Программа вступительного испытания по «Теории языка»


Скачать 1.43 Mb.
Название Программа вступительного испытания по «Теории языка»
страница 1/14
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА Лингвистического образования

и межкультурной коммуникации

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

Программа вступительного испытания при приеме на обучение

по основной профессиональной образовательной программе

высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации

(аспирантура)
Направление подготовки
45.06.01 Языкознание и литературоведение
Направленность:
Теория языка


Сургут, 2014

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса СурГПУ

Программа утверждена на заседании кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации 29 августа 2014 г., протокол №2.

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА: Программа вступительного испытания направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность: Теория языка / Сост. Ю.В. Бопп. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
Программа предназначена для лиц, сдающих вступительное испытание по направлению подготовки аспирантуры 45.06.01 Языкознание и литературоведение.

В настоящую программу вступительного испытания включены требования к уровню подготовки поступающих в аспирантуру, описаны формы и процедуры испытания по теории языка, представлены содержание и структура экзаменационных билетов и критерии оценки.

Программа вступительного испытания в аспирантуру разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры.

© Сургутский государственный педагогический университет, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Программа вступительного испытания по «Теории языка» и методические рекомендации составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа вступительного испытания в аспирантуру разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

  • СМК СурГПУ НП 122-2014 Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

  • СМК СурГПУ 131-2015 Положение о фонде оценочных средств по образовательным программам аспирантуры;

  • СМК СурГПУ НП 74-2014 Положение об экзаменационных и апелляционных комиссиях;

  • СМК СурГПУ ИМ 03-2015 Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы вступительных испытаний;

К вступительному испытанию по образовательным программам аспирантуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня:

  • лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования профильной направленности, в этом случае засчитываются результаты итогового государственного экзамена и проводится собеседование;

  • лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования другой специальности (направления подготовки), в этом случае экзамен проходит в традиционной форме.

Вступительное испытание является процедурой конкурсного отбора и условием приёма на обучение по образовательным программам аспирантуры.

Программа «Теория языка» предназначена для поступающих на обучение в аспирантуру государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение.

Программа предназначена для лиц, сдающих вступительное испытание по теории языка по направлению подготовки аспирантуры 45.06.01 Языкознание и литературоведение.

В настоящую программу вступительных испытаний для абитуриентов включены требования к уровню подготовки поступающих в аспирантуру, описаны формы и процедуры экзамена по теории языка, представлены содержание и структура экзаменационных билетов и критерии оценки.

Программа вступительного испытания в аспирантуру разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры.
Цель и задачи вступительного испытания
Цель вступительного испытания - установить уровень профессиональных знаний абитуриента, касающихся важнейших проблем теории и истории языка, а также теории и истории лингвистических учений, научного и культурного кругозора, готовности к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Задачи вступительного испытания:

1. Оценить фундаментальные знания в области наук, составляющих теоретическую основу языкознания;

2. Выявить уровень владения методологией теоретического и практического лингвистического исследования.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
На вступительном испытании будущий аспирант (соискатель) должен продемонстрировать свою подготовленность к изучению теории языка на более высоком уровне, позволяющую ему совершенствовать профессиональную коммуникативную компетенцию в научной сфере.

Аспирант (соискатель) должен:

знать:

- общую теорию языка;

- части речи и основные грамматические категории языка;

- принципы логического построения устной и письменной стилистически дифференцированной речи;

- основные программы обеспечения, предназначенные для сбора и обработки информации;

- закономерности и особенности развития языка в лингвистическом, культурно-историческом аспекте через сопряжение с национальным мировоззрением, духовной жизнью общества;

- основные методы научного исследования языковых единиц;

- принципы построения научно-исследовательской работы;

уметь:

- анализировать и устанавливать связь между языковыми и логическими категориями;

- логически выстраивать стратегию устного и письменного общения (письменные ответы, доклады и т.п.), аргументировать и убедительно излагать свои мысли;

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, использования и обработки информации, отбирать информационные ресурсы для сопровождения учебного процесса; использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации;

- производить целостный анализ отдельных языковых фактов, сравнительный анализ языковых фактов, сопоставления системы русского с морфологическими системами других языков;

- правильно, стилистически целесообразно выстраивать письменную и устную речь;

владеть:

- высоким уровнем развития профессионального мышления, способностью использовать понятийный аппарат лингвистики и методики лингвистического анализа в научных исследованиях;

- умением творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач, актуализируя при этом междисциплинарные знания;

- технологиями приобретения, использования, обновления гуманитарных знаний;

- коммуникативно-речевыми навыками и различными формами вербальной коммуникации;

- навыками работы в сети интернет; навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения;

- методологией и методами научного лингвистического исследования языковых явлений;

- методами и техникой работы над научным текстом, навыками правильного построения научного текста и последовательности изложения материала в соответствии с задачами и целями, поставленными в научном исследовании.
Форма и процедура вступительного испытания
Порядок проведения вступительного испытания по теории языка в аспирантуру определяется Правилами приема абитуриентов в СурГПУ, а также Положением о подготовке аспирантов и соискателей в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в СурГПУ.

Вступительное испытание проводится по утвержденному проректором по учебной работе СурГПУ расписанию.

Проведение вступительного испытания в аспирантуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Состав экзаменационной комиссии утверждается ректором СурГПУ.

Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается один из проректоров СурГПУ, в состав комиссии входят не менее двух членов из числа ППС, имеющих достаточный опыт работы.

Испытание проводится в устной или письменной форме.

Вступительное испытание в аспирантуру проводится в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в устной форме 6 человек.

Для подготовки к ответу поступающему отводится не более 45 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут. Будущий аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы на специальных листах, имеющих штамп вуза/отдела магистратуры/аспирантуры.

При ответе на вопросы экзаменационного билета члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы абитуриенту только в рамках содержания учебного материала билета. Во время заседания экзаменационной комиссии ведется протокол (в соответствии с установленным образцом).

На испытании абитуриенты могут пользоваться:

  • программой вступительного испытания в аспирантуру.

  • словарями, энциклопедиями.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена оформляются протоколом и объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми поступающими группы в соответствии с Правилами приёма абитуриентов в СурГПУ.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данное испытание как в устной форме, так и в письменной форме.

Особенности проведения вступительного испытания для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категории поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.
Характеристика структуры экзаменационного билета
Билет на вступительном экзамене в аспирантуру содержит 3 вопроса: 2 теоретических вопроса и вопрос по тематике предполагаемой научной работы. Выбор разделов может быть связан с темой планируемого диссертационного исследования, т.е. с конкретной специализацией поступающего в аспирантуру, например, с фонетикой, психолингвистикой, типологией и т.д.

Как правило, один из вопросов билета предполагает общее изложение широкой темы, другой – подробное изложение одного из аспектов Программы, третий вопрос может быть связан с темой планируемого диссертационного исследования.

Члены экзаменационной комиссии вправе задать абитуриенту дополнительные вопросы, связанные с вопросами билета.
Критерии оценивания ответов на вступительном испытании
Каждый вопрос экзаменационного билета оценивается по пятибалльной шкале и комиссией выставляется общая оценка за экзамен.

При оценке ответа по теории языка учитываются следующие параметры:

владение терминологией на родном и иностранном языке, знание русских эквивалентов;

владение системой терминов, осведомленность о разных подходах к проблеме, знание основных теоретических трудов по теме.

Таблица 1

Критерии оценивания ответа абитуриента




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОЦЕНКА

1.

Интеракция: Испытуемый убедительно аргументирует свою позицию, проявляет инициативу, дает развернутые ответы на вопросы, спонтанно, свободно и адекватно реагирует на аргументацию оппонента.
Используемый языковой инвентарь: Испытуемый точно использует дифференцированный словарь и разнообразные грамматические структуры; в случае лексических пробелов легко находит иные способы выражения; демонстрирует знание идиоматики; речь испытуемого грамматически и фонетически корректна, редкие грамматические ошибки исправляет самостоятельно; демонстрирует способность с помощью интонационных средств передавать нюансы значения.

«отлично»

2.

Интеракция: Испытуемый аргументирует свою позицию, дает достаточно полные ответы на вопросы, адекватно реагирует на аргументацию оппонента.


Используемый языковой инвентарь: Испытуемый достаточно точно использует дифференцированный словарь, владеет вполне разнообразным спектром грамматических структур; редко ищет подходящее слово; способен компенсировать лексические пробелы; уместно использует идиоматические выражения; демонстрирует хорошее владение грамматикой; редкие грамматические ошибки не нарушают общего впечатления грамматически корректного высказывания; речь испытуемого фонетически корректна, интонационно нюансирована. 

«хорошо»

3.

Интеракция: Испытуемый испытывает незначительные затруднения в выражении собственной позиции, дает адекватные, но не вполне развернутые ответы на вопросы, в результате чего возникает необходимость дополнительных вопросов; не достаточно спонтанно, но вполне адекватно реагирует на аргументацию оппонента.


Используемый языковой инвентарь: Испытуемый использует достаточно разнообразную лексику, избегает повторов одних и тех же слов, но лексические пробелы компенсирует приблизительно, поиск подходящего слова ведет к возникновению пауз; испытуемый демонстрирует владение грамматикой; в речи не допускает ошибок, ведущих к искажению смысла высказывания, речь испытуемого фонетически почти корректна, интонационно адекватна.

«удовлетворительно»

4.

Интеракция: Испытуемый выражает собственную позицию, однако испытывает затруднения в реагировании на вопросы и не может поддержать дискуссию.


Используемый языковой инвентарь: Испытуемый использует достаточно ограниченный лексический инвентарь, не позволяющий ему выйти за пределы заданной темы, не всегда способен компенсировать лексические пробелы, спектр используемых грамматических структур и типов предложений не отличается разнообразием, при выходе за пределы подготовленного высказывания допускаются ошибки, зачастую ведущие к искажению смысла высказывания, речь испытуемого фонетически понятна, хотя и демонстрирует акцент, интонационно адекватна, но не нюансирована.

«неудовлетворительно»



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа вступительного испытания «информатика»
Программа вступительного испытания (собеседования) для поступающих в магистратуру по направлению 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов,...
Максимальное количество набранных баллов для участия в конкурсе соответствует 100 баллам
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Содержание программы вступительного испытания «география» Назначение...
Предлагаемая модель экзаменационной работы по географии позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального компонента...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа вступительного испытания в магистратуру
«Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Система работы по подготовке к егэ по русскому языку
Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа вступительного испытания в магистратуру
«Иностранные языки в контексте современной культуры (английский язык, немецкий язык)»
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа вступительного испытания для поступающих на заочную форму...
Абитуриент должен продемонстрировать на экзамене следующий объем знаний, навыков и умений по иностранному языку
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа вступительного испытания для поступающих на заочную форму...
Абитуриент должен продемонстрировать на экзамене следующий объем знаний, навыков и умений по иностранному языку
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа и правила проведения вступительного испытания
Вступительный экзамен по литературе проводится в виде тестирования по материалам программы полной средней школы, основанной на Государственном...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа и правила проведения вступительного испытания
Вступительный экзамен по литературе проводится в виде тестирования по материалам программы полной средней школы, основанной на Государственном...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) по дисциплине
Освоение студентами теории марковских цепей как составной части теории случайных процессов, а также связанных с ней разделов общей...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Вопросы вступительного испытания
В программе приведен примерный список литературы, который может быть расширен и дополнен с учетом глубины изучения вопросов и происходящих...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программа вступительного экзамена
Цель экзамена установить глубину профессиональных знании поступающего в магистратуру, уровень подготовленности к углублению изучения...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) м 3 «Письменный перевод и трансформация...
«Основы теории английского языка», «Теория перевода», «Практический курс английского языка», «Практикум по культуре речевого общения...
Программа вступительного испытания по «Теории языка» icon Программы вступительного испытания «Иностранный язык (английский)»
Филологический факультет, кафедру германской филологии на направление 45. 04. 01 Филология ( "Английский язык и литература англоязычных...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск