Инструктивно-методические материалы для разных категорий участников апробации с ограниченными возможностями здоровья
(Апробация экзаменационных заданий для разных категорий участников государственной итоговой аттестации (по программам ОСНОВНОГО общего и СРЕДНЕГО общего образования) с ограниченными возможностями здоровья по 14 учебным предметам)
Возможность выбора формы ГИА лицами с ОВЗ
Апробируемые спецификации и образцы экзаменационного материала (тексты, темы, задания, билеты) разработаны с целью учета особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), участников государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам основного общего и среднего общего образования.
Форма экзамена выбирается выпускником с ОВЗ и его законными представителями по медицинским показаниям с учетом особых образовательных потребностей обучающегося и индивидуальной ситуации развития.
Чтобы правильно выбрать форму экзамена необходимо познакомиться с экзаменационными моделями, системой оценивания, образцами заданий и инструкций к ним. В данных инструктивно-методических материалах в обобщенном виде представлена информация об особенностях экзаменационных материалов.
Более подробное представление об экзаменационных материалах можно составить, познакомившись со спецификациями экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по учебным предметам (устная и письменная формы) для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО общего и СРЕДНЕГО общего образования.
По десяти учебным предметам (русский язык, математика, литература, история, обществознание, география, химия, биология, физика и информатика и ИКТ) для двух ступеней образования представлены следующие документы:
Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по предмету (устная форма), к которому предлагается образец экзаменационного материала.
Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по предмету (письменная форма), к которой прилагается план экзаменационной работы и образец экзаменационного материала.
По иностранным языкам в силу специфики конструирования экзаменационных материалов представлена единая спецификация для государственного выпускного экзамена в устной форме и единая спецификация для государственного выпускного экзамена в письменной форме. Для каждого из предметов (английский язык, немецкий язык, испанский язык и французский язык) предложены образцы экзаменационных билетов и образцы экзаменационных работ
Формы ГИА
ГИА-9 проводится в следующих формах: ОГЭ (шрифт Брайля)1, ГВЭ-9 (устный экзамен по билетам), ГВЭ-9 (письменный экзамен).
ГИА-11 проводится в следующих формах: ЕГЭ, ЕГЭ (шрифт Брайля)2, ГВЭ-11 (устный экзамен по билетам), ГВЭ-11 (письменный экзамен).
Способы учета потребностей различных категорий лиц с ОВЗ при проведении ГИА
Выделяются следующие способы учета потребностей различных категорий лиц с ОВЗ при проведении ГИА:
Особенности процедуры проведения ГИА
Специфика формы представления экзаменационной работы (при помощи рельефно-точечного шрифта Брайля для слепых обучающихся) и процедуры разработки экзаменационных материалов.
Специфика экзаменационных материалов (с предоставлением возможности выбора формы экзамена). Экзаменационные материалы могут различаться по ряду параметров:
вариативность экзаменационной модели (по всем предметам выделяется устная и письменная формы ГВЭ, по обязательным предметам ГВЭ (русский язык и математика) разработаны вариативные формы);
уровни сложности заданий, их количество в экзаменационном материале;
требования к объему развернутых ответов;
требования к отбору текстов и формулировкам заданий (дополнительные требования к конструированию заданий для разных категорий участников ГИА с ОВЗ);
требования к использованию в экзаменационных материалах иллюстративного ряда;
специфика критериев оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом;
особенности инструктивных материалов для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
Особенности ГВЭ в устной форме
Из приведенной в приложении таблицы видно, что ГВЭ в устной форме могут выбирать преимущественно следующие категории участников с ОВЗ:
слепые обучающиеся и поздноослепшие обучающиеся, не владеющие рельефно-точечным шрифтом Брайля
обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Экзаменационные материалы для ГВЭ в устной форме представляют собой билеты
(не более 15), включающие практические задания, критерии оценивания заданий и работы в целом, рекомендации пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (по точным предметам отдельным файлом прилагаются ответы). Содержание вопросов билетов – наиболее значимые элементы предметных курсов (по результатам экспертизы).
В экзаменационном материале для ГВЭ в устной форме отражается специфика предмета:
Русский язык, иностранные языки – задание к приведенному тексту.
Математика – задачи.
Физика, химия, информатика и ИКТ – теоретический вопрос и задача.
Литература, география, история, обществознание, биология – проблемные вопросы.
Особенности ГВЭ в письменной форме
ГВЭ в письменной форме могут сдавать все категории обучающихся с ОВЗ, кроме тех, кто по состоянию здоровья не может оформлять работу письменно (обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Экзаменационные материалы ГВЭ в письменной форме включают: инструкции для обучающихся, систему заданий, ответы и критерии оценивания заданий для экспертов, рекомендации по переводу баллов в отметки.
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 и ГВЭ-11 в письменной форме по предметам по выбору максимально приближены к ОГЭ и ЕГЭ (соответственно), но число заданий с развернутым ответом сокращено, внесены коррективы в инструкции и систему оценивания.
Экзаменационные модели ГВЭ-9 и ГВЭ-11 в письменной форме по обязательным экзаменам в государственной итоговой аттестации (русский язык и математика) существенно отличаются от ОГЭ и ЕГЭ.
Краткая информация об экзаменационных материалах
по обязательным экзаменам
Экзаменационные материалы для ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по русскому языку составлены с учетом возможностей разных категорий обучающихся с ОВЗ. В целях быстрой ориентации в типах экзаменационного материала номер экзаменационного материала маркируется разными буквами.
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся (маркировка «А»): изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника; экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.
Слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля (маркировка «С»): изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника; экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы.
Глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи (маркировка «К»): изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника; особенности: допускается написание подробного изложения (по выбору выпускника); требования к минимальному объему сочинения сокращены; тексты для изложения сюжетны и адаптированы с учетом категории экзаменуемых, формулировки заданий упрощены, особые критерии оценивания и инструкции к заданиям.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (маркировка «Д»): диктант с особыми критериями оценивания.
Экзаменационные материалы ГВЭ-11 в письменной форме по математике имеют две возможные буквенные маркировки: «А» или «К»
Контрольная работа с маркировкой «А» рассчитана на все категории обучающихся с ОВЗ, кроме обучающихся с задержкой психического развития и тех, кто не может оформлять работу письменно. Она включает 12 заданий:
10 заданий с кратким ответом: требуется запись ответа в виде целого числа или конечной десятичной дроби (частными случаями заданий с кратким ответом являются задания с выбором одного или нескольких вариантов из предложенного списка (утверждений, объектов и т.п.), а также задания на установление соответствия между элементами двух списков;
2 задания с развёрнутым ответом: требуется запись полного обоснованного решения и ответ.
Максимальное количество баллов – 14 баллов. Нижняя граница выставления отметки «3» составляет 4 первичных балла.
Контрольная работа с маркировкой «К» рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития. Она включает 10 заданий с кратким ответом: требуются запись ответа в виде целого числа или конечной десятичной дроби (частными случаями заданий с кратким ответом являются задания с выбором одного или нескольких вариантов из предложенного списка (утверждений, объектов и т.п.), а также задания на установление соответствия между элементами двух списков.
Максимальное количество баллов – 10 баллов. Нижняя граница выставления отметки «3» составляет 3 первичных балла.
В приложении 1 представлены Способы учета потребностей различных категорий лиц с ОВЗ при разработке экзаменационных материалов для государственной итоговой аттестации.
Приложение 1
Способы учета потребностей различных категорий лиц с ОВЗ при разработке экзаменационных материалов для государственной итоговой аттестации по программам ОСНОВНОГО общего и СРЕДНЕГО общего образования
№
|
Категории обучающихся с ОВЗ
|
ОГЭ, ЕГЭ
|
ГВЭ-9, ГВЭ-11
|
1
|
Глухие обучающиеся
|
Учет потребностей данной категории участника с ОВЗ осуществляется через процедуру ЕГЭ и ОГЭ (КИМ не имеют специфики)
|
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 (письменная форма), ГВЭ-11 (письменная форма) по русскому языку и математике маркированы буквой «К».
Особенности экзаменационных материалов по русскому языку: сочинение или изложение (сжатое или развернутое) с творческим заданием сжатое.
1) Требования к минимальному объему развернутых ответов сокращены.
2) Тексты строятся на понятном сюжете
3) Формулировки заданий просты и конкретны.
4) Особые критерии оценивания.
5) Особые инструкции к заданиям.
6) Допускается не только сжатое, но и развернутое изложение
7) требования к объему ответов сокращены
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 (письменная форма), по математике маркированы буквой «А», т.е. совпадают с экзаменационными материалами для обучающихся без ОВЗ.
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ
|
2
|
Слабослышащие
и позднооглохшие обучающиеся
|
Учет потребностей данной категории участника с ОВЗ осуществляется через процедуру ЕГЭ и ОГЭ (КИМ не имеют специфики)
|
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 (письменная форма), ГВЭ-11 (письменная форма) по русскому языку и математике маркированы буквой «А», т.е. совпадают с экзаменационными материалами для обучающихся без ОВЗ.
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ.
При сложных дефектах возможно использование экзаменационных моделей, разработанных для глухих обучающихся (см. п 1)
|
3
|
Слепые обучающиеся
|
Слепые обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля
Перевод на шрифт Брайля экзаменационных материалов ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ-9) обеспечивается
на региональном уровне; ГИА-11 (ЕГЭ и ГВЭ-11) – на федеральном уровне
|
КИМ ОГЭ и ЕГЭ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но имеются следующие особенности: в текстах сведены к минимуму визуальные образы, уменьшено количество иллюстративного материала
|
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (письменная форма) по математике не имеют специфики (маркировка буквой А), по русскому языку имеет маркировку буквой «С». Данные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы, уменьшено количество иллюстративного материала.
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ.
|
Слепые обучающиеся, не владеющие шрифтом Брайля
|
|
ГИА-9 и ГИА-11 по всем предметам сдаются в форме ГВЭ-9 (устная форма) и ГВЭ-11 (устная форма) по билетам
|
4
|
Слабовидящие
и поздноослепшие обучающиеся
|
Поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля
|
КИМ ОГЭ и ЕГЭ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но имеются следующие особенности: в текстах сведены к минимуму визуальные образы, уменьшено количество иллюстративного материала.
|
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (письменная форма) по математике не имеют специфики (маркировка буквой А), по русскому языку имеет маркировку буквой «С». Данные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы, уменьшено количество иллюстративного материала.
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ.
|
Поздноослепшие обучающиеся, не владеющие шрифтом Брайля
|
|
ГИА-9 и ГИА-11 сдают в форме ГВЭ-9 (устная форма) и
ГВЭ-11 (устная форма) по билетам
|
Слабовидящие обучающихся
|
Сдают ОГЭ и ЕГЭ с использованием напечатанных в увеличенном формате КИМ ОГЭ и ЕГЭ
|
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (письменная форма) по русскому языку и математике маркированы буквой «А» (т.е. аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ).
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ.
Экзаменационные материалы печатаются в увеличенном формате.
|
5
|
Обучающиеся
с тяжелыми нарушениями речи
|
Учет потребностей данной категории участника с ОВЗ осуществляется через процедуру ЕГЭ и ОГЭ
(КИМ не имеют специфики).
|
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 (письменная форма), ГВЭ-11 (письменная форма) по русскому языку и математике маркированы буквой «К». Особенности экзаменационных материалов по русскому языку: сочинение или изложение (сжатое или развернутое) с творческим заданием сжатое
1) Требования к минимальному объему развернутых ответов сокращены.
2) Тексты строятся на понятном сюжете
3) Формулировки заданий просты и конкретны.
4) Особые критерии оценивания.
5) Особые инструкции к заданиям.
6) Допускается не только сжатое, но и развернутое изложение
7) требования к объему ответов сокращены
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (письменная форма) по математике не имеют специфики (маркировка буквой А).
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ
|
6
|
Обучающиеся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
|
Учет потребностей данной категории участника с ОВЗ осуществляется через процедуру ЕГЭ и ОГЭ
(КИМ не имеют специфики).
|
Обучающиеся данной категории ОВЗ в зависимости от состояния здоровья могут сдавать ГВЭ как в письменной, так и в устной форме.
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (письменная форма) по русскому языку и математике маркированы буквой «А» (т. е. аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ).
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная и устная формы) и ГВЭ-11 (письменная и устная формы) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ.
|
7
|
Обучающиеся
с задержкой психического развития
|
Учет потребностей данной категории участника с ОВЗ осуществляется через процедуру ЕГЭ и ОГЭ (КИМ не имеют специфики).
|
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 (письменная форма), ГВЭ-11 (письменная форма) по русскому языку и математике маркированы буквой «К». Особенности экзаменационных материалов по русскому языку: сочинение или изложение (сжатое или развернутое) с творческим заданием сжатое
1) Требования к минимальному объему развернутых ответов сокращены.
2) Тексты строятся на понятном сюжете
3) Формулировки заданий просты и конкретны.
4) Особые критерии оценивания.
5) Особые инструкции к заданиям.
6) Допускается не только сжатое, но и развернутое изложение
7) требования к объему ответов сокращены
Особенности экзаменационных материалов по математике: контрольная работа включает не 12, а 10 заданий с кратким ответом базового уровня сложности.
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ
|
8
|
Обучающиеся
с расстройствами аутистического спектра
|
Учет потребностей данной категории участника с ОВЗ осуществляется через процедуру ЕГЭ и ОГЭ (КИМ не имеют специфики).
|
ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (письменная форма) по русскому языку проводится в форме диктанта (экзаменационный материал маркирован буквой «Д»). Оценка диктанта осуществляется по особым критериям.
Экзаменационные материалы ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (письменная форма) по математике маркированы буквой «А» (т.е. аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ).
Экзамены по выбору в форме ГВЭ-9 (письменная форма) и ГВЭ-11 (письменная форма) универсальны для всех категорий обучающихся с ОВЗ.
|
|