Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 134
_____________________________________________________________________________
Юридический и фактический адрес:620042, ул. Ломоносова, д. 65,
сайт: http://134.tvoysadik.ru, электронная почта:134@mdou-ekb.ru, тел./факс:320-84-98
Принята:
Педагогическим
советом МАДОУ № 134,
протокол №1 «27»августа 2016 г.
|
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ № 134
___________Т.Г.Рыбакова
01.09.2016 г.
|
Рабочая программа
по реализации основной общеразвивающей программы - образовательной программы дошкольного образования по обучению плаванию детей 3 – 7 лет
срок реализации: с 2016 г. по 2017 г.
|
Разработчик: инструктор по физической культуре
Е.В. Карнаухова, М.В. Вохмянина
|
г. Екатеринбург, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Целевой раздел…………………………………………………………......4
1.1. Пояснительная записка…………………………………………..….………………....4
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы……………………………………………..5
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……….……………..............5
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей……………………..6
1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………………………....8
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы………………...9
1.2.2. Планируемы достижения детей…………………………………….……………….9
Раздел 2. Содержательный раздел…………………………………………………...19
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствие с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти разных областях……………………………………..19
2.2.Содержание образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей…..29
2.3. Формы, методы, средства реализации Программы………………………………….31
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………..….32
2.5. Комплексно - тематический план воспитательно – образовательной деятельности
детей………………………………………………………………………………………….36
2.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов……………..48
Раздел 3. Организационный раздел…………………………………………………..50
3.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей………………50
3.1.1. Организация режима пребывания детей в образовательной
Организации………………………………………………………………………………….50
3.1.2. Особенности организации режимных моментов……………………………………52
3.2. Материально – техническое обеспечение Программы………………………………..53
3.3. Методические материалы……………………………………………………………53
Приложение………………………………………………………………………………..…55
Информационная записка
Юридический адрес: город Екатеринбург, улица Ломоносова, 65.
Телефон: 320-84-98,e-mail: 134@mdou-ekb.ru, сайт:134.tvoysadik.ru;
Ф.И.О. заведующего: Рыбакова Татьяна Геннадьевна;
Ф.И.О. заместителя по ВМР: Карнаухова Елена Валерьевна;
Ф.И.О. разработчика: Карнаухова Елена Валерьевна, Вохмянина Марина Владимировна;
Режим работы: с 8.30ч. до 18.00ч. ежедневно, кроме субботы и воскресенья;
Количество групп: общеразвивающие - 11гр;
из них: подготовительные (6-7лет) – 3 гр.;
старшие (5-6лет) – 2гр.;
средние (4-5 лет) -2гр.;
вторые младшие (3-4 года) – 4 гр.;
Ф.И.О пед.работника
|
Образование
|
Категория
|
Курсовая подготовка
|
Карнаухова Елена Валерьевна
|
1.Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова, 2002г.
2.Ярское педагогическое училище УАССР
|
первая
|
ГБОУ ДПО СО «ИРО», Физическая культура в образовательных учреждениях различных типов и видов. Содержание и организация образовательного процесса».
|
Вохмянина Марина Владимировна
|
Уральский государственный педагогический университет, 2013г.
|
первая
|
|
-
Целевой раздел
Пояснительная записка
Развитие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод граждан, формирование навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии со следующими требованиями к образовательной программе, связанных с антикоррупционным воспитанием:
1) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
2) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
3) социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
4) содержание программы отображает систему отношений ребенка к другим
людям и себе самому.
Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет разработана в соответствии с ООП МАДОУ № 134, в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа по плаванию обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению физическое развитие.
Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы:
-Е.К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.
В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.
В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:
- непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
- развлечения, праздники на воде;
Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям освоить элементы плавания способами кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст.43, 72.
-Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).
-Федеральный закон «Об образовании в РФ».
-СанПиН 2.4.1.3049 – 13
-Устав ДОУ
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф
-Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1
-ФГОС ДО (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
-На основе основной образовательной программы дошкольного учреждения
Цели и задачи реализуемой Программы
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации программы по плаванию определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель: Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Задачи:
1.Формировать основные навыки плавания; развивать физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила и др.);
2. Способствовать оздоровлению детского организма;
3. Воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде; потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких гигиенических навыков.
Развитие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод граждан, формирование навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии со следующими требованиями к образовательной программе, связанных с антикоррупционным воспитанием:
1) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
2) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
3) социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
4) содержание программы отображает систему отношений ребенка к другим людям и себе самому.
Принципы и подходы к формированию Программы
Рабочая программа разработана в соответствии с культурно-историческим, личностным, культурологическим, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.).
Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. В андрагогической образовательной парадигме сам ребёнок понимается как высшая ценность процесса образования.
Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.
Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.
Методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Младший дошкольный возраст: от 3 до 4
Четвёртый год жизниребёнкахарактерезуетсяособенностьюразвитиядыхательнойсистемы и к 3 – 4 годам устанавливаетсялёгочный тип дыхания, но строениелёгочнойткани не завершено, поэтомулёгочнаявентиляцияограничена. В 3 – 4 года у ребёнкамногиедвижениярезки и угловаты, низка выносливостьмышечнойсистемы. Из – за этогостатическоенапряжениемышцкратковременно, и малыш не можетсидетьили стоять не меняяпозы. Сила мышцкисти рук увеличивается с 3,5 кг – 4 в возрасте 3 – 4 лет.
Весо – ростовыепоказателифизическогоразвитиямеждудевочками и мальчикамипочтиодинаковы: ростсоставляет 92 – 99 см, массатела 14 – 16 кг.
На четвёртом году жижниребёноквладеетбольшимобъёмомдвигательныхнавыков, способенсовершатьдостаточносложныедвигательныедействия, соблюдаяопределённуюпоследовательность. Детейхарактеризуетбольшаяосознанностьвосприятияпоказадвижений и словесного пояснения, чтоположительносказывается на качествевыполненияупражнения. Одноко, отмечаетсяещёнедостаточнаяслаженность в работеразнообразныхмышечныхгрупп (плечевогопояса, туловища, ног), не сформированнапроизвольностьдвижений.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Пятый год жизни ребёнка характеризуется дисбалансом в развитии дыхательного аппарата: при относительной мощности лёгких пока ещё узок просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) и слабы дыхательные мышцы. Вместе с тем размах грудной клетки при вдохе и выдохе значительно шире, вследствие чего жизненная ёмкость лёгких у пятилетнего ребёнка значительно больше, чем у 3 – 4 летнего. Дыхательные пути сравнительно узки, что вызывает преобладание брюшного типа дыхания, при котором главной дыхательной мышцей является диафграмма. С четырёх лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание их через нос затруднено.
Интенсивно развивается кровеносная система. Сердечно – сосудистая система, при условии соблюдения адекватности нагрузок, сравнительно лучше приспособлена к потребностям растущего организма, чем дыхательная.
В течение пятого года жизни происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры, в том числе нервно-психической регуляции и её функциях, возрастают сила и работоспособность мышц. Мелкие мышцы (пальцев, кистей, стоп) ещё недостаточно развиты в сравнении с крупной мускулатурой, из–за чего детям даются движения всей рукой, а не её мелкими мышечными группами. Кроме того, сила мышц-сгибателей больше силы мышц - разгибателей, что определяет особенности поз ребёнка – голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах.
Быстро вырабатываются условные рефлексы, но закрепляются не сразу, поэтому навыки ребенка, вначале непрочны и легко разрушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются, поэтому внимание детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Дошкольникам свойственна большая отвлекаемость внимания, им обычно трудно сконцентрироваться на решении какой – ни будь задачи.
Тем не менее, на пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движения, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образом. Всё это позволяет педагогу приступить к обучению техники основных движений, отработке их качества.
|