1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа «Общевойсковая начальная военная подготовка» для кадет 10-го класса составлена на основе программы специальной подготовки, разработанной для ГОУ КШИ преподавателем –организатором ОБЖ Мельниковым С.В. в 2007-2008 гг.
Учебный предмет «Военная (общевойсковая) подготовка» разработан с учетом требований Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О гражданской обороне», постановлений правительства РФ, приказов Министерства обороны РФ и приказов Министерства образования РФ, Программы подготовки пополнения ВС РФ 2007 года, Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск (книга 1, изд. 1991 г.).
Настоящий предмет предусматривает получение знаний по основам военного дела, приобретение навыков дисциплинированности, организованности, строевой подтянутости в соответствии с требованиями воинских уставов и будущей военной службы. Данный предмет позволяет дать учащимся необходимую моральную, психологическую и физическую подготовку к службе в рядах ВС РФ, прививает любовь к нашей армии, интерес к военной службе и стремление стать офицером.
В результате изучения предмета кадеты должны:
знать:
общие обязанности военнослужащего и обязанности солдата (матроса);
порядок действий солдата-мотострелка во всех видах боевых действий;
сигналы управления, оповещения и взаимодействия; организацию, вооружение, боевые возможности и тактику действий отделений и взводов армий основных иностранных государств и иррегулярных вооруженных формирований (ИрВФ);
порядок ведения разведки наблюдателем; материальную часть автомата, основные правила, приемы и способы стрельбы из него;
устройство ручных боевых гранат;
последовательность инженерного оборудования одиночного окопа, окопа на отделение, укрытий для техники; мины Российской Армии; порядок действий при нахождении на заминированной местности;
табельные средства индивидуальной защиты, порядок их использования;
способы ориентирования без карты, порядок измерения углов и определения расстояний на местности;
основные положения общевоинских уставов;
порядок индивидуального приготовления пищи из продуктов стандартных рационов и подготовки места отдыха в полевых условиях;
средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащего, порядок и способы оказания первой помощи; основы гигиены и меры предупреждения травматизма при проведении занятий;
уметь:
действовать в общевойсковом бою и при совершении марша, по сигналам управления, оповещения и взаимодействия;
поражать из автомата с места неподвижные и появляющиеся цели днем и ночью;
метать ручные гранаты;
вести наблюдение; оборудовать и маскировать одиночный окоп для стрельбы из автомата;
использовать индивидуальные средства защиты;
ориентироваться на местности без карты;
вести рукопашный бой, выполнять упражнения (приемы) и нормативы по физической подготовке;
оказывать помощь и страховку при выполнении военнослужащими физических упражнений (приемов);
готовить место отдыха из табельных и подручных материалов; оказывать первую помощь при ранениях, ожогах, острых отравлениях, обморожениях и других поражениях;
выполнять обязанности дневального по роте, а также строевые приемы без оружия и с оружием на месте и в движении; соблюдать требования безопасности.
Организация военной подготовки.
1. военная подготовка в Кадетской школе-интернате (далее КШИ) организуется и проводится на основании требований Общевоинских, боевых уставов ВС РФ и настоящей программы.
2. военная подготовка кадет разработана на учебный период продолжительностью 3 года и включает:
Начальную военную подготовку (первый год обучения) 34 учебных недели, 68 учебных часов.
Общевойсковую подготовку (второй, третий год обучения) 68 учебных недель, 136 учебных часов, полевые сборы – 40 часов.
К полевым сборам привлекается 10 класс. В ходе полевых сборов, которые начинаются совершением марш-броска, кадеты изучают вопросы жизни и выживания в полевых условиях, проводятся тактико-строевые занятия по предметам военной и специальной подготовки, выполняются упражнения стрельб (1-3 УНС) из автомата и в метании ручных имитационных гранат. Для проведения полевых сборов ежегодно издается приказ директора ГОУ КШИ с учетом условий и возможностей конкретного периода.
Главная задача начальной военной подготовки (1-й год обучения) Поднять уровень физической подготовки, обучить основам строевой подготовки и помочь освоится в новых, сложных для кадета условиях. В это время организуются занятия по общевоинским уставам, строевой, физической, огневой подготовке, изучают распорядок дня КШИ и другие вопросы повседневной жизнедеятельности. Проводятся ознакомительные занятия по истории Вооруженных сил Российской Федерации и кадетского движения. В результате начальной военной подготовки кадеты должны полностью освоиться в новом коллективе, научиться совмещать изучение общеобразовательных и специальных предметов.
Главная задача общевойсковой подготовки (2-й, 3-й год обучения) – дать кадету необходимые знания и представления о службе в ВС РФ, закалить его физически и психологически, привить интерес к изучению специальных военных дисциплин, научить работать самостоятельно. выработать высокие морально-боевые качества, необходимые в дальнейшем при прохождении службы в ВС РФ.
. 3. При изучении курса «Начальной военной подготовки» и «Общевойсковой подготовки» продолжительность учебного дня составляет 2 часа, учебного часа – 40 минут. При проведении полевых занятий продолжительность учебного дня не должна превышать 8 часов. Ночные занятия планируются и проводятся в период проведения полевых сборов продолжительностью не более 4 часов от общего количества часов на полевые сборы, с предоставлением отдыха в дневное время.
4. Для организованного проведения занятий и привития кадетам практических навыков в выполнении требований Уставов каждый класс именуется взводом и делится на два-три отделения. Из числа лучших учащихся приказом начальника КШИ назначаются заместители командиров взводов и командиры отделений.
5. Для закрепления пройденного материала, изучения рекомендованной литературы, отработки слабо усвоенных тем и подготовки к очередным занятиям в учебных взводах организуется самостоятельная подготовка под руководством воспитателей, для проведения консультаций во взводе назначается преподаватель (воспитатель).
Во время военной подготовки кадет, изучаются их физические, морально-психологические, волевые, ораторские и другие качества, которые учитываются при дальнейшем обучении.
6. Занятия с кадетами проводятся, как правило, повзводно в специально оборудованных классах на подготовленных объектах учебной материально-технической базы. Занятия начинаются с доведения требований безопасности . При обучении необходимо соблюдать последовательность в отработке тем и переходить от простого к сложному, добиваясь сначала правильности выполнения приема, а затем быстроты и четкости его выполнения.
Основной формой обучения по тактической подготовке являются ознакомительно-обзорные и тактико-строевые занятия, на которых отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий солдата в бою. Кадеты должны усвоить сигналы управления в бою, овладеть навыками действий в обороне, наступлении и на марше.
Обучение осуществляется преподавателями в учебных классах, на тактических учебных полях и специально оборудованных учебных местах. Тактическая обстановка и местность должны способствовать качественной отработке учебных вопросов. В ходе тактико-строевых занятий отрабатываются вопросы разведывательной подготовки.
По огневой подготовке кадеты, используя учебное оружие, макеты и плакаты, на классных занятиях изучают боевые свойства; общее устройство; порядок разборки и сборки автомата; основы и правила стрельбы из него; ручные гранаты. Полученные знания и навыки совершенствуются на стрелковых тренировках.
На стрелковых тренировках кадеты, используя пневматические винтовки (макеты автоматов), учебные приборы и тренировочные средства, обучаются приемам изготовки для стрельбы, производству выстрела, ведению меткого огня с места, метанию ручных имитационных гранат, разведке целей, решению огневых задач и другим вопросам огневой выучки. В ходе тренировок осуществляется индивидуальный подход в обучении каждого кадета.
Стрелковые тренировки и стрельбы организуются и проводятся в составе взвода на нескольких учебных местах под руководством преподавателей, воспитателей.
На занятиях по инженерной подготовке, при изучении фортификационных сооружений, возводимых в ротном опорном пункте и районах размещения подразделений, вначале показываются образцово - оборудованные окопы, траншеи и укрытия, а затем обучаемые практически оборудуют окопы вручную; изучаются противотанковые и противопехотные мины Российской армии, а также действия личного состава на заминированной местности и при обнаружении взрывоопасных предметов.
На занятиях по военной топографии изучаются ориентирование на местности и движение по заданным азимутам с использованием компаса и без него. Знания и навыки, полученные на занятиях по военной топографии, закрепляются и углубляются на занятиях по тактической подготовке.
Изучение положений общевоинских уставов проводится методом рассказа и показа порядка выполнения элементов распорядка дня с практическим выполнением их кадетами на оборудованных учебных местах.
На занятиях по строевой и физической подготовке основной формой обучения являются: учебные занятия (тренировки с многократным повторением обучаемыми приемов и действий с постепенным усложнением условий) в целях выработки устойчивых навыков в выполнении строевых приемов без оружия и с оружием, а также упражнений по рукопашному бою, преодолению препятствий, ускоренному передвижению и легкой атлетике.
Физическая подготовка начинается с контрольных занятий, в ходе которых определяется начальный уровень физической подготовленности каждого кадета. В зависимости от уровня подготовки во взводах создаются группы с одинаковыми физическими способностями. Занятия строятся с учетом возможностей каждого с постепенным повышением физической нагрузки.
7. В содержание занятий включены нормативы согласно «Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск» (книга 1, изд. 1991 г.) рекомендованные для отработки в ходе обучения личного состава пополнения.
8. В целях лучшего усвоения учебного материала в часы самостоятельной подготовки проводится показ учебных кинофильмов, он сопровождается пояснением основных положений, как правило, руководителем занятий.
2. Перечень специальных предметов и общий расчет часов
Раздел
|
Наименование предметов
|
Количество часов
|
НВП
|
ОВП
|
9 класс
|
10 класс
|
11 класс
|
Военная подготовка
|
История ВС РФ и кадетского движения
|
2
|
|
|
|
Общевоинские уставы
|
10
|
10
|
10
|
|
Строевая подготовка
|
19
|
17
|
17
|
|
Тактическая п-ка
|
12
|
12
|
12
|
|
Военная топография
|
2
|
4
|
4
|
|
Огневая подготовка
|
14
|
14
|
14
|
|
Инженерная п--ка
|
4
|
6
|
6
|
|
Физическая п-ка
|
5
|
5
|
5
|
|
ИТОГО
|
68
|
68
|
68
|
|
Полевые сборы
|
|
40
|
|
3. Содержание программы
ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
Задачи обучения:
дать общие понятия об Общевоинских уставах;
донести необходимость практического выполнения требований уставов при несении службы в суточном наряде и в повседневной жизни.
Методические указания.
Занятия по Общевоинским уставам в курсе НВП проводятся лекционным методом. Условиями изучения и усвоения уставов являются поддержание в подразделениях уставного порядка, воинской дисциплины, организации жизни и быта с уставными требованиями.
Занятия по Общевоинским уставам в курсе ОВП проводятся в оборудованных городках, парках, казармах и других местах, где имеется возможность показать устройство, жизнь, быт и несение службы согласно уставу. Условиями глубокого изучения и усвоения уставов является поддержание в подразделениях уставного порядка, воинской дисциплины, организации жизни и быта в соответствии с уставными требованиями.
На занятиях следует обратить внимание на изучение вопросов о правах и обязанностях военнослужащих, ответственности, а также на особенностях караульной и внутренней службы при выполнении боевых задач.
В ходе занятий практически изучается порядок хранения и выдачи оружия и боеприпасов, содержание помещений, инвентаря и оборудования.
Совершенствование знаний уставных положений и навыков в их выполнении осуществляется в повседневной деятельности, а также при подготовке и несении службы в суточном порядке.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РАСЧЕТ ЧАСОВ
№
пп
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Нач.военная п-ка
9 кл.
|
Общевойсковая п-ка
|
Всего
|
10 кл.
|
11 кл.
|
1
|
Распределение времени и повседневный порядок.
|
1
|
|
|
1
|
2
|
Воинские звания и знаки различия
Взаимоотношения между военнослужащими
|
1
|
2
|
2
|
5
|
3
|
Военная присяга и порядок приведения к Военной присяге.
|
1
|
|
|
1
|
4
|
Боевое Знамя воинской части.
|
1
|
|
|
1
|
5
|
Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих
|
1
|
|
|
1
|
6
|
Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания
|
1
|
1
|
1
|
3
|
7
|
Суточный наряд.
|
1
|
2
|
2
|
5
|
8
|
Права, обязанности и ответственность военнослужащих
|
1
|
1
|
1
|
3
|
9
|
Организация и несение караульной и гарнизонной службы.
|
|
2
|
2
|
4
|
10
|
Размещение войск в лагерях.
|
1
|
1
|
1
|
3
|
11
|
Контрольные занятия
|
1
|
1
|
1
|
3
|
|
ИТОГО
|
10
|
10
|
10
|
30
|
Тема 1. Распределение времени и повседневный порядок.
Занятие 1. Распорядок дня части. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед и ужин.
Занятие2. Увольнение из расположения полка. Посещение военнослужащих.
Занятие 3. Отправление и следование подразделений
Тема 2. Воинские звания и знаки различия. Взаимоотношения между военнослужащими.
Занятие1 Воинские звания и знаки различия военнослужащих ВС РФ. История их возникновения. Порядок присвоения воинских званий.
Занятие2. Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие. Воинское приветствие
Занятие3. Приказ порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих.
Тема 3. Военная присяга и порядок приведения к Военной присяге.
Занятие1. Военная присяга и ее значение. Порядок приведения в Военной присяге военнослужащих и ответственность в случае ее нарушения. Кадетская клятва.
Тема 4. Боевое Знамя воинской части.
Занятие1. Боевое Знамя воинской части. Описание Боевого Знамени. Порядок хранения и содержания Боевого Знамени.
Тема 5. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.
Занятие1.. Обращение военнослужащих друг к другу, к начальнику и старшим. Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя. Правила поведения солдата при нахождении вне расположения части.
Тема 6. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания
Занятие1. Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины.
Занятие2. Применяемые поощрения и налагаемые на солдат (матросов) дисциплинарные взыскания. Порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.
Тема 7. Суточный наряд.
Занятие 1. Общие положения. Наряд на работы.
Занятие 2. Подготовка и развод суточного наряда.
Занятие 3. Обязанности лиц суточного наряда.
Тема 8. Права, обязанности и ответственность военнослужащих.
Занятие 1 . Права военнослужащих.
Занятие 2. Обязанности солдата.
Занятие 3. Ответственность военнослужащих.
Тема 9. Организация и несение гарнизонной и караульной службы.
Занятие 1 . Состав гарнизонного наряда.
Занятие 2 .. Подготовка караулов. Развод и смена караулов. Обязанности разводящего и часового. Занятие 3. Внутренний порядок в караулах.
Тема 10. Размещение войск в лагерях.
Занятие 1. Размещение лагерем (в палатках)
Занятие 2. Особенности внутренней службы при размещении лагерем.
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения:
Изучить основные положения строевого устава. Обучить одиночным строевым приемам, строевым приемам с оружием, строевым приемам в составе подразделения на месте и в движении.
Привить любовь к военной форме одежды, научить правильно носить ее, всегда иметь опрятный внешний вид.
Воспитать у кадет уважение к строю, любовь к строевой песне.
Методические указания.
Занятия планируются и проводятся в составе взвода регулярно в течении всего периода обучения.
Каждое занятие по одиночной строевой подготовке проводиться по следующей методической последовательности: проверка и тренировка в выполнении ранее разученных приемов; показ с кратким разъяснением нового строевого приема и разучивание этого строевого приема по подразделениям или с помощью подготовительных упражнений (если прием сложный); выполнение приема в замедленном темпе с доведением его в процессе обучения до уставного темпа; тренировка обучаемого до правильного и четкого выполнения разученного приема с использованием одностороннего и двустороннего способов обучения; проведение состязаний на лучшее выполнение строевого приема и проведение разбора занятий.
Односторонний способ обучения заключается в одновременном обучении всех кадет одним и тем же приемам (действиям) под руководством командира (руководителя).
Для обучения и тренировки отделение размыкается по периметру строевой площадки на интервалы (дистанции) в четыре шага.
Двусторонний способ обучения заключается в том, что изучение и тренировка в выполнении приемов проводится попарно (в каждой паре один из обучаемых должен быть более подготовленным).
В ходе тренировки руководитель занятия следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность и четкость выполнения строевых приемов и действий.
Занятия по строевому слаживанию подразделений начинаются с краткого объяснения действий, которые предстоит отрабатывать, когда они применяются и по каким командам выполняются, затем каждому кадету(подразделению) командир указывает его место в строю, порядок действий и приступает к тренировке в составе подразделения.
Совершенствование одиночной строевой подготовки кадет, строевое слаживание подразделений осуществляется на занятиях по тактической, огневой подготовке и другим предметам обучения, а также в ходе повседневной жизни. Все передвижения подразделений необходимо максимально использовать для их строевого слаживания, укрепления дисциплины строя и совершать их, как правило, с песней или под барабан.
Строевые смотры проводятся в целях определения: жалоб и заявлений, оценки внешнего вида кадет, степени одиночной строевой выучки и строевой слаженности подразделений.
В целях повышения строевой выучки кадет и поддержания ее на высоком уровне в КШИ проводятся состязания на лучший взвод. В часы самоподготовки с кадетами изучаются положения строевого устава, а также проводятся тренировки в выполнении строевых приемов и действий.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РАСЧЕТ ЧАСОВ
№
пп
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Нач.военная п-ка
9 кл.
|
Общевойсковая п-ка
|
Всего
|
10 кл.
|
11 кл.
|
1
|
Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
|
2
|
|
|
2
|
2
|
Строевые приемы и движение без оружия
|
8
|
4
|
4
|
16
|
3
|
Строевые приемы и движение с оружием
|
2
|
6
|
6
|
12
|
4
|
Строи подразделений в пешем порядке
|
3
|
5
|
5
|
13
|
5
|
Подготовка ритуала приведения к Военной присяге(Клятве кадета).
|
2
|
|
|
2
|
6
|
Строевые смотры
|
1
|
1
|
1
|
3
|
7
|
Контрольные занятия
|
1
|
1
|
1
|
3
|
|
ИТОГО
|
19
|
17
|
17
|
51
|
Тема 1: Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
Занятие 1. Проверка исправности оружия; заправка обмундирования; место в строю; поведение в строю; передача приказаний и команд
Тема 2. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1. Строевая стойка. Повороты на месте.
Занятие 2. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы - снять (надеть)".
Занятия 3. Движение строевым шагом. Изменение скорости движения.
Занятие 4. Повороты в движении.
Занятие 5. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении
Занятие 6. Выход военнослужащего из строя и постановка в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Занятие 7 . Тренировка в выполнении строевых приемов.
Тема 3. Строевые приемы и движение с оружием
Занятия 1. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Занятие 2 . Тренировка в выполнении строевых приемов.
Занятие 3. Повороты и движение с оружием.
Занятия 4. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Тема 4. Строи подразделений в пешем порядке
Занятие 1. Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд. Одношереножный и двухшереножный строи, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий. Управление строем. Команды.
Занятия 2. Развернутый и походный строи отделения. Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Занятия 3. Развернутый и походные строи взвода. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Занятия 4. Развернутый и походный строи роты. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Тема 5. Подготовка ритуала приведения к Военной присяге(Клятве кадета)
Занятия 1. Построение личного состава для приведения к Военной присяге (обязательству) в составе части. Вынос Боевого Знамени. Поочередный выход из строя военнослужащих и зачитка текста Военной присяги (обязательства). Исполнение Государственного гимна. Прохождение торжественным маршем. Относ Боевого Знамени. Порядок приведения к Военной присяге (обязательству) при низкой температуре и ненастной погоде.
Тема 6. Строевые смотры
Занятия 1. Строевой смотр роты.
|