Скачать 2.04 Mb.
|
ГБУ ДО РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИЙ «Азбука туризма» методические рекомендации для руководителей детских объединений детей с ограниченными возможностями здоровья туристско-краеведческого профиля
Уфа 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………………4 стр. I Основы подготовки и проведения мероприятий ……………………………. 5 стр.
II Основные узлы, применяемые в туризме …………………………………… 25 стр.
III Питание в туристском походе ………………………………………………… 29 стр.
рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях» IV Топография и ориентирование ………………………………………………. 35 стр.
V Основы первой доврачебной медицинской помощи ……………………….. 57 стр.
и оказание первой медицинской помощи
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Утверждена приказом №293 Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. …. 73 стр. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Инструкция по организации и проведению в Республике Башкортостан туристских походов, экспедиций, экскурсий с участием несовершеннолетних. Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 1999г. №398. …………………………… 78 стр. VI Список литературы………………………………………………………………. 85 стр. ВВЕДЕНИЕ Методическая разработка «Азбука туризма» предназначена для руководителей детских объединений детей-инвалидов туристско-краеведческого профиля и содержат основные базовые сведения, необходимые для освоения азов туризма. Цель данной работы – обобщить знания, необходимые в туризме, представить основные направления туристской теории и практики. Материалы, изложенные в данной методической рекомендации, используются при изучении тем «Основы туристской подготовки» и «Топография и ориентирование» образовательной программы дополнительного образования детей «Водный туризм для детей-инвалидов». Материал, изложенный в методических рекомендациях, опирается на Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293) и Инструкцию по организации и проведению в Республике Башкортостан туристских походов, экспедиций, экскурсий с участием несовершеннолетних (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 1999г. №398). Наряду с инструктивными положениями в работе подробно изложены и проиллюстрированы практические рекомендации по подготовке и проведению многодневного путешествия, организации туристского быта. Представлены основы работы с веревкой, необходимые в туристской практике, основы топографии и ориентирования, необходимые для прохождения туристского маршрута. Изложены основы первой доврачебной медицинской помощи. Большое внимание уделено выработке цели путешествия и предпоходной подготовке, что является залогом безопасного прохождения маршрута. Объем умений и знаний, представленный в данных методических рекомендациях, является необходимым и достаточным для детей-инвалидов для участия в степенных туристских походах и походах первой категории сложности. I ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ Туристские занятия очень многообразны. Начинается туристская работа с туристских прогулок, цель которых - заинтересовать ребят в познании своего края, вовлечь в туристско-краеведческую деятельность. Дополнительная цель для педагога, занимающегося с детьми-инвалидами – определить уровень физических возможностей детей. В подготовку туристского мероприятия, даже туристской прогулки продолжительностью в несколько часов, вовлекается как можно больше учащихся. Учителю не следует торопиться с ответом на вопросы «Куда? Когда? Какой маршрут? Кто пойдет в поход? Как одеться? Что брать с собой?». Лучше всего сказать так: «Давайте, ребята, решать вместе». Таким образом, детям дается свобода выбора, право самостоятельно решать важные для них вопросы. Все туристские премудрости школьники сразу не освоят, поэтому при подготовке первых походов отбираются для изучения с ребятами только самые основные вопросы. Это законы, правила и традиции юных туристов-краеведов, безопасность и дисциплина, бережное отношение к природе, простейшие туристские навыки (подбор одежды и снаряжения в соответствии с погодой и целями похода), краеведческие навыки и умения (наблюдение, записи, зарисовки). Накануне похода руководитель вместе с ребятами определяет, что надо взять с собой, назначает время сбора, инструктирует ребят о правилах поведения в транспорте. Хорошо если участвовать в походе согласится кто-то из родителей начинающих туристов. На маршруте ребята на практике знакомятся с реализацией законов и норм юных туристов. Не сразу получится организованное движение цепочкой — ребята сбиваются в группы, кто-то пытается забежать вперед, а кто-то отстал. Руководитель напомнит туристский закон: «Семеро одного ждут». Некоторые ребята с непривычки почувствуют усталость, начнут ныть. И на этот случай есть хорошее правило: «Если ты устал - помоги товарищу и тебе станет легче». На привале будет организован общий стол, на который ребята выложат взятые из дома бутерброды, пирожки, конфеты, ведь «каким бы маленьким ни был кусок хлеба, в походе его делят на всех». А после перекуса место привала должно быть приведено в порядок: «После нас - чище, чем до нас» Темы однодневных походов могут быть различными: знакомство с природой родного края, с памятниками истории, архитектуры и культуры, посещение производственных объектов и т.д. Поход можно совместить с заказанной заранее экскурсией или провести на маршруте несложные краеведческие наблюдения, например за сезонными изменениями в природе, поведением птиц и насекомых, определение съедобных и лекарственных растений. На привале можно организовать различные игры, конкурсы, соревнования. После похода учитель должен обязательно обсудить с ребятами его итоги, ведь турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, когда по нему идет и когда готовит о нем отчет. Следует поговорить о туристских правилах и традициях, похвалить наиболее инициативных ребят, указать на замеченные недостатки. Здесь же можно наметить и планы на будущее, выслушать и обсудить предложения самих ребят. Своеобразным отчетом о походе могут стать детские сочинения, стенгазета с фотографиями и рисунками учащихся, классный час, вечер с приглашением родителей. Необходимо стремиться к использованию в работе с детьми всего многообразия форм туристско-краеведческой деятельности, так как только при этом можно максимально полно удовлетворить их разнообразные интересы. Однако доминантой в содержании туристско-краеведческой деятельности является поход. Поход заключается в активном передвижении по маршруту - пешком, на лыжах, на водных судах, на велосипедах. Основу массового туризма составляют одно-, двух- и трехдневные походы. По целевым приоритетам все туристские походы условно можно подразделить на такие пять вариантов:
В зависимости от протяженности и сложности маршрута, количества дней, затрачиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным (см. таблицу).
2. ПОДГОТОВКА ПОХОДА |
Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных... Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Методические рекомендации для классных руководителей по формированию... Муниципальный центер дистанционного обучения муниципальное автономно общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная |
||
Образовательная программа дошкольного образования Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей... |
Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)... «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми |
||
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными... Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана... |
Методические рекомендации руководителям детских оздоровительных учреждений... Настоящие рекомендации подготовлены для руководителей детских оздоровительных учреждений в целях упорядочения деятельности учреждений... |
||
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой... Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов,... |
Апробация экзаменационных заданий для разных категорий участников... Инструктивно-методические материалы для разных категорий участников апробации с ограниченными возможностями здоровья |
||
С ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная)... «специальная (коррекционная) школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми |
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом... |
||
Методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных... Нормативно-правовые основы проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными... |
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования... Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении... |
||
«Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... |
Пояснительная записка. 1 Введение. Цели и задачи Программы. Принципы... Характеристики особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи |
||
«Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей,... |
Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов... В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения... |
Поиск |