Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья


Скачать 2.04 Mb.
Название Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья
страница 1/13
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ГБУ ДО РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИЙ

«Азбука туризма»
методические рекомендации

для руководителей детских объединений

детей с ограниченными возможностями здоровья

туристско-краеведческого профиля



Авторы-составители:

Галанова О.В., методист отдела реабилитационного туризма ГБУ ДО РДООЦТКиЭ,

Усков А.Н., начальник отдела реабилитационного туризма ГБУ ДО РДООЦТКиЭ.



Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………4 стр.
I Основы подготовки и проведения мероприятий ……………………………. 5 стр.

  1. Виды туристских путешествий ……………………………………………. 5 стр.

  2. Подготовка похода …………………………………………………………... 6 стр.

    • Нормативные документы

    • Сложность маршрута

    • Маршрутно-квалификационная комиссия

    • Разработка маршрута

    • Финансовые затраты

  3. Туристские должности в группе ……………………………………………. 11 стр.

    • Командир группы

    • Проводник

    • Заместитель командира по питанию

    • Завхоз по снаряжению

    • Санитар

    • Краевед

    • Фотограф

    • Казначей

    • Физорг

    • Культорг

    • Ремонтный мастер

    • Дежурные должности

  4. Туристское снаряжение …………………………………………………….. 15 стр.

    • Личное снаряжение

    • Групповое снаряжение

  5. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги ………………….. 20 стр.

    • Привалы

    • Выбор места для ночлега

    • Планирование бивака

    • Бивачные работы

    • Костер

    • Заготовка дров

    • Свертывание бивака

    • Дневка

    • Купание на биваке

II Основные узлы, применяемые в туризме …………………………………… 25 стр.

  • Прямой узел

  • Брамшкотовый узел

  • Булинь

  • Схватывающий узел

  • Австрийский проводник

  • Штыковой узел

  • Узел «проводник»

  • Узел «проводник-восьмерка»

  • Узел «двойной проводник» («заячьи уши»)

  • Узел «встречный»

  • Контрольный узел

III Питание в туристском походе ………………………………………………… 29 стр.

  • Белки

  • Жиры

  • Углеводы

  • Витамины

  • Минеральные вещества

  • Питьевой режим

  • Типовое меню

  • Организация и режим питания на маршруте

  • Примерный объем порций горячей пищи для детей

  • Приложение № 1 «Примерный перечнь продуктов питания,

рекомендуемых при составлении суточного рациона юного

туриста в походах и путешествиях»

IV Топография и ориентирование ………………………………………………. 35 стр.

  • Масштаб

  • Условные топографические знаки

  • Азимут и компас

  • Работа с компасом

V Основы первой доврачебной медицинской помощи ……………………….. 57 стр.

  • Правильная организация похода – основа его безопасности

  • Походная аптечка

  • Задачи первой медицинской помощи при травмах

  • Травмы головы и туловища

  • Травмы органов брюшной полости

  • Повреждения таза и тазовых органов

  • Травмы конечностей

  • Основные приемы реанимации

  • Действие физических факторов на организм человека

и оказание первой медицинской помощи

  • Заболевания и другие нарушения состояния здоровья

  • Отравления

  • Заболевания, связанные с животными и насекомыми

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Инструкция по организации и проведению

туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)

с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.

Утверждена приказом №293 Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. …. 73 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Инструкция по организации и проведению

в Республике Башкортостан туристских походов, экспедиций,

экскурсий с участием несовершеннолетних.

Утверждена постановлением Кабинета Министров

Республики Башкортостан от 29 декабря 1999г. №398. …………………………… 78 стр.

VI Список литературы………………………………………………………………. 85 стр.

ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка «Азбука туризма» предназначена для руководителей детских объединений детей-инвалидов туристско-краеведческого профиля и содержат основные базовые сведения, необходимые для освоения азов туризма.

Цель данной работы – обобщить знания, необходимые в туризме, представить основные направления туристской теории и практики. Материалы, изложенные в данной методической рекомендации, используются при изучении тем «Основы туристской подготовки» и «Топография и ориентирование» образовательной программы дополнительного образования детей «Водный туризм для детей-инвалидов».

Материал, изложенный в методических рекомендациях, опирается на Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, вос­питанниками и студентами Российской Федерации (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293) и Инструкцию по организации и проведению в Республике Башкортостан туристских походов, экспедиций, экскурсий с участием несовершеннолетних (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 1999г. №398).

Наряду с инструктивными положениями в работе подробно изложены и проиллюстрированы практические рекомендации по подготовке и проведению многодневного путешествия, организации туристского быта. Представлены основы работы с веревкой, необходимые в туристской практике, основы топографии и ориентирования, необходимые для прохождения туристского маршрута. Изложены основы первой доврачебной медицинской помощи. Большое внимание уделено выработке цели путешествия и предпоходной подготовке, что является залогом безопасного прохождения маршрута.

Объем умений и знаний, представленный в данных методических рекомендациях, является необходимым и достаточным для детей-инвалидов для участия в степенных туристских походах и походах первой категории сложности.

I ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
Туристские занятия очень многообраз­ны.

Начинается туристская работа с туристских прогулок, цель кото­рых - заинтересовать ребят в познании своего края, вовлечь в туристско-краеведческую деятельность. Дополнительная цель для педагога, занимающегося с детьми-инвалидами – определить уровень физических возможностей детей.

В подготовку туристского мероприятия, даже туристской прогулки продолжительностью в несколько часов, вовлекается как можно больше учащихся. Учителю не следует торопиться с ответом на вопросы «Куда? Когда? Ка­кой маршрут? Кто пойдет в поход? Как одеться? Что брать с собой?». Лучше всего сказать так: «Давайте, ребята, решать вместе». Таким образом, детям дается свобо­да выбора, право самостоятельно решать важные для них вопросы.

Все туристские премудрости школьники сразу не освоят, поэтому при подготовке первых походов отбираются для изучения с ребятами только самые основные вопросы. Это законы, правила и традиции юных туристов-краеведов, безопасность и дисциплина, бережное от­ношение к природе, простейшие туристские навыки (подбор одежды и снаряжения в соответствии с погодой и целями похода), краеведче­ские навыки и умения (наблюдение, записи, зарисовки).

Накануне похода руководитель вместе с ребятами определяет, что надо взять с собой, назначает время сбора, инструктирует ребят о правилах поведения в транспорте. Хорошо если участвовать в походе согласится кто-то из родителей начинающих туристов.

На маршруте ребята на практике знакомятся с реализацией зако­нов и норм юных туристов. Не сразу получится организованное дви­жение цепочкой — ребята сбиваются в группы, кто-то пытается забе­жать вперед, а кто-то отстал. Руководитель напомнит туристский закон: «Семеро одного ждут». Некоторые ребята с непри­вычки почувствуют усталость, начнут ныть. И на этот случай есть хорошее правило: «Если ты устал - помоги товарищу и тебе станет лег­че». На привале будет организован общий стол, на который ребята выложат взятые из дома бутерброды, пирожки, конфеты, ведь «ка­ким бы маленьким ни был кусок хлеба, в походе его делят на всех». А после перекуса место привала должно быть приведено в порядок: «После нас - чище, чем до нас»

Темы однодневных походов могут быть различными: знакомство с природой родного края, с памятниками истории, архитектуры и культуры, посещение производственных объектов и т.д. Поход мож­но совместить с заказанной заранее экскурсией или провести на мар­шруте несложные краеведческие наблюдения, например за сезонны­ми изменениями в природе, поведением птиц и насекомых, опреде­ление съедобных и лекарственных растений. На привале можно ор­ганизовать различные игры, конкурсы, соревнования.

После похода учитель должен обязательно обсудить с ребятами его итоги, ведь турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, ко­гда по нему идет и когда готовит о нем отчет. Следует поговорить о туристских правилах и традициях, похвалить наиболее инициатив­ных ребят, указать на замеченные недостатки. Здесь же можно наме­тить и планы на будущее, выслушать и обсудить предложения самих ребят. Своеобразным отчетом о походе могут стать детские сочине­ния, стенгазета с фотографиями и рисунками учащихся, классный час, вечер с приглашением родителей.

Необходимо стремиться к использованию в работе с детьми всего многообразия форм туристско-краеведческой деятельности, так как только при этом можно максимально полно удовлетворить их разнообразные интересы. Однако доминан­той в содержании туристско-краеведческой деятельности является поход.

Поход заключается в активном передвижении по маршруту - пеш­ком, на лыжах, на водных судах, на велосипедах. Основу массового туризма составляют одно-, двух- и трехдневные походы. По целевым приоритетам все туристские походы условно можно подразделить на такие пять вариантов:

  • Походы спортивные (их иногда называют зачетными), главной целью которых является выполнение спортивно-туристских нормативов на значки и разряды.

  • Походы краеведческие (познавательные), в которых акцент делается на задачах знакомства с крупными краеведческими объектами. Но и такие походы проводятся при спортивном прохождении несколько укороченного маршрута.

  • Учебно-тренировочные походы школьников. Главная их цель - изучение основ туризма, совершенствование туристских навыков, техники туризма, ориентирования.

  • Походы со сдвоенной целью - одновременного выполнения общественно полезной работы (задания) и спортивно-туристского норматива.

  • Походы контрольные - по неизвестному заранее участникам контрольному маршруту, во время прохождения которого группа должна на деле показать свои туристские способности.

В зависимости от протяженности и сложности маршрута, количе­ства дней, затрачиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным (см. таблицу).


Показатель сложности

Виды походов

Протяженность (км.), не менее

Продолжительность дней, не менее

Минимальный возраст, лет

I степень

Пешеходные, лыжные

30

3-4

11




Пешеходные в горах

25




11




Велосипедные

50

14







Водные

25




12

2 степень

Пешеходные, лыжные

50

4-6

12




Пешеходные в горах

40




12




Велосипедные

80




14




Водные

40




13

3 степень

Пешеходные, лыжные

75

6-8

13




Пешеходные в горах

60




13




Велосипедные

120




14




Водные

60




14

1 категория категория

Пешеходные, лыжные

130

6

13




Пешеходные в горах

100










Велосипедные

400

-







Водные

150







2 категория

Пешеходные, лыжные

160

8

14




Пешеходные в горах

120










Велосипедные

500










Водные

160







3 категория

Пешеходные, лыжные

190

10

15




Пешеходные в горах

140










Велосипедные

650










Водные

170








2. ПОДГОТОВКА ПОХОДА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных...
Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Методические рекомендации для классных руководителей по формированию...
Муниципальный центер дистанционного обучения муниципальное автономно общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Образовательная программа дошкольного образования
Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)...
«специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Методические рекомендации руководителям детских оздоровительных учреждений...
Настоящие рекомендации подготовлены для руководителей детских оздоровительных учреждений в целях упорядочения деятельности учреждений...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой...
Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов,...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Апробация экзаменационных заданий для разных категорий участников...
Инструктивно-методические материалы для разных категорий участников апробации с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon С ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная)...
«специальная (коррекционная) школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных...
Нормативно-правовые основы проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования...
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon «Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Пояснительная записка. 1 Введение. Цели и задачи Программы. Принципы...
Характеристики особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи
Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon «Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей,...

Методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья icon Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов...
В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск