Дополнительная образовательная программа: «Край, в котором я живу» туристско-краеведческого направления авторская
Автор программы Юзыкаева Лариса Зиновьевна
Программа рецензирован, рецензент КиямоваА.Г. кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии и методики ее преподавания ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», 2014 год
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 20____ г., протокол № ______
Программа объединения «Край в котором я живу»
Пояснительная записка
Программа «Край, в котором я живу» туристско-краеведческого направления, обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения Бимской средней общеобразовательной школы, разработана в соответствии с требованиями нормативных документов: Настоящая Программа разработана в соответствии с:
•Конвенцией о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
• Конституцией Российской Федерации
•Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Приказом МОиН РТ №1465/14 от 20.03.2014 «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»
Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
Указом Президента РФ «Об основных направлениях молодежной политики»;
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 № ½ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003г. Ms28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г №41 г.Москва «Об утверждении СанПин2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих образовательных программ педагогов дополнительного образования детей.
Уставом МБОУ ДОД ЦВР;
Положением о порядке разработки и утверждении рабочих программ.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной марийской Бимской земле.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа мари будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает «пришвинская» фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Данная программа - авторская программа Юзыкаевой Ларисы Зиновьевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в Бимской средней общеобразовательной школе. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.
Программа “Край, в котором я живу” предназначена для проведения занятий объединения в общеобразовательной школе, рассчитана на 3 года обучения, учащихся 11-14 лет. Группа сформирована из разновозрастных обучающихся . Предельная наполняемость группы 15 человек
Цель данного курса:
- Формирование патриотизма и гражданственности через, знакомство учащихся с историко - культурным наследием Бимского края Агрызского района Республики Татарстан;
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
Изучить прошлое и настоящее марийского народа, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе.
Воспитать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
Активизировать поисковую деятельность учащихся.
Выработать умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Способствовать формированию у школьников навыков информационной культуры, использованию Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнить фондов школы работами учащихся по краеведению.
Способствовать воспитанию толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Татарстан, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
Изучать природу родного края, её ресурсов, воспитать экологически грамотного поведения в природе.
Программа занятий дополнительного образования представляет широкие возможности для творческой деятельности педагогоЭто использование межпредметных связей с такими учебными дисциплинами, как история, география, марийская литература, технология. и др. Программа «Край, в котором я живу», послужит основой для осуществления нравственного развития на дальнейших этапах школьного обучения, и будет содействовать профилактике активной жизненной позиции учащихся.
Формы проведения занятий:
Формы работы:
система внеклассной работы:
фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела
художественное творчество учащихся;
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы
встречи с ветеранами, Уроки мужества;
просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции
сбор и оформление материалов для школьного музея;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
походы,
Работа в архивах
Конференции
Работа с документами
Исследовательская деятельность.
Контроль за усвоением материала в виде тестирования, викторин, исследовательских работ ( разработанные формы по подведении итогов реализации программы представлены в приложениях)
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Методы реализации программы:
репродуктивный метод;
поисковый метод
индивидуальная работа;
работа в парах;
групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.
Режим занятий: Занятия проводятся два раз в неделю по два часа. Длительность изучения 144 часа в год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Название раздела
|
Год обучения
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
|
« Знай и люби свою малую родину»
|
8
|
10
|
2
|
|
«Географическое краеведение»
|
22
|
20
|
22
|
|
«Историческое краеведение»
|
46
|
38
|
30
|
|
«Моя семья»
|
6
|
16
|
30
|
|
«Война, страшное слово…»
|
12
|
12
|
20
|
|
«Колхозное движение»
|
18
|
18
|
20
|
|
«Моя школа»
|
32ч
|
30
|
20
|
ИТОГО:
|
144
|
144
|
144
|
|