Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 ОАО «РЖД»
Утверждаю:
Заведующий детским садом
№57 ОАО «РЖД»
Никитина Н.Б.
01. 09.2017.
Согласовано на
педагогическом совете №1
от «01». 09. 2017
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
(нарушения в развитии речи)
Срок реализации программы один год.
Учитель-логопед высшей категории Паневина И.А.
Смоленск 2017
Содержание
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка ...............................................................................................................4
1.2 Актуальность программы. ..........................................................................................................4-6
1.3 Цель программы……………………………………………………………………………….6
1.4 Задачи программы……………………………………………………………………………...6
1.5 Приоритетные принципы и подходы к формированию программы......................................7
1.6 Особенности рабочей программы……………………………………………………………..8
1.7 Характеристика детей логопедической группы 5-7 лет с ОНР……………………………...8-9
2.Содержательный раздел
2.1 Изучение детей с общим недоразвитием речи………………………………………………..10-11
2.2 Методика коррекционно - педагогической работы……………………………………………11-12
2.3 Содержание и планирование коррекционной работы в старшей группе для детей с ОНР
(первый год обучения)………………………………………………………………………………12-14
2.4 Планирование программного материала по формированию лексико-грамматических
средств языка и развитию связной речи………………………………………………………….. 14-19
2.5 Планирование программного материала на занятиях по формированию произношения.....20-21
2.6 Содержание и планирование коррекционной работы в подготовительной группе
для детей с ОНР (второй год обучения)………………………………………………………….22-23
2.7 Планирование программного материала по формированию лексико - грамматических
средств языка и развитию связной речи…………………………………………………………..24-29
2.8 Планирование программного материала на занятиях по формированию произношения
и обучению грамоте………………………………………………………………………………..29-30
2.9 Ожидаемые результаты ………………………………………………………………………...31
3. Организационный раздел
3.1 План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа
и синтеза (первый год обучения)………………………………………………………………….32-39
3.2 План занятий по обучению детей словообразованию, формированию
лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (первый год обучения)…………39-43
3.3 План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа
чтения и письма (второй год обучения)…………………………………………………………..44-55
3.4 План занятий по обучению детей словообразованию, формированию
лексико-грамматических категорий развитию связной речи (второй год обучения)…………55-60
4.Литература…………………………………………………………………………………………61
5.Приложения………………………………………………………………………………………..62-73
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании в РФ” № 273, который вступил в силу с 1го сентября 2013 г. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, целям и задачам образовательной программы ЧДОУ № 57 ОАО «РЖД».
Программа составлена на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» с учетом рекомендаций программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой, является компонентом ЧДОУ в реализации образовательной программы ДОУ и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в коллективе сверстников.
В основе создания этой программы использован опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, подкреплённый современными научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами.
В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей. Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на один год обучения.
1.2 Актуальность составления образовательной программы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса: появление компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров, Интернета
изменило формы общения: дети меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет, по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы. Изменились глубина, количество и структура дефектов речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего
этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
1. Дефицит внимания;
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.
6. Низкий уровень мотивации к обучению.
К тому же и программы, на основе которых составлена рабочая программа учителя-логопеда, не учитывают клинических особенностей современных детей. В программе «От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе.
В тоже время готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного
преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
1.3 Цель программы.
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивая стартовых возможностей детей с речевыми проблемами.
1.4 Основные задачи коррекционного обучения.
Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
Преодоление недостатков в речевом развитии;
Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
Подготовка к овладению элементами грамоты;
Формирование навыков учебной деятельности;
Развитие связной речи старших дошкольников;
Развитие коммуникативности, успешности в общении;
Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ЧДОУ и специалистами медицинских учреждений;
Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача программы).
1.5 Приоритетные принципы и подходы к реализации программы.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:
-Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
-Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
-Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
-Учет ведущей деятельности дошкольников.
-Принцип индивидуального подхода.
-Принцип социального взаимодействия.
-Принцип создания равных условий образования детей дошкольного возраста, независимо от языковой и культурной среды в семье.
-Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
-Принцип междисциплинарного подхода.
-Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
-Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
1.6 Особенности рабочей программы
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей
коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом
структуры дефекта детей с ОНР.
Обеспечение преемственности и взаимосвязи в деятельности логопеда, воспитателей и специалистов в разнообразных организационных формах обучения посредством реализации интеграционного подхода в планировании ООД, интеграции задач коррекционной, развивающей направленности.
Организация единого речевого режима в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей в соответствии с методическими комплектами по лексическим темам
Распределение ООД по развитию речи, проводимых воспитателем и логопедом в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенным СанПиНами.
Организация развивающей речевой среды.
Обеспечение преемственности и взаимосвязи в работе педагогов при организации
индивидуальной работы с детьми.
1.7 Характеристика детей логопедической группы 5-7 лет с общим недоразвитием речи
В логопедической группе детского сада №57 ОАО «РЖД» зачислено 12 детей с логопедическим заключением ОНР (общее недоразвитие речи).
Из них с заключением:
-общее недоразвитие речи III уровня-9детей
-общее недоразвитие речи III уровня с дизартрией -1 ребенок
-общее недоразвитие речи II- III -уровней -1 ребенок
-общее недоразвитие речи II- III -уровней с дизартрией -1 ребенок
Данные обследования содержатся в речевых картах.
Пятеро детей обучаются по программе ОНР (первый год обучения)
Семеро детей обучаются по программе ОНР (второй год обучения)
У детей данной группы имеется нарушение устной речи в форме общего недоразвития речи (ОНР-3 уровня). Нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: смягчение, замена звуков более простыми по артикуляции («палоход» вместо «пароход»); смешение и недифференцированное произнесение звуков. У трёх детей отсутствуют звуки раннего онтогенеза. Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые смазано, с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Трудности в воспроизведении слоговой структуры касаются не только слов, сложных для произношения, но и простых слов. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.
Для всех детей группы характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно - коррекционных задач.
2. Содержательный раздел
2.1 Изучение детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.
При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.
При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.
Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, изучение специальной документации и беседы с ребенком. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.
Дифференцированный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта.
Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.
|