Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
Методическая разработка лекции на тему:
«Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»
по дисциплине Фармакология специальности 060101 Лечебное дело
Составитель: Егорова Л.И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско терминологией
Рассмотрена и утверждена на
заседании ЦМК ПМ специальностей Фармация, Лабораторная диагностика
Протокол № ___ от _________________
Председатель ЦМК
__________________________________
(подпись)
г.о.Сызрань,2016г.
Тема лекции: ЛС, влияющие на функции системы пищеварения.
Цели лекции: изучение темы: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения».
Образовательные: научить обучающихся консультировать посетителей аптеки по лекарственным средствам, влияющим на функции системы пищеварения; углубить и актуализировать знания о классификации средств данной группы, о фармакодинамике и фармакокинетике данной группы препаратов, о показаниях к применению, побочных эффектах и особенностях лекарственных средств, влияющих на систему пищеварения; выявить готовность обучающихся успешно применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за всех и каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение, воспитывать трудолюбие и прилежание, любовь к избранной профессии.
Развивающие: развивать умение выделять главное, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, развивать логическое, креативное и фармацевтическое мышление, речь; развивать умение организовывать себя для выполнения поставленной задачи, осуществлять поиск альтернативных способов решения; преобразовывать ранее известные алгоритмы деятельности в новые; развитие способности анализировать полученную информацию, развивать умение работать с дополнительной литературой.
Формирующая: овладеть знаниями и умениями в соответствии с РП дисциплины Фармакология.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Задачи лекции:
- обучающийся должен знать представителей фармакологической группы;
классификацию препаратов данной группы, фармакодинамику, фармакокинетику, показания к применению, побочные эффекты представителей фармакологической группы;
- правила заполнения рецептурных бланков на лекарственные средства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
применять лекарственные средства по назначению врача;
давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм.
Лекция подготовлена в монологическом варианте.
Продолжительность занятия: общее время 180 мин.
Место проведения: лаборатория фармакологии ГБПОУ «СМГК».
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинета:
1. Доска классная;
2. Стол и стул для преподавателя;
3. Столы для обучающихся;
4. Стулья для обучающихся;
5. Шкафы.
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
1. Таблицы
2. Рабочая тетрадь для обучающихся
3. Образцы лекарственных препаратов (муляжи)
4. Компьютерные программы (обучающие, контролирующие)
6. Справочные материалы.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.
- Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва: ООО Издание «Новая волна», 2010г.
- Регистр лекарственных средств, Москва, 2014 г.
- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
- Справочные правовые системы (Интернет- ресурсы, Консультант +, Кодекс, Гарант).
- «Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,
изд. центр «Март».
- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
- «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.
Дополнительные источники:
«Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.
«Полный лекарственный справочник медсестры», М.Б. Ингерлейб, 2004 г.
«Справочник по лекарственным средствам», справочник Э.Г. Громова.,
2005 г.
«Фармакология с основами фитотерапии», учебное пособие, Е.Е. Лесновского., Л.В. Пастушенков., 2006 г.
«Лекарственные средства» справочник – путеводитель, ГЭОТАР МЕДИА, Петров Р.В., 2003 г.
Интернет-ресурсы и электронные учебные пособия и учебники:
1. www.consultant.ru
2. www.garant.ru
3. www.minzdravsoc.ru
План лекции
№
|
Этап
|
Время
|
Название
|
Описание
|
1.
|
Введение
|
Актуальность данной темы: обучающийся должен знать анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, классификацию лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, механизмы и особенности их действия, показания к применению, побочные эффекты представителей данной группы препаратов; уметь ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; уметь выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы.
|
5 мин
|
2
|
Анатомо-физиологические особенности и основные механизмы регуляции функций системы пищеварения
|
Воробьева Е.В. «Анатомия и физиология человека», тема: «Пищеварительная система»- процесс пищеварения в желудке и кишечнике, образование и выделение соляной кислоты желудочного сока, желчи, механизмы возникновения рвотного рефлекса.
|
15мин.
|
3
|
Основные группы лекарственных средств, влияющих на функции системы пищеварения
|
Классификация лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, отдельные представители каждой классификационной группы.
|
15 мин.
|
4
|
Характеристика лекарственных средств заместительной терапии при гипофункции пищеварительных желез
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
15мин.
|
5
|
Лекарственные средства, влияющие на аппетит
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
10мин.
|
6
|
Лекарственные средства, применяемые при гиперфункции желез желудка
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
40мин.
|
7
|
Желчегонные средства
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
15мин.
|
8
|
Гепатопротекторы
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
15мин.
|
9
|
Противорвотные средства
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
15мин.
|
10
|
Слабительные средства
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
15мин.
|
11
|
Антидиарейные средства
|
Основные отличительные особенности лекарственных средств по схеме: представители, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и меры их профилактики
|
15мин.
|
12
|
Заключение
|
Резюме содержания занятия. Сообщить о домашнем задании.
|
5мин.
|
Задание на дом.
Вопросы для самоподготовки
|
Источники информации. Литература.
|
Цель.
|
Самоконтроль.
|
1.Анатомо-физиологические особенности и основные механизмы регуляции функций системы пищеварения.
2. Классификация лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, отдельные представители каждой классификационной группы.
|
Воробьева Е.В. «Анатомия и физиология человека», тема: «Пищеварительная система»;
-изучить лекционный материал по данной теме;
-изучить материал учебника Майский В.В., Муратов В.К.
«Фармакология с рецептурой»;
Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.
Ряженов В.В. «Фармакология»;
Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
|
Иметь представление: об
анатомо-физиологических особенностях пищеварительной системы, знать классификацию лекарственных средств, влияющих на функции пищеварительной системы, механизмы и особенности их действия, показания к применению, побочные эффекты представителей данной группы препаратов; уметь выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы.
|
В рабочих тетрадях: 1.схематично представить процесс пищеварения в желудке и кишечнике характеристика»;
2.заполнить таблицу: «Характеристика средств, влияющих на функции системы пищеварения»;
3.Выписать в рецептах следующие препараты:
таблетки «Фестал», количество 20 штук, для приема внутрь по 1 таблетке во время еды, в течение 10 суток;
0,5% раствор Церукала в ампулах по 2 мл, количество 10 штук, для внутримышечного введения при рвоте, связанной с приемом лекарственных средств;
Фамотидин в виде сухого порошка во флаконах по 0,02 г. количество 5 штук, для внутривенного введения для купирования острого эрозивного гастрита;
«Алмагель» во флаконе объемом 170 мл, для применения внутрь по 1 порционной ложке при изжоге;
Касторовое масло в капсулах по 1,0, количество 30 штук для приема внутрь по 1 капсуле утром через 1 час после еды в течение 5 суток;
таблетки Угля активированного по 0,25 г., количество 20 штук для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в сутки в течение 3 дней.
|
Вопросы для самоподготовки:
Пищеварительная система: строение, функции;
Возможные нарушения секреторной и моторной функций пищеварительной системы;
3. ЛС, влияющие на аппетит: механизм действия, применение;
4. Гипосекреция пищеварительных желез: заместительная терапия, время ее реализации;
5. ЛС, тормозящие секрецию желудочных желез: классификация, сравнительная характеристика; Антациды: всасывающиеся и не всасывающиеся, особенности действия;
6. Желчегонные средства: классификация, сравнительная характеристика;
7. Перечислите возможные причины и механизмы развития рвотного рефлекса, механизмы действия противорвотных ЛС;
8. Дайте сравнительную характеристику антидиарейных и слабительных средств по следующим пунктам:
скорость наступления эффекта;
показания к применению;
риск развития побочных эффектов.
9. Какие препараты применяют:
для купирования эпигастральных болей, изжоги;
для купирования острого гастрита, протекающего с явлениями кровотечения из эрозированной слизистой оболочки желудка;
для купирования тошноты и рвоты функционального происхождения;
для купирования печеночной колики;
для купирования рвоты центрального генеза;
для купирования острой диареи функционального происхождения;
для выведения ядовитого вещества из ЖКТ при энтеральных отравлениях.
Литература
1. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.
2. «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
3. «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
4. «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.
5. Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва: ООО Издание «Новая волна», 2010г.
6. Справочные и другие материалы.
Полный текст лекции.
|