Государственное областное бюджетное учреждение
Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Методические рекомендации
«ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ»
Мурманск, 2017г.
Содержание
Введение………………………………………………………………...…3
Семейное неблагополучие как фактор социального сиротства…….…..4
Межведомственное взаимодействие органов и учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия….7
Постановление Правительства Мурманской области от 22 июля 2016 года N 355-ПП/7 Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия....10
Работа социально-психологической службы по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия……………...…..16
Работа социального педагога по сопровождению неблагополучной семьи. Модель 4-х ступенчатого многоуровневого сопровождения семьи.............................................................................................................18
Работа педагога-психолога с неблагополучной семьей……………………………………………………………...………20
Профилактика социального сиротства через групповую форму работы с родителями и детьми…………………………………………….……….23
Литература…………………………………………………………..……25
Приложение 1 «Индивидуальная карта клиента»
Приложение 2 «Тренинговая программа для родителей «Учусь понимать своего ребенка!»
Введение
Проблема социально сиротства на сегодняшний день является характерной для многих развитых и развивающихся стран. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу, по развитию и воспитанию таких детей.
Сиротство - социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» использует следующие понятия детей-сирот, дающие возможность представить изучаемую проблему с разных сторон: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей (умерли) или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленные умершими, отбывающие наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений.
Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие различных причин. Однако в XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в наличии в обществе детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Социальное сиротство - актуальная проблема современности, и в ней выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, которые проживают в неблагополучных семьях и чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи.
Именно поэтому, профилактическая работа с неблагополучными семьями является приоритетным направлением в предупреждении и предотвращении социального сиротства. Наиболее эффективно данная работа будет строиться в межведомственном взаимодействии различных органов и учреждений по работе с семьей, в том числе и социално-психологические службы различных организаций.
Семейное неблагополучие как фактор социального сиротства
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оствшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Наряду с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей, распространенным явлением в последние время стало увеличение размеров социального сиротства и появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.
Среди неблагоприятных факторов социального сиротства Л.М. Шипицина отмечает, во-первых, рост числа разводов. Из-за разводов большое количество детей остается без одного из родителей, как правило, без отца. Во-вторых, увеличение числа неполных семей, образующийся при этом суженный круг внутрисемейного общения, трудности в общении со сверстниками приводят к невротическим симптомам. В-третьих, это материальные трудности семьи, безработица родителей.
Социальное сиротство является следствием семейного неблагополучия.
Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы уже давно не задумываемся, а что, собственно, это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ни чего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка это семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, понятие «неблагополучие семьи» может рассматриваться только в системе отношений «семья – ребенок», так как именно в большинстве случаев данное определение возникает в отношении конкретного ребенка, на кого это неблагополучие воздействует.
Неблагополучные семьи – это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющихся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образованием и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
Выделяю следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья – наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Аморальная семья – семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркомания и др.).
В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.
Педагогически несостоятельная семья – семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
Асоциальная семья – семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин:
- Причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.
- Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.
- Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, или имеет только опыт неблагополучия семьи, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.
Межведомственное взаимодействие органов и учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия
Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия подразумевает комплекс мер по работе с родителями и детьми с целью формирования и сохранения нормальных семейных отношений, ориентации на здоровый образ жизни, возрождения института семьи и брака. Организовать эффективную работу в данном направлении можно только через межведомственное взаимодействие органов и учреждений профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия.
Органы и учреждения, входящие в систему профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания);
специальные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);
органы управления образованием и образовательные учреждения;
специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи и учреждения по делам молодежи (центры социально-психологической помощи молодежи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи; молодежные клубы и иные учреждения);
органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
подразделения криминальной милиции органов внутренних дел;
органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основными путями и средствами оптимизации межведомственного взаимодействия органов и учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия являются:
обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной базой;
четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы;
предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполненными функциями и поставленными задачами;
создание общей концепции совместных действий;
оптимизация работы межведомственного координирующего звена.
Задачами межведомственного взаимодействия являются:
создание системы эффективного межведомственного взаимодействия – социального партнерства при решении проблемы профилактики семейного неблагополучия;
создание программ ранней профилактики семейного неблагополучия путем направления усилий на работу с детьми (начиная с раннего возраста), будущими родителями, беременными женщинами и семьями;
выявление семей, имеющих факторы риска формирования семейного неблагополучия и создание системы мер, направленных на коррекцию выявленных факторов риска с целью сохранения семьи и семейных отношений и профилактики социального сиротства;
выявление неблагополучных семей, создание банка данных семейного неблагополучия с целью проведения комплекса психолого-педагогических, медицинских, социальных, экономических и юридических реабилитационных мероприятий с выявленными семьями и сопровождение их для решения вопроса профилактики социального сиротства;
развитие системы психологических, медицинских, социальных, юридических, экономических и профессиональных мер, направленных на сопровождение семей, осуществляющих опеку, попечительство или усыновивших (удочеривших) ребенка из социально-неблагополучной семьи с целью оказания им помощи и профилактики формирования социального сиротства;
проведение анализа эффективности проводимых мероприятий и внесение на его основе изменений в процесс реабилитации и функционирования межведомственного взаимодействия.
Деятельность органов и учреждений системы профилактики социального сиротства осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
принцип межведомственного взаимодействия – определяет порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
принцип законности – предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в работе с осужденными несовершеннолетними и их семьями;
принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и их семьями, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических.
Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семьи и детей на подведомственной территории и необходимой для осуществления деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами.
|