Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»
Принято
методическим советом
Протокол № 1 от 28 августа 2016г.
Протокол Педагогического совета
№ 1 от 28 августа 2016г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБУДО «ЦДиЮТТ «Патриот»
Ф. М. Кадров
Приказ № 651 от 01сентября 2016г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОКА
Возраст обучающихся:
|
10-18 лет
|
Срок реализации:
|
3 года
|
Автор-составитель:
|
Гудков Валерий Юрьевич
педагог дополнительного образования, высшая категория
|
Нижневартовск
2016 год
Пояснительная записка
(общая характеристика программы)
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки - социально-педагогическая. Форма обучения – очная. Срок освоения программы за весь период обучения: 3 года - 108 недель - 648 часов.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Федеральном Законе №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года и в Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве с духовностью, гражданственностью и социальной активностью и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, но и сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.
«Патриотическим воспитанием нужно заниматься, заниматься и в образовательной организации, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период…». (Д. Медведев).
Проблема патриотического воспитания детей сегодня, актуальна как никогда. В условиях утраты государством традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. В последнее время, особенно среди молодежи, наблюдается ослабление патриотического духа, снижается уровень осознания идей российской государственности. Молодежь призывного возраста уклоняется от службы в армии. У значительной части подростков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость.
В соответствии с Федеральным Законом №53 «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г., военно-патриотическое воспитание является составной частью патриотического воспитания, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Освоение программы стрелковой подготовки МБОУ ЦД и ЮТТ «Патриот» города Нижневартовска позволит воспитанникам:
- приобрести практические умения и навыки, необходимые для прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил РФ и других силовых структурах;
- сориентирует юношей и девушек на выбор профессии военнослужащего, а также будет способствовать формированию чувства уважения и гордости, за многовековую историю народа населяющего территорию Российской Федерации.
1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки является обучение стрельбе из пневматической винтовки, укрепление психического и физического здоровья обучающихся.
Задачи:
1. Обучить приемам стрельбы из пневматического оружия на различные расстояния и из различных положений, проводить неполную сборку и разборку стрелкового оружия на примере автомата Калашникова; оснащать магазин патронами.
2. Научить разбираться в многообразии видов стрелкового оружия (пневматического, травматического, огнестрельного); выполнять нормативы по стрельбе из стрелкового оружия; сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье.
3. Укрепление физического здоровья, формирование здорового образа жизни.
2. Принципы реализации общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки
Основными принцами реализации общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки являются:
Принцип сознательности. Учащиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания и умения, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию обучающихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки обучающихся были прочно закреплены, в первую очередь практически. Для этого необходимо участие обучающихся в соревнованиях, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением учащимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
В основу отбора и систематизации материала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки положены принципы
комплексности, преемственности и вариативности.
Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон учебно-тренировочного процесса: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовок, педагогического контроля, восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями возрастающего мастерства обучающихся, в постепенном, от этапа к этапу усложнении содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, в единстве задач, средств и методов подготовки.
Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки спортсменов. Исходя из конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи тренеры могут вносить свои коррективы в построение учебно-тренировочных циклов, занятий, не нарушая общих подходов.
3. Методологическая основа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки
Методологической основой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям дополнительного образования, социальной среды развития обучающихся в системе дополнительного образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий дополнительного образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата обучения и воспитания – развитие, на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности воспитанника, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания дополнительного образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника.
Ведущими методами обучения по данной программе являются:
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
Игровые имитационные методы (ролевые и деловые игры, игровое проектирование (исследовательское, творческое, прикладное, ознакомительно-ориентировочное));
Дифференцированные
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 10–18 лет.
4. Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки:
4.1. Личностные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки.
Воспитанники научатся:
1. Проявлять уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, доброжелательное отношение к истории и моральным ценностям народов России.
2. Выполнять социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни.
7. Принимать ценности здорового и безопасного образа жизни; осуществляет правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.
4.2. Метапредметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки.
Воспитанники научатся:
Умению ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Умению формулировать учебные задачи как шаги достижения к поставленной цели деятельности;
Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составляет алгоритм их выполнения;
Умению корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии умеет выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
Умению организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Умению самостоятельно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
4.3. Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки
1 год обучения
Воспитанники научатся:
- пользоваться стрелковым оружием, согласно установленным правилами мерам безопасности обращения оружием в тирах;
- определять материальные части пневматической винтовки, автомата Калашникова, снайперской винтовки Драгунова;
- правилам прицеливания и выполнения выстрела;
- производить выстрел «лежа» с упора и без упора, «сидя», «стоя»;
- производить неполную разборку автомата Калашникова;
- укрепится здоровье.
2 год обучения
Воспитанники научатся:
- техники выполнения выстрела;
- совершенствовать силовую и статическую выносливость, ловкость, скоростные реакции, координацию движений;
- находить ошибки в стрелковых действиях товарищей и помогать их исправлять.
3 год обучения
Воспитанники научатся:
- разбираться в материальной части новых моделей оружия избранного вида стрельбы, овладеют навыками устранения неполадок новых моделей оружия.
- доводить выполнение элементов выстрела до автоматизма;
- выполнению выстрела в «районе колебания» и «встречи», при сохранении «рабочего состояния» до, во время и после выстрела;
- техники выполнения выстрела в финале;
- участвовать в спортивных соревнованиях разного уровня.
5. Учебный план, календарно-тематический план, содержание, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки первого года обучения
|