Скачать 0.69 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Проект Д.В. Григорьев, к.пед.н., П.В. Степанов, к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (1-9-Х КЛАССОВ) 1. ПОНЯТИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности? Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическая, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности. В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть в полной мере опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность, а также частично – и в других видах внеучебной деятельности. В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности. Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач. На наш взгляд, результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, гражданином, свободным человеком. (В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы). Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает. 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Каждому уровню результата внеучебной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, т.е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеучебной деятельности (это показано в разделе 4 и обосновано на примерах – в разделе 5). Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «себе подобным» ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка, подростка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное социальное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой (особенно, если в дискуссии участвуют внешние эксперты, незаинтересованные в подыгрывании детским мнениям). Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать». Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не способствует повышению качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Обнаружение взаимосвязи результатов и форм внеучебной деятельности позволяет: во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате; во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности; в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеучебной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, действий и достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеучебной деятельности школьников. 4. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Опираясь на взаимосвязь результатов (по уровням) и форм внеучебной деятельности, мы разработали Методический конструктор внеучебной деятельности (его содержательная модель представлена в Таблице 1). Используя этот конструктор, педагоги и школы смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности). Каждый блок включает в себя: - краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников; - описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности; - рекомендации педагогам по достижению каждого из трех уровней результатов данного вида внеучебной деятельности. В разделе 5 будет приведено описание трех блоков – познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения. Таблица 1. Методический конструктор внеучебной деятельности
|
Пояснительная записка рабочая программа составлено на основе следующих... «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся» |
Дипломная работа На тему: Формирование самостоятельной деятельности... Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов |
||
Методические рекомендации по организации развивающей деятельности... Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием |
Из опыта работы по организации проектно-исследовательской деятельности... В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности... |
||
Доклад Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения |
Публичный доклад моу сош №37 Октябрьского района городского округа г. Уфа рб Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения |
||
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы мбоу сош №16 мо г -к Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы мбоу сош №16 мо г-к Анапа |
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы моу берёзовской сош 2012 г Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время |
||
«Методические рекомендации по организации деятельности учреждений... Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продлённым днём обучения и углублённым учебно-тренировочным... |
Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших... В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников |
||
Сборник материалов для проведения классных часов по тематике безопасности... Рекомендуется для работы учителей, классных руководителей при подготовке тематических классных часов, а также для учащихся при подготовке... |
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов может... Основные результаты инновационной деятельности образовательных учреждений Петродворцового района в 2015-2016 учебном году |
||
Публичный отчёт Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения... Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения |
Доклад Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя... Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения |
||
Программа для подготовки по профессии «Тракторист машинист» предназначена... «тракторист-машинист» для 8-9 классов основной школы и 10-11 классов средней школы; прошла полную апробацию, но, тем не менее, в... |
Учебные мастерские предназначены для: трудового обучения учащихся... На базе учебных мастерских школы может осуществляться предпрофильное, профильное и профессиональное обучение учащихся 8-11 классов... |
Поиск |