Скачать 0.75 Mb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно»
Оренбург 2015 Содержание
2.Учебный и учебно-тематический планы 2.1. Учебный план 2.2. Учебно-тематический план 3.Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 4.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Список литературы Приложение 1. Пояснительная записка 1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори правильно» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, под которым понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (далее ФФНР). По содержанию программа является однопрофильной, по форме организации содержания – комплексной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – коррекционно-развивающей, по типу – модифицированной. Учебной базой реализации программы является школа раннего развития «АБВГДЕЙка» МБУДО ЦДТ г. Оренбурга.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говори правильно» определяется ее направленностью на развитие познавательной сферы детей 5- 6-ти лет, а именно, на развитие звуковой культуры речи. Возраст 5-6-ти лет является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха ˗ фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. К 5-ти годам у ребенка должны быть сформированы: фонетическая сторона речи, лексико-грамматическая система языка, фонематическое восприятие, связная речь. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В случае недоразвития звуковой стороны речи, у дошкольника возникают трудности в общении со сверстниками, взрослыми и, в последующем, при переходе на ступень школьного обучения, в освоении чтения, письма и других учебных предметов. Обучение детей старшего дошкольного возраста по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.). Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, что является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФНР в среду сверстников, развивающихся в соответствии с возрастной нормой. Актуальность программы также обусловлена запросом со стороны родителей, так как в настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи, и недостаточное количество специа- лизированных детских учреждений, решающих проблему ФФНР. Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к содержанию и организации обучающих воздействий на детей с ФФНР. Основными принципами организации обучающего процесса является индивидуальный подход, использование дифференцированных по уровню сложности развивающих упражнений и форм совместной деятельности детей (работа в парах). В дополнительной общеобразовательной программе «Говори правильно» усилено содержание разделов, направленных на углубленное изучение фонетической и фонематической системы языка, лексико-грамматического строя речи. Организация занятий выстраивается как коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности); создание предпосылок для успешного овладения системой учебных знаний в процессе школьного обучения. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ФФНР выполняет еще и воспитательную функцию, а именно, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. Педагогическая целесообразность реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в работе с детьми, обучающимися в школе раннего развития «АБВГДЕЙка», определяется, во-первых, ее включенностью в общий учебной план работы школы раннего развития на уровне межпредметного взаимодействия (предмет «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и др.). Во-вторых, педагогическая целесообразность реализации данной программы в работе с детьми связана со значимостью коррекции речевых нарушений именно в возрасте 5-6 лет, в третьих, с построением обучающих воздействий на игровых технологиях с учетом ведущей деятельности возраста. 1.3 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель данной программы: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством нормализации и совершенствования звуковой стороны речи. Задачи: 1.Обучающие: - формирование правильного произношения искаженных звуков; - постановка отсутствующих звуков русского языка; - автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и связной речи; - дифференциация звуков в слогах, словах, фразах; - предупреждение дисграфии и дислексии. 2. Развивающие: - развитие артикуляционного аппарата; - развитие зрительного и слухового гнозиса; - развитие фонематической системы языка; - развитие грамматической системы языка; - развитие лексической системы языка; - развитие связной речи. 3. Воспитательные: - развитие мотивации к занятиям по программе «Говори правильно»; - формирование бережного отношения к родному языку; - развитие познавательного интереса к процессуальной и результативной стороне обучения; - воспитание личностных качеств: произвольность, целеустремленность. Содержание данной программы строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), о сенситивных периодах формирования речи (Л. С Выготский.), о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский). В качестве дидактических принципов организации работы по данной программе выступают принципы организации коррекционно-развивающей работы (Осипова А.А.).
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говори правильно» от большинства программ данной направленности (например, «Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте» (авт. Мазанова Е. М.), «Программа коррекции ФФН» (авт. Балашова О.П., г. Екатеринбург), «Рабочая программа по коррекции ФФНР старших дошкольников в условиях логопедического пункта» (авт. Пархоменко Н. С.), «Коррекция фонетико - фонематического недоразвития речи у детей 5–6 лет» (авт.Курышова В.В.), является ее ориентация на индивидуальную работу с ребенком. Индивидуальный характер работы способствует облегчению решения таких задач, как коррекция звукопроизношения (методика «речевой куб»), развитие фонематического восприятия, связной речи, обогащения словаря, а впоследствии и предупреждение появления специфических ошибок при письме и чтении. 1.5 Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа направлена на детей в возрасте 5-6-ти лет. Данный возраст является сензитивным для освоения грамматической и звуковой структуры речи. 1.6 Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Реализация программы рассчитана на 72 ч. Обучение идет в индиви дуальном режиме. 1.7 Формы и режим занятий Логопедическое обследование (приложение 2) проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября, Занятия проходят 2 раза в неделю с каждым ребёнком. Продолжительность занятий: 25 минут для детей 5-ти лет и 30 мин. для детей 6-ти лет, что соответствует физиологическим особенностям возраста детей и требованиям СанПин 2.4.4.3172-14. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. 1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Планируемые результаты работы: В области личностного развития: - любознательность и активность на занятиях. - произвольность поведения; - бережное отношение к родному языку; - личностный смысл в освоении программы. В области освоения предметных результатов: - знание правил поведения и техники безопасности на занятии; - знание правил артикуляции всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи; - знание скороговорок; - умение дифференцировать все изученные звуки; -умение правильно называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - умение находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; - умение различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне; -умение использовать интонационные средства выразительности речи в пересказе, чтении стихов; - умение производить элементарный звуковой анализ и синтез; -овладение всеми правилами лексико-грамматической системы речи; -сформированный слуховой и зрительный гнозис в соответствии с возрастной нормой. В области усвоения метапредметных умений: - умение принимать и удерживать цель деятельности на занятии; - умение оценивать результаты своей работы по заданному алгоритму; -умение контролировать свою деятельность по выполнению заданий и вносить коррективы с учетом обнаруженных ошибок; -умение взаимодействовать со взрослым и сверстником при выполнении задания; - умение высказывать суждение о качестве своей работы. Для отслеживания эффективности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говори правильно» используются следующие методы: предметные пробы, наблюдение, анализ продуктов деятельности (сочинение рассказов, сказок), анкетирование родителей, тестовые задания для детей, проективные методики. Для изучения сформированности качеств личности ребенка дошкольного возраста используются карта наблюдения (Приложение 1). Для изучения предметной результативности используется логопедическая диагностика: диагностика моторики артикуляционного аппарата; зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; диагностика языковой системы (состояние звукопроизношения); диагностика фонематической системы языка, грамматической системы языка, лексической системы языка, связной речи (Приложение 2). 1.9 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Основными формами являются: открытое занятие для родителей, выступления на праздниках для учащихся и родителей. 2.Учебный и учебно-тематический планы 2.1 Учебный план
|
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Атлетизм» рассмотрена на заседании... |
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... ... |
||
Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» является авторской, адресована учащимся начальных и... |
Пояснительная записка дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» имеет техническую направленность |
||
Пояснительная записка (общая характеристика программы) Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки социально-педагогическая. Форма... |
Пояснительная записка. 3-9 ... |
||
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа... Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы |
Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое... Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое развитие подростка» имеет техническую направленность. Программа разработана... |
||
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание... |
Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы... Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе |
||
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной... Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
1. 1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радость творчества» |
||
I. Пояснительная записка стр. 3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей школьного возраста |
Пояснительная записка Хороший инженер должен состоять из четырёх... Дополнительная общеразвивающая программа «Дизайн мобильных приложений» имеет техническую направленность |
||
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный... |
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... Программа модифицированная, составлена на основе программ «Школьный театр» Е. Р. Ганелина, «Театр, где играют дети» под редакцией... |
Поиск |