Скачать 229.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПМ 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента МДК 01.01 Лекарствоведение Раздел 2 Фармакогнозия Практическое занятие № 15 Тема «Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции мочевыделительной системы» специальность «Фармация» Составил преподаватель: Е.В. Политковская Братск, 2013г. Тема «Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции мочевыделительной системы» Продолжительность занятия 270 минут Цель занятия: Изучить лекарственное растительное сырье ( ЛРС ), лекарственные растения, содержащие биологически активные вещества, преимущественно диуретического действия. Овладеть навыками определения подлинности и доброкачественности ЛРС. В результате изучения темы студент должен: иметь практический опыт: уметь: Определять подлинность и доброкачественность ЛРС:
знать: Методы определения подлинности и доброкачественности ЛРС, БАВ- объектов занятия, для чего необходимо уметь проводить: - макроскопический анализ ЛРС; - микроскопический, - гистохимический анализ ЛРС – объектов изучения по нормативной документации и методическим рекомендациям Действие, применение, препараты изучаемой группы средств. Должен владеть профессиональными компетенциями: ПК1.1 Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы. ПК1.2 Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. ПК1.3 Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента. ПК1.4 Участвовать в оформлении торгового зала. ПК1.5 Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента. ПК1.6 Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК1.7 Оказывать первую медицинскую помощь. Должен владеть общими компетенциями: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. Методическое оснащение занятия: Материально – техническое оснащение:
1.Раствор гидроксида натрия 5 % 2.Глицерин 3.Железоаммонийные квасцы 4.Сульфат закисного железа 5.Судан III 6.Этанол
Государственная фармакопея XI издания (ГФ – XI) Раздаточный материал:
Место проведения: Лаборатория прикладной фармакологии и лекарствоведения. Литература для подготовки: Основная:
Дополнительная:
План занятия Вводная часть - 50 минут
Основная часть - 190 минут
Заключительная часть - 30 минут
Ход занятия 1. Откройте дневник и запишите тему и цель занятия. Мотивация занятия: Лекарственные растения, влияющие на диурез содержат БАВ разных химических групп, способствуют выведению жидкости из организма, а вместе с тем солей, продуктов метаболизма, токсинов, лекарственных веществ. При этом лекарственные растения обладают не только направленным мочегонным действием, они обладают противомикробными, противовоспалительными свойствами, что необходимо учитывать при адекватной замене лекарственных средств. Качество препаратов всегда зависит от подлинности и доброкачественности ЛРС Будущим фармацевтам необходимы навыки проведения фармакогностического анализа лекарственного сырья- объектов занятия. 2. Ответьте устно на вопросы:
3. Ознакомьтесь с дополнительной информацией в методических рекомендациях по теме занятия для выполнения самостоятельной работы и выполните задания : Дополнительное сообщение преподавателя по предстоящей работе Прежде, чем приступить к выполнению самостоятельной работы, познакомьтесь с гербариями лекарственных растений, образцами ЛРС – объектами занятия, напишите классификацию БАВ по содержанию их в ЛР заполните информационную таблицу. ( приложение А ) Конкретными задачами предстоящей самостоятельной работы является формирование умений и навыков по определению подлинности и доброкачественности ЛРС. Все виды товароведческого анализа необходимо проводить последовательно по методическим рекомендациям, по НД-ГФ-XI. Результаты анализа оформляйте в дневниках в виде протоколов с заключением о качестве ЛРС. Задание № 1 Письменно, в дневник, внесите в таблицу информацию для всех видов сырья – объектов занятия.
Задание № 2 Провести товароведческий анализ листьев толокнянки по алгоритму ( см приложение Б): Взвесить аналитическую пробу, записать массу ( приложение В ) Всю пробу высыпать на сито и отсеять измельченность Остаток на сите высыпать на анализную доску и рассортировать Другие части толокнянки и отмершие листья Листья утратившие нормальную окраску Цельные листья толокнянки (основное сырье) Отсеянная измельченность сырья, диаметр отвеостий 3 мм Органическая примесь Минеральная примесь Зарисовать похожие листья. Написать отличия Определить подлинность сырья. Дать Заключение Взвесить каждую выделенную группу и высчитать в процентах Начертить таблицу «Числовые показатели» и заполнить данными исследований Написать заключение о качестве и подлинности листьев толокнянки Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ-XI. Задание № 3 Провести анализ листьев брусники по ГФ-XI
Задание № 4 Провести анализ травы горца птичьего цельной по ГФ – XI. 4.1. Проведите анализ сырья по разделу «Внешние признаки» 1. Запишите латинские и русские названия сырья, производящего растения и семейства. 2. Изучите внешний вид сырья, дайте описание признаков в дневнике, в виде таблицы.
4.2 Проведите анализ сырья по разделу «Микроскопия»:
4.3. Проведите качественные реакции с 2% спиртовым раствором хлоридом алюминия . Объясните и запишите результаты реакций. 4.4. Проанализируйте раздел «Числовые показатели» ФС ГФ – XI. Запишите в таблицу числовые показатели, характеризующие качество сырья. Требования ГФ и данные, полученные при анализе, внесите в таблицу:
4.4Проанализируйте разделы «упаковка» и «срок годности» с ГФ XI. Запишите, во что упаковывают траву горца птичьего и срок годности. 4.5 Запишите фармакологическую группу сырья
Задание № 5 Провести анализ травы хвоща полевого по ФС ГФ – XI. 5.1. Провести анализ сырья по разделу «Внешние признаки» 1. Запишите латинские и русские названия сырья, производящих растений и семейства. 2. Изучите внешний вид сырья, запишите в альбом диагностические признаки сырья в виде таблицы:
5.2. Провести анализ сырья по разделу «Микроскопия» 1. Приготовьте микропрепарат с поверхности, изучите его под микроскопом при малом и большом увеличении. Зарисуйте анатомическое строение ЛР, обозначив диагностические признаки. Заполните таблицу распределения диагностических признаков по тканям:
5.3 Проведите качественную реакцию с 2% спиртовым раствором хлорида алюминия, объясните и запишите результат реакции. Запишите химизм реакции. 5.4. Провести анализ раздела «Числовые показатели». Запишите в таблицу числовые показатели, характеризующие качество сырья:
5.5. Проанализируйте разделы «Упаковка» и «Срок годности» по ГФ – XI. Запишите данные раздела, во что упаковывают цельную траву хвоща полевого, ее срок годности. 5.6. Сделайте заключение о соответствии анализируемого сырья требованиям ГФ – XI. Задание №6 Провести анализ плодов можжевельника по ФС ГФ – XI. 6.1. Провести анализ сырья по разделу «Внешние признаки» 1. Запишите латинские и русские названия сырья, производящих растений и семейства. 2. Изучите внешний вид сырья, запишите в альбом диагностические признаки сырья в виде таблицы:
6.2. Провести анализ сырья по разделу «Микроскопия» 1. Приготовьте микропрепарат с поверхности, изучите его под микроскопом при малом и большом увеличении. Зарисуйте анатомическое строение ЛР, обозначив диагностические признаки. Заполните таблицу распределения диагностических признаков по тканям:
6.3 Проведите качественную реакцию с 2% спиртовым раствором хлорида алюминия, объясните и запишите результат реакции. 6.4. Провести анализ раздела «Числовые показатели». Запишите в таблицу числовые показатели, характеризующие качество сырья:
6.5. Проанализируйте разделы «Упаковка» и «Срок годности» по ГФ – XI. Запишите данные раздела, во что упаковывают плоды можжевельника, ее срок годности. 6.6. Сделайте заключение о соответствии анализируемого сырья требованиям ГФ – XI. Задание № 7 Решить ситуационные задачи (Приложение Г) Заключительная часть Итоговый тест Ответьте на вопросы итогового теста ( приложение Д ) Подведение итогов
Домашнее задание Подготовиться по учебнику Е.В. Жохова, М.Ю. Гончаров, М.Н. Повыдыш, С.В. Деренчук - Фармакогнозия стр.379-423 к практическому занятию по теме: «Лекарственное растительное сырье, влияющие на функцию органов дыхания» Задание № 1 Изучив литературу, конспекты лекции при подготовке к практическому занятию, дайте ответы (устно) на вопросы:
Задание № 2 Внесите информацию в таблицу дневника для видов сырья при подготовке к занятию:
Приложение А
Приложение Б Взвесить аналитическую пробу, записать массу ( приложение В ) Всю пробу высыпать на сито и отсеять измельченность Остаток на сите высыпать на анализную доску и рассортировать Другие части толокнянки и отмершие листья Листья утратившие нормальную окраску Цельные листья толокнянки (основное сырье) Отсеянная измельченность сырья, диаметр отвеостий 3 мм Органическая примесь Минеральная примесь Зарисовать похожие листья. Написать отличия Определить подлинность сырья. Дать Заключение Взвесить каждую выделенную группу и высчитать в процентах Начертить таблицу «Числовые показатели» и заполнить данными исследований Написать заключение о качестве и подлинности листьев толокнянки Приложение В Масса аналитических проб лекарственного растительного сырья.
Приемка лекарственного растительного сырья, отбор проб и методы анализа. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. ____________________________________________________________________ наименование предприятия Аналитический листок № ___ ____________________________________________________________________ наименование сырья (материалов ) Номер серии (партии)__________________________________________________ Дата поступления_____________________________________________________ Поставщик___________________________________________________________ ( организация или предприятие) Количество ( кг, шт, и т.д.) в серии (партии)_______________________________ Дата отбора пробы «.....» .............................. г. Пробу отобрал______________ Фамилия Результаты внешнего осмотра __________________________________________ ____________________________________________________________________ Анализ выполнен по __________________________________________________ (наименование НД, номер)
Заключение начальника ОТК___________________________________________ Начальник ОТК ( подпись ) ____________________________________________ Приложение Г Ситуационные задачи Задача №1 К работнику аптеки обратился посетитель – ему посоветовал врач принимать лист брусники. Он попросил дать консультацию о:
возможных аналогах
Задача №2 В аптеке имеются лекарственные препараты «Цистенал» и «Фитолизин».
Задача №3 К работнику аптеки обратился посетитель с вопросом – он страдает гипертензией, для уменьшения отеков применяет лекарственный препарат «Триампур-композитум». Объясните механизм действия, побочные эффекты, правила применения. Подберите лекарственное растительное сырье, обладающее мочегонным действием. В аптеке имеется лекарственное сырье ортосифона тычиночного. Укажите сроки заготовки лекарственного сырья, отличительные признаки, химический состав, фармакологические свойства и применение. Приложение Д Дисциплина: Лекарствоведение. Раздел Фармакогнозия Специальность : Фармация 3 курс Итоговый тест - контроль Тема: «Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции мочевыделительной системы» Выберите один правильный ответ. 1. Выберите растения, сырьем у которых являются плоды:
А. верно 1,2,3 Б. верно 1,3,4,5 В. верно 1,2,4,6 Г. верно 3,5,6 2. У растения Arctostaphylos uva ursi сырьем является: А. листья Б. цветки В. плоды 3. Сырье толокнянки заготавливают: 1. ранней весной до цветения 2. в период цветения 3. в период созревания плодов А. верно 1 Б. верно 2 В. верно 3 Г. верно 1,3 4. Срок сбора листьев брусники: А. во время цветения Б. после цветения В. в период созревания плодов Г. в течение лета 5. Возможные примеси к Arctostaphylos uva ursi: А. белокопытник Б. чернобыльник В. яснотка белая Г. зимолюбка 6. От какого вида хвоща заготавливают сырье: А. полевого Б. лесного В. лугового Г. болотного 7. Листья плотные, кожистые, цельнокрайние, овальные с перистонервным жилкованием, снизу с темными железками - это сырье: А. толокнянки Б. брусники В. подорожника 8. Листья обратнояйцевидной формы, суженные к основанию, короткочерешковые, цельнокрайние, кожистые, жилкование сетчатое, цвет темно-зеленый, снизу светлее – это сырье: А. мяты Б. толокнянки В. брусники Г. крапивы Д. вахты 9. Фармакологическое действие сырья хвоща: А. мочегонное Б. потогонное В. слабительное 10. Укажите растения, сырье которых применяется как средства, влияющие на функцию мочевыделительной системы:
А. верно 1,2,4 Б. верно 1,2,3,4 В. верно 1,4,5 Г. верно 2,4,5 11. Листья толокнянки оказывают действие:
А. верно 1,2,3Б. верно 2,3,4 В. верно 3,4,5 Г. верно 1,2,3,4,5 12. Латинское название хвоща полевого - А. Ononis arvensis Б. Equisetum arvense В. Centaurea cyanus Г. Acorus calamus 13. Укажите операции для приведения сырья в стандартное состояние и их последовательность:
А. верно 1,2,4,5 Б. верно 2,3,5 В. верно 1,4,5 Г. верно 2,3,4,5 14. Товароведческий анализ лекарственного растительного сырья включает: А. приемку, отбор средней пробы, упаковку Б. приемку, отбор аналитических проб, измельчение В. приемку, отбор средней пробы, отбор и анализ аналитических проб 15. Выберите растения, сырьём у которых являются листья: 1. можжевельник 2. толокнянка обыкновенная 3. почечный чай 4. брусника 5. хвощ полевой 6. наперстянка пурпурная А. все верные Б. верно 1,2,6 В. верно 2,3,4 Г. верно 1,4,5,6 16. Какой из горцев обладает мочегонным действием: А. Polyqonum aviculare Б. Polyqonum bistorta B. Polyqonum persicaria Г. Polyqonum hydropiper 17. Подберите аналог по фармакологическому действию для сырья ортосифона тычиночного: А. первоцвет весенний Б. василек синий В. сушеница топяная 18. Фармакологическое действие сырья василька: А. кровоостанавливающее Б. мочегонное В. тонизирующее 19. Латинское название василька синего - А. Centaurea cyanus Б. Centaurium minor В. Bidens tripartitaГ. Anisum vulgare |
Методическая разработка практического занятия для студентов для специальности... Тема Организация хранения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента |
Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических... ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», мдк. 01. 01. «Лекарствоведение» среди преподавателей... |
||
Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических... ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», мдк. 01. 01. «Лекарствоведение» среди преподавателей... |
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных... «Фармация» и примерной программы профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»,... |
||
Вопросы к экзамену по мдк 01. 02 «Порядок отпуска лекарственных средств» ... |
Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины... Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский... |
||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных... Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» разработана... |
Банк тестов для самостоятельной работы по пм 01 мдк 01. 02 Отпуск... По пм 01 мдк 01. 02 Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента |
||
Методические рекомендации для студента по проведению практического... Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по... |
Методическая разработка теоретического и практического занятия для... Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и практического занятий «Клиническая фармакология антиангинальных... |
||
Методическая разработка практического занятия тема: «Устройство и... Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме... |
Методическая разработка практического занятия по теме: «Применение... Министерство здравоохранения Саратовской области Государственное автономное образовательное учреждение |
||
Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки... Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей... |
Методическая разработка практического занятия по пм: «Младшая медицинская... На рецензию представлена методическая разработка практического занятия на тему «Медикаментозное лечение в сестринской практике»,... |
||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных... Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 33. 02. 01 Фармация |
Методическая разработка практического занятия Мдк. 03. 01 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе |
Поиск |