бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Омска «Дом детского (юношеского) творчества «Кировский»
«Утверждаю»
__________________
Директор ДД (Ю) Т
Т. А. Рогачева
Программа по НТМ и авиамоделизму
«От простого к сложному»
(Возраст 7-17 лет,
срок реализации 3 года)
Программа составлена 2007г
Новая редакция программы 2011
Программа утверждена на методическом совете
ДД(ю)Т «Кировский»
28 августа 2013 г.
Протокол N 8
Педагог
дополнительного образования
Денисов Валерий Васильевич
Омск,2013г.
Пояснительная записка.
Направленность программы. Дополнительная образовательная программа «От простого к сложному» является программой научно-технической направленности.
Актуальность. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т. к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству. Одной из главных задач обучения и воспитания является обогащение мировосприятия детей, т.е. развитие их творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). В то же время техника вторгается в мир понятий и представлений детей с раннего детства. С каждым годом увеличивается выпуск механических и электронных игрушек. Интерес детей к технике поддерживается средствами массовой информации. Они в доступной и увлекательной форме знакомят школьников с историей техники, ее настоящим и будущим. В младшем школьном возрасте дети большое количество времени посвящают игре. Но только, занимаясь в профильном объединении «От простого к сложному», они могут самостоятельно или с помощью руководителя изготовить для себя игрушку: самолет, планер, махолет, вертолет, воздушного змея и т.д., и не только поиграть с ней, но еще поучаствовать в выставках и соревнованиях. В настоящее время очень низок уровень допрофессиональной работы с детьми: отсутствие специального технического оборудования, нехватка в школе учителей технологии в будущем скажется на ограниченности политехнических знаний у молодежи. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся со специальной терминологией, конструкциями самолетов, вертолетов, планеров, воздушных змеев и т.д., самостоятельно изготавливают модели данных объектов.
Педагогическая целесообразность. Занятия детей в профильном объединении «От простого к сложному» способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность.
После прохождения данного курса воспитанники могут продолжить обучение в профильном объединении «Авиамоделизм».
Новизна. Дополнительная образовательная программа «От простого к сложному» является модифицированным вариантом типовой образовательной программы (Кружки начального технического моделирования. М.: «Просвещение», 1998), модифицирована в связи с учетом конкретных условий, материально-технического оснащения, контингента обучающихся, их интересов. Работа построена по принципу «от простого к сложному».
Цель. Развитие технических способностей детей через изготовление летающих поделок-игрушек.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с картоном, пенопластом и другими материалами;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении технических изделий;
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;
предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.
Воспитательные:
формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками;
воспитывать терпение и упорство;
заложить основы культуры труда;
привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год – 144/4 ч., 2 год – 216/6 ч., 3 год – 216 ч.
Возраст обучающихся – 7-9 лет. Наполняемость группы – 15 человек.
Задачи 1-го года обучения:
Ознакомить:
с основными свойствами материалов для моделирования;
с принципами и технологией постройки моделей летательных объектов, способами применения шаблонов;
с названиями основных деталей и частей техники;
с правилами техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Научить:
самостоятельно строить модель по шаблону;
определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
работать простейшими ручным инструментом;
окрашивать модель кистью.
Задачи 2-го года обучения:
Ознакомить:
с основными свойствами материалов для моделирования;
с простейшими правилами организации рабочего места;
с принципами и технологией постройки моделей самолетов, способами соединения деталей;
с названиями основных деталей и частей техники.
Научить:
самостоятельно строить простые модели самолетов;
выполнять разметку несложных объектов при помощи линейки и шаблонов;
работать простейшими ручными инструментами;
окрашивать детали модели и модель кистью.
Задачи 3-го года обучения:
Ознакомить:
с материалами, применяемыми в моделизме;
с технологиями изготовления корпуса и деталей моделей;
с основами технологии и устройства технических объектов;
классификацией моделей;
названиями деталей и устройств технических объектов.
Научить:
работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;
выбирать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;
изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов;
окрашивать модель и детали различными способами;
пользоваться различным инструментом и приспособлениями в работе над моделями.
По окончании курса обучающиеся будут
уметь:
использовать различные технические приемы при работе с картоном, пенопластом и другими материалами;
работать с инструментами;
работать с разными материалами и инструментами при изготовлении технических изделий;
ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия.
По окончании курса у обучающихся будут сформированы:
образное и пространственное мышление, фантазия;
художественный вкус;
аналитическое мышление и самоанализ;
конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности.
терпение и упорство;
основы культуры труда;
бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;
коммуникативная культура, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п
|
Название темы
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
Материалы и инструменты.
|
1
|
1
|
2
|
3.
|
Простейшие катапультные модели из картона и пенопласта типа Миг-21, F-15, F-22.
|
1
|
3
|
4
|
4.
|
Пикирование, планирование, кабрирование, восходящие и нисходящие потоки.
|
2
|
4
|
6
|
5.
|
Конструирование и изготовление планеров из ватмана.
|
2
|
6
|
8
|
6.
|
Конструирование и изготовление вертолета «Муха».
|
2
|
6
|
8
|
7.
|
Конструирование и изготовление вертолета с резинометром.
|
2
|
8
|
10
|
8.
|
Конструирование и изготовление планера «Летающее крыло».
|
2
|
6
|
8
|
9.
|
Конструирование и изготовление планера «Утка».
|
2
|
6
|
8
|
10.
|
Конструирование и изготовление летательных планеров по различным схемам из пенопласта, картона, бальзы.
|
2
|
14
|
16
|
11.
|
Конструирование и изготовление катапультных планеров.
|
2
|
14
|
16
|
12.
|
Конструирование и изготовление резиномоторной модели самолета.
|
2
|
14
|
16
|
13.
|
Конструирование и изготовление моделей ракет.
|
2
|
12
|
14
|
14.
|
Выставки, конкурсы, экскурсии, соревнования, тренировки.
|
0
|
24
|
24
|
15.
|
Заключительное занятие. Подведение итогов.
|
0
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
23
|
121
|
144
|
Содержание тем 1-го года обучения
1. Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с целями и задачами объединения, правилами поведения в лаборатории, ее традициями. Демонстрация готовых экспонатов.
2. Материалы и инструменты. Знакомство с инструментами и материалами, используемыми в работе. Нож, ножницы, ножовка, лобзик, рубанок, стамеска, дрель, молоток, тиски, напильник, наждачная бумага, шило, отвертка и т.д. Инструменты для разметки: угольник, линейка, циркуль и т.д. Электроинструменты: электролобзик, выпрямитель, приспособления для резки пенопласта, сверлильный станок. Материалы: картон, ватман, пенопласт, клеи, краски, лавсан, цветные пленки, древесина.
3. Простейшие катапультные модели из картона и пенопласта типа Миг-21, F-15, F-22. Приемы изготовления самолетов. Фюзеляж, крыло, киль, стабилизатор.
Практическая работа. Изготовление катапультных моделей самолета Миг-21, F-15, F-22.
4. Пикирование, планирование, кабрирование, восходящие и нисходящие потоки. Понятия «пикирование», «планирование», «кабрирование». Восходящие и нисходящие потоки.
Практическая работа. Нахождение и регулировка центра тяжести на схематичных самолетах Миг-21, F-15, F-22 с помощью пластилина, запуск самолетов с руки и окончательное нахождение центра тяжести. Запуск моделей с катапульты. Руль высоты. Фигуры высшего пилотажа: «петля Нестерова», «бочка».
5. Конструирование и изготовление планеров из ватмана. Конструирование по шаблону. Угол атаки.
Практическая работа. Нахождение центра тяжести. Тренировочные запуски.
6. Конструирование и изготовление вертолета «Муха». Изготовление по шаблонам вертолета с 2, 3, 4-мя лопастями из древесины и фанеры.
Практическая работа. Изготовление вертолета «Муха». Настройка центра тяжести, балансировка лопастей. Тренировка. Соревнование в группе на дальность и точность полета.
7. Конструирование и изготовление вертолета с резинометром. «Пчелка», «Колибри». Полет вертолета. Эксплуатация резинометров, смазка.
Практическая работа. Изготовление вертолета «Пчелка» с тянущим винтом, с толкающим винтом, с двумя винтами. Изготовление вертолета системы «Колибри».
8. Конструирование и изготовление планера «Летающее крыло». Типы самолетов «Летающее крыло».
Практическая работа. Конструирование и изготовление по шаблонам и чертежам планеров из картона, пенопласта, бальзы. Тренировка, соревнование.
9. Конструирование и изготовление планера «Утка». Типы самолетов «Утка».
Практическая работа. Конструирование и изготовление по шаблонам и чертежам планеров из картона, пенопласта, бальзы. Тренировка, соревнование.
10. Конструирование и изготовление летательных планеров по различным схемам из пенопласта, картона, бальзы. Нахождение центра тяжести с положительным углом атаки 2º-3º – 25-30 % и с нулевым углом атаки от 50 % до 55 %.
Практическая работа. Конструирование и изготовление по шаблонам и чертежам планеров из картона, пенопласта, бальзы. Тренировка, соревнование.
11. Конструирование и изготовление катапультных планеров. Механические и автоматические регулировки. Таймер. Посадка в запланированное время при попадении самолета в восходящие потоки.
Практическая работа. Конструирование и изготовление по шаблонам и чертежам планеров из картона, пенопласта, бальзы. Тренировка, соревнование.
12. Конструирование и изготовление резиномоторной модели самолета. Модель самолета с резиномотором, принцип действия винтомоторной установки, энергия резины, правила эксплуатации резины. Регулировка модели, приемы правильного запуска модели.
Практическая работа. Конструирование и изготовление по шаблонам и чертежам планеров из картона, пенопласта, бальзы. Тренировка, соревнование.
13. Конструирование и изготовление моделей ракет. Центр тяжести, центр давления. Катапультная ракета. Духовая ракета.
Практическая работа. Конструирование и изготовление по шаблонам и чертежам планеров из картона, пенопласта, бальзы. Тренировка, соревнование.
14. Выставки, конкурсы, экскурсии, соревнования, тренировки.
15. Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п
|
Название темы
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты.
|
2
|
4
|
6
|
2.
|
Изготовление коробчатого воздушного «змея».
|
2
|
12
|
14
|
3.
|
Изготовление комнатных моделей F-1-D-460, F-1-D-550.
|
6
|
50
|
56
|
4.
|
Конструирование и изготовление экспериментальных комнатных моделей вертолетов.
|
6
|
50
|
56
|
5.
|
Летная подготовка.
|
6
|
44
|
50
|
|
Выставки, конкурсы, соревнования, тренировки.
|
0
|
30
|
30
|
6.
|
Заключительное занятие.
|
0
|
4
|
4
|
|
Всего:
|
22
|
194
|
216
|
Содержание тем 2-го года обучения
1.Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год. Программа занятий. Правила поведения на занятиях и в перерыве. Организация рабочего места. Перечень необходимого материала и инструмента. Инструктаж по Т.Б. при работе с инструментом. Общие сведения о материалах, используемых при изготовлении моделей.
2. Изготовление коробчатого «змея». Коробчатые воздушные змея, история возникновения воздушных «змеев» в мире. Сведения о воздухе: ветер, сила, скорость, направление.
Практическая часть. Постройка коробчатого «змея», почтальона.
3. Схематический планер «Школьник». Схематическая модель планера. Технические характеристики. История создания планера, планера русских конструкторов.
Практическая работа. Изготовление чертежа планера, заготовка материалов: кромок, нервюр, применение спец. остасток при изготовлении нервюр. Сборка, оклейка.
4. Схематическая резиномоторная модель самолета. Схематическая модель резиномоторного самолета. Технические характеристики.
Практическая работа. Изготовление чертежа резиномоторной модели. Заготовка материалов: кромок, нервюр, применение спец. оснасток при изготовлении нервюр. Изготовление винтомоторной группы. Резиномотор. Сборка, оклейка.
5. Летная подготовка. Теоретическая подготовка школьников по запуску планера, винтомоторной модели, воздушного «змея». Изучение правил соревнований, действия «пилота», помощника по всем классам моделей. Затем только приступаем к тренировкам в поле.
6.Заключительное занятие. Подведение итогов года, поощрение активных учащихся.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п
|
Название темы
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
|
2
|
0
|
2
|
2.
|
Материалы и инструменты.
|
2
|
4
|
6
|
3.
|
Проектирование парящих авиамоделей по категориям: А-1; В-1; С-1, постройка.
|
8
|
40
|
48
|
4.
|
Способы определения восходящих потоков.
|
2
|
6
|
8
|
5.
|
Приемы работы спортсменов на старте по категориям: А-1; В-1; С-1, поиск моделей
|
8
|
42
|
50
|
6.
|
Устройство, принцип работы ДВС.
|
4
|
26
|
30
|
7.
|
Технологическая оснастка.
|
4
|
26
|
30
|
8.
|
Летная подготовка, мед.подготовка, психологическая подготовка.
|
10
|
30
|
40
|
9.
|
Заключительно занятие.
|
0
|
2
|
2
|
10.
|
Итого:
|
40
|
176
|
216
|
Содержание тем 3-го года обучения
1.Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год. Правила поведения в учебном кабинете. Инструктаж по Т.Б. Организация рабочего места. Перечень инструментов. Авиамоделизм – как спортивно-технический вид спорта.
2. Материалы и инструменты. Т.Б. Приемы безопасной работы. Общие понятия о материалах, используемых при работе.
3. Проектирование парящих авиамоделей по категориям: А-1; В-1; С-1. постройка. Обучение навыкам черчения, выполнение чертежа согласно техническим характеристикам, указанным в «Правилах». Расчет профиля данной категории модели. Построение профиля по координатам, изготовление контрольных шаблонов. Изготовление рабочих шаблонов из металла. Заготовка шпона, распиловка, шлифовка в размер, для нервюр. Распиловка сосны на рейки для лонжеронов, шлифовка в размер. Изготовление нервюр крыла, «ушка», стабилизатора, киля, лопаток. Контрольная сборка центроплана, «ушка», стабилизатора, киля на стапеле. Изготовление «носка» планера, фюзеляжа для резиномоторной, таймерной моделей. Изготовление таймера, крючка для планера, втулки для резиномоторной модели, глушителя для таймерной модели, штырей. Установка механизмов на модель, окончательная сборка, балансировка модели, проверка геометрии, центр тяжести модели. Изготовление воздушных винтов по шаблонам, балансировка. Изготовление резиномоторов, заправочной колбы.
4. Способы определения восходящих потоков. Определение потоков нисходящих. Формирование восходящих потоков, периодичность с нисходящими, середина потока, край. Практическая работа. Показ на примере, полет модели в потоке и без потока – анализ.
5. Приемы работы спортсмена на старте по категориям: А-1; В-1; С-1, поиск моделей.
Обучение школьников – спортсменов пользованию стартовым оборудованием: катушкой с леером для планера А-1; дрелью для В-1; стартером для запуска ДВС таймерной модели. Обучение правильному запуску моделей и поиску их в поле, умению ориентироваться.
7. Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Понятие ДВС, детали, процессы, проходящих за один такт, правила Т.Б. при работе с двигателем, при составлении топливной смеси.
8. Технологическая оснастка. Изготовление и применение спец. приспособлений, облегчающих изготовление, повторение отдельных узлов, деталей модели. Безопасное использование технологической оснастки.
9. Летная, медицинская, психологическая подготовка. Порядок проведения тренировки, намеченные цели, реализация поставленных задач, Обязательная мед. подготовка, техника безопасности на тренировках.
10. Заключительное занятие. Подведение итогов года, поощрение активных школьников.
Формы занятий
Беседы,
экскурсии,
практические занятия,
фото-шоу,
выставки.
Методы обучения
Репродуктивный;
объяснительно-иллюстративный;
практический.
Формы подведения итогов
Выполнение самостоятельных заданий по теме;
участие в выставках;
участие в конкурсах.
Диагностика ключевых компетенций воспитанников
1-го года обучения
Входная: собеседование с ребёнком при записи в объединение (приложение №1).
Текущая: проверка уровня развития технических способностей воспитанников в середине учебного года (приложение №2).
Итоговая: отслеживание уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного года (приложение №3).
Диагностика ключевых компетенций воспитанников
2-го года обучения
Входная: проверка остаточных знаний в начале учебного года (приложение №4).
Текущая: диагностика ключевых компетенций обучающихся после первого полугодия (приложение №5).
Итоговая: диагностика знаний, умений и навыков в конце года (приложение №6).
Диагностика ключевых компетенций воспитанников
3-го года обучения
Входная: проверка остаточных знаний в начале учебного года (приложение №7).
Текущая: проверка уровня развития творческих способностей воспитанников в середине учебного года (приложение №8).
Итоговая: диагностика уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного курса (приложение №9).
Дидактическое обеспечение программы
Инструкция по охране труда для учащихся, выполняющих ручные работы.
Инструкции по правилам техники безопасности.
Чертежи.
Сборочные схемы.
Эскизы деталей.
Материально – техническое обеспечение программы
Нож, ножницы, ножовка, лобзик, рубанок, стамеска, дрель, молоток, тиски, напильник, наждачная бумага, шило, отвертка и т.д. Инструменты для разметки: угольник, линейка, циркуль и т.д. Электроинструменты: электролобзик, выпрямитель, приспособления для резки пенопласта, сверлильный станок. Материалы: картон, ватман, пенопласт, клеи, краски, лавсан, цветные пленки, древесина.
Список литературы для педагога
Алексеевская Н. Волшебные ножницы. М.: «Лист», 2008.
Амоков В.Б. Искусство аппликации. М.: «Школьная пресса», 2002.
Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. М.: «Просвещение», 1986.
Архипова Н. А. Методические рекомендации. М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.
Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. М.: «Рольф Аким», 2009.
Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 2007.
Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. М.: «Просвещение», 2001.
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917. М., 2008.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 2009.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. М.: Издательский дом МС, 2001.
Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. М.: «Просвещение», 2007.
Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: «Просвещение», 1985.
Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. М., 2009.
Горичева B.C., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль: «Академия развития», 2000.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: «Академия развития», 2002.
Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология.2009. № 4.
Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 2009. №6.
Жабров А. А. Почему и как летают самолёты. М.: «Физматгиз», 2009
Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 2002.
Заворотов В. А. От идеи до модели. М.: «Просвещение», 2008.
Закон «Об образовании».
Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
Калина И. Двигатели для спортивного моделизма. М., 2008.
Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. -Ярославль: «Академия развития», 2007.
Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.
Конвенция о правах ребенка.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. С-Пб: «Кристалл», 2001.
Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. М.: «Лирус», 2005.
Лагутин О. В. Самолёт на столе. М.: ДОСААФ, 1998.
Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. М.: «Просвещение». 2008.
Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. М.: ООО «Издательство ACT», 2008.
Моделист – конструктор . 1973-2005.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: «Академия развития», 2001.
Проектируй, строй авиационные модели. М., 2003.
Сергеева Н. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников. 2003. № 4.
Сократов Н., Багирова О., Маннакова С. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников. 2003. № 9.
Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. М.: «Просвещение», 2001.
Троицкая И. Формирование саморегуляции у младших школьников // Воспитание школьников. 2003. № 6.
Фроленкова Т.В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс – минус, 2005. № 7.
Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. С-Пб: «Норинт», 2000.
Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. М.: ДОСААФ, 2008.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «Академия развития», 2007.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: «Просвещение», 2005. 191 с.
Яшнова О. Успешность обучения и воспитания младших школьников // Воспитание школьников. 2002. № 8.
Список литературы для обучающихся
Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. М.: «Рольф Аким», 2009.
Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. М.: «Педагогика», 2007.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: «Академия развития», 2002.
Коллекция идей. Журнал для не скучной жизни. М.: ЗАО «ИД КОН» - Лига Пресс», 2002.
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль «Академия развития», 2001.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: «Просвещение», 2005. 191 с.
Проектируй, строй авиационные модели. М., 2003.
Лагутин О. В. Самолёт на столе. М.: ДОСААФ, 1998.
Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. М.: ДОСААФ, 2008.
Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. М., 2009.
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917. М., 2008.
Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 2008.
Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 2001.
Моделист – конструктор . 1973-2005.
Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. М.: «Лирус», 2005.
|