Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание


Скачать 0.82 Mb.
Название Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание
страница 1/6
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях



Содержание


Введение

  1. Инклюзия в контексте современной парадигмы образования

  2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ.

  3. Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ.

  4. Программно-методическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ.

  5. Кадровое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ.

  6. Материально-техническое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ.

  7. Создание основных механизмов реализации коррекционной работы.

  8. Информационное обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ.

Приложение 1. Основные категории детей с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 2. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 3. Примерное Положение о рабочей программе педагога

Приложение 4. Конструктор рабочей программы педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Введение
Принятие нового Закона об Образовании в РФ, реализация ФГОС ДО проводят к необходимости пересмотра существующей системы оказания коррекционной помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья. В частности, предусматривается возможность организации обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития в образовательных организациях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей. В условиях Ленинградской области, при относительно небольшом количестве образовательных организаций, осуществляющих специализированную помощь некоторым категориям детей дошкольного возраста с ОВЗ (с нарушениями слуха, с нарушениями аутистического спектра и пр.), это позволяет создать условия для проживания и воспитания детей в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.


  1. Инклюзия в контексте современной парадигмы образования


Интегрированное/инклюзивное образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями развития, а также взаимодействие специалистов различного профиля в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подходов к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями развития в образовательные организации.

Кроме того, вне зависимости от подхода к пониманию процесса интеграции и вида ограничений жизнедеятельности интеграция должна осуществляться через раннюю коррекцию, обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку, обоснованный отбор детей для интегрированного обучения (в зависимости от целевых установок, уровня психофизического развития ребенка, созданных в образовательной организации условий и пр. факторов целесообразно выбирать разные модели интеграции).

В настоящее время общепризнанными являются следующие модели интеграции:

  • комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме воспитываются в группах комбинированной направленности по 1 - 2 человека, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;

  • частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в общие группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1 - 2 человека;

  • временная интеграция, при которой все воспитанники специальных групп вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий воспитательного характера;

  • полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками воспитанию и обучению. Такие дети по 1 - 2 человека включаются в обычные группы образовательной организации. Коррекционную помощь они получают либо по месту жительства (в поликлинике, в дефектологическом кабинете и пр.), либо в группе кратковременного пребывания, либо в разнообразных центрах (реабилитационных, диагностики и коррекции и пр.).

В соответствии с п. 1 ст. 79 нового Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребенка (в ДОО – это хорошо известный «индивидуальный маршрут» ребенка с ОВЗ), который был закреплен Федеральным государственным стандартом, а теперь и российским Законом «Об образовании». Такой Учебный план обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Согласно Закону образовательное учреждение обязано гарантированно обеспечить процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, введение в образовательную организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования, практики интегрированного/инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с проведением ряда организационных, структурных и пр. изменений в образовательной организации общего назначения. Эти изменения могут быть представлены в виде ряда шагов, определяющих последовательность и содержание действий дошкольной образовательной организации по переходу к интегрированному/инклюзивному образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья:

1. Формирование и определение функционала рабочей группы дошкольной образовательной организации по введению интегрированного/инклюзивного образования;

2. Определение необходимых изменений в содержании и организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на уровне дошкольного образования в соответствии со спецификой интегрированного/инклюзивного образования;

3. Составление плана мероприятий по переходу дошкольной образовательной организации на интегрированное/инклюзивное образование;

4. Разработка и утверждение в дошкольной образовательной организации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

5. Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающего создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, взаимодействие воспитанников со взрослыми и другими детьми, систему коррекционной помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО и спецификой конкретного ограничения в состоянии здоровья воспитанников;

6. Осуществление организационно-методического сопровождения внедрения в практику интегрированного/инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и реализации оптимальной модели организации образовательного процесса в соответствии со спецификой конкретного ограничения в состоянии здоровья воспитанников;

7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

8. Обеспечение психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий реализации интегрированного/инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

9. Объективная оценка соответствия образовательной деятельности образовательной организации на уровне дошкольного образования требованиям ФГОС ДО в части организации работы групп комбинированной направленности, осуществляющих интегрированное/инклюзивное образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Введение в образовательную организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования, любой модели интегрированного/инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья требует создания ряда специальных условий:

  • Нормативно-правовое обеспечение.

  • Психолого-педагогическое обеспечение.

  • Программно-методическое обеспечение.

  • Кадровое обеспечение.

  • Материально-техническое обеспечение.

  • Создание основных механизмов реализации коррекционной работы.

  • Информационное обеспечение.




  1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ


Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья закреплена в ряде законов и подзаконных актов РФ, к которым, прежде всего, относятся: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с п. 1. этой статьи содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Пункт 2 статьи 79 регламентирует условия получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. В нем указывается, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Далее (п. 3) определяется содержание понятия «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». В настоящем Федеральном законе - это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено п. 4: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья регламентируются п. 6. Закона. В соответствии с Законом, они определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Кадровое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья определено п. 12., в котором отмечается, что государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Деятельность ДОО Ленинградской области по сопровождению детей с ОВЗ соответствует существующим «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Статья 1.12. «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» определяет, что в дошкольных образовательных организациях, комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. При этом рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности составляет:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» устанавливают продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Для детей от 3 до 4 лет она составляет не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут (11.10.).

В соответствии с ст. 11.11. максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Статья 11.12. «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» определяет, что образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Статья 11.13. регламентирует организацию образовательной деятельности, требующей повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей. В соответствии с этой статьей эту деятельность следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

В настоящее время проходит внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Стандарт включает в себя требования к структуре Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДОО) и ее объему, условиям реализации ООП, результатам освоения ООП.

При разработке Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, следует обратить особое внимание на ряд положений Стандарта. Так, в части II Стандарта излагаются Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. В п. 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

Содержательный раздел (п. 2.11.2.) определяет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать:

  • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

  • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В том случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в Программе подробно излагается содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования. Этот раздел должен содержать:

  • специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей,

  • использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов,

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

  • осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Итоговый документ (ООП ДО) Не должен быть слишком громоздким. При правильном подходе к разработке ООП ее объем должен составлять 40-60 страниц. В частности, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу (п. 2.12. Стандарта). Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

III часть Стандарта отражает Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с п. 3.2.2. для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (п. 3.2.7.). При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида.

Особое внимание ФГОС ДО посвящено созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4.). Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Кадровый состав образовательной организации определен п. 3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в п. 3.4.4. особо указывается, что при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных...
Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon 01. 09. 2017. Согласовано на педагогическом совете №1
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Пояснительная записка. Цели и задачи Программы. Принципы и подходы...
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными...
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания и функционирования бпоо
В тамбовской области в 2016 г обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ведется в 16 из 19 профессиональных...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Коррекционно-развивающей программы дошкольных образовательных учреждений...
Данная область программы охватывает содержание работы по защите, сохранению и укреплению здоровья всех воспитанников и определяет...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Постановление
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Апробация экзаменационных заданий для разных категорий участников...
Инструктивно-методические материалы для разных категорий участников апробации с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования...
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных...
Нормативно-правовые основы проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Методические рекомендации по дистанционному обучению в образовательных...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций, для учителей, использующих...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-дефектолога...
Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей...
Гбу до республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Рекомендации по развитию открытой плоскостной инфраструктуры игрового...
Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания...
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Содержание icon Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации...
Адаптированная основная общеобразовательная программа кгбоу «Казачинская общеобразовательная школа» составлена на основе следующих...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск