Скачать 2.55 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ Содержание Введение
Введение Вступление в силу федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность дошкольного образовательного учреждения (работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья) нового направления - разработку адаптированной образовательной программы (далее - Программа). Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям, воспитателям и специалистам ДОУ в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую актуальность работе по проектированию АОП придает то обстоятельство, что тема формирования и реализации адаптированных образовательных программ мало разработана как в нормативном, так и научно-методическом, технологическом аспектах. Кроме того, практически отсутствует анализ содержания различных источников информации об особенностях составления и реализации таких программ, не описаны механизмы соединения в структуре и содержании АОП новых нормативных требований и накопленного в широкой практике специального (коррекционного) образования опыта организации образовательного процесса для детей с ОВЗ. Методические рекомендации знакомят с нормативно-правовой базой, со структурой адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, механизмами ее разработки, организацией мониторинга достижений ребенка в освоении адаптированной образовательной программы. РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В условиях реализации образовательными организациями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, начального общего образования и основного общего образования, определивших новые подходы к качеству образования, реальным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся, в том числе, с ограниченными особенностями здоровья, этого качества является основная образовательная программа соответствующего уровня образования (далее – ООП). Необходимо отметить, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано в дошкольных и общеобразовательных организациях: индивидуально, совместно с другими обучающимися в общеобразовательных классах (группах), в отдельных классах (группах), а также – в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Важно понимать, что при любом варианте образование ребенка с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Исходя из нормативных требований, любая образовательная организация, в которой есть дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать адаптированные образовательные программы (далее – АОП). При проектировании АОП важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой, отражать специфику ее реализации для обучающихся с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка. Особое значение для разработки содержательного и организационного разделов АОП имеет Концепция федерального государственного образовательного стандарта обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья.1 Данные материалы могут быть использованы разработчиками для формулирования целей и задач адаптированной образовательной программы, конкретизации принципов и подходов к ее реализации, планируемых результатов (целевой раздел), а также системы специальных условий освоения АОП обучающимися с конкретными видами нарушений здоровья (организационный раздел). При разработке образовательной организацией АОП особое значение имеет нормативный подход, в соответствии с которым разработчикам таких программ необходимо руководствоваться, прежде всего, нормативными основаниями. Нормативными основаниями, напрямую регламентирующими вопросы разработки адаптированных образовательных программ, являются Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, в т.ч. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, основного общего образования. Кроме того, важную роль в содержательном наполнении АОП играют отдельные распорядительные документы федерального уровня (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации). Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», во-первых, определяет статус адаптированных образовательных программ, во-вторых, формулирует полномочия и права образовательных организаций по их разработке и реализации, в-третьих, предъявляет требования к организации получения образования обучающимися с ОВЗ в соответствии с правами последних. Обзор положений Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья представлен в Приложении 1, таблице 1. Для понимания статуса АОП необходимо рассматривать понятие «адаптированная образовательная программа» как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов, адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.2 Адаптированная образовательная программа является обязательным локальным нормативным актом образовательной организации, который должен обеспечивать на институциональном уровне реализацию целей общего образования соответствующего уровня.3 Так, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. При этом освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Важными для понимания роли и места АОП в образовательном процессе образовательной организации являются статьи 11, 12 и 79 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», в которых акцентируется внимание на том, что:
Закон определяет также, что образовательная программа отражает совокупность компонентов федеральных государственных образовательных стандартов, которая включает в себя требования к:
Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования являются предметом государственной аккредитации. Адаптированные образовательные программы дошкольного образования аккредитации не подлежат, однако, являются объектом государственного контроля и надзора в сфере образования, а также внутренней системы оценки качества. Полномочия и права образовательных организаций по разработке и реализации АОП четко сформулированы в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Во-первых, образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям6; предоставить условия для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;7 осуществлять психолого-педагогическую помощь таким обучающимся, которая включает в себя:
Во-вторых, образовательная организация вправе иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся; психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся9; использовать при реализации образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;10определять содержание образования, выбирать учебно-методическое обеспечение11. Наконец, для уточнения нормативных подходов к проектированию и реализации адаптированных образовательных программ, сформулированных в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» важно рассмотреть права обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) на получение образования, а также требования к организации обучения таких обучающихся. Под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.12 Категории таких обучающихся также выделены в законе: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие.13 Дети с ОВЗ при обучении по адаптированным образовательным программам (а также их родители, законные представители) помимо общих для всех обучающихся прав имеют право: обучаться на основании заключения медицинской организации и обращения родителей (в письменной форме) в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия; обучаться на дому или в медицинских организациях;14 получать бесплатную психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь;15 обучаться по адаптированной образовательной программе,16 в том числе по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой такой программы,17 в специально созданных для получения образования условиях;18 а также выбирать формы получения образования и формы обучения с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии19. Родители обучающихся с ОВЗ имеют право высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.20 Таким образом, ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет: понятие «адаптированная образовательная программа», ее статус обязательного локального акта образовательной организации, в которой обучаются дети с ОВЗ; формулирует нормативные требования к структуре, содержанию и результатам реализации адаптированных образовательных программ, а также объем полномочий и ответственности образовательной организации по разработке и реализации АОП в соответствии с правами обучающихся с ОВЗ. Другим нормативным основанием, четко регламентирующим структуру и содержание адаптированных образовательных программ образовательных организаций, являются федеральные государственные образовательные стандарты. В силу того, что законом «Об образовании в Российской Федерации»федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) определен как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня,21 при этом требования включают в себя требования к структуре образовательных программ, условиям их реализации, а также результатам освоения таких программ и одновременно являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.22Образовательной организации при разработке АОП необходимо в полной мере отразить требования ФГОС к структуре и содержанию образовательных программ. Данные требования к результатам, структуре и условиям освоения образовательных программ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.23 Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты разработаны для каждого уровня образования, постольку выделяются следующие основные образовательные программы:
В целом, при проектировании адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего или основного общего образования образовательные организации должны обеспечить выполнение ФГОС соответствующего уровня. При проектировании АОП, отборе форм и технологий ее реализации руководителям образовательных организаций важно увидеть все особенности образования детей с ОВЗ, описанные в ФГОС, проанализировать их с точки зрения преемственности на разных уровнях образования, а, следовательно, выбрать эффективную технологию проектирования. Сравнительный анализ положений ФГОС дошкольного и начального общего образования, отражающих требования к образованию обучающихся с ОВЗ, представлен в Приложении 2, Таблице 2. В целом, требования федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования носят комплексный характер и предполагают их анализ и осмысление при разработке и реализации образовательной организацией адаптированных образовательных программ. При разработке образовательной организацией адаптированной образовательной программы необходимо руководствоваться также приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждающими Порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам.25 Данные распорядительные акты являются обязательными для исполнения всеми образовательными организациями. В этих нормативных документах конкретизируются особенности организации образовательного процесса для воспитанников и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обязательно должны учитываться в содержании. Так, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования регламентирует, что образование воспитанников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации может осуществляться в группах компенсирующей или комбинированной направленности, а также в специализированных дошкольных образовательных организациях.26 При этом в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, без которых невозможно или затруднено их освоение. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна обеспечить следующие условия в зависимости от характера ограничения здоровья:
Регламентируется данным распорядительным актом и численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе: до 15 человек27Кроме того, к специальным условиям реализации АОП относится и следующая норма: при получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. При разработке дошкольными образовательными организациями АОП необходимо руководствоваться вышеперечисленными нормами. При определении оснований для разработки в образовательной организации адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего (пояснительная записка целевого раздела) необходима ссылка на содержание соответствующих приказов Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» и «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».28 В данных документах зафиксировано, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе соответствующего уровня образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. При формировании содержания адаптированных образовательных программ целесообразно изучить отдельные распорядительные документы федерального и регионального уровней с целью отражения их положений в соответствующих разделах АОП. Так, в Письме Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»29описаны модели интеграции детей с ОВЗ в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения, школы. Эти модели не потеряли актуальность и в условиях нового законодательства и могут быть использованы, в частности, при разработке программы коррекционной работы. Среди современных распорядительных документов федерального уровня важно отметить Письмо Министерства образования и науки РФ «Окоррекционном и инклюзивном образовании детей».30 В Письме описана специфика деятельности в современных условиях специальных образовательных организаций реализующих АОП для обучающихся глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, а также со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Определено в качестве инновационного направления – развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов, предоставление возможности выбора для ребенка образовательного и реабилитационного маршрута, определения формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, на основе решений психолого-медико-педагогических комиссий, исходя, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. Данные материалы могут быть положены в основу определения стратегии реализации АОП и отражены в разделах «Система условий», «Учебный план». |
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
||
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
РФ, студентов учреждений спо и впо педагогического профиля, слушателей... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
||
РФ, студентов учреждений спо и впо педагогического профиля, слушателей... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
Пояснительная записка 6-30 Значимые характеристики, в т ч особенности развития детей раннего и дошкольного возраста (в т ч дети с овз) |
||
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
Пояснительная записка в соответствии с требованиями пункта 6 статьи... Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с овз |
||
Учебно-методический комплекс по мдк. 02. 01 Теоретические и методические... Мдк. 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста |
Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному... Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. Алексеевна., Тригуб Л. М., Феклистова... |
||
Пояснительная записка Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста |
Методические рекомендации по использованию региональных ресурсов... Овз на основе содержания портала дистанционного обучения спб рцоко и ит и анализа опыта использования портала в общеобразовательных... |
||
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений Организация переходного периода для детей с овз старшего дошкольного возраста при интеграции в массовое образовательное учреждение... |
Рабочая программа «открой себя» /для детей старшего дошкольного возраста... Разработала: воспитатель группы компенсирующей направленности Кулагина Светлана Владимировна |
||
Конструктивно модельная деятельность детей дошкольного возраста Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной... |
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих... ... |
Поиск |