучения
Название раздела
|
1 год обучения
(7классы)
|
2 год обучения
(8 классы)
|
3 год обучения
(9классы)
|
1.Строевая подготовка
|
35
|
15
|
15
|
2.Огневая подготовка
|
20
|
15
|
15
|
3.Уставы ВС РФ
|
10
|
10
|
14
|
4.Тактическая подготовка
|
20
|
14
|
10
|
5.Военно-медицинская подготовка
|
10
|
5
|
5
|
6.Общие аспекты военно-патриотического воспитания
|
8
|
8
|
8
|
7. Полевые выходы
|
5
|
5
|
5
|
Итого
|
108
|
72
|
72
|
РАЗДЕЛ 1.Строевая подготовка.
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
«Общие положения строевого устава Вооружённых сил РФ»
|
1
|
2
|
Строевые приёмы и движение без оружия
|
7
|
3
|
Строевой шаг. Повороты в движении
|
5
|
4
|
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
|
2
|
8
|
Развернутый строй отделения, взвода
|
7
|
9
|
Походный строй отделения, взвода.
|
5
|
10
|
Выход из строя и возвращение в строй
|
1
|
11
|
Подход к начальнику и отход от него.
|
1
|
12
|
Строевой смотр подразделения.
|
1
|
13
|
Участие в Параде Кадет Москвы
|
5
|
|
Всего:
|
35
|
РАЗДЕЛ 2.Огневая подготовка.
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Общие сведения о пневматическом оружии типа ИЖ-38 – пневматическая винтовка. Техника безопасности.
|
1
|
2
|
Основы устройства оружия и боеприпасов.
Общеразвивающие упражнения без предмета.
|
1
|
3
|
Правила выполнения стрельбы. Основные фазы производства выстрела. Упражнения для выполнения мышечно-суставной чувствительности.
|
3
|
4
|
Практические упражнения на отработку точности и кучности стрельбы.
|
5
|
5
|
Устройство АК-74. Разборка и сборка.
|
1
|
6
|
Занятия по выполнению подготовительных упражнений при стрельбе.
|
1
|
8
|
Практические упражнения по стрельбе. Т/б при стрельбе.
Разборка и сборка АК-74.
|
7
|
9.
|
Итоговые соревнований по стрельбе
|
1
|
Всего:
|
20
|
|